Обобщение – мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщение – мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.



Мыслительные операции выделяются для того, чтобы рассмотреть различные способы решения умственных задач.

Решение мыслительных задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда вопрос ставят другие люди, но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачу, которую необходимо решить, осознать, что неизвестно, что надо понять, уяснить.

Мыслительная задача в каждой проблемной ситуации имеет свою специфику, что отражается и на особенностях её решения. Виды поиска решения задачи могут быть самыми различными, например:

· поиск посредством систематических проб (перебор возможных вариантов);

· случайный поиск (не имеющий строгой системы и логики);

· выборочный поиск (учёт результатов предыдущего этапа);

· избирательный (селективный) поиск (использование новых, творческих подходов).

В качестве основных этапов мыслительного процесса можно выделить:

  1. Мотивация (желание решить задачу).
  2. Анализ проблемы (всестороннее изучение имеющихся данных).
  3. Поиск решения (различные попытки нахождения возможных способов решения задачи).
  4. Логическое обоснование решения (выбор из нескольких вариантов одного, наиболее логически обоснованного).
  5. Реализация решения (практическое использование выбранного варианта решения).
  6. Проверка найденного решения (оценка правильности или неправильности осуществлённого решения).
  7. Коррекция решения в случае неправильности и возврат ко 2 этапу.

Воображение и его виды. Роль воображения в познавательной деятельности младшего школьника.

Воображение занимает особое место в познавательной деятельности. Наряду с мышлением оно позволяет строить жизнь на более высоком уровне.

Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

Функции воображения:

· представление в психике действительности в образах;

· регуляция деятельности и поведения;

· управление эмоциональным состоянием.

Воображение и мышление в процессе деятельности выступают в единстве (опосредованы уровнем развития самосознания человека, отражением действительности, направлены на создание нового знания путём активной переработки). В то же время можно указать и на существенные отличия (основным содержанием воображения выступают образы, а мышления – понятия).

Виды воображения:

  • от степени выраженности активности: пассивное и активное;
  • от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным (образы фантазии), либо непреднамеренным (сновидения, галлюцинации);
  • от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее – опора на словесное описание или условное изображение (чертёж, карта, ноты и т.д.). Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, оригинального, неповторимого, представляющего ценность для других людей или общества в целом;
  • мечта – образ, отражающий будущее человека. Мечта делает жизнь увлечённой и целеустремленной, творческой и смыслообразующей.

Особенности воображения младших школьников определяются возрастными закономерностями, а также индивидуальными особенностями. Индивидуальные особенности воображения определяются психическими свойствами и предыдущим жизненным опытом человека. Важно учитывать, как развивалось воображение на предыдущих возрастных этапах. Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Последующее развитие воображения определяется овладением речью. Речь позволяет обозначить образы соответствующими понятиями, а также оперировать и простейшими отвлечёнными понятиями. Существенный качественный скачок в развитии воображения связан с развитием произвольности высших психических функций ребёнка (Л.С.Выготский).

Развитие воображения в младшем школьном возрасте во многом связано с тем, как будет организована учебная деятельность детей. Педагог должен стимулировать познавательную активность учащихся через создание на занятиях проблемных ситуаций, учитывая индивидуальные особенности детей. Большое значение имеет изобразительная деятельность, чтение художественных произведений, проведение необычных воспитательных мероприятий, требующих от детей фантазёрства и внутреннего раскрепощения. Говоря о развитии воображения, важно иметь в виду, что речь идёт не просто о качественном изменении одного из познавательных процессов, а всей познавательной сферы человека и его некоторых личностных особенностях. Это связано с тем, что воображение непосредственно связано с творческой деятельностью человека.

Роль воображения в творческом процессе велика. Творчество тесно связано со всеми сферами личности: создание нового объекта, нахождение решения, написание произведения и т.д. опосредовано имеющимися знаниями, уровнем развития соответствующих способностей, волевыми чертами характера, эмоциональным настроением, переживаниями и др.

Эмоции и чувства. Формы основных переживаний и их характеристика. Психологические особенности эмоциональной сферы младшего школьника.

Всё, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Говоря о переживаниях человека, употребляют разные термины – «чувства», «эмоции», «страсти», «аффекты» и др.

Эмоции – элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличия чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством.

Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека.

Основные функции: отражательная, приспособительная, регулятивная, воздействия, защитная.

Основные формы переживаний:

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Фрустрация – эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Классификация эмоций и чувств: (И.Кант) стенические (увеличивает энергию и напряжение) и астенические (пассивность и скованность); (В. Вунд) 1) удовольствие-неудовольствие; 2) напряжение- разряжение; 3) возбуждение-торможение; (К. Изард) фундаментальные и производные (положительные: радость, интерес и отрицательные: страдание, гнев, презрение и др.)

Эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в первую очередь – в процессе общения, а также в различных видах деятельности – игре, учении, труде. В младшем школьном возрасте наиболее значительные изменения эмоциональной сферы происходят в учебной деятельности. В процессе обучения изменяется содержание чувств, идёт их дальнейшее развитие в плане всё большей осознанности, сдержанности, устойчивости. Возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Можно наблюдать чисто внешнее подражание взрослым. Доброжелательный или недоброжелательный стиль общения родителей и педагога с окружающими передаётся ребёнку. Для младших школьников характерна импульсивность. Однако позже дети приучаются произвольно контролировать выражение своих эмоциональных переживаний. Например, стараются сдерживать слёзы, не показывать, что испытывают страх, скрыть удовольствие от похвалы учителя.

Возрастная норма эмоциональной жизни ребёнка младшего школьного возраста – жизнерадостное, бодрое, весёлое настроение. У детей настроение меняется значительно быстрее, чем у взрослых. Для развития эмоциональной сферы младших школьников, повышения их социальной компетенции используют психогимнастические занятия. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.01 с.)