ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женщина и семья. Воспитание женщины. Обязанности жены в доме.



 

Основной целью Афинского общества было воспитание сознательных граждан, осознающих свою ответственность перед государством. Для этого нужно было уделять достаточную долю внимания такой ячейке общества как семья.

«Тaк кaк всякaя семья состaвляет чaсть госудaрствa, a все укaзaнные выше люди являются чaстями семьи и тaк кaк добродетели отдельных чaстей должны соответствовaть добродетелям целого, то необходимо и воспитaние детей и женщин постaвить в соответствующее отношение к госудaрственному строю; и если это не безрaзлично для госудaрствa, стремящегося к достойному устроению, то нaдо иметь тaкже достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считaться, потому что женщины состaвляют половину всего свободного нaселения,…..»26

Итак общество ставило перед собой задачу воспитать и женщину в соответствии с устоями демократического государства. Девушка, выросшая в своей семье, несомненно получало первоначальное воспитание, но это воспитание особо не готовило ее к жизненным трудностям. Только с момента вступления ее в брачный отношения, а девушек отдавали замуж уже в 15-16 лет, она начинала приспосабливаться к новым условиям. Из поэмы Феника нам известно, что огромным счастьем для девушки считалось выйти за богатого и знатного мужа, чтобы жить в достатке. Но такое счастья достойно только та девушка, которая привыкла всегда отдавать, а не брать. Уже до вступления брак к девушкам прививали понимание того, что ее главная обязанность как хозяйки обеспечить материальный комфорт в доме.

<…> И девушка несет вороне в дар смоквы.

Ей, боги, безупречно жизнь прожить дайте,<…>

 

<…> Пока же дома, пусть своих родных братьев

Едою вкусной хорошо всегда кормит! 27

 

 

.

.[9]

 

На примере идеальной жены Исхомаха, описанной Сократом, следует сказать, что женщина должна была учиться во всем слушаться мужа, выполнять его наставления.

Так и жена, — спросил я, — приносила жертву вместе с тобой и молилась об этом же самом? «Конечно, — отвечал Исхомах, — и горячо обещала перед богами сделаться такой, какой ей следует быть; вполне видно было, что она примет к сердцу мои наставления.» При этом заботясь о домашнем покое, уюте и порядке женщина не должна тяготиться этим. 28

Здесь важно отметить мысль Сократа об убежденности женщины в необходимости заниматься домашним хозяйством. «Так, видно, устроено, закончила она: как о детях заботиться порядочной женщине легче, чем не заботиться, так и об имуществе, которое радует уже тем, что оно свое, заботиться порядочной женщине приятнее, чем не заботиться.»29 Женщина также должна была заботиться и о слугах: «Клянусь Зевсом, возразила она, это, напротив, для меня в высшей степени приятная обязанность, потому что слуги, за которыми большой уход, будут чувствовать благодарность и станут более преданными, чем прежде.» 30 Другими словами, главная задача женщины сводилась тому, чтобы обеспечить внутренний порядок и внутреннее благополучие в доме. Если сравнивать семью с государством, как это делал Аристотель, то женщина выполняла все главные экономические функции «государства». При этом , как мы видим из источника, даже самым простым вещам женщина должна уделять много должного внимание, так как именно от мелочей зависит общее благополучие дома. Особенно важно для Ксенофонта научить жену соблюдать порядок в доме. Без понимания того, что «на свете нет ничего з столь полезного, столь прекрасного, как порядок.», женщина не сможет правильно вести хозяйство.31

 

 

.[10]

 

 

Создается впечатление, что Ксенофонт считал, что стремление к выполнению домашних обязанностей должно быть естественной потребностью женщины. Идеальная женщина изнутри должна чувствовать потребность заботиться о детях, семье, так как это объясняется природой и божественным замыслом. Она должна понимать, что ее работа идет на пользу не только семье, но и государству. Так было задумано Афинским обществом. Не будем забывать , что религия играла большую роль в жизни женщины с древних времен . В Домострое сказано — «Клянусь Зевсом, — отвечал я, — старайся как можно лучше делать то, способной к чему создали тебя боги, как это признает и обычай». 32 То есть женщина, по мнению Ксенофонта, должна была руководствоваться в своем поведении божественным наставлениям. С одной стороны влияние религии было положительным, так как воспитывала материнские инстинкты, стремление к самопожертвованию и самоотдаче. Но с другой стороны она же и закабаляло женщину, делала ее закрытой для остального мира. «Можно допустить, что здесь большую роль играет домашнее хозяйство, которым ограничена женщина, испытывающая недостаток общения». 33

Но античное общество, пожалуй, этот вопрос мало беспокоил. Естественная потребность женщины в общении, стремление быть на виду в то время не вызывало одобрения, так как отвлекало женщину от основных обязанностей.

<…>

И не охотница сидеть в кругу подруг,

За непристойными беседами следя.

Вот лучшая из жен, которых даровал

Мужчинам Зевс-отец на благо, вот их цвет. 34[11].

 

Если ссылаться на статью Н.А.Кривошты, то такое поведение считалось « девиантной формой поведения», то есть отклонение от принятых норм. Кривошты Н.А. в своей работе утверждает, что «положение женщины похоже на «роль группового лидера» и «за женщиной право отклоняющегося поведения признавалось открыто».35 С первым утверждением можно согласиться, потому что женщина действительно имела определенную власть над детьми, слугами. Но со вторым утверждение мы не можем согласиться никак из-за того, что, мы видим, что такая форма поведения явно осуждалась.

Не исключено, что представления Ксенофонта об идеальной жене сформировались под влиянием практических соображений:. «Что же касается еды, Сократ, она была уже превосходно приучена к умеренности, когда пришла ко мне: а это, мне кажется, самый важный предмет воспитания, как для мужчины, так и для женщины.» 36 Совершенно справедливо мнение Н.А..Кривошты о том, что осуждение «обжорства» имеет «экономический оттенок». 37 Необходимо было обеспечивать не только порядок в доме, но накапливать средства, следовательно, было крайне важно воспитать в жене склонность к умеренности и практичности.

Таким образом, можно предположить, что основной целью воспитания мужем жены – не сколько воспитать в ней те стремление к порядку, заботу об имуществе, детях, уважение к мужу, экономии, умеренности, но и убедить ее в том, что необходимость выполнение обязанностей по дому объясняется божественным устройством. Идеальная жена подчиняется наставлениям мужа, также как и божественным наставлениям, так как Бог создал ее именно для того, чтобы дополнять мужа и помогать ему. «А так как оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны, то по этой причине они тем более нуждаются друг в друге, и эта пара бывает тем полезнее» 38 Совершенно согласна с мнение Вардимана «мужчина, нашедший подходящую жену, подобен однорукому, получившему вторую руку.»39

 

.[12]

 

Женщина действительно представляло для мужа наивысшую ценность, так как практически все домашние заботы ложились на нее: и воспитание детей, и забота о слугах, поддержание внутреннего порядка в доме. Но также можно предположить, что ценилась еще больше та жена, которая не только внешне подчинялась мужу, но также поддерживала взаимопонимание и эмоциональную связь с ним. Н.А.Кривошта наиболее близко выразилась относительно данного вопроса: «< > ценное качество в жене – подчиненность мужу, причем не только «внешняя соподчиненность», но и душевное единство».» 40. Конечно об искренних чувствах мужа к жене, или жены к мужу говорить можно только в конкретных случаях. К тому же источники мало освещает перед нами тему взаимоотношений жены и мужа. С моей точки зрения, отношения между мужем и женой ,по мнению Ксенофонта, должны были строится не столько на «душевном единстве» , сколько на взаимном уважении и чувстве благодарности. «Клянусь Зевсом, возразила она, это, напротив, для меня в высшей степени приятная обязанность, потому что слуги, за которыми большой уход, будут чувствовать благодарность и станут более преданными, чем прежде.» 41

Но все же основной целью брака как мы видим было воспитать все необходимые качества у молодой жены, чтобы она могла руководить грамотно хозяйством . По сути муж был главой в доме, но все заботы лежали на женщине. По мнению Ксенофонта, каждый из супругов должен был вносить свою лепту в общее хозяйство. Основные обязанности жены в доме заключались в том, что она должна соблюдать прядок согласно указаниям мужа; должна была быть «блюстительницей законов над всем находящимся в доме». 42По сути женщина имела определенную власть в доме, над всеми слугами, над детьми, но только не над мужем.

 

40 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. С.72

41 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. VII. с.222

42 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. VII. с.238

 

Муж был наставником жены в первое время после заключения брака. Несмотря на то, что женщина была в подчинение мужа, она за свои заслуги могла рассчитывать на еще большее уважение к себе.. « Но всего приятнее тебе будет, если ты окажешься лучше меня, сделаешь меня своим слугой, и тебе нечего будет бояться, что с годами тебе будет в доме меньше почета, если, напротив, ты будешь уверена, что, старея, чем лучшим товарищем для меня и лучшим стражем дома для детей ты будешь, тем большим и почетом будешь пользоваться в доме.» 43 Можно предположить, что воспитав в себе эти качества, женщина могла своими силами добиться более высокого положения у себя в доме..[13] «Вопреки всем ограничениям, которые налагало общество, и религиозным предрассудкам женщине благодаря своему уму и личным достоинствам нередко удавалось добиться известного положения и признания у себя в доме» 44 Я склоняюсь к выводу, что женщина рассматривалась уже не только как «ойкурема» ( «предмет созданный для домашнего хозяйства») 45. С точки зрения античных авторов, женщина имела право на признание своих достоинств обществом и мужем. Но этот факт отнюдь не ставит под сомнение главенство мужа в доме. Ведь от него зависит материальный достаток семьи, он главный добытчик. Таким образом, жену следовало убедить в том, что без мужа вклад женщины в общее хозяйство не имеет смысла: Жена мне отвечала: «Нет, роль главы принадлежит скорее : я удивилась бы, если бы это было не так. Хранение и распределение мною того, что находится в доме, казалось бы, думаю, смешным, если бы ты не стал заботиться о внесении в дом чего-нибудь снаружи».46

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.006 с.)