Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текучий и кристаллизованный интеллектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Один из способов исследования когнитивных изменений в период средней и старшей взрослости был предложен Р. Кеттеллом (Cattell, 1965) и позже изучался такими исследователями, как Джон Хорн (Horn, 1982). И текучий, и кристаллизованный интеллект влияют на результаты оценок по шкале IQ, однако оба этих феномена можно рассматривать по отдельности. Текучий интеллект включает способности, с помощью которых мы научаемся чему-либо новому; к ним относятся запоминание, индуктивное мышление и восприятие новых связей и отношений между объектами и явлениями. Термин «текучий интеллект» — метафора. Он подразумевает, что эти базисные процессы «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности, включая восприятие, узнавание, анализ и решение различных задач (Horn, 1982; Neugarten, 1976). Считается, что поступательное развитие текучего интеллекта продолжается до окончания юношеского периода жизни, а затем происходит его постепенное снижение на протяжении зрелых лет. Этот тип интеллекта, по мнению ученых, отражает биологические возможности нервной системы — ее целостность и работоспособность (Horn, 1982). В отличие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект — способность, которая приходит с опытом и образованием; это общая осведомленность и объем знаний, накопленных в течение длительного времени. Как и текучий интеллект, он используется для установления новых отношений, формулировки суждений, анализа проблем. Однако он отличается от текучего интеллекта тем, что здесь в большей степени используются усвоенные ранее стратегии поведения и решения задач. У человека он развивается в результате обязательного образования и по мере приобщения к культурным ценностям. В отличие от текучего интеллекта уровень кристаллизованного интеллекта, как правило, повышается в течение всей жизни, пока человек обладает способностью получать и сохранять информацию (Neugarten, 1976). В процессе лонгитюдных исследований при применении тестов когнитивных навыков, предполагающих использование данных интеллектуальных способностей, испытуемые в 50-летнем возрасте нередко показывают результаты более высокие, чем те, которые они демонстрировали в 20 лет. Эти данные помогают получить ответ на вопрос, почему ученые в области гуманитарных и естественных наук достигают наиболее высоких результатов в работе в 40-50-летнем или даже 70-летнем возрасте, а не в молодые годы (Dennis, 1966; Simonton, 1990). Проблемы исследования. Какие доказательства можно привести в подтверждение того, что текучий интеллект с годами ослабевает, а кристаллизованный сохраняется на том же уровне и даже продолжает развиваться? Вопрос этот далеко не простой, как и все методологические проблемы, связанные с проведением исследований. Ответ на данный вопрос во многом зависит от организации исследования. В главе 1 мы обсуждали некоторые различия между лонгитюдными исследованиями и исследованиями методом поперечных срезов. Напомним, что в процессе лонгитюдных исследований изучаются одни и те же индивидуумы в разные моменты их жизни; при использовании метода поперечных срезов одновре- 672 Часть IV. Взрослость менно исследуются и сравниваются разные группы лиц, каждая из которых объединяет представителей определенного возраста. В подтверждение различного характера развития текучего и кристаллизованного интеллекта в период взрослости Хорн и его коллеги (Horn & Donaldson, 1980) представили данные по ряду тестов, полученные в исследовании методом поперечных срезов. На рис. 15.2 можно увидеть, что показатели словарного запаса, общей осведомленности и так называемой оценки на основании опыта у людей старше 40 лет оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20-30 лет. С другой стороны, оценка по тестам пространственных представлений и индуктивного мышления была гораздо ниже у тех, кто перешел 50-летний рубеж, чем у более молодых испытуемых (Horn, Donaldson, 1980). Однако в исследовании при помощи метода поперечных срезов представители различных возрастных групп относятся к разным поколениям или когортам. Они родились в разное время. У них разный жизненный опыт. Нередко представители более молодых когорт лучше образованны, обладают более крепким здоровьем, лучше питались в ранние годы жизни. Кроме того, образование, полученное представителями старших когорт, заметно отличается от того, которое дается молодым людям в наши дни. В период их обучения развитию одних интеллектуальных способностей могло придаваться намного большее значение, чем совершенствованию других. Например, педагоги в начале XX века делали акцент в большей степени на механическом запоминании фактов, а не на понимании запоминаемого материала. Результаты разных лонгитюдных исследований до некоторой степени расходятся, однако отмечается следующая общая закономерность: у представителей слоев населения с высоким образовательным уровнем оценки многих интеллектуальных способностей продолжают с возрастом -повышаться. В исследовании Уорнера Шайе (Schaie, 1983, 1995) оценки целого ряда различных умственных Рис. 15.2. Сравнение изменений интеллектуальных способностей, происходящих с возрастом, выполненное при помощи метода поперечных срезов Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 673 способностей, относящихся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости либо возрастают, либо остаются на прежнем уровне. Их понижение было зафиксировано только у испытуемых в возрасте старше 60 лет. Однако следует помнить о том, что при использовании лонгитюдного метода исследователи сталкиваются с рядом проблем. Трудно добиться того, чтобы все, кто принял участие в первой стадии исследования, прошли второе, третье или четвертое тестирование. Кого-то не удается найти. Другие отказываются от дальнейшего участия. Кто-то болен. Кто-то уже умер. Если мы сравним тех, кто готов участвовать в исследовании до его полного завершения, с теми, кто выпал из поля зрения исследователей, то увидим, что выбывшие показывали на ранних этапах тестирования в среднем более низкие результаты. Следовательно, наблюдаемое в процессе исследования повышение оценок может быть вызвано тем обстоятельством, что непропорционально большое число участников «сошли с дистанции». В целом при анализе индивидуальных изменений оказывается, что от 45 до 60% участников исследования показывают устойчивые результаты по каждому из нескольких видов тестов на всем протяжении взрослости, даже в возрасте после 70 лет. Некоторые испытуемые (10-15%) демонстрируют от тестирования к тестированию все более высокие результаты, вплоть до достижения ими 75-летнего возраста. У чуть большего числа испытуемых (примерно 30%) результаты со временем ухудшаются, по крайней мере к тому моменту, когда их возраст достигает 60 лет. Кроме того, люди различаются по степени роста и снижения интеллектуальных способностей. Некоторые демонстрируют снижение беглости речи и скорости выполнения арифметических действий, при этом остальные когнитивные сферы у них сохраняются на прежнем уровне. Незначительное число участников исследования поддерживают стабильность или улучшают тестовые показатели, связанные с вербальными и арифметическими навыками. Стоит отметить, что способность к индуктивному мышлению снижается, по-видимому, не в большей степени, чем остальные способности (Schaie, 1983; Willis, Schaie, 1999). В целом данные потери среднего возраста носят весьма ограниченный характер. Более того, часто наблюдается прирост оценок по тестам интеллекта вплоть до 40 и даже более лет, после чего следует период относительной стабильности, продолжающийся до 55-60-летнего возраста. Статистически значимое снижение результа- Согласно Лазарусу, приятная обстановка в доме является одним из сильнейших факторов в жизни, поднимающих настроение 674 Часть IV. Взрослость тов у испытуемых, которым еще не исполнилось 60, отмечается лишь в субтестах на арифметические действия и беглость речи (Schaie, 1990; Willis, Schaie, 1999). Выводы об интеллектуальном функционировании. По всей вероятности, многие люди на протяжении среднего возраста продолжают демонстрировать высокий уровень разных интеллектуальных способностей. При этом наблюдается целый ряд индивидуальных различий. Некоторые способности, относящиеся к текучему интеллекту, у отдельных людей действительно снижаются достаточно быстро. Однако такое снижение не является автоматическим следствием старения. В одном из исследований было установлено, что снижение интеллектуальных способностей связано с уровнем «сложности жизни» индивидуума. У людей, удовлетворенных своей жизнью, редко конфликтующих с окружающими, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, находящихся в тесном взаимодействии со своей культурной средой, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а иногда и возрастают с годами (Schaie, 1983). Однако некоторые интеллектуальные функции в среднем возрасте неизменно ослабляются. Навыки, требующие скорости, поддерживать с возрастом все труднее, поскольку начинают замедляться многие психомоторные процессы. В 40-50-летнем возрасте это замедление не столь заметно. Средние взрослые стремятся компенсировать снижение скорости данных процессов повышением эффективности своих действий, а также общим уровнем знаний (Salthouse, 1990). Кроме того, сохраняется высокий уровень интеллектуальных функций, часто тренируемых в связи с профессиональной деятельностью или при решении повседневных бытовых задач. Интеллектуальное развитие человека может определяться также требованиями среды, в которой он существует. Человек может делать упор на развитие каких-либо одних навыков, пренебрегая другими, с целью достижения успеха в трудовой или общественной деятельности (Lerner, 1990). Это одна из возможных причин того, почему многие люди старшего возраста показывают в тестах на абстрактное мышление худшие результаты по сравнению с молодыми (Labouvie-Vief, 1985). Они склонны превращать проблемы в контекстно-зависимые, конкретизировать их, размышляя с позиции практического смысла и умаляя значение абстрактного мышления, что приводит к снижению успешности выполнения теста. Очевидно, что в период среднего возраста одним из важнейших факторов, влияющих на процесс познания человека, является богатство его жизненного опыта. В этой связи нецелесообразно проведение исследования научения и памяти, включающее сравнение студентов колледжей и представителей старшего возраста, а также использование при этом незнакомых для них задач и новой, подчас лишенной смысла информации. Однако такие исследования проводятся с целью разграничения актуальных знаний и «базовых» способностей к мышлению. Для студентов способность к быстрому усвоению новой информации является важным адаптационным навыком. Люди среднего возраста действуют наиболее продуктивно в условиях, когда существует возможность использования накопленных ими знаний и опыта (Labouvie-Vief, 1985). Вместо измерения когнитивных способностей людей среднего возраста посредством их сравнения со стратегиями, используемыми молодыми людьми, возможно, следует исследовать характерные именно для данной возрастной категории способы познания, исходя из имеющегося у них опыта и мастерства (Salthouse, 1987). Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 675 Опыт и мастерство Итак, некоторые аспекты когнитивного функционирования в среднем возрасте постепенно ухудшаются. В этой связи встает вопрос, как многие люди, особенно те, кто занимает ответственные и руководящие должности, сохраняют профессиональную компетентность? Чем стареющие эксперты отличаются от молодых новичков? При условии того, что человек ведет активную интеллектуальную жизнь, с возрастом, в ходе постоянной практики и совершенствования навыков, он приобретает все больше знаний, как декларативных (знаний фактов), так и процессуальных (знаний процессов, или того, «как следует действовать»). Таким образом, опыт компенсирует ухудшающееся в среднем возрасте когнитивное функционирование. Данное мнение подтверждают результаты многих исследований. Знания экспертов характеризуются системностью; между единицами информации существует больше связей, они выстроены в схемы. Навыки экспертов часто отработаны до автоматизма (глава 7), и, таким образом, они могут переключить свое внимание на восприятие более сложной информации. Однако в то же время некоторые их способности, связанные с памятью и концентрацией внимания, могут ухудшаться. Эксперты быстрее и с большей легкостью распознают типовые задачи и связывают их с подходящими способами решения или адекватными реакциями (Glaser 1987). Данные закономерности характерны для деятельности экспертов в любом виде деятельности: физике, компьютерном программировании, музыке, профессиональной игре в бридж, кулинарии и садоводстве. Несмотря на то что эксперты лучше хранят в памяти ключевую информацию, они справляются не лучше новичков в случае необходимости припомнить неорганизованный, неструктурированный материал, который не привязан к выполнению конкретной задачи. Это мнение иллюстрирует следующее исследование шахматистов. Испытуемых классифицировали по двум парам критериев: взрослые и молодые, а также обладание высокими и средними способностями. Шахматистам предлагались две задачи. Сначала им показывали шахматную доску, на которой была представлена позиция из середины разыгранной партии, и просили запомнить положение каждой фигуры. Молодые игроки выполнили это задание лучше, а уровень профессионализма и способности участников эксперимента не являлись значимым фактором. Затем всех шахматистов просили найти наилуч- Жизненный опыт - один из факторов, позволяющих людям среднего возраста продолжать оставаться продуктивными 676 Часть IV. Взрослость
ший ход. Мастера (независимо от того, каков был их возраст) справлялись с этим заданием намного успешнее. Чтобы сделать верный ход, им не требовалось помнить расположение всех фигур. Их память носила избирательный характер, фиксируя связи между конкретными позициями на доске и оптимальными ходами (Charness, 1981; Salthouse, 1987). Таким образом, опыт не обеспечивает сохранение какого-либо конкретного навыка: обратите внимание, что шахматисты старшего возраста не смогли запомнить расположение всех фигур. Машинистки с большим стажем работы печатают с листа медленнее; архитекторы утрачивают с годами навыки визуальной оценки пространственных отношений (Salthouse et al., 1990). Однако опыт компенсирует эти потери. Более опытный архитектор может почти автоматически определить, какой строительный материал окажется в данном случае наиболее подходящим. Опытная машинистка может сразу охватывать большее количество слов, и скорость печати, таким образом, продолжает оставаться высокой. Подобные компенсирующие факторы позволяют людям в среднем и более позднем возрасте показывать высокие результаты в работе (Salthouse, 1990). Играет здесь свою роль и то, в какой степени окружение человека помогает ему развивать и использовать эти механизмы компенсации. Кроме того, из вышеприведенных данных видно, что процесс развития часто предполагает своеобразный компромисс: по мере того как один навык ухудшается, другой становится лучше (Baltes, 1987). Итак, среди элементов, составляющих профессиональное мастерство, можно назвать непрерывное развитие компетентности; углубленную специализацию; процедурные или практически полезные знания; быстрое узнавание типовых задач и ситуаций, что сводит до минимума необходимость широкого поиска в памяти, а также навыки абстрактного мышления (Glaser, 1987). Наличие большого опыта обычно способствует не только увеличению объема информации, но и лучшей ее организации. Человек постоянно перестраивает свою систему знаний с тем, чтобы повысить их связность, точность и доступность. Данное утверждение справедливо как в отношении общих знаний, например как пользоваться «Желтыми страницами», так и профессиональных, например как эффективно выполнить ту или иную техническую операцию. В когнитивных тестах редко измеряется подобное влияние опыта на знания людей старшего возраста, их способность решать различные задачи (Salthouse, 1987). Когнитивные навыки и среда У большинства людей среднего возраста средой, способствующей дальнейшему развитию когнитивных навыков, является работа. Их когнитивные способности тесно связаны с предъявляемыми к ним профессиональными требованиями. Люди, чья трудовая деятельность отличается большой сложностью, разнообразием рабочих функций, показывают в тестах на интеллектуальную гибкость более высокие результаты, чем те, кто занят рутинной работой (Kohn, 1980; Schooler, 1990). Люди среднего и старшего возраста, которым в процессе работы часто приходится принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, решать сложные задачи, также демонстрируют высокие интеллектуальные показатели (Schooler, 1987). В настоящее время бурное развитие науки и техники требует от человека постоянного овладения новыми знаниями и навыками с целью сохранения работы Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 677 или поиска новой. Людям среднего возраста, обладающим когнитивными способностями и готовым к обучению, легче приспособиться к меняющимся условиям труда (Willis, 1989). Данное утверждение особенно важно в таких сферах деятельности, как медицина, техническое конструирование, разработка компьютерных технологий, где знания быстро устаревают под влиянием новых требований и происходящих изменений. Например, в компьютерной сфере, чтобы просто оставаться в курсе изменений в области «железа», операционных систем и программного обеспечения, необходимо постоянно трудиться полный рабочий день. На практике половина запаса знаний специалиста высокой квалификации в области компьютерной техники может стать анахронизмом в течение 2-3 лет (Cross, 1981). Проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста потому, что, во-первых, обязательное школьное образование они получили много лет назад, а во-вторых, продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых за последнее столетие заметно увеличилась. В современном, быстро меняющемся профессиональном мире устаревание знаний практически неизбежно, если работники не осваивают новые методы и технологии. Если в 1900 году, в среднем, взрослый человек отдавал работе 21 год своей жизни, к 1980 году этот показатель вырос до 37 лет. Кроме того, годы трудовой жизни человека теперь отмечены частыми переходами с одной работы на другую, что требует от него постоянного обогащения своих знаний и совершенствования навыков. В результате «...знания, необходимые нам в трудовой деятельности, нельзя приобрести лишь в результате формального обучения. Человек должен обновлять их всю жизнь» (Willis, 1987). К счастью, в среднем возрасте мы можем продолжать развивать когнитивные способности, регулярно упражняемые нами в повседневной жизни, а также в трудовой деятельности, особенно связанной с принятием ответственных решений и с отстаиванием своего независимого мнения. Данные факторы способствуют продолжению когнитивного развития (Willis, 1989).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.01 с.) |