Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция норвежского королевства

Поиск

А. О форме правления и религии

§ 1. Норвежское Королевство является свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством. Его форма правления - ограниченная и наследственная монархия.

§ 2. Все жители государства обладают свободой религиозной совести.

Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей.

В. Об исполнительной власти, Короле и королевской фамилии.

§ 3. Исполнительная власть принадлежит Королю или Королеве в том случае, если она получила в наследство корону в соответствии с постановлениями § 6, 7 или 48 данного Основного закона. Когда исполнительная власть переходит к Королеве, тогда на нее возлагаются все права и обязанности, которые в соответствии с данным Основным законом и законами страны принадлежат Королю.

§ 4. Король должен всегда исповедовать евангелическо-лютеранскую религию, оказывать ей поддержу и покровительство.

§ 5. Особа Короля священна; он не может подвергаться осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его Совет.

§ 6. Престол наследуется по прямой линии детьми, родившимися в законном браке от Королевы или Короля, или тем, кто сам имеет право наследования; при этом ближайшей линии отдается предпочтение перед отдаленной или старшей линии перед младшей.

К числу наследников престола относится также еще неродившийся ребенок, который незамедлительно занимает принадлежащее ему место по линии наследства, как только она или он появились на свет.

Однако престол никогда не может принадлежать тому, кто не родился по прямой нисходящей линии от самых последних Королевы или Короля либо от их сестер или братьев или сами являются такими сестрами или братьями.

При рождении Принцессы или Принца, имеющих право наследовать Норвежскую Корону, ее или его имя и дата рождения сообщаются Стортингу и заносятся в его протокол.

§ 7. При отсутствии наследных Принцессы или Принца Король должен предложить Стортингу своего преемника, который имеет право и сам сделать выбор в том случае, если предложение Короля не будет принято.

§ 8. Совершеннолетие Короля определяется законом.

Тотчас по достижении определенного законом возраста Король официально объявляет о своем совершеннолетии.

§ 9. Как только Король по достижении совершеннолетия вступит в правление, он произносит перед Стортингом следующую присягу:

«Я обещаю и клянусь, что буду править Норвежским Королевством в соответствии с ее Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий».

Если Стортинг в это время не заседает, то присяга приносится в письменной форме в Государственном совете и торжественно повторяется Королем на первой же сессии Стортинга.

§ 11. Король обязан проживать в государстве и не может без согласия Стортинга более шести месяцев подряд находиться за пределами государства; в противном случае он теряет для собственной персоны право на Корону.

Король не может принять никакую Корону или правление без согласия Стортинга, для чего требуется большинство в две трети голосов.

§ 12. Король самостоятельно выбирает Совет из имеющих право голоса норвежских граждан. Этот Совет должен состоять из премьер-министра и не менее чем семи других членов.

Более половины членов Государственного совета должны исповедовать официальную государственную религию.

Король по своему усмотрению распределяет дела между членами Государственного совета. При чрезвычайных обстоятельствах Король может призвать к присутствию в Государственном совете, кроме его постоянных членов, также других норвежских граждан, за исключением членов Стортинга.

Супруги, родители, дети, братья и сестры не могут одновременно заседать в Государственном совете.

§ 17. Король может издавать и отменять постановления, касающиеся торговли, таможен, экономики, а также полиции, однако они не должны противоречить Конституции и установленным Стортингом законам. Они остаются в силе временно до ближайшей сессии Стортинга.

§ 18. Король разрешает в общем порядке взимание налогов и осуществление повинностей, установленных Стортингом.

§ 20. Король в Государственном совете имеет право помиловать преступников после вынесения приговора. Осужденный имеет право выбора: он может либо обратиться к милости Короля, либо подчиниться наказанию, к которому приговорен.

§ 23. Король вправе по своему желанию жаловать ордена в награду за выдающиеся заслуги, о чем официально публикуется; но он не может жаловать иные звания и чины, кроме тех, которые соответствуют данной должности. Награждение орденом не освобождает никого от общих для всех граждан обязанностей и повинностей, а равно не дает никаких преимуществ для доступа к государственным должностям. Должностные лица, уходящие в разрешенную отставку, сохраняют звание и чин по той должности, которую они занимали. Это не относится, однако, к членам Государственного совета и государственным секретарям.

§ 25. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами государства. Они не могут быть увеличены или сокращены без согласия Стортинга. Они не могут быть использованы на службе у иностранных государств, и никакие военные силы иностранной державы, за исключением вспомогательных войск для защиты от неприятельского вторжения, не вправе вводиться без согласия Стортинга.

§ 34. Король принимает постановления о титулах того, кто будет наследовать престол.

§ 35. Как только наследнику престола исполнится 18 лет, она или он получают право занять место в Государственном совете, но без права голоса и без ответственности.

§ 36. Принцесса или принц Норвежского Королевства не вправе выйти замуж или жениться без согласия Короля. Равным образом она или он не вправе принять другую Корону или правление без согласия Короля и Стортинга; для согласия Стортинга требуется большинство в две трети голосов.

Если она или он нарушат это правило, соответствующие лица, а также их потомки лишаются права наследовать норвежский престол.

§ 37. Принцы и принцессы королевского дома как таковые не будут отвечать ни перед кем иным, кроме как перед Королем или перед судьей, им назначенным.

§ 48. Если королевская династия иссякнет, а престолонаследник не будет назначен, новые Королевы или Король избираются Стортингом.

С. О правах граждан и законодательной власти.

§ 49. Граждане осуществляют законодательную власть посредством Стортинга, состоящего из двух отделений - Лагтинга и Одельстинга.

§ 50. Избирательное право принадлежит норвежским гражданам, мужчинам и женщинам, которым самое позднее в год выборов исполнилось 18 лет.

Одновременно те жители, являющиеся норвежскими гражданами, которые находятся в день выборов за пределами государства, но соответствуют указанному выше условию, имеют установленные законом избирательные права.

Правила, касающиеся избирательного права тех обладающих правом голоса лиц, которые на день выборов страдают серьезными психическими недостатками или аналогичным заболеванием, будут устанавливаться законом.

§ 53. Избирательного права лишаются в случае:

а) осуждения за предусмотренные законом уголовные деяния в соответствии с предписаниями закона;

b) поступления на службу в иностранной державе без согласия Правительства;

 

 

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ

 

Глава I. Император.

Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.

Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регентство, регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора.

Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента.

Император назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства:

- промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

- созыв Парламента;

- роспуск Палаты представителей;

- объявление всеобщих парламентских выборов;

- подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

- подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах;

- пожалование наград;

- подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом;

- прием иностранных послов и посланников;

- осуществление церемониала.

Статья 8. Никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.

Глава IV. Парламент.

Статья 41. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

Статья 42. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.

Статья 43. Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ.

Число членов каждой палаты устанавливается законом.

Статья 44. Квалификация членов обеих палат, а также квалификация их избирателей определяется законом. Однако при этом не должна проводиться дискриминация по мотивам расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов.

Статья 45. Срок полномочий членов Палаты представителей четыре года. Их полномочия, однако, прекращаются до истечения полного срока в случае роспуска Палаты представителей.

Статья 46. Срок полномочий членов Палаты советников шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина членов палаты.

Статья 48. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Статья 49. Члены обеих палат ежегодно получают в соответствии с законом определенное вознаграждение из государственной казны.

Статья 50. Члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут быть арестованы в период сессии Парламента; члены Парламента, арестованные до открытия сессии, по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии.

Статья 51. Члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате.

Статья 53. Кабинет может принимать решения о созыве чрезвычайных сессий Парламента. Кабинет должен принимать решение о созыве чрезвычайных сессий Парламента, если этого потребовали более одной четвертой части общего числа членов одной из палат.

Статья 54. Если Палата представителей распущена, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены все общие выборы в Палату представителей, а в течение тридцати дней со дня выборов должен быть созван Парламент.

При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания и Палата советников. Однако Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне необходимо в интересах страны.

Статья 58. Каждая палата избирает председателя и других должностных лиц.

Каждая палата устанавливает свои правила ведения заседаний, процедуры, внутренней дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Статья 63. Премьер-министр и другие государственные министры, независимо от того, являются они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях любой из палат для выступления по законопроектам. Они также должны присутствовать на заседаниях, если это необходимо для дачи ответов и разъяснений.

Глава V. Кабинет.

Статья 65. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.

Статья 66. Кабинет, в соответствии с законом, состоит из Премьер-министра, который возглавляет его, и других государственных министров.

Премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами.

Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом.

Статья 67. Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Это выдвижение должно предшествовать всем прочим делам Парламента.

Если Палата представителей и Палата советников приняли различные резолюции о выдвижении, если соглашение не достигнуто и с помощью предусмотренного законом объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла решения о выдвижении в течение десяти дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента, после того как Палата представителей произвела такое выдвижение, то решение Палаты представителей становится решением Парламента.

Статья 68. Премьер-министр назначает государственных министров, при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов Парламента.

Премьер-министр может по своему усмотрению отстранять государственных министров от должности.

Статья 69. Если Палата представителей принимает проект резолюции о недоверии или отклоняет проект резолюции о доверии, Кабинет должен выйти в отставку в полном составе, если в течение десяти дней Палата представителей не будет распущена.

Статья 70. Если должность Премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после всеобщих выборов членов Палаты представителей, Кабинет должен выйти в отставку в полном составе.

Статья 71. В случаях, упомянутых в двух предыдущих статьях, Кабинет продолжает исполнять свои функции до тех пор, пока не будет назначен новый Премьер-министр.

Статья 72. Премьер-министр в качестве представителя Кабинета вносит на рассмотрение Парламента законопроекты, докладывает Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений, а также осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.008 с.)