Волевые качества личности. Особенности воспитания воли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волевые качества личности. Особенности воспитания воли



Младших школьников.

 

Если при помощи эмоций человек пристрастно относится к чему-либо, при помощи познавательных процессов знакомится с окружающим миром, то благодаря воле он управляет своим поведением и, в широком смысле, создаёт свою жизнь.

Воля – способность человека к сознательному регулированию своего поведения, выражающаяся в постановке цели, преодолении внутренних и внешних препятствий при её достижении.

Индивидуальные особенности волевой сферы человека проявляются в уникальном сочетании волевых качеств.

Волевые качества – совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды.

Все качества условно можно разделить на три группы:

· волевые качества, характеризующие целеустремлённость;

· волевые качества, характеризующие самообладание;

· морально-волевые качества.

К волевым качествам, характеризующим целеустремлённость, можно отнести терпеливость, упорство, настойчивость.

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относят выдержку, решительность и смелость.

К морально-волевым качествам относят мужество, самоотверженность принципиальность, дисциплинированность и др.

На формирование волевых качеств младшего школьника оказывают влияние различные факторы: учебная деятельность, характер межличностного взаимодействия в семье и школе, индивидуально-психологические особенности ребёнка. Учитель начальных классов, как один из основных организаторов развивающей среды младшего школьника, играет особую роль и в формировании его различных волевых качеств.

Формирование воли происходит, в первую очередь, при решении задач ведущей деятельности возраста – учебной. Соответственно, на проявление и развитие волевых качеств младшего школьника влияют психологически и методически продуманные указания учителя, благодаря которым ребёнок учится последовательности и целенаправленности. Грамотные указания взрослого помогают ученику преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных целей. Это позитивно стимулирует развитие воли. Важнейшей задачей учителя является формирование навыков самостоятельности. Отсутствие самостоятельности может привести к повышенной внушаемости, импульсивности, неуверенности. Не менее важно и создать условия для развития у школьника терпения, настойчивости, усердия. Задания для ученика должны быть оптимальной сложности – не очень лёгкими и не очень сложными. Только в этой ситуации возможны формирования волевых усилий и активизация деятельности.

Трудности, которые встречаются на пути младшего школьника должны обернуться для него личностно значимой стороной. Только тогда начнёт формироваться позитивная самооценка, ребёнок будет внутренне становится сильнее. Важным качеством является сдержанность. Проявляется она в умении подчиняться требованиям взрослых. Любые проблемы с поведением, с отношением к учёбе следует анализировать, разъяснять пути решения и показывать, как себя правильно вести.

Педагогические правила:

  • не делать за ученика то, чему он должен научиться, а лишь создать условия;
  • активизировать самостоятельную работу ученика;
  • поощрять, стимулировать деятельность, вызывать чувство радости;
  • воспитывать привычку самоконтроля.

Темперамент его виды и свойства. Учёт темперамента в учебно-воспитательном процессе.

Многие наши индивидуальные особенности связаны с динамикой поведения, эмоциональных реакций и проявляются с рождения.

Темперамент – это биологически обусловленные особенности человека, определяющие динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.

Проблема темперамента волновала умы мыслителей ещё в древние времена. Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) попытался дать объяснение наблюдаемым отличиям в поведении людей соотношением четырёх жидкостей организма: кровь «сангве», слизь «флегма», красно-жёлтая желчь «холе», чёрная желчь «мелайн-холе». Основной тип темперамента зависит от преобладания одной из этих жидкостей. В научный обиход термин «темперамент» (в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей») ввёл древнеримский врач Гален (ок. 130 – ок. 200). Конституционную типологию (связь темперамента с телосложением) предложили Э.Кречмер и У Шелдон.

Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности внесло существенный вклад в научное понимание темперамента. Он выделил три свойства: сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных процессов; уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения; подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением.

И.П.Павлов выделил 4 типа ВНД, которые соответствуют типам темперамента:

Типы ВНД По силе По уравновешенности По подвижности Вид темперамента
Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический
Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический
Инертный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический
Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический

Свойства темперамента: Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин – общая активность (скорость движений, познавательной деятельности, реакции в общении и др.) и эмоциональность (степень чувствительности к происходящим событиям).

В.М.Русалов – эргичность (выносливость), пластичность (гибкость), темп реакций и эмоциональность.

А. Басс и Р. Пломин – эмоциональность, социабельность (лёгкость установления контактов), импульсивность (склонность действовать по первому побуждению).

А также – сензитивность (чувствительность психики), реактивность (импульсивность) и активность, интроверсия (направленность на себя) и экстраверсия (направленность на внешний мир).

Темперамент – одна из тех характеристик ребёнка, которую необходимо учитывать при организации взаимодействия с ним. Мудрый учитель не будет стремиться «переделать» темперамент своих учеников, а создаст такие условия, при которых будут развиваться сильные стороны преобладающего типа и ограничиваться его нежелательные проявления. Путём воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребёнка постепенно развивается новый темп деятельности. Путём разумного воспитания можно помочь ребёнкусангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, научить его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе. Флегматику преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность. Меланхолику – развить коммуникативные способности, укрепить уверенность в себе.

Научить ребёнка владеть своим поведением, владеть самим собой, значит помочь ему в становлении личности, в формировании морально-волевых сторон характера.

Характер, его структура и свойства. Пути формирования характера

Младшего школьника.

Люди по разному относятся к окружающему миру, природе, труду, самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках человека и образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и деятельности.

Между поведением человека и характером существует теснейшая связь. Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. «Человек отражается в своих поступках», - писал Ф. Шиллер, а Г.Гегель утверждал, что «человек есть не что иное, как ряд его поступков».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.006 с.)