Часть 1. Развивающая среда дома



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Развивающая среда дома



С чего все начинается?

Спорткомплекс, «домики» и «гнездышки»

Интеллектуальное развитие

Учебные пособия своими руками

Игрушки

Учимся мастерить

Наши технические изобретения

Магия пространства

Бревна, палки и веревки

Музыка и танцы

Книги

Рисование

Руль и «обычные» предметы

Безграничность квартиры

 

Часть 2. Развивающая среда на улице

С чего начинается прогулка?

Игры с огнем

Мини-туризм

Опасная зона: играем в сталкеров

Потребность в приключениях

Игрушки для улицы

У озера

Общение с Природой

 

Часть 3. Развивающая среда на даче

Особое место для жизни

Наш дачный дом

На участке

Можно лазать

Прогулки

Пилить, строгать и строить

Небо, поле и звезды

 

Часть 4. Домашние игры и тренировки

Правила детской игры

Разнообразие игр

Драматизм игр

Паузы

Спортивные тренировки

Методика тренировок

Бег по квартире

Чудесные грызуны

Мечты

 

Часть 5. Постоянная динамика

Дошкольный период

Школьный период

Размеренные ритмы

Индивидуальный стиль

Участие детей

Параметры безопасности

Что такое безграничность?

 

 

Предисловие

Мой опыт – это опыт семейной педагогики. Я начал свой родительский путь 23 года назад – когда мы ждали первого ребенка. С тех пор моя жизнь круто изменилась и пошла в новом русле. Роль «активного папы» оказалась столь интересной для меня, что скоро переросла в профессию. Вместе со своими детьми (которых постепенно сделалось четверо) я отправился в путешествие по дорогам детского мира. Алена, Тима, Коля и Маша стали моими главными вдохновителями, проводниками и учителями.

После 20 лет этого удивительного путешествия я стал писать книги для родителей, педагогов и детских психологов – стал описывать свой практический опыт. В книге «Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми» описан наш семейный стиль рисования, живописи и дизайна. Книга «Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» повествует о формах развития речи и о таинстве сочинения и рассказывания сказок. В «Повести о педагогической свободе» подробно изложена моя система семейного обучения. В короткой, но очень концентрированной книжке «Ты умеешь хорошо учиться?!» говорится о методах эффективной самостоятельной учебы.

Ну а данная книга описывает мой опыт организации развивающего пространства для своих детей. Причем слово «пространство» понимается в максимально широком смысле. Не вдаваясь в философию, я сосредоточусь тут на многофункциональном пространстве квартиры и улицы, на организации игр и занятий с детьми в семье, на некоторых наших изобретениях, на максимально конкретном описании ситуаций.

Я вовсе не претендую ни на какие однозначные рекомендации. Я просто рассказываю о том, как это было у нас в семье. А заодно излагаю некоторые свои идеи, наблюдения, результаты многолетних размышлений, мечты.

В центре всего повествования – принцип безграничности. Это ключевая идея книги, главный практический ориентир для меня во всем многообразии создаваемых развивающих ситуаций на протяжении более чем двух десятков лет. Если вы достаточно глубоко поймете этот принцип, то создание развивающей среды для детей любого возраста будет для вас не проблема.

Охватываемый возраст – дошкольный, начальный школьный и средний школьный. В старших классах мои дети естественным образом переходили в другие пространства развития – которые не я создавал и не я организовывал. «Семейное гнездо», выполнив свою роль, уступало место социальным энергиям, активному общению вне дома, другим интересам.

Сейчас я создаю пространство развития только для младшей дочки Маши. Но и ей уже 13 лет. Скоро, наверное, и ей «семейное гнездо» станет тесным. Хотя пока этого не заметно.

Еще 15-20 лет назад, играя со своими детьми, я часто думал, что когда-нибудь опишу весь этот разнообразный опыт создания дома развивающей среды, использования возможностей улицы, проведения с детьми спортивных тренировок… Многие воспоминания очень живо встают передо мной – словно бы и не прошло столько лет.

Моя цель состоит и в том, чтобы рассказать о конкретных формах, и в том, чтобы показать стержневые принципы, из которых все эти формы рождались и рождаются. Но главное – я хочу передать настроение, вдохновение, состояние творческого родительско-педагогического поиска. Потому и акцент делаю не на логичности и упорядоченности, а на живости и эмоциональности.

Мой опыт осуществлялся в довольно сложных условиях. С 1999 года я растил троих своих младших детей один. Да и до того психологические, бытовые и финансовые условия у нас в семье были сложные. Но это вовсе не стало преградой постоянному эксперименту – просто направило его в особое русло.

Существенную роль играло также то, что мои дети учились не в школе, а дома (по форме семейного обучения). Да и до школы они не ходили в детский сад. Наша небольшая квартира была основным местом, где происходило их развитие. Соответственно, создание полноценного развивающего пространства было особенно важным.

Каждая семья уникальна. Все взрослые имеют несколько различные взгляды на то, как воспитывать, как развивать, как обучать детей. Но обмен опытом, думаю, может быть полезен. Возможно, мой подход покажется кому-то слишком радикальным и во многом странным. Но я ведь и не призываю никого действовать в точности так, как действовал я (да и не опишешь ведь всех условий и обстоятельств, всех факторов, которые приходилось учитывать). Однако, с другой стороны, могу сказать, что мой подход к воспитанию, развитию и обучению детей в целом достаточно эффективен.

Мне бы хотелось, чтобы моя книга дала вам, уважаемые читатели, пищу для размышлений и ключи к вдохновению. Я приглашаю вас в свою семейную творческую лабораторию – на свободную экскурсию с элементами мастер-класса и с небольшими лирическо-обобщающими паузами. Многое описанное тут настолько конкретно и практично, что может быть использовано прямо сразу. Для полноценного проживания других тем, затронутых в книге, может потребоваться много лет. Но во всем этом вы легко ощутите единый стиль – стиль совместного с детьми радостного познания самых простых и обычных предметов, пространств, игр, ситуаций.

 

Часть 1. Развивающая среда дома

С чего все начинается?

Все начинается, на мой взгляд, с личной внутренней позиции родителя или педагога. От того, каких взглядов на мир детства и происходящие в нем процессы придерживается взрослый, зависит очень многое. Считаете ли вы важным создание дома особой развивающей среды для ваших детей? Или вам больше по душе взрослые представления об уюте и комфорте, а ребенку вы просто сделаете «детский уголок»? Или, может, вы полагаете, что вашему чаду вполне достаточно пребывания в специальной развивающей среде в детском саду или на занятиях в детском развивающем центре?

Ребенок будет развиваться в любом случае. Он так устроен, что из любых условий извлекает материал и возможности для познания мира, для самых разных видов деятельности. Для него все – развивающая среда.

Мне кажется, ключ в том, насколько взрослому самому интересно заниматься созданием «более продвинутой» среды для воспитания и обучения. Вам лично это интересно? Вы готовы тратить время, силы, средства на такие дела? И вообще вам нравится заниматься с детьми, играть с ними? Вы готовы искать нестандартные решения? Вам хочется открывать обширные возможности в самых, казалось бы, обычных игровых и бытовых условиях?

Пространство, в котором находится человек, чрезвычайно важно. Если этого не увидеть со всей ясностью и определенностью, ничего не получится. То, среди чего мы живем, играем, учимся, работаем, оказывает на нас огромное влияние. Иногда мы его осознаем, иногда не осознаем. Но сам факт, по-моему, неоспорим. И для детей (особенно маленьких) тут все особенно значимо и особенно сопряжено с глубинными психологическими процессами, с развитием интеллекта, с раскрытием потенциала физических возможностей, с полнотой эмоциональной сферы.

Пространство – это язык, на котором мир говорит с ребенком. Взрослый человек обычно относится к интерьеру в основном функционально и эстетически. Для него шкаф представляет собой место для хранения одежды. Если шкаф еще и красиво выглядит, если удачно сочетается с остальной мебелью – совсем хорошо. Вот и все.

Но посмотрите на шкаф глазами ребенка! Первое: в шкаф можно спрятаться, там внутри уютно – как в домике. Второе: на шкаф можно залезть, можно там сидеть и оттуда смотреть на все сверху. Третье: на шкаф можно прикрепить мишень и метать в нее дротики. Четвертое: наши домашние любимцы-грызуны, когда их пускаем побегать, всегда в первую очередь бегут под шкаф – похоже на нору. Пятое: за шкафом много пыли…

Точно так же можно увидеть отличия в отношении взрослых и детей к большинству предметов, ко всему пространству квартиры. И если детский подход понять и почувствовать, то открывается возможность взаимодействовать с детьми на языке пространства – как они его ощущают.

Год за годом я наблюдал за детьми, играл с ними, делал вместе с ними самые разные дела – и через это учился чувствовать организацию пространства так, как чувствуют они. Оказывается, все очень просто! Почему взрослые дяди и тети так фундаментально забыли себя в юные годы?! Логика детской игры, логика естественного развития растущей личности, логика детских образов – все это настолько близко, что прямо диву даешься!

Итак, исходный пункт – умение понять ребенка, умение взглянуть на окружающее пространство его глазами, умение почувствовать его интерес и его систему ценностей. А уже отсюда строятся все конкретные вещи, интерьеры и занятия. И нужно быть готовым спокойно отойти от многих «канонов» и «общеизвестных правил» взрослого мира.

Как я уже писал, наша семья никогда не имела финансовых возможностей для серьезного обустройства развивающей среды. Поэтому я искал простые и дешевые решения – из подручных материалов, на основе наших скромных возможностей. И в целом как-то все складывалось достаточно удачно.

Сам я по натуре изрядный домосед. Для меня мой дом – это основное место и для жизни вообще, и для воспитания и обучения детей, и для художественного и литературного творчества… Я никогда не скучаю у себя в квартире или на даче. Мне всегда интересно наблюдать пространство и предметы в нашем жилище – то, что я вижу уже десятки лет. Один и тот же вид из окна тоже всегда интересен. Для меня очень естественно годами глубоко и вдумчиво работать над созданием домашней развивающей среды.

На что я ориентируюсь? Принцип прост. У моих детей есть самые разные потребности развития. Я организую все так, чтобы создать условия для реализации этих потребностей. Тут многое очевидно из самых общих соображений – надо лишь чуток поразмышлять. Многое подсказывают сами дети. Многое понимаешь из наблюдений за детишками. Кое-что мы можем как бы предчувствовать – что ребенку будет интересно, какие возможности перед ним надо открыть. А очень многое уже есть – надо лишь не запрещать детям пользоваться этим.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.008 с.)