Готовность к школьному обучению – соответствие уровня физического, психического и социального развития ребёнка и условиям учебной деятельности в школе.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовность к школьному обучению – соответствие уровня физического, психического и социального развития ребёнка и условиям учебной деятельности в школе.



Есть разные мнения относительно того, какие выделять грани готовности к обучению. Иногда говорят о двух аспектах: педагогическом и психологическом.

Под педагогической готовностью к школе понимают уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе (навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтения, копирование букв, пересказ содержания, чтение стихотворений и т. д.).

Психологическая готовность к школе определяется как «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств».

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у ребёнка ряда психологических характеристик. Обобщая позиции многих учёных (В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгер, И.Ю.Кулагиной и др.) можно дать следующее определение.

 

Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деятельности ребёнка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность.

Личностная готовность к школьному обучению. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно-значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника. Это новая форма отношений ребёнка со взрослым (внеситуативно-личностное общение). Это способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. А. также адекватное отношение к себе, результатам своей работы , оценивание своего поведения.

Волевая готовность. Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу – основные показатели сформированности произвольного поведения.

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием психических познавательных процессов. Ребёнок должен уметь сравнивать объекты, выделять существенные признаки, определять простые причинно-следственные зависимости, делать выводы. У него должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие Ребёнок должен быть способен к механическому и логическому запоминанию, уметь строить простые умозаключения, концентрировать своё внимание при решении различных задач.

Социально-психологическая готовность предполагает активное взаимодействие ученика с учителем и учеников между собой. Поэтому дети должны иметь навыки делового общения, уметь совместно выполнять учебные действия, слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.

 

По словам Л.С.Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребёнком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.

 

Психолого–педагогические условия формирования психологической готовности к школьному обучению.

 

Основное условие успешной подготовки ребёнка к школьному обучению – создание для него развивающей среды, которая позволяет ему достигать «зоны ближайшего развития» Высокое общее развитие ребёнка предполагает высокий уровень готовности к обучению в школе. Достигается это через организацию различных видов деятельности (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), которые в единстве обеспечивают развитие различных сфер личности дошкольника. По мнению Л.С.Выготского, готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока ребёнка не начали обучать по учебной программе, пока нет реальной ситуации учебной деятельности, до тех пор ещё нет готовности к обучению. По мнению учёного, обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

Такой взгляд на проблему психологической готовности подразумевает, что к концу дошкольного возраста у ребёнка формируют лишь тот минимальный набор характеристик, который позволяет ему «начать учиться». Для того же, чтобы говорить о ребёнке как субъекте, готовом к полноценному осуществлению деятельности, необходимо с этой деятельностью реально соприкоснуться. Отсюда и вытекает та роль, которая принадлежит педагогу в формировании психологической готовности ученика. (Курс «Первые дни ребёнка в школе»).

 

Принципы, придерживаясь которых в процессе организации учебной деятельности можно эффективно решить обозначенную задачу:

q Принцип вовлечения в учение. Пословица гласит: «Расскажи мне и я забуду; покажи мне, и я запомню; вовлеки меня, и я пойму». Желание учиться (мотивационная готовность будет сформировано у ребёнка в том случае, если учение будет не только необходимостью. Но и интересным, увлекательным делом.

q Принцип согласованной позиции. Сотрудничество учителя с родителями.

q Принцип учёта индивидуальности ученика. Учитывая, что каждый ученик индивидуален, в проблемной ситуации важно экспериментировать, находить наиболее приемлемые приёмы. Ведь как заметил Л.Н.Толстой, «чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше; чем с большим, тем хуже».

q Принцип бережного отношения к личности ребёнка. Важно помнить, что начальный период обучения для ребёнка является стрессовым: существенно изменяются условия жизни, он сталкивается с жесткими требованиями, появляется много обязательств. Поэтому повышенная тревожность, усталость могут сказываться на поведении младшего школьника. Важно помнить, что каждый из детей – уже личность, с многообразием характеристик. А в реальной жизни, к сожалению, часто приходится соглашаться со словами Я.Корчака: « Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.

q Принцип гуманизма. Не спешите делать вывод о неспособности ребёнка к учению. В каждом природа заложила уникальное и конструктивное начало, найти и реализовать которое – важнейшая жизненная задача. И нам, как педагогам для раскрытия своего «Я» очень важно содействовать становлению «Я» другого человека.

 

 

Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структурные компоненты учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой ребёнок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные предшествующими поколениями. И лишь в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание.

Учебная деятельность – специфический вид активности человека. Она направлена на усвоение социокультурного опыта, накопленного человечеством. Учебная деятельность социальна по своей сущности. Ей присущи все те признаки, которые есть у любой человеческой деятельности (активность, предметность, осознанность, целенаправленность, субъектность, динамичность и др.).

Учебная деятельность – деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.

Психологические характеристики учебной деятельности:

· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действия предваряют решение задач;

· учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте (по определению Д.Б.Эльконина – основная характеристика деятельности);

· изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов собственных действий.

В.С.Мухина отмечает «самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений «Не умел – умею», «Не мог – могу», «Был – стал» – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений».

Структура учебной деятельности:

· мотивация;Мотивация учебной деятельности – совокупность мотивов, побуждающих ученика к целенаправленному и системному усвоению системы знаний, умений, навыков и определяющих интенсивность и направленность осуществляемых действий. В младшем школьном возрасте характерны следующие мотивы (Е.П.Ильин): социально-широкие мотивы (мотивы получения отметки, мотивы избегания неудачи, мотивы достижения успеха);

· учебная задача – тот способ действия или знание, которые должен усвоить ученик в заданных условиях. Особенности учебной задачи: направлена на изменение в субъекте; неоднозначны (смысл воспринимается по-разному учителем и учениками); подразумевает решение ряда задач;

· учебное действие – структурный компонент учебной деятельности, определяемый её мотивацией, подчиненный учебной цели и включающий совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи;

· контроль и оценка учебной деятельности; Контроль УД – структурный компонент УД, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной учебной задачей. Оценка УД – подведение итогов учебных действий ученика на основе соотнесения его результата с поставленной целью.

Для полноценного формирования УД требуется овладение всеми её компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.011 с.)