Вкладывай деньги только в то, что знаешь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вкладывай деньги только в то, что знаешь



ПРАВИЛ ГЕРБЕРТА Н. КЭССОНА

ВВЕДЕНИЕ

 

Эти ПРАВИЛА— опасный и острый инструмент. Они не для де­тей и слабых духом. Они не для беглого просмотра и выборочно­го ознакомления. Их все нужно основательно изучать и глубоко осмысливать.

Цель, которую я преследовал при Написании ПРАВИЛ, состоит в том, чтобы оказать моим читателям максимальную практическую помощь в искусстве делать и вкладывать деньги.

Как вы сами убедитесь. эта книга уникальна. Такой книги нет ни в одной библиотеке. Она представляет собой итог более чем двадцатилетней деятельности, связанной с фондовой биржей. Книга отражает не только мой, дорого стоивший мне опыт, но и многое из того, что я узнал от тех, кто намного умнее меня.

Мы все делаем так много ошибок в сфере ФИНАНСОВ, что ни­кто не осмелится назвать себя здесь крупным специалистом. Та­кие вещи, как абсолютная надежность в бизнесе, не существуют. Поэтому каждый беспорядочно мечется. устраивая. как может, свои дела. Очень мало отцы опекают своих сыновей. Каждое новое по­коление вынуждено повторять одни и те же старые ошибки.

В ФИНАНСАХ гораздо меньше "АКСИОМ", чем в БИЗНЕСЕ и МАТЕМАТИКЕ. Но все-таки некоторые ПРАВИЛА существуют, и я рискнул предложить вам двенадцать из них, предназначенных для людей, которые добыли свои деньги и не хотят их потерять.

Исследования показывают, что из 100 бизнесменов только 4 становятся богачами и сохраняют свои деньги. Большинство де­лают деньги и теряют их. В 35 лет 20 человек из 100 являются со­стоятельными, но впоследствии 16 каким-то образом теряют свои деньги. Средний бизнесмен делает свои деньги до 50 лет, а по­том теряет их. Почему это происходит? Не потому ли, что он учил­ся БИЗНЕСУ — искусству ДЕЛАТЬ деньги и не учился ФИНАНСАМ — искусству СОХРАНЯТЬ деньги?

Поэтому в предлагаемых главах можно найти сведения о лич­ных ФИНАНСАХ, достаточные для того, чтобы предохранить вас от потери ваших денег. Более того, в последней главе вы найдете СИСТЕМУ вкладывания денег, при помощи которой вы сможете заставить деньги работать на вас и приносить новые деньги.

В заключение я бы посоветовал не давать эту книгу кому попало, и не хоронить ее в библиотеке. Она написана только для ИЗ­БРАННЫХ - для тех, у кого хватит ума, мужества и последователь­ности извлечь для себя пользу из полученных знаний.

Правило 1.

ВКЛАДЫВАЙ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО В ТО, ЧТО ЗНАЕШЬ

 

Это простое краткое правило из нескольких слов могло бы предотвратить четвертую часть потерь в мире ФИНАНСОВ.

Вероятно, каждый бизнесмен, читающий эти строки, когда-то в прошлом понес большие убытки из-за того, что не следовал Пер­вому Требованию Вкладчика: покупай только то, что знаешь. Удивительно, но почти каждый бизнесмен, начиная вкладывать деньги, покупает всякий хлам. Несмотря ни на что, он упорно при­обретает долю в том деле, в котором ничего не смыслит. Новичок в Финансовом деле хочет больших прибылей, Он хочет самого совершенства. Но, поскольку совершенства никогда нельзя полу­чить у себя дома, он вкладывает свои деньги в то, что находится от него за 10 000 миль.

Словом, каждый начинающий вкладчик в большей или меньшей степени гоняется за иллюзиями. Даже самый практичный торго­вец или менеджер вкладывает свои первые 100 фунтов в беспо­лезные бумаги, выпущенные или мечтателями, или мошенниками под какой-нибудь клочок заброшенных джунглей в Африке или махинации в Южной Америке или на Балканах. Почти у каждого пятидесятилетнего бизнесмена хранится в сейфе пакет так назы­ваемых "ценных бумаг". Они перевязаны обрывком веревки, и единственная ценная вещь в этом пакете - это веревка. Он купил то, что не знал. Он покупал при помощи Невежества, а не Знания. И он сполна заплатил за свою глупость.

Поскольку я собираюсь говорить чистую правду в этой книге Двенадцати Правил то должен признать. что в мире Финансов меньше частности, чем в мире Торговли и Коммерции. На вер­шине мира Финансов находятся наиспособнейшие и в высшей степени надежные люди общества. И так во всех странах. Но на дне мира Финансов - полчища совершенно бессовестных про­ходимцев. Большинство из них не нарушают законов. Многие из них ходят в церковь и т. п. Но они представляют гораздо большую опасность для общества, чем все взломщики и карманники вмес­те взятые. Если торговец пытается всучить вам вместо постель­ного белья хлопчатобумажные воротнички, его можно отвести в суд, и он будет оштрафован. А финансист может в течение года продавать чужие долги под видом активов, и закон только снимет перед ним шляпу.

В сфере Финансов никогда нельзя верить тому, что слышишь. Нужно придерживаться философии Декарта. Следует все под­вергать сомнению, В сфере Финансов каждую минуту происхо­дят десять обманов. Большинство из них непреднамеренны: они представляют собой то, что можно назвать финансовыми неточно­стями. Но при этом люди теряют деньги, и немалые. В сфере Фи­нансов нет незаинтересованных людей. Каждый преследует свои корыстные цели. Каждый старается поднять или понизить цены. В таких условиях даже Ангел, ведущий счет добродетелям и грехам человечества, не может рассчитывать услышать от людей правду. В девяти случаях из десяти советы покупать исходят от са­мих продавцов, а советы продавать — от покупателей. Что касается сообщений об организации акционерных обществ, то им нельзя доверять безоглядно. В Сити есть ловкие словоблуды, спо­собные так расписать акции изготовителей допотопных колымаг, как будто это акции фирмы "Роллс-Ройса". Если вести речь о ба­лансовых отчетах, то пока они заслуживают определенного дове­рия. Но фактом является то, что каждый год в тысячах из них рас­ходам придается вид доходов и наоборот. Ни один бухгалтер не будет ото опровергать.

Покупай только то, что знаешь. Если ты торговец,, вложи свои деньги в лучшую компанию, которая продает тебе товары. Если ты железнодорожник, вложи свои деньги в акции и другие ценные бумаги той железной дороги, дела которой ведутся наибо­лее разумно. Если ты строитель. покупай землю. Если ты путеше­ственник, покупай долю в судоходстве. Если ты интеллигент и ни­чего не смыслишь в торговле и коммерции, покупай государствен­ные ценные бумаги.

Всегда, когда можешь, покупай долю в том бизнесе, который ря­дом. Вкладывай деньги в своем собственном городе. Покупай то, что можно видеть своими глазами. Дальние поля всегда кажутся зеленее. Ноты в два раза "зеленее", неопытнее, если вкладыва­ешь в них значительную сумму своих собственных денег. Сначала купи дом, в котором живешь. Потом купи соседний дом. Опыт. который ты приобретаешь, став домовладельцем, вскоре излечит те­бя от мании гоняться за миражами.

Если рядом нет собственности, в которую можно вложить свои деньги, покупай ценные бумаги хорошо известных фирм, которые ведут дело 30 и более лет. Любая железная дорога или фирма, которая выплачивает дивиденды в течение 30 лет, являются луч­шим, что может быть в этом царстве риска.

Но, если возможно, всегда вкладывай в бизнес, который зна­ешь. Дело. которое ты знаешь,— это как раз то, на чем тебя меньше всего можно надуть. Суть в том, что нельзя быть некомпетент­ным/когда вкладываешь деньги. И нельзя быть доверчивым. Не­вежество всегда опасно. но более всего — в сфере Финансов. Ес­ли ты занимаешься бизнесом, который знаешь ты сам занимаешь­ся своими деньгами.

Итак, в Финансовой деятельности, которую можно определить как Искусство Сохранения Своих Денег и Зарабатывания По­средством Них Новых Денег, первое правило состоит в том, чтобы заниматься не тем, о чем тебе рассказывают, а тем, что ты

знаешь сам.

Не обще признано ли, что, как только у человека появляются деньги, очень немногие люди бывают с ним искренни? Как только становится известно, что у человека завелись деньги, люди всех категорий, и порядочные, и прохвосты, начинают изо всех сил ста­раться лишить его денег.

Деньги каждого человека находятся в опасности! И почти все­гда труднее сохранить деньги, чем их сделать. Поэтому первое правило гласит: Будь Осмотрителен. Покупай только то, что знаешь.

Правило 2.

Правило 3.

ДЕЛАЙ ДЕНЬГИ НА СОБСТВЕННОСТИ А НЕ НА ПЛАНАХ

 

В мире Финансов все делают деньги спекулируя. Рискует каждый. У каждого есть свои замыслы, и осуществляя их, он либо выигрывает, либо проигрывает.

Финансовая деятельность вся состоит из Вложений и Спекуляций И самый умный банкир в мире не может сказать, где кончает­ся одно и начинается другое. Многие Инвестиции неожиданно превращаются в Спекуляции, а многие Спекуляции становятся Ин­вестициями. Именно поэтому никакими законами нельзя отме­нить ни учредителей и спонсоров, ни биржевых мошенников.

Один из главных рисков в мире Финансов состоит в том, что каждый честный, полный оптимизма инициатор бизнеса может в любой момент обнаружить, что находится в тюрьме, смотрит отту­да на волю и недоумевает, как он там очутился. Каждый Финан­сист — это Попечитель денег других людей; он ответственен пе­ред законом за успешное распоряжение их деньгами. В Финансо­вой деятельности безопасность и риск так перемешаны друг с другом, что никто никогда не Может отделить одно от другого.

Все инициаторы бизнеса должны рисковать. Они должны спе­кулировать и строить догадки на будущее. Не существует абсо­лютного правила, при помощи которого можно было бы действо­вать безопасно. Но можно дать несколько рекомендаций, способ­ных предостеречь от самых опасных просчетов. Одна из них гла­сит: Делать деньги на собственности, а не на планах.

Если ты спрашиваешь: "В чем разница между собственностью и планами?", это верный признак того, что ты не финансист. Соб­ственность обладает неотъемлемой ценностью, в то время' как ценность плана полностью зависит от его реализации. Собствен­ность — это то, что существует реально: Если нужно, ее всегда можно продать а течение одной-двух недель. А план—это идея. Он не существует материально. План — это еще не рожденное ди­тя. Как бы ни была стара или разрушена собственность, она всегда стоит денег. А самый совершенный план может не стоить ни гроша. Он может быть только преддверием банкротства.

Загадка человеческой природы.состоит в том, что большинст­во людей предпочитают планы, а не собственность. Возможное объяснение этому состоит в том, что любой план всегда выглядит совершенным. Он не содержит ошибок предыдущих планов: Он безупречен. Он "просто не может не увенчаться успехом". В нем нет недостатков, он идеален. План будоражит воображение. Он уносит нашу мысль прочь от всех незначительных подробностей относительно стоимости и практической реализации проекта. План - это надежда, оптимизм, желание. Он не имеет отношения к реальностям, трудностям, убыткам.

План — это то, во что люди хотят верить, а не то, во что они должны верить. Поэтому планы всегда будут популярны. И все­гда будут происходить одни и те же надувательские истории. Каж­дое новое поколение неизбежно будет выбрасывать определен­ное количество денег на золотые прииски, нефтяные скважины и затерянные в тропиках ранчо.

Я вовсе не хочу объявить планы вне закона. Напротив. Англий­ский банк когда-то был планом. В свое время также планами бы­ли Компания Гудзонова залива и знаменитая фирма Ллойда. И все эти предприятия существуют уже два столетия. Суть того, что я хочу сказать, состоит в том, что вложения в планы — это для тех, кто может позволить себе такую роскошь. Это не для людей с ог­раниченными возможностями и небогатым опытом. Вероятность провала здесь слишком велика. Только примерно 1 план из 50 приносит успех. Никому. кроме богачей, не следует заниматься но­выми планами. Но даже состоятельные люди должны выделять на них незначительную часть своего капитала. Любой человек дол­жен вкладывать в план не более 20% своих денег.

Планы бывают разные: хорошие, плохие, средние. Иногда их осуществляют лучшие, а иногда — худшие люди общества. Многие планы известных аферистов превращаются в солидный, надежный бизнес. Часто осуществление планов честных людей сбивается с пути истинного, а планы прохвостов становятся в конечном итоге приличным, устойчивым бизнесом.

Вначале невозможно определить, плох план или хорош. Все, что можно сделать, если хочешь не потерять свои деньги,— держать­ся подальше от всех планов и вкладывать деньги в собствен­ность. Собственность может прийти в негодность, но не может ис­чезнуть совсем. Она не может, подобно планам, раствориться в воздухе. При помощи хорошего предвидения и умения продавать всегда можно собственность обратить в деньги или бизнес, при­носящий деньги.

Обычно только что открывшийся бизнес-это отчасти собствен­ность, отчасти план. Смешение здесь реального и нереального вводит в заблуждение большинство людей. Каждое коммерческое предприятие состоит из плана и собственности. Опасность возни­кает тогда, когда плана становится больше, чем собственности. Надежное предприятие похоже на пирамиду: основание больше вершины. Опасное — перевернутая пирамида: центр тяжести на­ходится наверху. В таком предприятии избыток плана.

Принципиальное отличие собственности от плана состоит в том, что собственность сохраняет свою стоимость, кто бы ею ни обладал. В то время как ценность плана всецело зависит от поря­дочности и деловых качеств осуществляющих его людей.

Чем умнее человек тем больше он может полагаться на планы. Чем труднее он соображает, тем больше он должен иметь дело с собственностью. Это примитивный совет, но он мог бы спасти сотни людей от провалов.

В мире Финансов свое время для осторожности и свое — для смелости. Но первой заповедью всегда должно быть: Изучай все подробности плана, собственности, самого себя.

Этот Совет адресован не сильному, опытному. уверенному в се­бе финансисту, который годами успешно ведет дела в Финансо­вых Джунглях. Но даже он время от времени попадается в ловуш­ку планов, которые представляют собой пустую болтовню. Однако в большинстве случаев он бывает способен постоять за себя. До­вольно часто он бьет прожектеров их же собственным оружием. Этот Совет предназначен главным образом для человека, который не является финансистом,— для торговца, коммерсанта, не имею­щего возможности делать большие капиталовложения.

Никто не Должен пытаться бегать прежде, чем научится ходить. Вкладывать деньги в планы стоит, только имея за плечами не ме­нее чем десятилетний опыт ведения дел с собственностью. Чело­века, умеющего обращаться с собственностью, не так-то просто ввести в заблуждение разговорами и обещаниями. Человек, зна­ющий, что такое дома, земля, оборудование. не склонен гоняться за миражами.

Великая истина, которую необходимо запомнить, состоит в том, что план - это, в сущности ничто. Это только быстрый способ растрачивания денег, если, конечно, за планом не стоит человек, обладающий опытом, способностями, честностью, достаточными для успешного осуществления плана.

Правило 4.

Правило 5.

ПОЛУЧАЙ СВОЮ ПРИБЫЛЬ

 

Часто приходится слышать: "Как жалко, что я упустил возмож­ность это продать: Очень может быть, ты сам уже говорил такие слова самому себе.

Многие неизменно покупали, покупают и будут покупать имен­но тогда. когда цены самые высокие. Они покупают потому, что все вокруг покупают. А другие люди, которых тоже немало, могли бы, но упорно отказываются продавать при высоких ценах.

И здесь мы подошли к сути того, что я хочу сказать: в бизнесе главное - Прибыль, а не сам Процесс, каким бы он ни был.

Это значит, что если торговец может получить больше денег от продажи своего магазина чем от продажи своих товаров, он дол­жен продать магазин. Если владелец обувного производства мо­жет получить большую прибыль от продажи своей фабрики, чем от продажи обуви, он должен продать фабрику.

Мы все слишком привязаны к своей собственности Мы при­гвождены к ней. Мы относимся к ней как к чему-то неотчуждаемо­му, не подлежащему продаже.

Люди Должны Думать: Девять человек из десяти предпочитают плыть по течению, влача жалкое существование, вместо того чтобы Думать и богатеть. Но эта книга предназначена для Мыс­лителей. Производство денег имеет свою собственную техноло­гию, которую я как раз и пытаюсь объяснить. Очень часто человек может делать деньги, скорее, выполняя что-то нестандартно, неже­ли традиционным способом.

Мы все, по крайней мере большинство из нас, могли бы быть богачами, если бы жили, к примеру. тысячу лет. С финансовой точ­ки зрения задача состоит в том, чтобы делать деньги как можно быстрее. Мы имеем в своем распоряжении всего 20-30 лет, для того чтобы сколотить состояние. И в этом вся суть. Для того что­бы быстро сколотить достаточную сумму Денег, нужно идти крат­чайшим путем. Нельзя упускать ни одной благоприятной возмож­ности получения прибыли.

Возьмем конкретный пример. Один лондонский коммерсант купил 1000 акций одной компании по 18 фунтов. Через шесть ме­сяцев их цена поднялась до 23. Он мог продать их. Но он не за­хотел продавать. Он сказал: "Нет, я буду ждать, пока они подни­мутся до 28. Тогда Я получу вдвое больше". Сейчас его акции упали до 20. Он упустил свой случай: Несомненно, со временем они поднимутся до 28,но ему придется подождать год-другой. Он поступил бы разумнее получив прибыль сразу.

Если я куплю корову за 20 фунтов и если по дороге к моей ферме меня встретит приятель и скажет мне: "Какая хорошая ко­рова, даю за нее 30 фунтов", я отвечу: "Она твоя". Потом я поеду домой в прекрасном настроении, довольный столь удачным днем. Слишком часто многих людей одолевает подозрительность, когда им предлагают за их товар высокую цену. "Если это так вы­соко кем-то оценивается,™ это пригодится мне самому",— дума­ют они. Но это неправильная позиция. Суть состоит в том, чтобы использовать каждую благоприятную возможность верного быст­рого получения прибыли. Нужно принимать во внимание фактор времени. Лучше делать 100 фунтов в месяц, чем 200 - в год.

Как только ты усвоишь эту истину, ты вступишь на путь к тому, чтобы стать финансистом. Ты научишься делать деньги при помо­щи предприимчивости: думая, планируя, используя возмож­ности, которые открывает колебание цен.

Недалекие люди, вроде социалистов, считают это эксплуатаци­ей. Но это ничего общего с эксплуатацией не имеет. Это - твор­ческая, созидательная энергия. Это — лидерство. Это

за­конный способ делать деньги, самый полезный и наименее вредоносный из всех, применяемых человечеством.

Для того чтобы делать деньги, человек должен действовать бы­стро. Он должен уметь приспосабливаться к различным ситуациям. Он должен целиком посвятить себя достижению одной цели, одному образу жизни. Он должен двигаться - действовать - принимать решения - использовать возможности. И каждый раз, когда перед ним возникнет прибыль, он не должен ее упус­кать.

Есть старая история о глупом рыбаке, который поймал рыбу длиною в один фут. Он отпустил ее со словами: "Лучше я поймаю тебя в следующем году". Лучше — сохрани то. что уже поймал. Часто, стремясь к большему, мы теряем то, что уже имеем.

Не является ли истиной то, что многие люди не расстаются со своей собственностью по 30 лет, а потом продают ее за деньги, которые давно могли бы получить.

Лучше сразу получить небольшую прибыль, чем позднее — крупную. "Позднее" — это неприемлемо для таких преходящих и немощных существ, как люди, чей деятельный возраст составляет не более сорока коротких лет.

Жизнь Коротка. Будущее всегда неопределенно. Поэтому He-упускай ни одной из тех возможностей, которые дает Настоящее.

Будь проворнее в получении прибыли. Каждая малая часть, присоединенная к тому, что уже имеешь, делает тебя богаче. По­лучай Свою Прибыль.

Правило 6.

СЛУШАЙ СВОЕГО БAHKИPA

 

В Финансовых Джунглях нет ни карт, ни дорог. Большую часть времени, проведенного здесь, каждый чувствует себя сбившимся с дороги путником. Но есть люди, которые провели всю свою Жизнь в этих Джунглях и которые поэтому знают их законы и опасности. В этом смысле больше всего можно полагаться на банкиров. Шестое Правило может спасти от больших убытков.

Джунгли кишат такими людьми.которые проявляют готовность быть твоими проводниками. Они заверяют, что найдут выход из любой ситуации, проконсультируют по любому вопросу. Практиче­ски сразу, как только ты вступаешь в Джунгли...с туго набитым бу­мажником, тебя начинают одолевать предложениями различной помощи. Сотни людей, которые сами безнадежно потерялись в Джунглях, предлагают провести тебя к Груде Золота. В этом со­стоит один из наиболее загадочных законов Джунглей: бездарные неудачники предлагают показать тебе дорогу к благополучию, а жуликоватая рвань горит желанием сделать тебя богатым.

В' Джунглях практически не бывает незаинтересованных услуг и советов, лучше знать и помнить об этом до того, как вступишь в Джунгли. Как только твой кошелек начнет пустеть, проводники и советчики исчезают. И ты предоставлен самому себе.

Дело в том, что когда человек окончательно заблудился в Джунглях. он обычно сам становится проводником или, иначе гово­ря, брокером. Как ты думаешь, если бы последний действительно знал путь к Груде Золота, стал бы он кому-нибудь показывать его за грошовое вознаграждение? Никогда.

Если нужен надежный совет, то последний, к кому следует об­ращаться, это брокер. Эта истина ранее еще не провозглашалась со всей откровенностью, но, как ты сам убедишься, она в общем верна. Если есть сомнения на этот счет, то можно спросить любо­го, кто лет двадцать занимался куплей и продажей акций.

Это не значит, что брокеры нечестные люди: но у них своя ло­гика. Без особого восторга относясь к тому, чему учил Моисей, они придерживаются своих собственных Десяти Заповедей. Их Пер­вая Заповедь; "Рискует клиент". Брокер никогда не думает о на­дежности. Он думает только о самом Процессе. "Действуй",— советует он. Неважно, принесет это прибыль или убыток: "Дейст­вуй". Никто из брокеров не просыпается по ночам, вспоминая о бывших клиентах, отправленных ими в работные дома. В против­ном случае, нет никакого сомнения, все брокеры умерли бы от бессонницы.

Обычный брокер так же, как и его клиенты, руководствуется слухами, а не какими-то правилами. Он суетится. Он редко изуча­ет общегосударственные тенденции. У него нет ни плана, ни кар­ты, ни! компаса. Он попросту следует за своими клиентами, кото­рыми он сам призван руководить. Он вовсе не является Провод­ником. Он - компаньон. Если это усвоить, то можно очень непло­хо пользоваться услугами брокера. Он расторопный исполнитель того, что ему говорят. Он выполняет поручения, подбадривает, рас­сказывает новости дня. совершает сделки. но не выступает в каче­стве Проводника.

Есть и другой вид людей в Джунглях. Они не выдают себя за проводников, но они знают больше, чем проводники. Это - Бан­киры. Банкир - это хранитель. Это человек, который защищает деньги от убытков. Он - сама Надежность. Если он не знает тро­пинок в Джунглях, то ему известны хотя бы способы защиты от подстерегающих там опасностей. Bcю свою жизнь он проводит, изучая их признаки. Более того, банкир, если захочет, может вы­зволить из беды. В этом он намного превосходит брокера.

Единственной целью брокера является постоянно держать сво­их клиентов в состоянии купли-продажи. В то время как главным стремлением банкира является защитить клиентов от потерь. Ус­луги брокера оплачиваются комиссионно от купли-продажи, а бан­кир получает жалованье. Непреложный факт, который нельзя от­рицать, состоит в том, что положение именно банкира и никого другого больше всего обязывает давать незаинтересованные со­веты.

Очень немногие вкладчики пользуются услугами своего банки­ра. Я сам в молодости имел в течение десяти лет счет в банке, прежде чем попросил ссуду, и впервые посоветовался со своим банкиром о вложении денег спустя четырнадцать лет. В молодые годы я обращался за советами к брокеру, и агенту по продаже до­мов. Из-за первого я потерял 250 фунтов, а из-за второго — 120. Вот чего стоило мне усвоить, что никогда нельзя советоваться с теми, чьи услуги оплачиваются комиссионно.

Брокер приводит в движение все Джунгли. И это, понятно, очень полезная функция для Джунглей в целом. Однако я не собираюсь высказывать здесь общие положения. Моя цель—рассказать читателю этой книги, как сохранить его деньги и заставить их на него работать.

Когда обращаешься за советом к банкиру, то выигрываешь вдвойне: есть шанс получить мудрый совет; улучшается мнение банкира о тебе и возрастает его доверие.

Банкир — это своего рода наблюдатель в финансовых Джунг­лях. У него нет причин обманывать ни себя, ни своих клиентов. Он занят исследованием положения дел и не влезает в чужие де­ла. Он не может сказать, как сделать 12% прибыли, но он может сказать, как сделать 6. Он не может сказать, как удвоить капитал, но он может сказать, как надежно сохранить то, что имеешь. Он не может показать дорогу к Груде Золота. хотя он знает, что время от времени кто-то случайно или сознательно находит ее и становит­ся сказочно богат. Он слишкомf много знает о Джунглях, чтобы са­мого себя называть проводником.

Банкир всегда ведет дела надежно. Поэтому он лучший совет­чик для начинающих инвесторов. Наступает время, и человек так прочно становится на ноги, что его деле уже не требуют совета банкира, но такое случается нечасто. Особенно в наше время я бы рекомендовал каждому бизнесмену во всем полагаться на своего банкира.

Сегодня банкир — это центральная фигура. Он держат на сво­их плечах весь мир. В конечном итоге все международные финан­совые проблемы, о которых так много говорят политики, решают­ся не Парламентами и Конгрессами, а банкирами. Банкир защи­щает деньги людей, и он должен занимать соответствующее поло­жение в обществе. Именно он должен определять решения, при­нимаемые политиками. Он не просто бухгалтер. Он - Страж. Он - Опекун. Он - Лидер. Независимо от того, хочет он сам этого или нет.

Итак, наше шестое Правило гласит: Слушай своего Банкира. Не полагайся ни на свой собственный небогатый Опыт, ни на советы тех, кто может извлечь Прибыль из твоих Убыт­ков.

 

Правило 7.

ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН

 

Правило состоит всего из нескольких слов, но если ты смо­жешь применить его на практике, то сделаешь целое состояние. Об этом легко говорить, но вряд ли найдется один человек из ты­сячи, у которого хватит смелости и самостоятельности сделать это.

Почти всё покупают и продают, глядя на толпу. Даже биржа и денежный рынок подчиняются Толпе. И даже банкиры и бирже­вые дельцы не принимают самостоятельных решений.

На рынке капиталовложений «всегда две толпы: толпа покупа­телей и толпа продавцов. И когда человек попадает на этот ры­нок, or неизменно присоединяется к той толпе, которая больше. И это является одной из главных причин убытков.

Мы все, по крайней мере большинство из нас, подчиняемся стадному инстинкту. Мы следуем за толпой, за большей толпой, как животные. Мы делаем то, что делают другие, потому что так проще и удобнее. Мы не хотим прослыть, чудаками или гордеца­ми.

Словом, мы плывем по течению. В Финансах мы действуем точно также как в политике, религии, общественных делах. Мы пассивны. Мы позволяем соседям, согражданам, прессе помыкать нами.

Больше всего - Прессе. Именно Пресса сделала толпу обыч­ным явлением. Редакторы и репортеры думают головой не боль­ше, а меньше других, но они продают свою болтовню. Знают они или нет то, о чем говорят, но они должны как-то высказываться каждый день. Эта непрестанная, навязчивая болтовня влияет на толпу. Большинство людей не думают. Они только читают, и по­этому для Прессы легче легкого манипулировать ими.

Странный, и, правда, не вполне достоверный факт: большинст­во людей на всем протяжении своего жизненного пути - от колы­бели до могилы — не совершают ни одного самостоятельного поступка. Всю свою жизнь они следуют за толпой. У них в голове утвердилось общепринятое мнение, что так спокойнее.

Это так в политике и в общении, но не в Финансах. В Финан­сах Толпа Всегда Проигрывает. Этот факт известен немногим людям, а те, кто его знают, держат это знание при себе. В Финан­сах выигрывают немногие. И они делают это, потому что следят за ценами, а не за толпой. Финансы - это прямая противоположность Политике. Как мало бизнесменов сознают это. Финансы ма­ло волнует мнение большинства. Цены не устанавливаются голо­сованием.

В то же время справедливо, что общественное мнение вызыва­ет колебания цен. Когда десять человек хотят продать акции ка­кой-нибудь компании, а покупателей только пять, цена на акции па­дает. А когда двадцать человек покупают, но продают только пять, цена поднимается. Но умный вкладчик не покупает и не продает вместе с Толпой. Он наблюдает со стороны и использует колеба­ния цен.

В Политике - присоединяйся к большинству и выиграешь. Но в Финансах нужно находиться в меньшинстве, если хочешь по­знать нелегкое искусство Вкладывания и Спекуляции. Никогда не покупай, когда покупателей больше, чем продавцов, В противном случае наверняка переплатишь. Никогда не продавай, когда про­давцов больше, чем покупателей. Иначе неизбежно заработаешь гроши. Как однажды сказал мне один миллионер: "Покупай Се­бе Соломенную Шляпу Зимой". Покупай, когда модно прода­вать, и продавай, когда мода на покупки.

Цены всегда сильно колеблются;! Всегда есть бум и депрес­сии. За каждым бумом следует депрессия, и за каждой депресси­ей следует бум. Толпа никогда, конечно, не смотрит вперед. Толпа всегда оказывается в дураках. Она думает только о сегодняшнем дне. Именно поэтому большинство людей покупают по высоким ценам, а продают по низким. Они считают, что существующая на рынке. ситуация будет продолжаться вечно.

Большинство являются оптимистами во время бума и песси­мистами — во время депрессии. Конечно же, это проще всего. Но тот, кто делает, деньги, выступает пессимистом во время бума и оптимистом во время депрессии.

Покупай всегда у Пессимистов. Продавай всегда Опти­мистам.

В этом заключается иначе сформулированное седьмое Прави­ло. Оно означает, что нужно стоять в стороне от толпы и исполь­зовать возможности, которые открывают изменения цен. Немно­гие люди, у которых хватит.мужества поступать таким образом, разбогатеют и заслуженно будут обладать всем, что получат. Они - Стабилизаторы рынка. Они предохраняют от тех ситуаций, когда толпа поддается панике и сметает все на своем пути. Имен­но так обычно ведет себя любая толпа.

Устраните с биржи независимых дельцов - и она через год будет закрыта. Либо во время бума, либо при депрессии она бу­дет стерта с лица земли, Каждую толпу нужно стабилизировать. Вот в чем главным образом и состоит руководство. Атоллу на бирже нужно стабилизировать почти так же, как в политике. По­добно тому, как цель Прессы состоит в том, чтобы привести толпу в возбуждение, цель мудрого, сильного биржевого дельца-патрио­та заключается в том, чтобы «делать толпу более спокойной и здравомыслящей. И иногда случается, он за это получает непло­хие деньги.

Загадка человеческой природы состоит в том, что, когда цены высоки, мы думаем, они обязательно поднимутся еще выше. А ког­да они низкие, мы думаем, они опустятся еще ниже. Истина, конеч­но же, состоит в обратном. Если цена на какой-либо товар растет, это является признаком его скорого подешевения. А если что-ли­бо дешевеет, то вслед за этим последует подорожание.

Цены все время движутся вверх и вниз. На них воздействуют события, надежды и страхи всего необъятного мира. Цены подни­маются выше и опускаются ниже стоимости, но они редко исчеза­ют совсем. Обычно как надежды, так и страхи толпы преувеличе­ны. Как только ажиотаж спадает, цены возвращаются к уровню сто­имости..

 

Правило 8.

ДЕРЖУ ДЕНЬГИ В ОБОРОТЕ

 

Самый продуктивный в мире капиталист — мальчик-разносчик газет. Он делает 200% прибыли в день. Каким образом? Застав­ляя свои деньги и товары постоянно находиться в движении. Он начинает утром, имея 1 шиллинг. Покупает 20 газет и продаёт их за 1 шиллинг и 8 пенсов. За день он проделывает это трижды. В результате к концу дня у него получается 3 шиллинга. Он продал 60 газет и сделал 2 шиллинга прибыли.

Он в равной степени и капиталисту рабочий. У него нет нани­мателя, он финансирует сам. себя и получает вознаграждение пo конечному результату. Он не финансист, поскольку расходует и деньги, и свой Труд. Но он и не вкладчик, поскольку может полу­чить назад свои деньги за не распроданные газеты.

Его деятельность представляет собой лучшую иллюстрацию того, насколько важно. чтобы деньги и товары находились в посто­янном движении. Он зарабатывает 30 фунтов в год, вкладывая один шиллинг и напряженно работая. Это на 5 фунтов больше то­го, что он, вероятно, мог бы получить на обычной работе; и он ра­ботает всего 3-4 часа в день. ;

Сравним его с ювелиром, имеющим дело с капиталом в дра­гоценностях на сумму 5 000 фунтов и продающим их в течение го­да. Мальчик-газетчик оборачивает свои деньги 600 раз. в то вре­мя как ювелир едва делает это единожды. Именно поэтому в бриллиантовом бизнесе гораздо больше блеска, чем прибыли. До 1971 г. английский шиллинг =12 пенсам.

Таким образом, восьмое Правило подводит нас к усвоению ве­ликого закона Финансов: Движение капитала имеет гораздо большее значение, чем его Величина. Оборачивается ли твой ка­питал за год, квартал, месяц или неделю?

В графстве Ланкашир рядом находятся две фирмы. Одна име­ет капитал в 8 00.0 000 фунтов и 18 000 служащих. другая — капи­тал в 800 000 фунтов и 800 работников. В прошлом году обе фир­мы имели одинаковую прибыль. Это случилось потому, что мень­шая была более производительна и оборачивала свой капитал за год 26 раз.

Булочник может делать хороший бизнес при помощи капитала, который в десять раз меньше. чем у ювелира. Он может это. потому что очень быстро превращает свою муку в хлеб, а хлеб- в деньги. Он практически каждый день продает весь свой товарный запас.

Одна из распространенных причин, почему большинство фирм получают невысокую прибыль, состоит в том, что слишком боль­шие деньги у них неподвижны. Слишком много товаров лежит на дальних полках. Слишком много не используется оборудования. Слишком большой запас сырья. Слишком много зданий. Все это означает бездействующий капитал. Это своего рода паралич.

Часто бывает, что две трети капитала фирмы омертвлено и вся нагрузка ложится на оставшуюся треть. Нет никакой выгоды придерживать товар, кроме тех случаев, когда цены растут. Ценность оборудования или здания зависит от их использования, а не от ТОГО. СКОЛЬКО ОНИ СТОЯТ

Мир бизнеса наполненный дорогостоящими, но не приносящими никакой прибыли вещами. Лучше иметь функционирующий двига­тель в одну кошачью силу, чем неработающий мотор мощности мамонта. Лучше взять 200 фунтов и пустить их в непрерывный оборот; чем иметь 2 000 фунтов неходовых товаров.

Сущностью Бизнеса является Обмен. Деньги на товар – товар - на деньги, деньги снова на товар! И делать это нужно Быстро в этом секрет больших дивидендов.

Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от высоты цен. Выгоднее сделать 5% за месяц, чем 30% за год. Это известно всем ростовщикам, но не всем торговцам. Поэтому так много торговцев, имеющих мертвый запас товаров и превышаю­щих свой кредит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.088 с.)