Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических знаний в педагогической деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических знаний в педагогической деятельности.



Вопросы государственного экзамена по психологии

Для групп П- 41

Учебный год

Преподаватель: Ларкина Л.Б.

1. Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических знаний в педагогической деятельности.

2. Самосознание. Функции и структурные компоненты самосознания. Психологические особенности формирования самосознания у младших школьников.

3. Направленность личности её структура. Особенности направленности личности младшего школьника.

4. Внимание, его виды и свойства. Психологические особенности внимания младших школьников.

5. Восприятие, его виды и свойства. Особенности восприятия младших школьников.

6. Память. Виды памяти и их характеристика.

7. Процессы памяти. Психологические особенности памяти младшего школьника.

8. Мышление. Виды мышления и их характеристика.

9. Основные формы мышления и их характеристика. Психологические особенности мышления и речи младшего школьника.

10. Мыслительные операции и их характеристика. Решение мыслительных задач.

11. Воображение и его виды. Роль воображения в познавательной деятельности младшего школьника.

12. Эмоции и чувства. Формы основных переживаний и их характеристика. Психологические особенности эмоциональной сферы младшего школьника.

13. Волевые качества личности. Особенности воспитания воли младших школьников.

14. Темперамент его виды и свойства. Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.

15. Характер его структура и свойства. Пути формирования характера младшего школьника.

16. Способности его виды и уровни. Особенности развития способностей младшего школьника.

17. Взгляд Л.С.Выготского на проблему соотношения обучения и развития. Понятие «зона ближайшего развития».

18. Движущие силы психического развития как основные противоречия возраста.

19. Деятельность её структура и содержание. Характеристика основных видов деятельности.

20. Ведущая деятельность. Роль ведущей деятельности в психическом и социальном развитии человека.

21. Возрастная периодизация психического развития по Л.С.Выготскому.

22. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

23. Педагогическая и психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности и их характеристика.

24. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школьному обучению.

25. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структурные компоненты учебной деятельности.

26. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

27. Мотивы учения и их классификация. Психологическая характеристика мотивационной сферы младшего школьника.

28. Межличностные отношения детей в младшем школьном возрасте. Роль педагога в становлении межличностных отношений.

29. Педагогические способности. Виды педагогических способностей и их характеристика.

30. Педагогическое взаимодействие, его структура и типы.

31. Стиль педагогической деятельности. Основные проявления индивидуального стиля деятельности педагога.

32. Конфликт в педагогической деятельности. Типы, причины и пути разрешения педагогических конфликтов.

 

 

Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических знаний в педагогической деятельности.

Психология – это область знаний о внутреннем ( психическом ) мире человека. Слово «психология» образовалось от греческих слов «псюхе» (душа) и «логос» ( учение, наука), впервые появилось в 17 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

Основные этапы развития психологии как науки.

1 этап – психология как наука о душе (более 2000 лет назад).

2 этап –психология как наука о сознании ( с развитием естественных наук) 17-19вв.

3 этап – психология как наука о поведении (нач. 20в).

4 этап – психология как наука, изучающая факты и закономерности и механизмы психики (сер.-нач 20 в).

5 этап (кон.20 в. – настоящее время ( существование разных подходов к изучению психики).

Принципы психологии:

  • Принцип детерминизма (причинная обусловленность).
  • Принцип единства сознания и деятельности.
  • Принцип развития.
  • Принцип личностного подхода.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью.

Функции психики:

  • отражение человеком объективного мира.
  • регуляция человеком своего поведения и деятельности.

Признаки психического отражения:

  • активность;
  • правильность;
  • совершенствование;
  • индивидуальность;
  • опережающий характер.

Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанных стороны: познавательную(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение); эмоциональную(отношение к тому, что человек познаёт и делает);

поведенческую (воздействие на окружающий мир).

Задачи психологии:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Роль психологических знаний:

  • понимать и знать ребёнка, его психологические и возрастные особенности;
  • использовать знания в воспитательном и учебном процессе;
  • использовать психодиагностические методики;
  • понимать себя и своё поведение.

Понятие «самосознание». Структурные компоненты самосознания и их характеристика. Психологические особенности развития и формирования самосознания у младших школьников.

 

На определённом этапе развития психики у человека возникает самосознание.

Направленность личности её структура. Особенности направленности младшего школьника.

Направленности личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Определение понятия «направленность личности» часто совпадает с некоторыми другими понятиями такими как «мотивационная сфера», «мотивация», «мотив».

Мотивационная сфера – сложная система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, склонностей и т.п.), отражающих различные стороны социальной деятельности человека и его социальные роли.

Мотивация– это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность.

Мотив– сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием.

Основными структурными компонентами направленности личности являются потребности и мотивы.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Виды потребностей:

q по происхождению( естественными и культурными);

В естественных потребностях выражается активирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни потомства.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры.

q По характеру предмета (органические, материальные, социальные и духовные).

Органические – связаны с объектами, в которых нуждается человеческий организм (потребности в воздухе, воде, определённой температуре, влажности и пр.)

Материальные – выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в одежде, жилищах и т. д.)

Социальные потребности связаны с функционированием человека как субъекта и объекта социальных отношений).

Духовные потребности характерны для людей высокого уровня личностного развития.

От наличия цели:

непреднамеренное (яркость необычность, нет цели, без участия воли), преднамеренное (целевая установка, осознанность, волевые усилия).

По форме отражения:

восприятия пространства (величина, форма, объём, удаленность);

восприятия движения (направления движения, скорость движения);

восприятия времени (имеет субъективный характер).

От преобладающей роли анализатора: зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестезические (двигательные) восприятия.

Свойства восприятия:

предметность (различение выделение предметов);

целостность (воспринимаем целостный образ);

константность (относительное постоянство воспринимаемых предметов); структурность (связь между элементами предмета);

осмысленность (связь с мышлением, понимание сущности предметов); избирательность (выделение одних объектов по сравнению с другими).

 

Восприятие младшего школьника отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью», что связано с относительно преобладанием первой сигнальной системы. Малая дифференцированность: в начале учёбы школьники не точно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы, не узнают одну и туже геометрическую фигуру, иначе расположенную на плоскости. Ещё довольно часто выделяют случайные детали, а существенные не замечают. Способны, не детализируя, воспринимать предмет в целом. В течение всего периода – выраженная эмоциональность восприятия: всё яркое, живое, наглядное воспринимается лучше.

На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребёнка. Учебная деятельность, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов. А также на развитие и проявление восприятия младших школьников оказывают влияние, как некоторые общие возрастные факторы, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

 

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой информации путём связывания её с информацией, усвоенной ранее. Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным и непроизвольным. На продуктивность запоминания влияют многочисленные факторы (как субъективные, так и объективные).

Выделяют следующие приёмы, повышающие результативность запоминания (иногда их называют мнемическими приёмами): группировка, выделение опорных слов, планирование, классификация, структурирование, схематизация, аналогия, мнемотехнические приёмы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация материала, ассоциации, повторение.

Сохранение – процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире. Длительность, качество и другие характеристики сохранения зависят от значимости и объёма запоминаемого материала, от его осмысленности при восприятии и других факторов.

Забывание – процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации. Забывание бывает частичным и полным и имеет как позитивный, так и негативный характер. К.Левин и Б.В.Зейгарник доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем завершённые («эффектЗейгарник»). Темп забывания информации у разных людей различен. Г.Эббингауз установил, что забывание неосмысленного материала особенно интенсивно протекает сразу после его запоминания («кривая Эббингауза»).

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее в психике информации. Воспроизведение может быть: непреднамеренным (непроизвольным) оно происходит независимо от желания и воли человека и преднамеренным (произвольным) – в результате поставленной цели. В ситуации когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

В младшем школьном возрасте развитие памяти ребёнка связано прежде всего с организацией его учебной деятельности. Выполнение задач учебной деятельности способствует развитию произвольной памяти детей: они запоминают и воспроизводят не только то, что хотят и что им интересно, а и то, что им нужно знать, и тогда, когда этого требует учебная деятельность. Младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Но при развитии памяти младшего школьника важно помнить, что запоминание учебного материала должно быть осмысленным. Осмысленное запоминание, с одной стороны, является более прочным и эффективным, а с другой – способствует развитию мышления детей, их способности мыслить.

Виды воображения:

  • от степени выраженности активности: пассивное и активное;
  • от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным (образы фантазии), либо непреднамеренным (сновидения, галлюцинации);
  • от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее – опора на словесное описание или условное изображение (чертёж, карта, ноты и т.д.). Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, оригинального, неповторимого, представляющего ценность для других людей или общества в целом;
  • мечта – образ, отражающий будущее человека. Мечта делает жизнь увлечённой и целеустремленной, творческой и смыслообразующей.

Особенности воображения младших школьников определяются возрастными закономерностями, а также индивидуальными особенностями. Индивидуальные особенности воображения определяются психическими свойствами и предыдущим жизненным опытом человека. Важно учитывать, как развивалось воображение на предыдущих возрастных этапах. Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Последующее развитие воображения определяется овладением речью. Речь позволяет обозначить образы соответствующими понятиями, а также оперировать и простейшими отвлечёнными понятиями. Существенный качественный скачок в развитии воображения связан с развитием произвольности высших психических функций ребёнка (Л.С.Выготский).

Развитие воображения в младшем школьном возрасте во многом связано с тем, как будет организована учебная деятельность детей. Педагог должен стимулировать познавательную активность учащихся через создание на занятиях проблемных ситуаций, учитывая индивидуальные особенности детей. Большое значение имеет изобразительная деятельность, чтение художественных произведений, проведение необычных воспитательных мероприятий, требующих от детей фантазёрства и внутреннего раскрепощения. Говоря о развитии воображения, важно иметь в виду, что речь идёт не просто о качественном изменении одного из познавательных процессов, а всей познавательной сферы человека и его некоторых личностных особенностях. Это связано с тем, что воображение непосредственно связано с творческой деятельностью человека.

Роль воображения в творческом процессе велика. Творчество тесно связано со всеми сферами личности: создание нового объекта, нахождение решения, написание произведения и т.д. опосредовано имеющимися знаниями, уровнем развития соответствующих способностей, волевыми чертами характера, эмоциональным настроением, переживаниями и др.

Эмоции – элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличия чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством.

Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека.

Основные функции: отражательная, приспособительная, регулятивная, воздействия, защитная.

Основные формы переживаний:

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Фрустрация – эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Классификация эмоций и чувств: (И.Кант) стенические (увеличивает энергию и напряжение) и астенические (пассивность и скованность); (В. Вунд) 1) удовольствие-неудовольствие; 2) напряжение- разряжение; 3) возбуждение-торможение; (К. Изард) фундаментальные и производные (положительные: радость, интерес и отрицательные: страдание, гнев, презрение и др.)

Эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в первую очередь – в процессе общения, а также в различных видах деятельности – игре, учении, труде. В младшем школьном возрасте наиболее значительные изменения эмоциональной сферы происходят в учебной деятельности. В процессе обучения изменяется содержание чувств, идёт их дальнейшее развитие в плане всё большей осознанности, сдержанности, устойчивости. Возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Можно наблюдать чисто внешнее подражание взрослым. Доброжелательный или недоброжелательный стиль общения родителей и педагога с окружающими передаётся ребёнку. Для младших школьников характерна импульсивность. Однако позже дети приучаются произвольно контролировать выражение своих эмоциональных переживаний. Например, стараются сдерживать слёзы, не показывать, что испытывают страх, скрыть удовольствие от похвалы учителя.

Возрастная норма эмоциональной жизни ребёнка младшего школьного возраста – жизнерадостное, бодрое, весёлое настроение. У детей настроение меняется значительно быстрее, чем у взрослых. Для развития эмоциональной сферы младших школьников, повышения их социальной компетенции используют психогимнастические занятия. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.

Младших школьников.

 

Если при помощи эмоций человек пристрастно относится к чему-либо, при помощи познавательных процессов знакомится с окружающим миром, то благодаря воле он управляет своим поведением и, в широком смысле, создаёт свою жизнь.

Младшего школьника.

Люди по разному относятся к окружающему миру, природе, труду, самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках человека и образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Противоречия возраста.

 

Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, своё значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Что же является движущими силами психического развития?

1. Противоречие между образом жизни ребёнка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый мотив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии психической жизни ребёнка.

2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сензитивность возраста. Нормальное развитие ребёнка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в котором сейчас находится ребёнок: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

3. Движущей силой развития является сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим зону ближайшего развития.

Взрослый:

q Сначала удовлетворяет физиологические потребности:

q Затем выступает образцом эмоциональных отношений;

q Образцом действия с общественными предметами;

q Носителем знаний, культуры, социальных норм;

q Образцом профессионального мастерства т.д.

Деятельность ребёнка в сотрудничестве со взрослым как бы разрастается, вызывает образование нового мотива.

4.Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б.Элькониным. В основе периодизации –закономерная смена двух типов ведущих деятельностей. 1. Деятельность в системе «ребёнок –общественный взрослый»; 2. Деятельность в системе «ребёнок – общественный предмет». Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребёнка и задачами и мотивами деятельности.

Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деятельности ребёнка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность.

Личностная готовность к школьному обучению. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно-значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника. Это новая форма отношений ребёнка со взрослым (внеситуативно-личностное общение). Это способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. А. также адекватное отношение к себе, результатам своей работы , оценивание своего поведения.

Волевая готовность. Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу – основные показатели сформированности произвольного поведения.

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием психических познавательных процессов. Ребёнок должен уметь сравнивать объекты, выделять существенные признаки, определять простые причинно-следственные зависимости, делать выводы. У него должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие Ребёнок должен быть способен к механическому и логическому запоминанию, уметь строить простые умозаключения, концентрировать своё внимание при решении различных задач.

Социально-психологическая готовность предполагает активное взаимодействие ученика с учителем и учеников между собой. Поэтому дети должны иметь навыки делового общения, уметь совместно выполнять учебные действия, слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.

 

По словам Л.С.Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребёнком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.

 

Учебная деятельность – деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.

Психологические характеристики учебной деятельности:

· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действия предваряют решение задач;

· учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте (по определению Д.Б.Эльконина – основная характеристика деятельности);

· изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов собственных действий.

В.С.Мухина отмечает «самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений «Не умел – умею», «Не мог – могу», «Был – стал» – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений».

Структура учебной деятельности:

· мотивация;Мотивация учебной деятельности – совокупность мотивов, побуждающих ученика к целенаправленному и системному усвоению системы знаний, умений, навыков и определяющих интенсивность и направленность осуществляемых действий. В младшем школьном возрасте характерны следующие мотивы (Е.П.Ильин): социально-широкие мотивы (мотивы получения отметки, мотивы избегания неудачи, мотивы достижения успеха);

· учебная задача – тот способ действия или знание, которые должен усвоить ученик в заданных условиях. Особенности учебной задачи: направлена на изменение в субъекте; неоднозначны (смысл воспринимается по-разному учителем и учениками); подразумевает решение ряда задач;

· учебное действие – структурный компонент учебной деятельности, определяемый её мотивацией, подчиненный учебной цели и включающий совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи;

· контроль и оценка учебной деятельности; Контроль УД – структурный компонент УД, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной учебной задачей. Оценка УД – подведение итогов учебных действий ученика на основе соотнесения его результата с поставленной целью.

Для полноценного формирования УД требуется овладение всеми её компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.

 

 

Ситуативный стиль отношения

Профессия – род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовать свой личностный потенциал.

Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.

Педагогическая профессия – род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.

Любая профессия содержит совокупность определённых требований, которым должен соответствовать человек. При описании профессии с точки зрения этих требований используется понятие «профессиограмма».

Профессиограмма – разностороннее описание характера профессиональной деятельности и соответствующих требований к личности.

Рассмотрение любой профессии при помощи понятия «профессиограмма» предполагает выделение в ней четырёх составляющих:

q социальной (социально-статусные характеристики;место профессии в структуре социальных отношений; социальные коммуникации и т.д.)

q производственно-технической (содержание производственных операций, техническая сторона деятельности т.д.)

q психофизиологической (требования к психофизиологическим характеристикам субъекта деятельности);

q психологической

В основе выделения психологической составляющей лежит положение, что эффективность любой профессии, в том числе и педагогической, обуславливается соответствием психологических свойств и процессов человека требованиям деятельности.

Для описания профессии с этой стороны используется понятие «психограмма».

Психограмма – характеристика профессии с точки зрения психологических требований к личностным качествам и навыкам.

Педагогические функции разделяют на две группы:

Целеполагающие:ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная.

Организационно-структурные: конструктивная, организаторская, коммуникативная.

Структура педагогической деятельности:

q мотивация (уровень направленности профессиональной активности);

q цели (выражение идеального образа желаемого результата):

q предмет (организация учебной деятельности);

q средства (научные знания, текстовые и электронные носители информации др.);

q результат (познавательное и личностное развитие учащегося).

Педагогическая деятельность включает:

q перцептивные действия (напрвлены на восприятие материала);

q мнемические (запоминание и хранение информации);

q коммуникативные (организация общения);

q предметно-образующие, исследовательские;

q контрольные (оценка хода образовательного процесса).

Все эти действия подчинены педагогическим целям, а их уникальное сочетание определяет индивидуальны стиль деятельности конкретного педагога и свидетельствует об уровне его педагогических способностей.

 

 

Вопросы государственного экзамена по психологии

Для групп П- 41

Учебный год

Преподаватель: Ларкина Л.Б.

1. Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических знаний в педагогической деятельности.

2. Самосознание. Функции и структурные компоненты самосознания. Психологические особенности формирования самосознания у младших школьников.

3. Направленность личности её структура. Особенности направленности личности младшего школьника.

4. Внимание, его виды и свойства. Психологические особенности внимания младших школьников.

5. Восприятие, его виды и свойства. Особенности восприятия младших школьников.

6. Память. Виды памяти и их характеристика.

7. Процессы памяти. Психологические особенности памяти младшего школьника.

8. Мышление. Виды мышления и их характеристика.

9. Основные формы мышления и их характеристика. Психологические особенности мышления и речи младшего школьника.

10. Мыслительные операции и их характеристика. Решение мыслительных задач.

11. Воображение и его виды. Роль воображения в познавательной деятельности младшего школьника.

12. Эмоции и чувства. Формы основных переживаний и их характеристика. Психологические особенности эмоциональной сферы младшего школьника.

13. Волевые качества личности. Особенности воспитания воли младших школьников.

14. Темперамент его виды и свойства. Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.

15. Характер его структура и свойства. Пути формирования характера младшего школьника.

16. Способности его виды и уровни. Особенности развития способностей младшего школьника.

17. Взгляд Л.С.Выготского на проблему соотношения обучения и развития. Понятие «зона ближайшего развития».

18. Движущие силы психического развития как основные противоречия возраста.

19. Деятельность её структура и содержание. Характеристика основных видов деятельности.

20. Ведущая деятельность. Роль ведущей деятельности в психическом и социальном развитии человека.

21. Возрастная периодизация психического развития по Л.С.Выготскому.

22. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

23. Педагогическая и психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности и их характеристика.

24. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школьному обучению.

25. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структурные компоненты учебной деятельности.

26. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

27. Мотивы учения и их классификация. Психологическая характеристика мотивационной сферы младшего школьника.

28. Межличностные отношения детей в младшем школьном возрасте. Роль педагога в становлении межличностных отношений.

29. Педагогические способности. Виды педагогических способностей и их характеристика.

30. Педагогическое взаимодействие, его структура и типы.

31. Стиль педагогической деятельности. Основные проявления индивидуального стиля деятельности педагога.

32. Конфликт в педагогической деятельности. Типы, причины и пути разрешения педагогических конфликтов.

 

 

Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических з



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.024 с.)