Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Развивающая среда на даче

Поиск

Особое место для жизни

Мне бы хотелось еще раз немного поговорить о важности внутренней позиции родителя или педагога. Именно от позиции взрослого зависит очень многое в том, станет ли обстановка, в которую попадает ребенок, активной развивающей средой. И снова повторю: если находящийся рядом взрослый готов с искренним интересом участвовать в играх и занятиях детишек, то все развивающие процессы идут гораздо эффективнее и гораздо веселее.

Как-то раз, переплыв с детьми на лодке Большое Кавголовское озеро, мы встретили на другом берегу нескольких молодых ребят, живших там в палатке. Один из них попросился к нам в лодку, чтобы побыстрее попасть на железнодорожную станцию (путь по берегу был много длиннее). Мы его взяли с собой. По дороге разговорились. Парень оказался актером. Он рассказывал всякие забавные вещи из практики обучения столь интересной профессии. И между делом догадался, что я художник. Видя мое удивление, он объяснил: «У вас взгляд особенный – такой бывает у художников». И действительно: с тех пор, как я начал рисовать, я на все смотрю совсем иначе – словно бы постоянно прикидывая, как данные объекты можно изобразить, какие тут есть особые цветовые сочетания, какова композиция…

В плане создания развивающей среды для детей дело обстоит очень похоже: начинаешь все рассматривать с точки зрения возможностей и условий для развития ребенка. Мысль начинает работать именно в этом ключе. Логика действий как-то сама собой выстраивается с точки зрения помощи растущей личности в освоении мира, в понимании себя, в раскрытии своего потенциала.

В условиях жизни на даче существует целый ряд факторов, умело используя которые, можно способствовать решению тех задач, которые встают перед ребенком на данном этапе. Если занять соответствующую внутреннюю позицию, то все становится почти очевидным.

Я рассматривал дачу как совершенно особое место для жизни. Когда-то, для наших предков жизнь в деревне была чем-то само собой разумеющимся, абсолютно привычным и понятным. Но сейчас другое время, другие условия. Для городских детей возможность провести несколько недель на даче – это нечто особенное, это удивительное приключение, это путешествие в другой мир.

Наш дачный домик не является очень обустроенным. Но зато он достаточно просторный. А вокруг – небольшой участок, заросший травой. Несколько кустов смородины и крыжовника по краям, чуть-чуть малинника, деревце черноплодной рябины, кусты шиповника. Невысокая, но пушистая елка в центре участка. С двух сторон – соседи. С третьей стороны – дорога. А с четвертой стороны – поле, в котором растет трава. От дороги к полю участок постепенно поднимается, так что дом стоит в самой высокой его части.

Поездка на дачу начинается со сборов – почти как в туристический поход. Мы с ребятами решаем, что взять из одежды и обуви, какие закупить продукты и в каком количестве, что надо взять для игр, чтения и других занятий…

Когда Тимошка и Коляшка были совсем маленькие, нас возили на дачу мои родители. Но потом мама умерла, а отчим стал много болеть. Да и старенький «Запорожец» совсем состарился. И для нас с тех пор основным способом путешествий стал общественный транспорт плюс собственные ноги.

Я подробно пишу об этом потому, что сам процесс переезда из города на дачу и с дачи в город – это целое дело для ребятишек (да и для меня). И в дороге открывается масса возможностей: научиться новому, увидеть интересное, потренироваться в преодолении трудностей, пообщаться с людьми, ощутить постепенный переход из одной среды жизни в другую… Поездка на дачу в общественном транспорте – прекрасное развивающее занятие для детей и подростков. Я подходил к этим нескольким часам как к последовательности уроков.

Обычно мы ездили на дачу на недельку-другую. Потом – на несколько дней в город (мыться, стирать, закупать продукты, отдыхать в комфортных условиях). А потом – снова на дачу. Примерно в таком режиме мы жили несколько лет.

Рюкзаки – каждому по силам. Да еще клетки с домашними любимцами-грызунами в руках. Городской транспорт, электричка, автобус. И еще полтора километра пешком. Ожидание на остановках. Битком набитые вагоны. Летняя жара. А иной раз повезет – едешь спокойно и удобно.

И вот мы на даче. Приехали. Открываем дверь нашего обшарпанного, но такого родного домика. Вносим вещи внутрь. И расслабляемся. Дети начинают везде носиться. А я сажусь на крылечко и просто сижу.

 

 

Наш дачный дом

Наверное, соседи по садоводству, глядя на мою давным-давно некрашеную избушку с выведенной в окно железной трубой от печки, думают: «Нехозяйственный мужик». Но я был сосредоточен многие годы не на бытовом комфорте и не на внешней эстетике, а на воспитании детей. А для них логика дачной жизни совсем иная, чем для взрослых. И мое непосредственное участие в их делах требовалось практически постоянно.

Помню, моя мама говорила мне: «Ну что ты, Леша, с ними все время возишься? На даче взрослые должны заниматься взрослыми делами (мужчины – строить, женщины – по огороду и по кухне). А дети должны сами играть. Ну, сделай им песочницу, качели…»

Моя мама очень любила внуков. Но не понимала, что им нужен в компании кто-то старший. Она не понимала, почему взрослый мужик разглядывает вместе с малышами цветочки и жучков, а не пристраивает к дому веранду. И она не понимала моих объяснений, что детям без меня будет элементарно скучно, что за ними надо следить, что их нужно водить на прогулки…

Разумеется, я занимался на даче обеспечением некоторого минимума бытовых удобств. Причем старался подключать к делу сыновей и даже маленькую Машеньку.

Вот мы взяли и сколотили с Тимой и Колей три больших деревянных щита из горбыля, врыли их в землю, соединили – получилась типа кабина для мытья. Внутри сделали полку для тазов и ковшей, вбили гвозди для одежды и полотенец, повесили занавеску на входе. Неказистое сооружение получилось, согласен. Но мои парни сделали его сами, когда одному было 9, а другому – 10 лет. Я лишь инструктировал, организовывал и помогал ставить щиты. А стоит наша купальня до сих пор.

Печку-буржуйку мы тоже ставили с сыновьями. Приколачивали ее ножки к полу, обкладывали с двух сторон кирпичами, выводили трубу в окно. И теперь всегда можем около нее согреться, высушить одежду и обувь, вскипятить на ней чайник. Но больше всего мы любим рассесться вокруг нее и сидеть в темноте, глядя в огонь. Отличное, очень древнее и очень естественное развивающее занятие.

Старые пружинные диваны мы вытащили из дома и сожгли. А вместо них соорудили лежаки из досок, частей старой мебели и каких-то жестких топчанов. Получилось вполне приемлемо, хоть и весьма по-спартански. Пару лет назад придумали новшество: занавески из тюля вокруг всех кроватей (от мух и комаров).

У нас довольно забавный домик. Строили его пьяные мужики. Сделали в целом хорошо. Но один угол на 10-15 см ниже остальных. Посему пол идет немного под уклон. Ощущение довольно непривычное поначалу – как на корабле во время качки, только застывшей в одном положении. Есть и удобство: если пролить на пол воду, то она быстро стекает в один угол, где ее легко собрать.

Другая забавная особенность нашего дома состоит в том, что он стоит на бетонных столбиках, многие из которых сильно осели в песок. Поэтому на половине дома (мы ее условно называем верандой) доски пола не имеют достаточной опоры и ощутимо качаются при ходьбе, беге или (упаси Бог!) прыжках.

На почти совсем необустроенный второй этаж ведет крутая лестница, у которой долгие годы не было перил (залезали, держась за свисающую сверху длинную веревку-стропу). А на чердаке – почти полный бардак: стройматериалы, инструменты, резиновая обувь…

Понимаете, все это создает особый шарм. Это особая атмосфера. В конце концов, что плохого в идущем под уклон полу? А недостроенный чердак – вообще стихия, любимое место у детей. Там, например, можно выстругивать из длинной рейки меч или делать доску для электрогитары – и пускай себе стружки и обрезки летят во все стороны, валяются везде. Через два расположенных друг напротив друга окна на чердак иногда залетают ласточки. Чирикая, они пролетают чердак насквозь. Сколько радости детям!

На втором этаже можно ночевать – в одиночестве и в темноте (туда не проведено электричество). Там можно сочинять песни под гитару (мой старший сын Тима давно уже этим занимается). А Маша с подружкой одно лето обустроили в углу чердака «домик» – я приколотил лишь необходимую для его конструкции рейку.

Наблюдая, как мои дети осваивают пространство дачного дома, я видел, что самые важные для них моменты совсем не связаны со взрослыми представлениями об уюте и комфорте. Главное – пространство должно быть живым плюс функционально разнообразным, многовариантным, допускающим всяческие эксперименты. Какие? Да любые разумные. Например, в порыве вдохновения сколотить из валяющихся на чердаке реек табуретку – не шибко изящную, но устойчивую. Или нарисовать на стене комнаты масляными красками цветочки и большую пчелу.

Смешно, но я часто думал: «В нашем дачном домике жить гораздо удобнее, чем в палатке. Уже хорошо».

 

На участке

Самое ценное, что у нас кроме дома есть на участке – это сложенные в штабель старые доски (в основном горбыль). Когда-то мы с Тимой и Колей, наводя порядок за домом, разобрали кучу оставшегося от стройки материала и сложили все в штабель на краю участка. Причем сложили по науке – с большими зазорами между досками (чтобы они не гнили). И получилось, как мы на следующее лето обнаружили, прекрасное жилье для множества ящериц.

Находя между досками убежище от кошек и прочих хищников, ящерицы размножились там и зажили весело. Тем более что и насекомые между досками жили в изобилии – было ящерицам что покушать. Да еще Коля и Тима при случае ловили в лесу ящерок, приносили их к нам и выпускали туда же.

Сначала эти милые пресмыкающиеся вели себя недоверчиво. Ребята их все время ловили и, подержав немного, отпускали обратно в доски. Постепенно ящерицы привыкли и уже почти не боялись, сами подолгу сидели на руке. Мы могли их внимательно разглядывать, учиться входить с ними в психологический контакт. Мы видели ящериц крупных и совсем крошечных, разных оттенков, с длинными хвостами и без хвостов (видно, отбросили – спасаясь от кого-то), с отрастающими заново хвостиками…

То есть был у нас на участке такой продвинутый зооуголок в естественных условиях. Когда солнышко светило и ящерки вылезали погреться на нем, Коля, Маша и Тима проводили у досок весьма много времени, учась дружить с этими симпатичными животными. Иногда и я подключался. А уж посмотреть на каждую вновь пойманную и сидящую на ладони ящерицу я просто был обязан.

Другое стабильное развлечение для мальчишек на участке – пилить и рубить дрова. И для физического развития полезно, и для тепла в доме нужно, и просто интересно. На первых порах я приглядывал за процессом, постоянно напоминая о технике безопасности. А потом уже только говорил: «Попилили бы вы, ребята, дрова».

Когда я гляжу на тщательно благоустроенные участки с цветами, грядками и зелеными лужайками, то всегда проникаюсь уважением к трудолюбивым людям, так все обустроившим. Но, в то же время, понимаю, что эта взрослая эстетика, эти красивые дорожки и беседки представляют собой довольно ограниченное пространство для детских игр, для детского развития. Ограниченное не в смысле размеров, а в смысле возможностей. По-моему, уж если и делать беседку, то такую, чтоб на ее крышу ребенок мог залезть. А иначе какой интерес в такой беседке?!

Наш участок выглядит дико и запущенно. В высоченной траве мы прокладываем дорожки, раздвигая и утаптывая стебли осоки, тимофеевки, иван-чая… Везде полно луговых цветов. Для ребенка все это почти что джунгли – небольшое, но сложное, интересное, разнообразное пространство. Тут каждый шаг представляет собой развивающую игру. Тут загадочно и необычно.

Одно лето мы делали шалаш. Каркас ребята сколотили из реек. А сено я накосил на участке. В следующие годы траву мы не косили, но каркас шалаша использовали – накидывая на него большие покрывала и одеяла на период игры.

Приспособили к делу и старую автомобильную палатку – ставили ее среди высокой травы. Когда Тима и Коля подросли, они временами в ней ночевали.

А вот огород мы не разводили. Я не испытываю склонности к такому занятию. Да и ездили на дачу мы нерегулярно. И вообще много там есть других интересных дел.

Одно из них – метать ножи и топоры. Сам я в детстве был поистине очарован этим занятием (хоть и не достиг в нем существенных успехов). В 13 лет я буквально измочалил дверь сарая на снимаемой нами даче (хозяева жили в другом поселке и за все лето ни разу не наведались). Я часами метал в эту несчастную дверь топор. Она очень удачно была сделана – из расположенных вертикально толстых досок. Я чувствовал себя настоящим индейцем (они ведь очень ловко умеют метать томагавки). То, что у меня был здоровый русский топор, а не маленький индейский топорик-томагавк, роли не играло.

Когда я вырос и сделался папой двух подросших сыновей, то не мог не познакомить их со столь увлекательным для будущего мужчины делом, коим является метание ножей и топоров. На даче для этого есть все подходящие условия.

Мы устанавливали за домом вертикально короткое гнилое бревно, прислонив его к стенке купальни. Всех предупреждали – чтобы никто случайно не побежал под летящий топор. И еще я специально смотрел за порядком. Кто-то один из сыновей метал небольшой туристский топорик. Он удобен по размеру для метания, особенно для ребенка.

Сделав в воздухе оборот и описав дугу, топорик втыкается в бревно. Ура! Молодец!

Но бывают и неудачные броски. Совсем неприятно, если топорик ударился о бревно обухом или ручкой и отлетел назад. Опасно! Поэтому важно быть внимательным и не подходить вперед сразу после броска, а подождать. И расстояние для броска должно быть достаточно большим.

А вот нож удобнее метать в расположенные горизонтально доски стенки купальни. Правила безопасности те же. Ножи мы пробовали разные. Удобнее те, у которых лезвие побольше и потяжелее, а ручка полегче.

И нож, и топор очень важно правильно держать – чтобы не поранить себя во время броска. Но тут я не описываю соответствующие техники метания, а просто немного рассказываю о нашей жизни и о наших мирных семейных забавах. Кстати, в живые деревья в лесу мы ножи и топоры не метали.

С моей точки зрения, при правильном инструктаже, при соблюдении всех норм безопасности данное увлекательное занятие не опаснее намазывания ножом куска масла на кусок булки. И уж точно не опаснее обычной рубки дров. Причем важно следить не только за основным участником мероприятия, но и за всеми остальными – чтобы находились подальше, чтобы даже случайно полетевший не туда нож или топор ни в кого не попал.

Собранность. Концентрация. Внимательность. Эти слова я не уставал повторять своим детям год за годом. Особенно во время таких потенциально опасных игр. И сам понемногу в них участвовал – чтобы показать пример правильных действий и правильного общего поведения. Хотя и капелька увлеченности метанием ножей и топоров осталась во мне со времен детства.

 

Можно лазать

Одно из основных достоинств дачного дома заключается в том, что в него можно влезать через окно. И вылезать тоже через окно можно. Я со времен своего детства помню сие волшебное ощущение! Даже не объяснить слишком серьезному взрослому человеку, как это здорово – вскочить на подоконник, а потом одним махом выпрыгнуть на траву под окном!

Если освоить начальные навыки скалолазания, то и окна, расположенные на втором этаже, могут быть использованы соответствующе. Долгие годы мои дети залезали на чердак и спускались оттуда при помощи альпинистской веревки. А когда занялись скалолазанием всерьез – уже и без помощи веревки.

И всегда, конечно, хочется залезть на крышу. В первые годы я приставлял длинную лестницу, учил сыновей по ней взбираться, страховал их. Потом они стали лазать на крышу сами. А когда подросла Машенька, братья помогали ей туда забираться и следили за ней. А я, волнуясь, страховал снизу.

Гуляя по садоводству, я всегда удивляюсь: почему люди так много времени проводят в огороде или около своей машины, жаря шашлыки или строя что-то, но не находят времени, чтобы залезть со своим ребенком на крышу?! Да Бог с ним с обедом или с новым крыльцом! На крыше небо гораздо-гораздо ближе! Оттуда все выглядит так необычно. Там опасно – а значит, нужно учиться быть собранным и осторожным. Сидя на крыше, мы с детьми чувствуем себя людьми, смотрящими вдаль. Если кого-то читать научили в 5 лет, а на крыше он и в 7 лет ни разу не бывал, то нет ли здесь перекоса в воспитании?

Спускаться с крыши так же сложно и опасно, как и забираться на нее. Даже еще сложнее и еще опаснее. Я всегда страховал детей до тех пор, пока не убеждался, что они уже выросли и в полной мере освоили это дело самостоятельно.

А начинали мы с невысокой крыши нашего дачного туалета. Рядом – штабель досок. Высота совсем небольшая. Но для малыша и такое приключение – целый этап, дверь в совершенно новый мир. И не только для жаждущего трудностей мальчишки, но и для спокойной, любящей комфорт девочки.

Итак, дачный дом и все остальное, что есть на участке, я рассматривал как многоплановое лазательное пространство. Существенно и то, что оно сделано не специально для лазания (как спортивный комплекс), а представляет собой своеобразную композицию обычных жизненных объектов, обычных условий. От меня требовалось лишь не запрещать лазать, немного приглядывать за детьми, психологически их понимать, оценивать их новые достижения.

 

Прогулки

 

На участке можно поиграть, полазать, половить ящериц, попилить дрова… Но все же хочется и более широкого простора. И мы отправляемся на прогулку.

Поначалу это совсем маленькие путешествия. Раньше метрах в пятидесяти от нашего участка был родник. Крошечные Тимошка и Коляшка ходили за водой с бидончиками. Рано утром или в жаркий солнечный день, под мелким-мелким моросящим дождиком или в вечерних сумерках… Босиком, а то и вообще в одних трусиках. С серьезным, деловым видом.

Дети растут – радиусы путешествий увеличиваются. Первое время я хожу с ребятами, потом они привыкают бегать сами. Но часто мы все равно гуляем вместе – так веселее, так можно обсудить конструкции строящихся вокруг домов, так можно исследовать новые маршруты…

А на дальнюю прогулку (в лес, на озеро) мы идем как в маленький поход. Может быть, мы просто искупаемся, поедим черники и малины, побродим чуток по лесу, найдем несколько лисичек и сыроежек. Но может, мы отправимся подальше по лесной дороге, откроем какие-нибудь неизвестные места, наберем белых грибов, увидим следы лосей…

В разные дни мы выбираем разные дороги. Путь через поле начинается сразу у нашего участка – надо лишь перебраться через канаву. Идти придется, раздвигая высокую траву, почти скрывающую нас с головой. Под ногами случаются кочки и другие неровности. А уж насекомых вокруг! Да и цветов немало. Травы везде разные. Красота!

В конце лета поля уже скошены, на них подросла низенькая травка. Легко шагать напрямик по невысоким холмам, выбирая любой маршрут – каждый раз разный. Иногда мы бежим в восторге – с криками, с ощущением свободы и простора, подпрыгивая и размахивая руками. Или ляжем на траву и покатимся по пологому склону, прикрывая лицо руками и теряя ориентацию в пространстве. Мир открывает себя с разных сторон!

Даже обычный путь по садоводству к дальнему колодцу с очень чистой водой – это уже прогулка, это маленькое событие.

А в лесу – вообще! Что тут описывать?! Каждый бывал в лесу и видел этот безграничный простор для детского (да и взрослого) развития. Вот крохотная полянка с удивительно нежной и мягкой травкой – так приятно скинуть обувь и походить по ней, поваляться на живом ковре, расслабиться после долгой ходьбы. А вот длинное и толстое поваленное дерево, по которому так интересно пройти – тем более что папа сам первый по нему пробежался, показывая пример. Вот мы нашли большой камень – на нем здорово посидеть, погреться теплом, которое он запас за весь солнечный день. А вот дорогу пересекает ручеек – словно специально, чтобы дети в нем побродили босыми ногами.

Как-то раз мы зашли на огромный песчаный карьер. В выходной день там не ездили машины, не работали экскаваторы. Там было тихо. Огромная котловина, а по краям, на высоких обрывах – лес. Пейзаж просто фантастический! Хоть кино про другую планету снимай. Здоровенные ямы с водой, кучи песка, одиноко лежащий камень размером в мамонта, извивы дороги для проезда самосвалов, глубокие лужи, крутые склоны…

А иногда совершенно необычные места находятся совсем рядом. Хотя непривычному взгляду взрослого человека они далеко не всегда заметны. Помню, однажды Коля и Тима нашли в садоводстве широкую трубу, проходящую под дорогой. И лазали по ней туда и сюда. Говорили потом, что очень страшно было (труба-то длинная – несколько метров). Господи, какие же они после этого пришли домой грязные! Но я нашел в себе силы не ругаться – оценил в полной мере развивающую ценность ползания по ржавой трубе под дорогой.

Когда гуляешь с детьми на даче, то не приходится ничего изобретать. Развивающая среда всюду вокруг. От меня требуется лишь немного объяснить, вовремя предупредить, чуть-чуть где-то помочь, при необходимости вытащить занозу, сориентироваться по силам и по погоде… И главное – быть рядом, сопереживать, разделять радостный интерес детей, понимать их путь естественного исследования.

 

Пилить, строгать и строить

Как и в городе, на даче у нас есть множество палок. Посох в руке путника – нечто вполне естественное. Особенно в лесу. А если взять две достаточно большие палки в обе руки, то можно опираться о них одновременно и передвигаться прыжками.

Мы приносим с собой подходящие заготовки с прогулок. Аккуратно отпиливаем лишнее. Состругиваем кору и сучки. Не всегда хочется заниматься этим на улице. На веранде тоже удобно. Не беда, что получается груда коры и стружек – потом подметем.

В плохую погоду, бывает, возникает настроение позаниматься строительством. Идет дождик, но мы не скучаем, а делаем перила к лестнице на чердак или настилаем там пол, или обколачиваем там потолок кусками фанеры… Работаем вместе – так и веселее, и многому можно научиться. Я уступаю сыновьям всю работу, которую они могут сделать сами, постепенно переходя только к общему руководству.

Но стройка – не самоцель. Надоело – мы находим и другие дела. У нас нет задачи потратить все время на приколачивание досок. Тем более что на чердаке и так очень уютно. Кое-чему научились – уже хорошо.

Но если мы затеялись сделать что-то конкретное, то подход другой. Например, стала протекать крыша туалета. Мы с парнями несем лестницу, рейки, молотки, гвозди, пилу, рулон толя. И работаем, пока не сделаем все до конца как надо. То же – и в любой другой работе, которую не оставишь на полдороге (перила для лестницы, например). Я каждый раз ищу оптимальный баланс между последовательно-целенаправленным взрослым подходом и свободно-вдохновенным детским стилем. Дети постепенно приучаются работать организованно, до необходимого конечного результата. А я от них учусь быть спонтаннее и радостнее в любом деле.

Несмотря на очень маленькие масштабы нашего дачного строительства, каждое такое мероприятие я рассматриваю как весьма важное. Это урок. Плюс к тому, это эксперимент с пространством – крошечный эксперимент, но в чем-то значимый.

Под треугольной крышей на чердаке хорошо посидеть и помечтать о глобальных архитектурных проектах, за которые я возьмусь когда-нибудь. Ну, или хотя бы о конструкции дома, который мы когда-нибудь построим.

Все созревает в свое время. А пока, вспоминая, как мы с детишками приколачивали куски фанеры и отпиливали длинные бруски, я вижу простые и естественные шаги, которые делали мои дети в осознании того, что же такое строительство. Мы следовали нити интереса, логике исследования, импульсу творчества.

Тима и Коля выросли. Им сейчас неинтересно сидеть на даче. Есть масса других мест, куда можно поехать. А Маша не склонна строить. Чердак так и остался недоделанным. Ничего страшного. Главное, что определенный этап в развитии был прожит полноценно.

 

Небо, поле и звезды

 

Является ли небо элементом развивающей среды? Конечно! Можно ли разрешить маленьким детям не спать до глубокой ночи и смотреть на падающие звезды? Разумеется! Надо лишь проследить, чтобы оделись потеплее, если ночь прохладная.

На даче, вдалеке от подсветки большого города звезд бывает видно очень много. Так интересно! Мы можем просто любоваться на них. А можем отыскивать знакомые созвездия или планеты. Луна тоже совершает свой путь по небу – полная или в виде месяца. Редкие легкие облака разнообразят картину.

Однажды ночью мы много часов подряд наблюдали северное сияние. Оно переливалось и играло по всему небу. Ну как можно было загонять детей спать?! Мы даже думали, не разбудить ли соседей – дабы и они полюбовались на такое чудо. Но не решились. Кто их знает? Может, они такие взрослые и серьезные…

Сидя на нашем крылечке (всего несколько ступенек безо всяких перил и навесов – удобная такая лесенка от земли до входной двери), я люблю наблюдать за облаками. Часто рядом присаживается кто-то из детей. А то и все усядутся – только-только места хватает. И чай можно пить. Просто место такое удобное.

Бывает, облака будто бы почти касаются земли – настолько они кучевые и низкие. Вечернее солнце играет в них, расцвечивая в желтые, розовые, фиолетовые, темно-красные и даже зеленоватые тона. Мы с детишками разглядываем всю эту красоту, восхищаемся ею, замираем от удивления. Иногда они зовут меня: «Папа! Посмотри, какое облако потрясающее!» Я откладываю дела и спешу на улицу посмотреть. И всегда радуюсь, что меня позвали.

Человеку иногда нужен простор. Это фундаментальная психологическая потребность. В данном плане небо, пожалуй, самый удобный объект – оно почти всегда рядом.

Плюс к простору иногда хочется побыть одному. И для этого у нас на даче есть тоже очень удобное средство – выйти в поле. Сидя в густой траве, можно не видеть ничего вокруг, кроме зеленой стены стеблей и неба над тобой. А дом совсем рядом – метров 20-30. И папа рядом.

Став постарше, Тима часто уходил в поле с гитарой – сочинял песни. И получались они как раз такие, какое состояние души возникает в поле – просторное, возвышенное, близкое к Природе. А я иногда уходил недалеко в поле, чтобы отдохнуть от постоянных воспитательных забот. И всегда был спокоен – дети при необходимости меня могут позвать, дом совсем рядом.

Общаясь с Природой, я вновь и вновь черпаю от нее ощущение, состояние безграничности. Оно во всем: от переплетения травинок до узора облаков. И я стараюсь переносить этот принцип безграничности в решение всех конкретных педагогических задач, в ежедневную практику воспитания и обучения, в создание развивающей среды для своих детей, в разнообразные игры и занятия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.41 (0.013 с.)