Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор использованных источников

Поиск

 

Домострой Ксенофонта входит в сборник «Воспоминания о Сократе». (401-399 г г.до.н.э).[1] Именно философия Сократа оказала наибольшее влияние на древнегреческого писателя, историка, афинского полководца и политического деятеля Ксенофонта (около 444г –365 г до н.э.) и легла в основу его представлений о женщинах.2

Этические взгляды Ксенофонта были полностью на стороне спартанского аристократического государственного устройства, как указывает С.И.Соболевский. Этот человек был достаточно образованным для того чтобы заниматься литературной деятельности и также на основании его участия в сражении при Делии в кавалерии, С.И.Соболевский делает вывод, что Ксенофонт принадлежал к небогатым людям, следовательно,его интересовало социальное положение небогатых людей.

Произведения Ксенофонта снискали признание среди критиков той эпохи. Соболевский сообщает «Как писателя Ксенофонта очень ценили в древности. Его называли аттической музой, аттической пчелой;…»3. Как мы видим из статьи Соболевского, многие писатели оценивают его писательскую манеру как очень сдержанную, лаконичную, в его произведения находят ответы на многие важные вопросы, касающиеся политики. Для нас же произведение, по словам Соболевского, представляют «еще большой исторический и культурно-бытовой интерес.» 4 Оно помогает создать образ Афинского общества. В данном случае Домострой является ценнейшим источником для того чтобы узнать бытовую жизнь афинян, выяснить, что представляло собой семья в ту эпоху.

 

Домострой – произведение, посвященное экономике, которое написано в форме диалога Сократа с его другом Исхомахом. По сути в нем отражены основные идеи ведения домашнего хозяйства. Более вероятно, что произведение было создано Ксенофонтом чтобы не только сформулировать общие правила, которыми следует руководствоваться в хозяйстве, но и исследовать глубже вопрос о разделении труд. В связи с этим Ксенофонт затрагивает тему обязанностей жены в доме. В данном случае нам интересны 6-10 главы. Исхомах в своей беседе с Сократом рассказывает о том, как он воспитал свою жену. На основе его бесед с Исхомахом, Сократ описывает идеальную модель ведения хозяйства. А жена Исхомаха служит ему примером идеальной женщины именно, потому что все наставления мужа воспринимались женой с пониманием и благодарностью: «Обещала заботиться и, видимо, была очень рада, как будто нашла какой-то хороший выход из безвыходного положения; она просила меня как можно скорее разместить вещи, как я говорил.» 5

Главное отличие этого произведения Ксенофонта от других его произведений заключается в том, что здесь он высказывает свое собственное мнение, сформированное, несомненно, под влиянием Сократа. Из данного источника мы можем получить очень важные сведения, именно касающегося вопроса обязанностей жены в доме. В данном случае проблема освещается с экономической и политической точки зрения, не затрагивая нравственные и культурные аспекты, то есть данный источник дает нам информацию о социальном положении женщины, ее роли в семье, как части государства.

В главе «Знакомство Сократа с Исхомахом» нам интересен рассказ Исхомаха о том, как он привел в дом свою жену и как сделал ее «такой, какой ей следует быть»6 Отсюда нам интересно получить сведения о том, как должна быть воспитана жена, как должна относиться к мужу и какие обязанности выполнять по дому, чтобы соответствовать женскому идеалу того времени.

В главах «Домашнее благоустройство» и «Об устройстве дома. Экономика» излагаются мысли Исхомаха о значимости порядка в доме («На свете нет ничего столь полезного столь прекрасного как порядок.»). Здесь нам интересно посмотреть на женщину «как на блюстительницу законов над всем находящимся в доме». 6.[2]

 

 

В поэме Семонида Аморского «О женщинах» представлены десять различных характеров. В качестве приема поэтом используется уподобление характеров темпераменту кого-либо из животных. Женоненавистническая поэма отразила взгляд на женщин распространенный в Греции 6-7 в.в. взгляд на женщин. В поэме особо выделены негативные качества женского характера. Различие в женских характерах дает нам понять, что нельзя судить однозначно о женском идеале. Косвенно из поэмы мы узнаем, какой была жизнь замужних женщин. Как сказано в примечаниях к книге «Эллинские поэты», большая часть поэмы дошло до нас», следовательно, данный источник способен помочь нам в изучении нашей проблемы.

Семонид Аморгский - выходец из о-ва Самос, руководивший выведением колонии на о-в Аморгос, за что и получил свое прозвище, - был известен в древней Греции своим талантом «слагать элегии». 7 Он создал «две книги ямбов». Основной жанр его произведений является сатира. Рассматриваемый нами источник как раз близок к этому жанру, но представляет собой скорее поучительную басню. Женские гротескные образы находятся немного в отрыве от действительности. В этом смысле источники несут на себе отпечаток сильного субъективного фактора.

Но, в рамках моей темы, меня в первую очередь интересует единственный положительный образ женщины представленный в поэме. Один из спорных моментов касающийся данного источника, на который я также считаю необходимо обратить внимание - существовал ли вообще для Семонида Аморгского какой-либо идеал, или для него все женщины являлись носителями негативных качеств.

 

 

Произведение «Песнь вороны» Феника (III в до н э) – стилизованные колядки или обрядовые песни, которые представляет собой пожелание молодой девушке счастливого будущего. Суть пожелания позволяет нам выяснить, что же было настоящим счастьем для девушки. Вернее, что значило для нее счастливое существование жены с мужем. Косвенно узнаем о том, какие должны быть обязанности у девушки до вступления брак и в браке. Cам автор, Феник (III в.), известен только несколькими небольшими отрывками.9 В поэме ворона, являющаяся одним из действующих лиц в поэме, - символ, который часто встречается в древнегреческой мифологии. Она считается птицей Аполлона, так как ее название (греч. “korone”) напоминает о возлюбленной Феба Корониде. 10

 

Трактат о государстве Аристотеля «Политика», написанный в последние годы (335—322 до н. э.) его жизни, дает нам информацию о социальном положении женщины в Древней Греции. Аристотель в трактате поставил цель изложить свои взгляды на государство и на его политическое устройство. В первую очередь, нам интересны взгляды Аристотеля, касающиеся проблемы семьи как государственной ячейки. 5-12 главы позволит нам глубже исследовать проблему разделения труда между мужчиной; как отразилась именно социальная структура на семье. Аристотель как ученый несомненно отличался широким кругозором, поставивший перед собой цель заложить фундамент философских знаний и в области природы и в области истории. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. В его политических произведениях отразились определенные взгляды на политическое устройство государства и разделение общества. Аристотель разделяет мужчин и женщин, говоря что «во всех этих существах имеются разные части души, только имеются они по-разному» 11 Государство, по его мнению, возникло на основе семьи, значит совершенство семьи, совершенство граждан напрямую зависит от совершенства государства. Для нас представляет интерес его рассуждения по поводу обязанностей женщины как не только члены семьи, но и как гражданина. Какие качества в этом случае будут цениться больше всего и почему? Таким образом, привлекаемые мной источники в достаточной мере позволяют разработать проблематику моего исследования.

Примечания // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М., «Ладомир»1999, с.334

Примечания // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М., «Ладомир»1999, с.335

Аристотель Политика.I. V.6

Историография

Нельзя сказать, что проблема идеала древнегреческой женщины получила широкий охват в изучении, так как древнегреческие авторы не уделяли много внимания описанию жизни женщины, особенно женщины из низших слоев. Но тем не менее существуют довольно известные историографических работы, в которых данная тема глубоко анализируется.

Например, одна из работ, Новосадского Н.И. посвящена анализу поэзии Семонида Аморгского. На основе особенного описания женских характеров древнегреческим поэтом, целью которых было обличить женщин в их негативных качествах, исследователь делает вывод о том что «женщина в Древней Греции была поставлена в худшее положение чем мужчина», ссылаясь при этом на других древнегреческих поэтов, а также на законы Солона.12 Следовательно, рассуждения автора помогут мне в исследовании вопроса, касающегося социального положения женщины. Н.И. Новосадский старается не только проанализировать отношение древнегреческого автора к женщинам, но и выяснить причины негативного отношения к женщинам исходя из контекста эпохи, в котором жил Семонид. Смена авторского отношения к женщине во второй части поэмы, («Семонид Аморгский допускает существование хороших женщин), наталкивает Н.И.Новосадского на мысль о том, вторая часть поэмы возможно написана другим поэтом.

В статье Глускиной Л.М. «Расцвет афинской рабовладельческой демократии» затрагивается проблема положения женщин в Афинском государстве в классический период. Демократический строй предполагал равенство граждан, но женщины выпадали из политической жизни страны. Л.М. Глускина считает нужным охарактеризовать период правления Перикла, так как именно в этот период произошел перелом во взглядах общества на женщину. Именно Перикл, считает Л.М.Глускина, своим примером «поколебил консервативные устои общества» и доказал то, что женщина имеет право наравне с мужчинами-мыслителями вести беседы на различные темы, тем самым возвысил женщину в глазах общества. 13[3]

 

.

.

 

В работе Е. Вардимана «Женщина в древнем мире» представлена жизнь женщин наиболее полно. Он описывает каждый период жизни женщины даже самый незначительный факт, но больше внимания уделяет отношениям мужчины и женщины в древнем мире. Автор полагает, что «с психологической точки зрения только эллинизм открыл женщину» 14.[4] Среди прочих он выделяет Гомера, относившегося к женщинам лучше остальных. Именно Гомер создал образ Пенелопы идеальной жены, которая хранит верность своему супругу Одиссею во время его 20-летнего отсутствия, образцово ведет хозяйство, день и ночь занимается ткачеством и прядением». Таким образом Е. Вардиман на основе фактов подводит к вопросу об идеальной женщине Древней Греции, почти не выражая своего мнения касательно этого вопроса.

Автор считает, что данный вопрос и сейчас достаточно актуален. Ведь и сейчас общество далеко не свободно от всех предрассудков. Главная его цель исследовать противоречивое отношение к женщине, которое ставило женщину перед выбором: либо оставаться бесправной и необразованной всю жизнь, но быть материально обеспеченной или стать гетерой и жить свободно, занимаясь самообразованием и развитием своих способностей.

 

В книге «Греческая цивилизация» Андре Боннара резкому осуждению подвергается Афинская демократия, в которой женщина была «предметом, созданным для домашнего хозяйства». Он считает, что положение женщины в Афинах ничем не отличалось от рабства. Им отмечено, что через всю политику проходят «струи женоненавистничества» с уже «искаженным женским образом». Андре Боннар уделяет внимание моногамному браку, который сделал «сделавшего из законной супруги орудие воспроизводства потомства, а других женщин предметами наслаждения и удовольствия».15

 

Н.А.Кривошта в своей работе анализирует литературные источники «с точки зрения методологического подхода», поэтому она рассматривает понятие «качество населения», которое связано с личностными характеристиками женского образа. Исследуя вопрос, касающийся негативных качеств женщин, Н.А.Кривошта считает нужным определить, какие качества в представлении греческого общества можно назвать плохими, а какими хорошими. Интересно мнение автора о «формальном бесправии женщины». Кривошта приходит к выводу о том, что «положение женщины похоже на роль группового лидера» и за женщиной «право отклоняющегося поведения «признавалось открыто».16

Для того чтобы разобраться в том, какой образ женщины в Древней Греции являлся «социально-желательным», то есть в реальности не встречающимся, автор рассматривает роль женщины в семье, в браке. На примере мифа об Алкестиде, Н.А. Кривошта делает вывод о том, что женщина играет огромную роль в семье:«женщина-друг, товарищ, мужа, от нее зависит эмоциональная сторона брака супружеское ложе.», но при этом бурные чувства «не оценивались слишком высоко». Таким образом, Н.А. Кривошта приходит к выводу о том, что ценное качество в жене - подчиненность мужу, причем не только важна «внешняя соподчиненность», но и у «душевное единство»17[5]

 

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.01 с.)