Женский идеал в Древней Греции (по «Домострою» Ксенофонта и поэме «О женщинах» Семонида Аморгского) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женский идеал в Древней Греции (по «Домострою» Ксенофонта и поэме «О женщинах» Семонида Аморгского)



Им. М. В. Ломоносова

Исторический факультет

Доклад

Женский идеал в Древней Греции (по «Домострою» Ксенофонта и поэме «О женщинах» Семонида Аморгского)

Студентка 1 курса

Группы вечернего отделения

Исторического факультета

Присяжнюк Л.Ю.

Руководитель семинара

К.и.н, с.н.с

Бугаева Н.В.

МОСКВА 2013 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3-4

Источники…………………………………………………………….............5-8

Историография………………………………………………………………9-10

Глава1 Политическая и экономическая роль женщины

в обществе……………………………………………………………………12-14

Глава 2 Воспитание. Женщина и семья. Обязанности жены в доме.……………………………………………………………………………15-20

Глава 3 Внутренний и внешний облик идеальной женщины…......21-26

Заключение…………………………………………………………………...27-28

Библиография…………………………………………………………................29

Введение

С переменой в социальной структуре общества, политике и экономике, меняются и представления людей о мире, меняются их духовные ценности. Каждой эпохе соответствует свой идеал. В данной работе мы будем рассматривать женский идеал в классическую эпоху Древней Греции(V-IV век). Почему именно эта эпоха вызывает у нас больший интерес для изучения и почему мы решили выяснить, что представлял собой идеал женщины в то время? Во-первых, в данный период Афинское государство достигло расцвета и закрепило за собой статус сильного демократического государства с богатой духовной культурой. Классическая культура представляла собой некий эталон в Западной Европе, а демократический строй , отстаивавший символы борьбы против тирании, являлся прообразом идеального государства. В этом периода четко оформились представления людей о том, каким должно быть государство. У людей формируются определённые представления о нравственности человека, женщины. Социальная структура Афинского общества закрепляла за мужчинами и женщинами определенные обязанности. Это разделение между мужчиной и женщиной по обязанностям в семейной и общественной жизни настолько стало общепринятым, что и сегодня до сих пор мы слышим его отголоски. В ту эпоху оно сформировало особый тип женщины. Хотелось бы посмотреть, какой тип наиболее был востребованным для Афинского общества. С моей точки зрения, изучение данной проблемы важно, так как до сих пор нет единого мнения о том, какую роль играла женщина в Афинском обществе в классический период, и можно ли с уверенностью говорить о единственном общепринятом идеале в тот крайне противоречивый исторический период, когда во многих сферах общества назревали перемены, а в других еще сохранялись старые устои.

Таким образом, в своей работе я бы хотела выяснить, какое же все-таки место античное общество отводило женщинам. Справедливо ли называть такое положение в обществе бесправным? Совокупность каких внутренних и внешних качеств и модель какого поведения женщины ценилась в обществе больше всего и почему? Другими словами, что представлял собой идеал женщины в Древней Греции и можно ли судить о нем однозначно?

 

 

Для этого мне предстоит ответить на следующие вопросы:

 

1. Какое положение занимала женщина в социуме

2. Какое воспитание получала девушка? Как менялась женщина с момента вступления ее в брачные отношения? Какие обязанности по дому должна была выполнять?

3. Какие качества в женщине (в жене) ценились больше всего, а какие считались худшими. Какая женщина считалась образцом для подражания? Как жена должна была себя вести по отношению к мужу?

Примечания // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М., «Ладомир»1999, с.334

Примечания // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М., «Ладомир»1999, с.335

Аристотель Политика.I. V.6

Историография

Нельзя сказать, что проблема идеала древнегреческой женщины получила широкий охват в изучении, так как древнегреческие авторы не уделяли много внимания описанию жизни женщины, особенно женщины из низших слоев. Но тем не менее существуют довольно известные историографических работы, в которых данная тема глубоко анализируется.

Например, одна из работ, Новосадского Н.И. посвящена анализу поэзии Семонида Аморгского. На основе особенного описания женских характеров древнегреческим поэтом, целью которых было обличить женщин в их негативных качествах, исследователь делает вывод о том что «женщина в Древней Греции была поставлена в худшее положение чем мужчина», ссылаясь при этом на других древнегреческих поэтов, а также на законы Солона.12 Следовательно, рассуждения автора помогут мне в исследовании вопроса, касающегося социального положения женщины. Н.И. Новосадский старается не только проанализировать отношение древнегреческого автора к женщинам, но и выяснить причины негативного отношения к женщинам исходя из контекста эпохи, в котором жил Семонид. Смена авторского отношения к женщине во второй части поэмы, ( «Семонид Аморгский допускает существование хороших женщин), наталкивает Н.И.Новосадского на мысль о том, вторая часть поэмы возможно написана другим поэтом.

В статье Глускиной Л.М. «Расцвет афинской рабовладельческой демократии» затрагивается проблема положения женщин в Афинском государстве в классический период. Демократический строй предполагал равенство граждан, но женщины выпадали из политической жизни страны. Л.М. Глускина считает нужным охарактеризовать период правления Перикла, так как именно в этот период произошел перелом во взглядах общества на женщину. Именно Перикл, считает Л.М.Глускина, своим примером «поколебил консервативные устои общества» и доказал то , что женщина имеет право наравне с мужчинами-мыслителями вести беседы на различные темы, тем самым возвысил женщину в глазах общества. 13[3]

 

.

.

 

В работе Е. Вардимана «Женщина в древнем мире» представлена жизнь женщин наиболее полно. Он описывает каждый период жизни женщины даже самый незначительный факт, но больше внимания уделяет отношениям мужчины и женщины в древнем мире. Автор полагает, что « с психологической точки зрения только эллинизм открыл женщину» 14.[4] Среди прочих он выделяет Гомера, относившегося к женщинам лучше остальных. Именно Гомер создал образ Пенелопы идеальной жены, которая хранит верность своему супругу Одиссею во время его 20-летнего отсутствия, образцово ведет хозяйство, день и ночь занимается ткачеством и прядением». Таким образом Е. Вардиман на основе фактов подводит к вопросу об идеальной женщине Древней Греции, почти не выражая своего мнения касательно этого вопроса.

Автор считает, что данный вопрос и сейчас достаточно актуален. Ведь и сейчас общество далеко не свободно от всех предрассудков. Главная его цель исследовать противоречивое отношение к женщине, которое ставило женщину перед выбором: либо оставаться бесправной и необразованной всю жизнь, но быть материально обеспеченной или стать гетерой и жить свободно, занимаясь самообразованием и развитием своих способностей.

 

В книге «Греческая цивилизация» Андре Боннара резкому осуждению подвергается Афинская демократия, в которой женщина была «предметом , созданным для домашнего хозяйства». Он считает, что положение женщины в Афинах ничем не отличалось от рабства. Им отмечено, что через всю политику проходят «струи женоненавистничества» с уже «искаженным женским образом». Андре Боннар уделяет внимание моногамному браку, который сделал «сделавшего из законной супруги орудие воспроизводства потомства, а других женщин предметами наслаждения и удовольствия».15

 

Н.А.Кривошта в своей работе анализирует литературные источники «с точки зрения методологического подхода», поэтому она рассматривает понятие «качество населения», которое связано с личностными характеристиками женского образа. Исследуя вопрос, касающийся негативных качеств женщин, Н.А.Кривошта считает нужным определить, какие качества в представлении греческого общества можно назвать плохими, а какими хорошими. Интересно мнение автора о «формальном бесправии женщины». Кривошта приходит к выводу о том, что «положение женщины похоже на роль группового лидера» и за женщиной «право отклоняющегося поведения « признавалось открыто» .16

Для того чтобы разобраться в том, какой образ женщины в Древней Греции являлся «социально-желательным», то есть в реальности не встречающимся, автор рассматривает роль женщины в семье, в браке. На примере мифа об Алкестиде , Н.А. Кривошта делает вывод о том, что женщина играет огромную роль в семье :«женщина-друг, товарищ, мужа, от нее зависит эмоциональная сторона брака супружеское ложе.», но при этом бурные чувства «не оценивались слишком высоко». Таким образом, Н.А. Кривошта приходит к выводу о том, что ценное качество в жене - подчиненность мужу, причем не только важна «внешняя соподчиненность», но и у «душевное единство»17[5]

 

Глава 1

Заключение

 

Итак, подводя итог моему исследованию, хочу отметить, что представление о женщине в первую очередь как о хозяйке дома и матери господствовали еще в архаический период Древней Греции, но в тот период на женщину смотрели как на замкнутое, неспособное к самостоятельным действиям, существо. В классический период подчиненное положение женщины рассматривалось совершенно с другой стороны. Для Ксенофонта и Семонида Аморгского женщина была бесправным существом, но не рабыней, так как ей было свойственно самостоятельно действовать и мыслить. Данная способность в ней была заложена, но не проявлялась. Деятельность внутри семьи помогало ей раскрыться с другой стороны и проявить власть и инициативу, пусть даже и в узком семейном кругу. Из политической жизни определено женщина была исключена всего лишь потому, что она была женщиной.

Но роль женщины в семье считалось не менее значительной, чем в обществе. Женщина является хозяйкой дома и от нее зависит материальное и духовное благополучие семьи. Но, перед тем как стать полноправной хозяйкой в доме , девушке еще предстояло освоиться в новых жизненных условиях после вступления в брак. До этого момента в своей семье девушка постигала только азы. А после вступления в брак, девушка должна была учиться у мужа остальным вещам: как содержать предметы в порядке и чистоте, как экономить, как руководить работой слуг.

Ксенофонт и Семонид Аморгский хоть и по-разному были настроены по отношению к женщине, все же сходились в одном мнении насчет женского идеала. Женщина, которая вела замкнутый образ жизни, не отвлекающий ее домашних дел, и заботилась о своих детях, заслуживала уважение. Женщина, которая являлась для мужа «правой рукой», составляла единое целое в браке и не нарушала семейной гармонии своим спокойным нравом, но при этом, которая самостоятельно была решать домашние дела, но при этом, не отступая от указаний мужа, ценилась, с их точки зрения, больше других жен. Идеал также складывался из совокупности внешних и внутренних качеств. Естественность и здоровый вид можно назвать главный внешним критерием идеальной женщины. Женщина должна привлекать мужа не «искусственным обманом», а наоборот природным обаянием. Я склоняюсь к выводу что внешность и внутренние качества находились во взаимосвязи друг с другом. Отталкивающая внешность, сочетавшаяся со скверным характером, низменными желаниями, или наличие хитрости и ума - все это составляющие негативного женская образа. Пожалуй один из самых важных выводов к которым я пришла в моей работе – это то что идеальная женщина в их понимании - особая «неземная» женщина, которая выше других женщин, высоконравственная женщина. Идеальный образ древнегреческой женщины складывается из нескольких ролей. Самая главная миссия женщины - быть матерью. Затем следует роль воспитательницы своих детей. Затем идет образ добродетельной жены своего мужа. Исполнение всех этих важных предназначений делало женщину образцом для подражания.

По моему мнению, однако, следует разделять идеальные представления и действительность. Данный женский тип можно назвать неким собирательным образом. В нем сочетаются все качества женщины, которые высоко ценились в обществе, но нельзя утверждать, что он являлся точным отражением действительности. Можно сказать, что данный женский идеал служил ориентиром моральных ценностей для античного общества и вполне отвечал интересам «идеального» Афинского государства.

 

 

Библиография

 

Источники

Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Аристотель Политика (I. 5.1-12) // Аристотель Политика. Афинская полития. М., 1997.

Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999.

Феник. Песнь вороны // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999.

 

Историография

 

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. М., 1995. С. 122-126.

2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990

3. Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии (§1. Политический строй) // История древнего мира. Т.2. М., 1989.

4. Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. С.63-74

5. Новосадский Н.И. Семонид Аморгосский // История греческой литературы. Т.1. М.-Л., 1946. С.218-220.

6. Примечания // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М., «Ладомир»,1999.

7. Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

 


[1] Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., «Наука», 1993, с.276

2 Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., «Наука», 1993, с.279

3 Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., «Наука», 1993, с.281

4 Там же

5 Ксенофонт Домострой, IX, с 227

6 Ксенофонт Домострой, IX, с 219

7 Примечания // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М., «Ладомир»1999, с.478

12 Новосадский Н.И. Семонид Аморгосский // История греческой литературы. Т.1. М.-Л., 1946. С.220

13 Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии (§1. Политический строй) // История древнего мира. Т.2. М., 1989

 

14 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990, с 264

15. Боннар Андре. Греческая цивилизация. М., 1995. С 125

16 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995, с.71

17 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. С.74

 

18 Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии (§1. Политический строй) // История древнего мира. Т.2. М., 198

19 Aristotel. Politica.V.12

20 Аристотель Политика (I. 5.1-12) // Аристотель Политика. Афинская полития. М., 1997 .I. V. 2

21 Аристотель Политика (I. 5.1-12) // Аристотель Политика. Афинская полития. М., 1997. .I. V. 6

22 Аристотель Политика.I. V. 6

23 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990,с. 129

24 Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии (§1. Политический строй) // История древнего мира. Т.2. М., 1989

25 Аристотель Политика.I. V. 4

 

26 Аристотель Политика // Аристотель Политика. Афинская полития. М. «Мысль», 1997, V, 12

27 Феник. Песнь вороны // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 199

29 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.. 1993.с 219

30Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. IX. с 230

31Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М..1993. с 220

 

32 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993, VII, с 222

33 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990,с.66

34 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999, с 239

35Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. С.71

36 Ксенофонт Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993,с 222

37 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. С.65

38 Ксенофонт Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993,с 221

39 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990, с 187

 

 

43 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. VII. с.229

44.Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993, VII. с.223

45 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990, с.4

46.Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993, VII. с.223

 

47 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993, X, c. 232

48 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999, c. 238

 

 

49 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999, c. 238

50 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999, c. 239

 

 

 

 

 

61 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. C 64

62 Ксенофонт Домострой (гл.6-10) // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. VII. C 218

63 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999., c 238

 

 

Им. М. В. Ломоносова

Исторический факультет

Доклад

Женский идеал в Древней Греции (по «Домострою» Ксенофонта и поэме «О женщинах» Семонида Аморгского)

Студентка 1 курса

Группы вечернего отделения

Исторического факультета

Присяжнюк Л.Ю.

Руководитель семинара

К.и.н, с.н.с

Бугаева Н.В.

МОСКВА 2013 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3-4

Источники…………………………………………………………….............5-8

Историография………………………………………………………………9-10





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.009 с.)