Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Очной и заочной форм обучения↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» и «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Сибай – 2015
УДК 001.8 ББК 74 с Рецензенты: Р.М. Латыпова, к.ф.н, доцент Дияров Р.Н., директор МОБУ СОШ №1 г.Сибай РБ
Методические указания по написанию, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовка 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Дошкольное образование» и «Начальное образование» очной и заочной форм обучения / Файзуллина Л.Р., Диярова Р.Р., Галина Р.А.: под общей редакцией Файзуллиной Л.Р. – Сибай: Издательство ГУП РБ «СГТ». – 2015. – 64 с.
В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения выпускных квалификационных и курсовых работ: сформулированы требования к их объему, структуре, содержанию, организации работы студента в процессе проектирования, а также отражен порядок оформления и защиты дипломной работы. Пособие рекомендуется для использования в учебном процессе.
Печатается по решению учебно-методического совета педагогического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ
Протокол №4 от «23» апреля 2015года
УДК 37.016:811.512.141 ББК 74.268.1 Баш
ISBN ©Издательство ГУП РБ «СГТ», 2015 ©Файзуллина Л.Р., © Диярова Р.Р., ©Галина Р.А., 2015 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», Положением об итоговой аттестации выпускников БашГУ № 817 от 02.09.2014 г., кафедра дошкольного и начального общего образования СИ БашГУ предлагает выпускникам следующие рекомендации по организации и выполнению выпускных квалификационных работ (ВКР) по направлению подготовки Педагогического образования профиля Дошкольное образование, Начальное образование. Получивший степень бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должен быть подготовлен к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях различных типов. Это предполагает владение основными методами научныхисследований, а также участие в исследованиях по проблемам развития образования. Важнейшим требованием к профессиональной подготовке бакалавра являются его способности:
В области педагогической деятельности: ü изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; ü осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; ü использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; ü обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; ü организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; ü формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; ü осуществление профессионального самообразования и личностного роста; ü обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. проектной деятельности: ü проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы; ü моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры. исследовательской деятельности: ü постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; ü использование в профессиональной деятельности методов научного исследования. культурно-просветительской деятельности: ü изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; ü организация культурного пространства; ü разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Решению этих задач в значительной мере способствует написание квалификационной (дипломной) работы. Данное пособие содержит методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы по педагогике и частным методикам. Здесь представлены структура и содержание квалификационной (дипломной) работы, излагаются требования к компьютерному набору, правила оформления рукописи и ее документального сопровождения. Приводятся критерии оценки, образцы оформления титульного листа и содержания ВКР, бланков сопроводительной документации, примеры библиографических записей и общепринятых сокращений слов и словосочетаний.
Часть I МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Курсовая работа является видом учебной и научно-исследовательской работы студентов и представляет самостоятельное исследование, проводимое студентом под руководством преподавателя. Целью выполнения курсовой работы является формирование общекультурных и профессиональных (педагогических, проектных, исследовательских) компетенций по направлению подготовки Педагогическое образование. научно-исследовательских компетенций по соответствующим направлениям подготовки. Написание курсовой работы включает в себя следующие виды деятельности: − сбор и обработка информации по теме; − изучение и критический анализ полученных материалов; − систематизация и обобщение информации; − самостоятельное решение поставленных творческих задач; − логическое обоснование и формулировка выводов, предложений и рекомендаций. Выполнение курсовой работы предполагает постепенное повышение уровня сложности объектов и методов исследования. На выполнение курсовой работы согласно учебному плану отводится не менее 1 зачётной единицы (кредита).
ОБЯЗАННОСТИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СТУДЕНТА Обязанности научного руководителя Руководитель обязан: − разъяснить студенту главную цель исследования, место и роль данной темы в ряду сопряжённых проблем, а также представить возможные подходы к решению данной проблемы, «ввести в проблематику» избранной темы; − в соответствии с темой разработать и выдать студенту задание по выполнению курсовой работы; − оказать студенту помощь в разработке оптимального графика работы; − порекомендовать исходную теоретическую литературу и подсказать методику пополнения библиографии по теме; − проводить регулярные (1 раз в месяц) консультации; − проверить самостоятельно разработанный студентом план курсовой работы; − проверить курсовую работу по частям или в целом, но не более двух раз; − указать автору на значимость теоретической аргументации, стилистические погрешности, орфографические (грамматические) ошибки; − информировать кафедру о ходе выполнения курсовой работы студентом. Обязанности студента Студент обязан: − получить от руководителя индивидуальное задание на выполнение курсовой работы по избранной теме; − представить руководителю в установленные сроки самостоятельно разработанный предварительный план работы; − в установленные сроки согласовать с руководителем и составить график выполнения работы с указанием сроков выполнения отдельных частей и глав; − регулярно отчитываться перед научным руководителем о ходе работы; − в исключительных случаях просить кафедру об изменении темы курсовой работы; − передать готовую курсовую работу на кафедру для анализа за 10 дней до защиты. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Выбор темы и составление предварительного плана Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой. Студент либо выбирает тему из числа тем, предложенных кафедрой, либо может самостоятельно предложить тему курсовой работы с обоснованием её целесообразности. Тематика курсовых работ на предстоящий учебный год утверждается на заседании кафедры, о чём в протоколе заседания делается соответствующая запись. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы Курсовая работа должна быть отпечатана на листах формата А4, переплетена и представлена на кафедру в бумажном и электронном вариантах. Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям: Объём курсовой работы не должен превышать 40 страниц печатного текста с интервалом 1.5, с количеством строк на странице не более 30, шрифтом TimesNewRoman стандартного размера (14 кегль), с выравниванием текста по ширине листа и соблюдением следующих размеров отступа от края листа: слева – 30 мм, сверху – 15 мм, справа – 15 мм, снизу – 20 мм. Курсовая работа имеет следующую структуру: − титульный лист; − содержание; − введение; − основной текст (главы, параграфы); − заключение; − список литературы; − приложение. Титульный лист должен содержать следующую информацию: − наименование образовательного учреждения и кафедры; − обозначение вида работы; − наименование темы курсовой работы; − фамилия, имя, отчество студента; − название института (факультета) и полный номер учебной группы; − фамилию, имя, отчество, учёную степень и звание научного руководителя; − дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководителя; − название города, в котором находится учебное заведение; − год написания работы (см. Приложение 1). После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, на которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Введение в курсовое исследование предполагает наличие: − краткого представления уровня разработанности темы в отечественном и зарубежном научном пространствах с указанием основных научных направлений и их представителей; − краткого обоснования актуальности выбранной темы, научной новизны, теоретической и практической значимости; − чёткое определение цели и задач работы; − объекта и предмета исследования; − материала исследования. Основной текст курсовой работы может быть разбит на несколько глав, каждая из которых предполагает глубокий и тщательный анализ проблемы. Глава заканчивается краткими выводами, которые затем используются в Заключении. Особое внимание уделяется самостоятельности изложения материала. Следует помнить, что цитаты из теоретических источников представляют собой вспомогательный материал, поэтому их излишнее количество в тексте нежелательно. В Заключении подводится итог работы. В выводах следует отразить результаты проведённого исследования, а также то новое, что автор внёс в разработку данной проблемы. Желательно указать перспективы дальнейшей разработки темы. За Заключением следует список литературы. Она является одной из важнейших частей работы и, как и предыдущие части, отражает уровень научной зрелости автора исследования. Вспомогательный и дополнительный материал помещают в Приложение. Это заполненные копии анкет, таблицы, фотоматериалы и т.п.
Оценивание курсовой работы Критериями оценивания курсовой работы являются: − актуальность и степень разработанности темы; − творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах; − полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы; − уровень владения методикой исследования; − научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций; − научный стиль изложения; − соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков её исполнения. Работа оценивается согласно балльно-рейтинговой системе. В сумму баллов входит семестровая составляющая, полученная из балльно-рейтинговой оценки, и отчётная составляющая, формируемая по результатам защиты работы. Максимальная оценка за курсовую работу составляет 100 баллов. За каждый рубежный контроль студент может получить максимально 25 баллов, за защиту курсовой работы – 50 баллов. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Формой аттестации студента по результатам выполнения курсовой работы является дифференцированный зачёт. Решение об оценке курсовой работы принимается научным руководителем по результатам анализа предъявленной курсовой работы, доклада студента и его ответов на вопросы. Студент, по неуважительной причине не предоставивший в установленный срок или не защитивший курсовую работу, считается имеющим академическую задолженность. Курсовая работа, оценённая на «неудовлетворительно» перерабатывается студентом и возвращается на проверку тому же преподавателю. Защита курсовой работы производится в присутствии научного руководителя. Защита проводится публично. Студент, защищающий курсовой проект, должен сделать сообщение о проделанной работе продолжительностью 5–10 минут. В сообщении излагаются основные задачи, пути их реализации, описывается ход исследования, методы, использованные студентом при разработке темы, а также результаты исследования.
Основные положения о выпускной квалификационной работе
Выпускная квалификационная работа, выполняемая студентами 4 курса бакалавриата, является необходимым условием для получения ими диплома. Выпускная квалификационная работа может быть продолжением курсовых работ либо являться новым исследованием, лишь отчасти связанным с предыдущими исследованиями автора. Выпускная работа осуществляется студентом под руководством преподавателя, имеющего опыт педагогической и научной работы. Темы выпускных квалификационных работ ежегодно предлагаются преподавателями или же могут исходить от студентов, нося инициативный характер. Темы выпускных работ рассматриваются и утверждаются советами факультетов и утверждаются приказом директора СИ БашГУ в начале года. Закрепление одной из утвержденных тем выпускной работы (или темы, предложенной самим студентом) за конкретным студентом осуществляется на основании поданного заявления, заверенного научным руководителем (см. Приложение 2). Написание выпускной работы проходит под наблюдением научного руководителя. В течение первой половины I семестра 4 курса студент обязан встретиться с научным руководителем, который выявляет состояние проводимого исследования, способность учащегося продолжить его, уровень теоретической базы, необходимой для написания дипломной работы. Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченное исследование одной из общих или частных проблем в рамках дисциплин, выносимое для публичной защиты. Выпускная квалификационная работа должна содержать обоснование актуальности темы и выбора методов исследования, раскрытие сути проблемы на основе анализа основной литературы по избранной теме, результаты собственных наблюдений над собранными материалами, а также, по возможности, предложения по практическому применению результатов исследования. Выполнение и успешная защита итоговой квалификационной работы и подтвердить уровень профессиональной подготовки выпускника. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью на основе знаний и навыков, приобретенных в период обучения, продемонстрировать умение решать профессиональные теоретические или прикладные проблемы. В научно-исследовательской сфере это способность профессионально определить проблему и провести ее исследование. В практической сфере это умение профессионально применять изученные знания и методы в решении практических задач. Автор выпускной квалификационной работы должен уметь работать с литературой и осуществить анализ источников; формулировать проблему исследования с учетом ее актуальности и практической значимости; выбирать методы исследования теоретического материала и технологии решения практических задач; грамотно излагать содержание исследования и продемонстрировать владение терминологией при написании текста. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» - в форме бакалаврской работы. Выпускная работа бакалавра должна включать следующие коды формируемых компетенций
Основными целями квалификационной работы являются следующие: закрепление навыков в научно-исследовательской и практической работе в области полученной специальности и специализации; приобретение навыков к самостоятельному поиску информации и изучению ситуации в целях выявления конкретных проблем; демонстрация уровня овладения методиками исследования, экспериментирования и проектирования при решении поставленных в дипломной работе/дипломном проекте задач; систематизация, анализ и обработка имеющегося материала; выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений. Квалификационная работа должна: содержать элементы самостоятельности и новизны; содержать в систематизированном виде исходные данные научного исследования; освещать дискуссионные вопросы теории и практики; отражать ход и результаты выполнения исследования по выбранной теме. Квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента: логически мыслить и выбирать наиболее рациональные варианты решения управленческих задач с учетом различных точек зрения; четко формулировать тему и оценивать степень ее актуальности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с источниками, литературой и другими информационно-справочными материалами; проводить их теоретический анализ; отбирать нужные факты, цифровые данные и другие сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, формулировать научные результаты работы и давать практические рекомендации; излагать свои мысли грамотно, научным и литературным языком, правильно оформлять работу; проводить презентацию полученных результатов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. 2.2. Обязанности научного руководителя и студента Руководитель выпускной квалификационной работы: - рекомендует основную литературу по избранной теме, указывает источники для ее самостоятельного поиска; - помогает выпускнику разработать план исследования, предлагает график выполнения отдельных частей исследовательской работы; - помогает сформулировать объект, предмет исследования, выявить его актуальность, научную новизну; - в процессе исследования проводит систематические консультации; - поверяет сделанную работу, дает свою оценку выполнения отдельных частей работы и всего исследования в целом. Таким образом, научный руководитель является научным консультантом. Его задача – научить студента научно излагать свои мысли, вести самостоятельное исследование, будить творческую мысль, порождающую идеи.
Студент обязан: − выбрав тему, подать на кафедру письменное заявление с указанием темы и научного руководителя (Ф.И.О., учёная степень и звание); − получить от руководителя индивидуальное задание на выполнение ВКР по избранной теме; − представить руководителю своевременно разработанный предварительный рабочий план ВКР; − согласовать с руководителем в установленные сроки и составить график выполнения выпускной квалификационной работы с указанием сроков выполнения отдельных частей и глав; − не допускать отставания от графика выполнения ВКР и в срок, определённый индивидуальным заданием, представить готовую работу в отпечатанном виде на кафедру; − регулярно отчитываться перед научным руководителем о ходе работы; − в исключительных случаях просить кафедру об изменении темы ВКР; − нести персональную ответственность за принятые в работе выводы, за правильность и научную этику цитирования источников, грамматическую и орфографическую аутентичность иллюстративного материала; − поставить личную подпись на ВКР (на титульном листе и в конце текста исследования) и подготовить все сопроводительные документы, необходимые для защиты: отзыв научного руководителя, рецензию оппонента (состав рецензентов утверждается деканатом по представлению кафедры) и визу заведующего кафедрой о допуске к защите. Защищённые выпускные квалификационные работы остаются на кафедре и авторам не возвращаются. Для защиты выпускной квалификационной работы назначается рецензент из числа преподавателей СИ БашГУ или заслуженных педагогов образовательных учреждений. Защита выпускной квалификационной работы является обязательной для всех выпускников. Для проведения защиты необходим окончательный вариант текста работы, отзыв научного руководителя и отзыв рецензента с указанием оценки работы. Защита проводится публично в присутствии научного руководителя, рецензента и членов экзаменационной комиссии. Объем выпускной работы составляет 50-70 страницпечатного текста (ок.120 тыс. знаков с пробелами или около 3 авторских листов). Работа предоставляется для допуска к защите на кафедре и УМО в 2-х экземплярах, в переплетенном виде (а также в электронной версии на CD-диске в формате pdf).Сроки подачи утверждаются в начале учебного года заместителем директора по учебнойработе. К защите дипломной работы допускаются студенты, успешно окончившие 4 курс. График защит выпускных работ утверждается директором СИ БашГУ (филиал) в соответствии со сроками завершения учебного года. Квалификационной работы Работа над темой предполагает научную организацию труда студента. Она состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного. На подготовительном этапе студент: - осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария исследования); - тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования; - выявляет проблему исследования; - определяет его цель, задачи, структуру и методы; - составляет план выпускной квалификационной работы; - разрабатывает эксперимент. На рабочем этапе студент: - проводит эксперимент; - пишет черновой вариант текста и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам; - формулирует выводы по параграфам и главам; - оформляет научно-справочный аппарат (сквозные ссылки, список литературы). На заключительном этапе студент: - корректирует содержание в соответствии с замечаниями научного руководителя; - пишет окончательный вариант выпускной квалификационной работы с учетом требований научного оформления; - представляет работу научному руководителю и рецензенту и рецензию. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы студент вместе с научным руководителем конкретизирует в примерном календарном плане написания исследовательской работы. 1. 4 курс (сентябрь - октябрь) — выбор темы работы, подача заявления, закрепление темы на заседании кафедры, выполнение работы, в процессе регулярного общения с научным руководителем. 2. 4 курс (март) — подача студентом окончательного варианта выпускной работы в УМО или на кафедру (два печатных экземпляра и электронная версия на CD-диске, в формате pdf). 3. Защита выпускной квалификационной работы. 2.4. Структура и содержание выпускной Квалификационной работы Примерный план:
Титульный лист Содержание Введение Глава 1 – теоретическая, имеющая 2 или 3 параграфа Выводы Глава 2 – практическая, имеющая по 2 или 3 параграфа Выводы (при необходимости возможно написание 3 главы) Заключение Список использованной литературы Приложения (при наличии необходимого материала).
Рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы 2.5.1 Рекомендации по разработке методологического аппарата исследования и написанию введения Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, выявить противоречия и сформулировать проблему, раскрыть цель и вытекающие из нее задачи работы, определить объект и предмет квалификационного исследования, перечислить методы исследования, указать базу констатирующего эксперимента и практическую значимость выполненной работы. В зависимости от темы исследования может быть сформулирована гипотеза. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность темы квалификационной работы определяется студентом на основе анализа литературы по избранной теме, а также исходя из требований педагогической и психологической науки и практики. Актуальность исследования определяется: - необходимостью дополнения или уточнения теоретических вопросов, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных, методах и методиках исследования; - потребностью практики. Обосновать актуальность значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Актуальность может отражать значимость проведения данного исследования в трех направлениях: - социальная значимость – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом (например, «В нынешних условиях становится актуальной… такая-то проблема в связи с тем…»); - научная значимость – степень изученности данной проблемы в научных исследованиях (например: «Существует такая-то проблема, в то же время в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как…»); - практическая значимость – важность решения данной проблемы для практики работы образовательного учреждения (например: «Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с…»). Формулировке проблемы предшествует выявление проблемного реально существующего противоречия между тем, что должно быть в соответствии с социальным заказом и тем, что выявилось в конкретной практике образования. Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Необходимо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны быть относительно равнозначными, а также относиться и к теории, и к практике. Например: «Противоречие между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточно сформированной мотивацией к здоровому образу жизни у младшего школьника». Только выявив существующее социально-педагогическое противоречие, можно сформулировать проблему как главный вопрос конкретного исследования. Далее следует сформулировать проблему исследования, которая формулируется в виде вопроса, например: «Каковы формы и методы формирования положительной мотивации младшего школьника к здоровому образу жизни?». Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например: «какова взаимосвязь того-то и того-то…?», «при каких условиях формируется…?», «при каких социально-педагогических условиях эффективно…?», «каковы механизмы психологического воздействия на …?» и т.п. Обоснование актуальности выбранной темы логически предшествует формулировке цели исследования. Цель любого исследования – это желаемый конечный результат, решение определенной проблемы (теоретико-познавательной, практической или прикладной). Формулировка цели исследования предполагает: - выявление взаимосвязи явлений; - изучение динамики явлений; - описание нового эффекта или явления; - открытие новой природы явлений; - обобщение, выявление общих закономерностей; - создание классификаций, типологий; - создание методики; - адаптация методик к условиям экспериментальной работы. Вслед за проблемой и целью определяются объект и предмет исследования. Объект исследования – это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Определяя объект исследования, Вы отвечаете себе на вопрос: что исследуется? Объектом педагогического исследования, как правило, выступают психолого-педагогические явления и процессы: процесс образования, процесс воспитания, процесс формирования отдельных качеств, сторон личности учителя или учащихся, учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процессы. Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению. Предметом исследования могут выступать: содержание образования и воспитания; диагностика учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности учителя и учащихся; условия совершенствования педагогических процессов; формы, средства, методы организации процессов обучения и воспитания, развития личности и т.д. Размышляя над предметом исследования, Вы отвечаете на вопрос: «Какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?». Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта (см. табл. 1).
Таблица 1 Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования
Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней (см. табл. 2). Рекомендуемые формулировки задач: выявить, определить, охарактеризовать, исследовать, обосновать, раскрыть, проанализировать, рассмотреть, предложить, разработать. Задача – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Чтобы осмыслить задачи, Вам необходимо поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что решая их, Вы фактически задаете программу исследования: сначала Вы описываете, изучаете, выявляете, даете характеристику, раскрываете специфику феномена, затем делаете предположения, разрабатываете программу и т.д. Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.202 (0.018 с.) |