![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок выполнения выпускной
Квалификационной работы Работа над темой предполагает научную организацию труда студента. Она состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного. На подготовительном этапе студент: - осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария исследования); - тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования; - выявляет проблему исследования; - определяет его цель, задачи, структуру и методы; - составляет план выпускной квалификационной работы; - разрабатывает эксперимент. На рабочем этапе студент: - проводит эксперимент; - пишет черновой вариант текста и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам; - формулирует выводы по параграфам и главам; - оформляет научно-справочный аппарат (сквозные ссылки, список литературы). На заключительном этапе студент: - корректирует содержание в соответствии с замечаниями научного руководителя; - пишет окончательный вариант выпускной квалификационной работы с учетом требований научного оформления; - представляет работу научному руководителю и рецензенту и рецензию. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы студент вместе с научным руководителем конкретизирует в примерном календарном плане написания исследовательской работы. 1. 4 курс (сентябрь - октябрь) — выбор темы работы, подача заявления, закрепление темы на заседании кафедры, выполнение работы, в процессе регулярного общения с научным руководителем. 2. 4 курс (март) — подача студентом окончательного варианта выпускной работы в УМО или на кафедру (два печатных экземпляра и электронная версия на CD-диске, в формате pdf). 3. Защита выпускной квалификационной работы. 2.4. Структура и содержание выпускной Квалификационной работы Примерный план:
Титульный лист Содержание Введение Глава 1 – теоретическая, имеющая 2 или 3 параграфа Выводы Глава 2 – практическая, имеющая по 2 или 3 параграфа Выводы (при необходимости возможно написание 3 главы) Заключение Список использованной литературы Приложения (при наличии необходимого материала).
Типовая структура выпускной квалификационной работы
Титульный лист (см. Приложение 3 – для студентов очного отделения и Приложение 6 – для студентов заочного отделения и слушателей курсов переподготовки) должен нести следующую информацию: - наименование учебного заведения, направления подготовки, кафедры; - обозначение характера выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа); - наименование темы; - фамилию, имя, отчество студента; - фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя; - название города, в котором находится учебное заведение; - год написания работы. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номер страницы на нем не ставится. Введение. Содержит обоснование актуальности темы исследования; характеристику методологического инструментария. Первая глава. Отражает результаты теоретического анализа проблемы и содержит результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по проблеме; объяснение смысла ключевых понятий по теме исследования. Вторая глава. Отражает результаты этапов экспериментальной части исследования и содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов данного этапа экспериментальной работы. Заключение. Содержит выводы, отражающие степень достижения цели и задач исследования, доказанности гипотезы; перспективы дальнейшего решения проблемы исследования в соответствии с полученными результатами. Выводы по главам должны содержать краткое изложение основных положений каждого параграфа. Выводы считаются корректными, если они соответствуют поставленным задачам исследования, являются следствием данного исследования, формулируются лаконично и не содержат общеизвестных истин или суждений, требующих дополнительных научных доказательств. В списке литературы можно указать все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте работы. В перечень используемых литературных источников могут входить разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные. Не менее 50% источников должны быть изданы в течение последних 10 лет. Список литературы представляет собой перечень книг и статей, которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям коллективных трудов и оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1.-2003 «Библиографическая запись». При оформлении важно учитывать тип источника: монография, публикация в периодическом издании, сборник трудов и т.п. Приложения могут содержать схемы, таблицы, анкеты, протоколы, тексты модифицированных или малоизвестных методик, статистические таблицы, характеристики отдельных испытуемых, первичные данные и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования, а также работы детей, методические разработки и т.д. Содержание и количество приложений зависит от конкретной работы. В приложение рекомендуется поместить конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, используемых при проведении занятий и т.п. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и нумероваться арабскими цифрами. В приложении не отражается общая с остальной частью квалификационной работы сквозная нумерация страниц. На все приложения в основной части квалификационной работы должны быть ссылки. Приложения следует оформлять как продолжение квалификационной работы. Каждое из них должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. На все приложения в основной части квалификационной работы должны быть ссылки. Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы 2.5.1 Рекомендации по разработке методологического аппарата исследования и написанию введения Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, выявить противоречия и сформулировать проблему, раскрыть цель и вытекающие из нее задачи работы, определить объект и предмет квалификационного исследования, перечислить методы исследования, указать базу констатирующего эксперимента и практическую значимость выполненной работы. В зависимости от темы исследования может быть сформулирована гипотеза. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность темы квалификационной работы определяется студентом на основе анализа литературы по избранной теме, а также исходя из требований педагогической и психологической науки и практики. Актуальность исследования определяется: - необходимостью дополнения или уточнения теоретических вопросов, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных, методах и методиках исследования; - потребностью практики. Обосновать актуальность значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Актуальность может отражать значимость проведения данного исследования в трех направлениях: - социальная значимость – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом (например, «В нынешних условиях становится актуальной… такая-то проблема в связи с тем…»); - научная значимость – степень изученности данной проблемы в научных исследованиях (например: «Существует такая-то проблема, в то же время в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как…»); - практическая значимость – важность решения данной проблемы для практики работы образовательного учреждения (например: «Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с…»). Формулировке проблемы предшествует выявление проблемного реально существующего противоречия между тем, что должно быть в соответствии с социальным заказом и тем, что выявилось в конкретной практике образования. Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Необходимо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны быть относительно равнозначными, а также относиться и к теории, и к практике. Например: «Противоречие между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточно сформированной мотивацией к здоровому образу жизни у младшего школьника». Только выявив существующее социально-педагогическое противоречие, можно сформулировать проблему как главный вопрос конкретного исследования. Далее следует сформулировать проблему исследования, которая формулируется в виде вопроса, например: «Каковы формы и методы формирования положительной мотивации младшего школьника к здоровому образу жизни?». Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например: «какова взаимосвязь того-то и того-то…?», «при каких условиях формируется…?», «при каких социально-педагогических условиях эффективно…?», «каковы механизмы психологического воздействия на …?» и т.п. Обоснование актуальности выбранной темы логически предшествует формулировке цели исследования. Цель любого исследования – это желаемый конечный результат, решение определенной проблемы (теоретико-познавательной, практической или прикладной). Формулировка цели исследования предполагает: - выявление взаимосвязи явлений; - изучение динамики явлений; - описание нового эффекта или явления; - открытие новой природы явлений; - обобщение, выявление общих закономерностей; - создание классификаций, типологий; - создание методики; - адаптация методик к условиям экспериментальной работы. Вслед за проблемой и целью определяются объект и предмет исследования. Объект исследования – это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Определяя объект исследования, Вы отвечаете себе на вопрос: что исследуется? Объектом педагогического исследования, как правило, выступают психолого-педагогические явления и процессы: процесс образования, процесс воспитания, процесс формирования отдельных качеств, сторон личности учителя или учащихся, учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процессы. Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению. Предметом исследования могут выступать: содержание образования и воспитания; диагностика учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности учителя и учащихся; условия совершенствования педагогических процессов; формы, средства, методы организации процессов обучения и воспитания, развития личности и т.д. Размышляя над предметом исследования, Вы отвечаете на вопрос: «Какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?». Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта (см. табл. 1).
Таблица 1 Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования
Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней (см. табл. 2). Рекомендуемые формулировки задач: выявить, определить, охарактеризовать, исследовать, обосновать, раскрыть, проанализировать, рассмотреть, предложить, разработать. Задача – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Чтобы осмыслить задачи, Вам необходимо поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что решая их, Вы фактически задаете программу исследования: сначала Вы описываете, изучаете, выявляете, даете характеристику, раскрываете специфику феномена, затем делаете предположения, разрабатываете программу и т.д. Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Таблица 2 Пример конкретизации цели исследования в его задачах
Окончание таблицы 2
Во введении также указываются методы исследования. Наиболее распространенными из них являются теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение, моделирование и т.п.) и практические методы (эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, беседа и т.д.). Гипотеза исследования – научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом возможно решить поставленную Вами проблему. Например, «Коррекционно-развивающая работа будет эффективной при наличии следующих условий…». Во введении также указывается база проведения эксперимента, количество испытуемых и их возраст. Например: «Исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 12 г. Сибай. В эксперименте приняли участие 25 детей в возрасте 7–8 лет». Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы: – при выявлении проблемы исследования: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?» – при выборе темы исследования: «Нашла ли отражение проблема исследования в его названии?» – при обосновании актуальности: «Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?» – при определении объекта исследования: «Что будет исследоваться?» – при определении предмета исследования: «Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?» – при формулировке цели исследования: «Какой результат исследования Вы намерены получить?» – при определении задач исследования: «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?» – при выдвижении гипотезы исследования: «Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?»
2.5.2. Рекомендации по работе с литературой и написанию теоретической части исследования В теоретической частистудент раскрывает основные понятия, сущность проблемы исследования и ее состояние в современной теории. Дает анализ основных точек зрения на исследуемую проблему, имеющихся в современной научной литературе. Научное обоснование проблемы предполагает также анализ состояния изучаемого вопроса в практике современной школы и обоснование собственной точки зрения на исследуемую проблему. Работа над исследованием начинается с подбора, изучения и анализа научной литературы, в которой описаны результаты исследований предшествующих поколений ученых. Основная задача студента – найти и изучить наибольшее количество доступной информации (научной, нормативной, справочной и др.), с целью понимания истории и современного состояния исследуемой проблемы, а также для определения наиболее оптимальной методики выполнения квалификационной работы. На поиск необходимой литературной информации исследователи тратят значительную часть рабочего времени (до 45–50 %). Литература служит источником изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния. При изучении литературных источников может быть выявлено следующее: - кто уже работал и работает сейчас по теме исследования; - какие аспекты проблемы не нашли отражение в существующей литературе; - какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы. При анализе литературы об опыте работы образовательного учреждения необходимо выявить: - что особенно успешно удается реализовать учителю при решении данной проблемы; - какие затруднения он испытывает в ее решении; - какие типичные недостатки существуют в работе учителей по данному вопросу; - каковы основные причины затруднений и недостатков; - какими средствами достигаются успехи в работе. Такой предварительный анализ литературы позволяет студенту сформулировать проблему, цель и задачи исследования. Работа с литературой включает следующее: - составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании работы; - реферирование: сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по одной теме; - конспектирование: детальное изложение главных положений и идей работы; - цитирование: дословная запись высказываний автора. Работая с литературными источниками, следует делать выписки, в которых указываются имя и фамилия автора; название книги, статьи; издательство; год издания; номер страницы с цитатой и сама проблема исследования. Выписки могут быть оформлены отдельным файлом, сделаны на карточках или на листах бумаги, что позволяет впоследствии быстро обобщить, систематизировать, проанализировать собранный по одному и тому же вопросу материал. Наряду с выписками большое практическое значение в анализе литературы имеют тезисы, которые в отличие от выписок всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой литературы. В тезисах информация подается в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы. Текст изучаемого литературного источника необходимо разбить на самостоятельные части и из них выписать основные положения (идеи). В процессе составления тезисов используется сразу несколько источников информации. Тезисы должны быть достаточно обоснованными и аргументированными. Наиболее универсальный вид записи литературы – это конспект, который содержит подробную информацию, основные положения и выводы, факты и доказательства, приводимые автором. Конспект не должен полностью отражать содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду литературных источников, позволяющий более полно охарактеризовать состояние исследуемой проблемы, сопоставить и оценить различные точки зрения, определить подходы к изучению проблемы. Основутеоретической части работы составляет изложение результатов анализа литературы (не менее 20 источников) по исследуемой проблеме. Здесь предполагается не просто описание того, как изучаемый вопрос рассматривается в литературе различными авторами, а обоснование той позиции, которой придерживается сам студент. В теоретической части работы перед составлением обзора психолого-педагогической литературы обязательно следует рассмотреть категориальный (понятийный) аппарат, определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах), должно во всем тексте данной работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Искать толкования понятий следует в следующих источниках: - энциклопедиях: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.); - толковых словарях: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический); - оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования. Важно описать общие и выделить существенные характерологические признаки понятия, которые раскрывают его объем, полноту, суть, определяют положение в системе других понятий и его связь с другими явлениями. При работе над ключевыми понятиями целесообразно систематизировать все собранные определения и акценты, соблюдая все требования к цитате. Также в теоретической части работы могут быть представлены история и основные концептуальные положения исследуемого вопроса. Нередко целесообразно рассмотреть опыт изучения данного вопроса, как в отечественной, так и зарубежной науке. На включенную в текст цитату следует оформить ссылку с обязательным указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике. Если приводится не цитата, а излагаемая мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делается ссылка на источник. Любой источник, на который ссылается автор работы, должен быть включен в библиографический список. В список следует вносить не только литературу, на которую в работе делаются ссылки, но и ту, которая соответствует заявленной теме и была проработана исследователем. Теоретическая глава должна иметь свой заголовок. Он может быть формальным («Теоретические предпосылки исследования», «Теоретический анализ проблемы», «Обзор современных исследований по проблеме» и т.п.) или содержательным («Проблема формирования мотивов учебной деятельности в трудах отечественных педагогов и психологов» и т.п.). Более предпочтительным является второй вариант. Квалификационная работа имеет свои стилевые особенности. В ее тексте принято вести речь «от себя», но с использованием некоторых стандартизированных оборотов речи так, чтобы не было слишком навязчиво. При этом необходимо отделять в тексте свое, авторское, от заимствованного. С этой целью можно употреблять обороты типа: «Мы считаем…», «Наш опыт...», «Мы рассчитывали...», «Как нами было сказано...», «Поставленной цели мы добились...», «Можно поспорить с тем, что...», «Наше исследование показало...», «Принятая нами позиция…» и т.д. Научный текст пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова, как: характерно, соответственно, исходя из…, следовательно, применительно, относительно, предполагает использование и т.д. Целесообразно в конце каждого параграфа теоретической главы сделать краткое резюме. 2.5.3.Рекомендации по проведению экспериментальной работы и написанию практической части исследования
Практическая часть выпускной квалификационной работы содержит описание подготовки и проведения эксперимента, анализ полученных экспериментальных данных, оформленных в соответствующих таблицах, диаграммах, графиках и т.д.; рекомендации по использованию полученных результатов исследования в практику современной системы образования. Выполнение практической части выпускной квалификационной работы предполагает выбор одного из трех вариантов: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.022 с.) |