Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История, культура и течение жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование развития взрослых является во многом исследованием течения их жизни, изучением того, как личная биография индивидуума связана с тем историческим периодом, в котором он живет, с его местом в общественной системе. Исследования показывают нам, что социальные, культурные и исторические факторы оказывают активное, решающее воздействие на жизнь взрослого и помогают сформулировать ожидания личности (Наде-stad, 1990; Stoller, Gibson, 1994). Следовательно, важно выяснить, каким образом исторические факторьиопределяют демографические условия данного периода времени, влияют на его типичные ожидания и жизненные сценарии. Очевидно, что ход жизни афроамериканки, родившейся в бедной семье в 1950 году, будет иметь мало общего с жизнью этнически белой женщины, живущей в богатом районе города и принадлежащей к семье из высшего общества. Также ясно, что жизнь афроамериканки, родившейся в 1970 году, будет отличаться от жизни афроамериканки, появившейся на свет на 100 лет позже. Возможно, что наиболее важным историческим изменением, оказывающим влияние на ход жизни, является увеличение ее продолжительности. В то время как в 1900 году в США лишь 14% женщин доживали до возраста 80 лет или старше, в 1980 году более половины из них могли надеяться, что достигнут этого возраста (Watkins, Menken, & Bongaarts, 1987). В Германии в 1600 году почти половина детей не доживала до зрелого возраста. Такая ситуация приводила к тому, что в течение столетий «нужно было двое детей, чтобы появился один взрослый» (Imhof, 1986). Происходящие изменения оказывают влияние на то, как семьи переживают смерть ребенка. Когда-то потеря ребенка было обычным и ожидаемым событием; теперь это стало аномальной частью жизненного сценария. В 1800 году, когда женщине исполнялось 35 лет, она уже теряла каждого третьего из своих детей. В 1990 году менее 1 % 35-летних женщин утратили одного ребенка. Итак, смерть ребенка в настоящее время является сокрушительной личной утратой, а не обыденным событием, рано или поздно затрагивавшим жизнь почти каждой женщины. Периоды истории также влияют на «бюджет времени» взрослого возраста, вследствие чего взрослые в наше время проводят свою жизнь не так, как когда-то. Когда Эллен Джи (Ellen Gee, 1986, 1987, 1988) исследовала демографические условия, превалировавшие в 1830 году, она обнаружила, что после замужества женщины 90% времени тратили на воспитание детей, в то время как в 1950 году они уделяли детям только 40% своего времени. Другим интересным наблюдением было то, что в 1860 году лишь у 16% 50-летних людей были живы их родители, а к 1960 году это число возросло до 60%. Смерть родителя сегодня стала более привязанным к возрасту явлением, чем когда-либо ранее, то есть она происходит в течение более предсказуемого периода жизни человека. Потеря родителя теперь происходит значительно позже в жизни ребенка и, как правило, встречается в течение относительно короткого возрастного интервала (Winsborough, 1980). В итоге часто приходится слышать о детях периода бэби-бума (неожиданно большой рост рождаемости в течение примерно 15 лет после завершения Второй мировой войны. - Примеч. перев.) как о тех, кто относится к поколению «сэндвича»: они несут на себе ответственность и за выращивание детей, и за заботу о стареющих, часто немощных родителях. Когда помимо исторического контекста мы рассматриваем влияние таких факторов, как пол, раса, социально-экономический статус, личностные особенности и уровень интеллекта, ход жизни каждого индивидуума приобретает свои уникальные черты. Тем не менее внимание исследователей привлекают характерные паттерны, являющиеся общими для Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 565 представителей одной возрастной группы. Их интересует, как эти паттерны будут развиваться в течение следующих 100 лет, когда при помощи медицины и новейших технологий продлят жизнь и уменьшат болезни и страдания, когда будет происходить дальнейшее изменение тендерных ролей, а этнические меньшинства станут более ощутимой частью этой «великолепной мозаики» населения США. При наличии некоторых культурных различий они включают в себя материальную, социальную независимость и автономию, самостоятельное принятие решений, а также определенную степень стабильности, здравомыслия, надежности, честности и сострадания. Исследователи включают в этот перечень разнообразные характеристики, а различные культуры предъявляют разные требования, что приводит к отсутствию универсального определения зрелости. Контекстные парадигмы или подходы Парадигма является гипотетической моделью системы, или систематическим подходом. При помощи контекстных подходов (парадигм) делается попытка описания и суммирования результатов воздействия сил различного рода на развитие человека. Термин контекст используется здесь в том же значении, как и в других частях этой книги: мы говорим о контексте окружающей среды, историческом, социальном, психологическом контекстах, каждый из которых, взаимодействуя с другими, оказывает влияние на развитие. Контекст составляет большую часть того, что делает нас уникальными как личность. Нет двух личностей, сталкивающихся с одной и той же комбинацией контекстов. Контекстные подходы пытаются свести различные контексты вместе в единый упорядоченный блок и тем самым помочь пониманию как общих черт, так и индивидуальных особенностей развития. Они обращают особое внимание на силы развития как единое целое независимо от того, являются ли они внутренними или внешними для индивидуума, т. е. биологическими (созревания) или эмпирическими (историческими) силами (Dixon, 1992). Противоположным (и устаревшим) подходом является рассмотрение развития одновременно только с одной точки зрения, исключая все остальные. Контекстные подходы являются комплексными. Кроме того, они применимы в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Однако нигде контекстные соображения не являются столь важными, как при изучении развития взрослых, в период, когда, как ранее отмечалось, жизненные пути начинают существенно расходиться по сравнению с детством и подростковым возрастом. Контрольные вопросы к теме «Перспективы развития в период взрослых» • Возрастные часы в основном имеют культуральную природу. • Хронологический возраст - наилучший способ определить, где находится человек в отношении его продолжительности жизни. • Контекстные подходы обращены к силам развития как единому целому. Вопрос для размышления Почему трудно установить начало и завершение периода ранней взрослости? 566 Часть IV. Взрослость Общее физическое развитие В некоторой степени наши реакции на события жизни определяются физическими способностями: нашим здоровьем, физической формой, силой и выносливостью. Почти каждый аспект физического развития достигает своего максимума в ранней взрослости. Большинство людей в этот период являются более сильными и здоровыми, чем они когда-либо были или когда-либо станут. Сила и выносливость В период ранней взрослости — в возрасте от 20 до 40 лет — большинство людей получают удовольствие от роста энергии, силы и выносливости в сравнении с людьми других возрастных групп. Это является нормативным, определенным для данного возраста ожиданием, как обсуждалось в главе 3. Большинство культур извлекает свою пользу из этого возраста расцвета, проводя профессиональное обучение посредством изнурительных систем интернатуры, экзаменов и защиты диссертации, посылая молодежь в бой; боготворя молодых спортсменов и моделей, ожидая, что женщины будут рожать детей. Как правило, функционирование органов, время реакции, сила, моторные навыки и сенсомоторная координация достигают своего максимума в возрасте от 25 до 30 лет, после чего они постепенно снижаются. Тем не менее снижение данных показателей в возрасте от 30 до 40 и от 40 до 50 лет не столь значительно, как это себе представляет большинство людей. Как показывает рис. 13.1, существенное снижение функционального уровня большинства биологических систем появля- Рис. 13.1. Средняя величина снижения продуктивности биологических систем. Это снижение может быть в значительной степени скорректировано здоровым образом жизни, включающим в себя регулярные физические упражнения. Источник: По материалам J. Fries and Crapo. Vitality ang aging. San Francisco, W. H. Freeman and Company, 1981 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 567 ется примерно после 40 лет. Таким образом, хотя спад после максимальной точки продуктивности, появляющийся примерно в возрасте после 25-30 лет, и может быть важным для выдающихся спортсменов, он слабо затрагивает большинство из нас. Не все системы, тем не менее, достигают своего максимума в указанный период. Например, зрительная аккомодация постепенно, хотя и равномерно, снижается уже в среднем детском возрасте. Острота зрения начинает очень медленно падать примерно с 20 лет, а затем существенно снижается после 40 лет (Meisami, 1994). Снижение физических умений и способностей наиболее заметно в критических ситуациях и в других экстремальных случаях, требующих максимального сосредоточения сил (Troll, 1985). Например, когда женщине около 40 лет, беременность отражается значительно тяжелее на ее резервной физической выносливости в сравнении с тем, когда ей 20-30 лет. Кроме того, у старших женщин период возвращения к нормальному состоянию после рождения ребенка может быть более длительным. Подобным образом 25-летнему мужчине легче работать на нескольких работах, чтобы вывести семью из финансового кризиса, чем 40-летнему. Физическая форма и здоровье В целом ранняя взрослость — это здоровый период жизни. Подобное утверждение особенно верно для людей, придерживающихся разумной диеты, регулярно выполняющих физические упражнения, избегающих табака и других веществ, вызывающих зависимость, и умеренно употребляющих (если употребляют вообще) алкоголь. В сравнении со старшими взрослыми люди в раннем взрослом возрасте реже страдают от излишнего веса. Здоровье и привычка заниматься физическими упражнениями, сформированная в период ранней взрослости, часто сохраняется в последующие годы. Многие из этих шаблонов поведения дают полезные результаты, с которыми мы подробнее познакомимся в главе 15. Хотя установки и поведение, связанные со здоровьем и физической формой, могут меняться, люди часто склонны сопротивляться таким переменам, считая особенно важным установить здоровые привычки в ранней взрослости. Физическая форма. Многие спортсмены достигают максимума в своих умениях и состоянии в ходе ранней взрослости. В возрасте от 23 до 27 лет достигают своей максимальной силы поперечно-полосатые (произвольные) мышцы, включая бицепсы и трицепсы (Hershey, 1974). Максимальная сила ног появляется между 20 и 30 годами, а рук — примерно к 20 годам (Buskirk, 1985). Несомненно, возраст, в котором спортсмены достигают своего максимального результата, различается в зависимости от вида спорта (Fries, Crapo, 1981). Пловцы достигают максимума в подростковом возрасте, бегуны и теннисисты в 20-25 лет (Shulz, Salthouse, 1999). Напротив, принимая во внимание некоторые важные исключения, игроки в гольф чаще проявляют максимальную результативность ближе к 30 годам и сохраняют ее в 30-40 лет. Игроки ведущей бейсбольной лиги обычно достигают максимума к 27-30 годам, хотя наиболее перспективные из них могут достичь пика своих результатов через несколько лет после этого возраста (Shultz, Musa, Staszewski & Siegler, 1994). В последние десятилетия повышение качества питания и совершенствование методов тренировки настолько улучшили физическую форму взрослых, что они 568 Часть IV. Взрослость теперь в старшем возрасте могут демонстрировать более высокие результаты, чем взрослые в период своего расцвета 100 лет назад. Когда Андерс Эриксон (Ericsson, 1990) сравнил рекордное время молодых бегунов на Олимпийских играх в 1896 году с лучшими результатами «ветеранов спорта» в возрасте от 50 до 69 лет в 1979 году, он обнаружил, что старшие атлеты обычно были быстрее, чем молодые золотые медалисты. Например, в 1896 году рекордное время в марафоне было 2 часа 59 минут; в 1979 году рекордное время для ветеранов спорта на той же дистанции колебалось от 2 часов 25 минут для возрастной группы 50-54 года до 2 часов 53 минут для возрастной группы 65-69 лет. В целом, улучшенное питание итренировка во взрослые годы могут полностью компенсировать возрастное снижение. Смертность в раннем взрослом возрасте. Уровень смертности в США ниже среди людей раннего взрослого возраста, чем для любого другого периода взрослости. В наше время мало молодых женщин умирает при родах. Туберкулез больше не является основным убийцей молодых взрослых, а такие болезни, как диабет и нарушения работы сердца и почек, часто поддаются контролю в течение нормальной продолжительности жизни. Тем не менее процент смертных случаев, которые можно предотвратить, остается высоким в период ранней взрослости. Достаточно значимой угрозой для молодых взрослых все еще остается смерть от несчастного случая, ВИЧ/СПИД, ножевых и огнестрельных ранений (включая огнестрельные ранения, возникающие при столкновениях с полицией). Для каждой группы характерны свои специфические особенности (U. S. Census Bureau, 1999) (рис. 13.2): • Как и в случае с младенцами, старшими детьми и подростками, основной причиной смерти, которую можно предотвратить, как для мужчин, так и для Рис. 13.2. Основные причины смерти в возрасте 25-44 года в США (тысяч смертных случаев в год). Источник: U. S. Census Bureau, 1999 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 569 женщин в возрасте от 25 до 44 лет являются несчастные случаи; в предыдущей возрастной группе пострадавших от несчастных случаев мужчин в два раза больше, чем женщин; в данной группе — процент пострадавших мужчин примерно в три раза выше, чем женщин. • Как для мужчин, так и для женщин на втором месте среди предотвратимых причин смерти стоит ВИЧ/СПИД; в этом случае смертность мужчин более чем в четыре раза выше по сравнению с женщинами. Болезнь, нетрудоспособность и физические ограничения. Хотя смертность в период ранней взрослости намного ниже, чем в других возрастных группах во взрослом возрасте, известно, что многие из болезней, вызывающих страдания в дальнейшей жизни, начинаются именно в это время (Scanlon, 1979). Молодые взрослые могут не ощущать никаких симптомов, однако у них, возможно, уже существует начальная стадия заболевания легких, сердца и почек, равно как и артрита суставов и костей, атеросклероза и цирроза печени. Болезни и расстройства, действительно вызывающие симптомы в период ранней взрослости, включают в себя рассеянный склероз и ревматоидный артрит, а также такие, как гипертония, язва и депрессия, вызываемые стрессом, и некоторые генетически обусловленные заболевания, такие как диабет или серповидная анемия. Иногда социокультурные факторы могут привести к болезни или даже смерти. Во время войн молодых людей убивают, они становятся инвалидами. В городских районах с высоким уровнем преступности молодежь часто становится жертвами убийств или наркотиков. В последнее время эпидемия СПИД поразила в значительно большей степени людей раннего взрослого возраста, чем других возрастных групп, иногда возникая от ВИЧ-инфекции, полученной в подростковом периоде (глава 11). Психологическое развитие и адаптация индивида сталкиваются с большими трудностями, если физическое состояние молодых взрослых противодействует естественным биологическим изменениям. В целом любая физическая нетрудоспособность или болезнь, по всей вероятности, может оказывать влияние как на биологический возраст, так и на ожидания социального возраста. Контрольные вопросы к теме «Общее физическое развитие» «У большинства людей сила, работа органов и моторно-перцептивные навыки достигают своего максимума в возрасте от 30 до 35 лет. • Максимальной силы и выносливости большинство спортсменов достигает в возрасте от 20 до 30 лет. • Сила и выносливость заметно снижаются после 40 лет. • Одной из ведущих причин смертности в период ранней взрослости в США является ВИЧ/СПИД, следующий по частоте сразу за смертностью в результате несчастных случаев. • Многие заболевания пожилого возраста приобретаются в период ранней взрослости. Вопрос для размышления Какие факторы, помимо улучшения системы тренировок и диеты, могут играть роль в том, что спортсмены продолжают бить рекорды прошлых лет? 570 Часть IV. Взрослость
ВРЕЗКА 13.2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.012 с.) |