Основные приемы анализа финансовой отчетности 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приемы анализа финансовой отчетности



Финансовая отчетность служит информационной базой для проведения финансового анализа. Финансовый анализ в зарубежных странах широко использу­ется заинтересованными пользователями, как инструмент, помогающий им принимать обоснованные экономические решения. Глубина и способы финансового анализа зависят от тех целей, ко­торые ставят перед собой пользователи. Однако, можно выделить ряд приемов, которые являются типичными и широко используе­мыми в зарубежной практике:

• «чтение» финансовой отчетности;

• горизонтальный анализ финансовой отчетности;

• вертикальный анализ финансовой отчетности;

• трендовый анализ финансовой отчетности;

• расчет коэффициентов [19].

«Чтение» финансовой отчетности представляет собой простой обзор данных отчетности, с выделением ряда ключевых показате­лей, например величины продаж или общей величины активов.

Горизонтальный анализ — это временной анализ: сравниваются показатели предшествующего и отчетного периода, и определяется абсолютное изменение и изменение в процентах. Данный анализ позволяет определить, какие показатели улучшились (ухудшились) за отчетный период.

Вертикальный анализ представляет собой структурный анализ, когда общие величины берутся за 100%, и определя­ется доля составляющих частей. Например, общая величина активов может быть принята за 100% и определены доли каждой статьи в общем объеме активов.

Более информативным является трендовый анализ, когда срав­ниваются показатели не за два года, а за несколько предшествую­щих лет. Динамика изменения показателей во времени или дина­мика изменения структуры элементов отчетности могут оказаться полезными для выявления общих тенденций развития и прогно­зирования будущего.

Наиболее распространенным приемом финансового анализа, яв­ляется расчет коэффициентов. Необходимо отметить, что любой коэффициент сам по себе не представляет большой информаци­онной ценности. Только их анализ, в совокупности, дополненный сравнительным анализом во времени и между компаниями, мо­жет принести желаемые результаты.

Коэффициенты финансового анализа обычно разделяют на четыре группы:

1. коэффициенты ликвидности;

2. коэффициенты рентабельности (прибыльности);

3. коэффициенты долгосрочной платежеспособности;

4. коэффициенты рынка [10].

Рассмотрим основные коэффициенты по каждой группе.

1. Коэффициенты ликвидности. Коэффициенты ликвидности характеризуют краткосрочную платежеспособность предприятия. В них сопоставляются величины текущих активов (в целом или по группам) и текущих обязательств, что характеризует возможности предприятия по погашению крат­косрочных обязательств за счет оборотных активов. Наиболее извест­ными считаются следующие коэффициенты ликвидности:

• коэффициент текущей ликвидности;

• коэффициент срочной ликвидности;

• коэффициент денежной ликвидности;

• оборотный капитал [19].

Коэффициент текущей ликвидности (current ratio) рассчитыва­ется как отношение текущих (оборотных) активов и текущих (крат­косрочных) обязательств. Он показывает, в какой степени текущие обязательства компании покрываются ее текущими активами, т.е. степень ликвидности — краткосрочной платежеспособности ком­пании.

Формула расчета данного коэффициента выглядит следующим образом:

CR=CA/ CL,

где CR - коэффициент текущей ликвидности;

СА - текущие активы;

CL - текущие обязательства.

Коэффициент срочной ликвидности(quick ratio/acid-test ratio) рассчитыва­ется как отношение наиболее ликвидных активов (текущие активы за минусом за­пасов и предоплаченных расходов) и текущих (крат­косрочных) обязательств. Показывает, насколько покры­ваются текущие обязательства компании наиболее ликвидными активами.

Формула расчета данного коэффициента выглядит следующим образом:

QR= (CASH + STMS+ R)/ CL,

где QR - коэффициент срочной ликвидности;

CASH - денежные средства;

STMS - краткосрочные инвестиции в ценные бумаги;

R - дебиторская задолженность;

CL - текущие обязательства.

Коэффициент денежной ликвидности(cash ratio) показывает, насколько текущие обязательства компании покрываются самым ликвидным активом - денежными средствами. Коэффициент определяется как частное от деления денежных средств на текущие обязательства.

Формула расчета коэффициента выглядит следующим образом:

CASHR= CASH/ CL,

где CASH R - коэффициент денежной ликвидности;

CASH - денежные средства;

CL- текущие обязательства.

Оборотный капитал(working capital) показывает, насколько те­кущие активы больше, чем текущие обязательства и определяется как разность между ними.

Данный коэф­фициент характеризует возможности роста компании — потенциальный свободный резерв ликвидных средств.

Формульный вид: WC= CA – CL,

где WC - оборотный капитал;

СА - текущие активы;

CL - текущие обязательства.

2. Коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости). Коэффициенты рентабельности характеризуют эффективность использования вложенных средств. Существует несколько видов коэффициентов рентабельности. Условно, можно выделить:

Ø коэффициенты, отражающие прибыльность инвестированных ре­сурсов (рентабельность активов, рентабельность собственного ка­питала); коэффициенты, отражающие прибыльность продаж (про­цент чистой прибыли (рентабельность продаж), процент валовой прибыли, процент операционной прибыли);

Ø коэффициенты, отражающие скорость оборачиваемости активов (оборачиваемость ак­тивов, оборачиваемость дебиторской задолженности, период по­лучения дебиторской задолженности, оборачиваемость запасов, период нахождения в запасах).

Рентабельность активов(return on assets) отража­ет способность активов компании генерировать чистую прибыль и показывает, сколько чистой прибыли дает каждый доллар, вложен­ный в активы. Показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли и среднегодовой величины активов (среднегодовая ве­личина равна сумме активов на начало и конец отчетного пери­ода, деленной на два).

Формульный вид: ROA = NP/ TA avrg,

где ROA - рентабельность активов;

NP- чистая прибыль;

ТА avrg - среднегодовая величина активов.

Рентабельность продаж / норма прибыли / процент чистой при­были(return on sale / net profit margin / prozent of net profit) показыва­ет, сколько чистой прибыли содержится в каждом долларе про­даж. Этот показатель рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на выручку от продаж. Он широко используется для временного анализа деятельно­сти компании и сравнения компаний различных отраслей.

Формульный вид: ROS (NPM) = NP/ S,

где ROS (NPM) - рентабельность продаж;

NP - чистая прибыль;

S - выручка от продаж.

Оборачиваемость активов(assets turnover) показывает, сколько раз должны обернуться активы, чтобы получить данную выручку, или сколько выручки приносит один доллар, вложенный в активы. Рассчитывается этот показатель как частное от деления выручки от продаж на среднегодовую величину активов.

Формульный вид: AT= S/ TA avrg,

где АТ - оборачиваемость активов;

S - выручка от продаж;

ТА avrg - среднегодовая величина активов.

Коэффициент валовой прибыли / процент валовой прибыли(gross profit margin / prozent of gross profit) показывает долю валовой прибыли в цене продукции, и характеризует контроль компании над себесто­имостью и способность покрывать остальные расходы. Коэффициент рассчитывается как частное от деления валовой прибыли на выручку от продаж.

Формульный вид: GPM=GP/S,

где GPM - коэффициент валовой прибыли;

GP – валовая прибыль;

S - выручка от продаж.

Коэффициент операционной прибыли / процент операционной прибыли(operating profit margin / prozent of operating profit) отражает долю операционной прибыли в цене продукции и показывает рен­табельность основной деятельности компании.

Определяется коэффициент отношением операционной прибыли к выручке от продаж.

Формульный вид: OPM=OP/S,

где ОРМ - коэффициент операционной прибыли;

ОР - операционная прибыль;

S - выручка от продаж.

Рентабельность собственного капитала(return on equity) пока­зывает, сколько чистой прибыли приносит один доллар собствен­ных средств компании или рентабельность капитала для акционе­ров. Сравнение с показателем рентабельности активов дает пред­ставление о финансовом рычаге - финансировании за счет заемных средств. Рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на среднегодовую величину собственного капитала.

Формульный вид: ROE= NP/ Eavrg,

где ROE - рентабельность собственного капитала;

NP – чистая прибыль;

Е avrg - среднегодовая величина собственного капитала (сумма величин собственного капитала на начало и конец отчетного периода, деленная на два).

Оборачиваемость дебиторской задолженности(accounts recei­vable turnover) характеризует эффективность управления активами и отражает эффективность управления дебиторской за­долженностью. Коэффициент показывает, сколько раз дебитор­ская задолженность превращается в деньги, и рассчитывается как частное от деления выручки от продаж на среднегодовую величи­ну дебиторской задолженности покупателей (сумма величин де­биторской задолженности на начало и конец отчетного периода, деленная на два).

Формульный вид: ART=S/ ARavrg,

где ART - оборачиваемость дебиторской задолженности;

S- выручка от продаж;

ARavrg - среднегодовая величина дебиторской задолжен­ности покупателей.

Период получения дебиторской задолженности(average collection period) является показателем, обратным показателю оборачиваемо­сти дебиторской задолженности. Он отражает среднее количество дней, которое необходимо покупателям для оплаты их задолжен­ности.

Формульный вид: ACP= 365/ART,

где ACP - период получения дебиторской задолженности;

365 – количество дней в году;

ART- оборачиваемость дебиторской задолженности.

Оборачиваемость запасов(inventory turnover). В отличие от дру­гих показателей оборачиваемости в числителе показателя обора­чиваемости запасов берется не величина выручки, а величина се­бестоимости реализованных товаров (продукции). Данный коэф­фициент показывает, сколько раз запасы ликвидируются в течение года и рассчитывается как частное от деления се­бестоимости реализованных товаров на среднегодовую величину запасов.

Формульный вид: IT= CGS/I avrg,

где IT - оборачиваемость запасов;

CGS - себестоимость реализованных товаров (продукции);

I avrg - среднегодовая величина запасов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.135.8 (0.02 с.)