Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Христианизация чувашей-язычников.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В XVI-XVII вв. произошли восстания чувашей против насилия чиновников, захватов земли и насильственной христианизации: в 1571—1573 гг, 1609—1610 гг, 1634г; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С. Т. Разина в 1670—1671 гг и Е. И. Пугачева в 1774 г. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX в.. Чувашские крестьяне убегали и от неимоверного разорения, и от наказаний за участие в Пугачевском восстании. В 1720—1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности). Однако нерусские народы упорно не желали креститься. Tогда, правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время снова обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. Подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных. Члены Hовокрещенской конторы, попы, приезжавшие в чувашские деревни в сопровождении воинских команд, угрожали крестьянам, избивали их, заковывали в кандалы, заставляя креститься. За 24 года деятельности Hовокрещенской конторы почти все чуваши путем насилия или обещания льгот и вознаграждений были крещены. В 40-х гг. ХVIII в. происходили многочисленные выступления чувашей против насильственной христианизации. В январе 1744 г. представители чувашей из разных деревень Чебоксарского уезда выбрали Охадера Tомеева из деревни Кильдишево и трех других крестьян представителями для подачи коллективного прошения на имя императрицы Елизаветы Петровны. Выборные выехали в Москву и в июле подали в Синод прошение, в котором требовали запретить насильственную христианизацию, назначить трех лиц (двух русских чиновников и третьим — Tомеева) для управления чувашами и крещения их мирными средствами. Синод отверг эти требования. Tомеев был вынужден скрыться. Чуваши Чебоксарского уезда поголовно отказались креститься. Добившись принятия христианства силой оружия и обманом, правительство отказалось от своего обещания предоставить вознаграждение и льготы тем, кто крестился. Тогда началась массовая миграция чувашей в другие районы. Миграция чувашей в Закамье, Приуралье и Самарско-Саратовском Поволжье в больших масштабах происходила в 40- 50-е гг. ХVIII в. в период насильственной христианизации. По данным историков, также малоземелье было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Оренбургский, Бугульминский, Исецкий и Ставропольский уезды Оренбургской губернии в 1740-1770-х гг Крещеные чуваши только формально стали христианами. По существу они долгое время оставались язычниками, хотя духовенство вело постоянную слежку за ними и жестоко наказывало за исполнение языческих обрядов. Служба на непонятном церковнославянском языке была совершенно чужда им. Духовенство, в свою очередь, не знало местного языка. Чувашам неясно было назначение икон: считая их идолами "русского бога", доносившими ему о поступках чувашей, они ставили их ликом к стене. В течение довольно длительного времени христианское учение оставалось для чувашей неясным, их обыденное религиозное сознание представляло собой сочетание язычества с православием. В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях начали возводить церкви (в основном на народные деньги). В 1760-х гг. было выстроено около ста церквей, к середине ХIХ в. их число достигло 150. В первой половине ХIХ в. были практически уничтожены почитаемые чувашами-язычниками священные рощи. Часть чуваш отказались принять православие и до сегодняшнего дня сохранили свои обычаи и традиции язычества. Пронесли через годы гонений, лишений и горя. Они с гордостью называют себя "истинными чувашами", потомками древних сувазов (сювась – перевод – жертвоприноситель). Чувашами наших предков назвали русские, из-за трудности произношения. Чуваши очень терпимо относятся к иноверцам. "Бог один, только имена у него разные", -говорят они. Они хорошо ладят с мусульманами, хорошо зная их язык. "Татары – это такие же чуваши, только, принявшие ислам и отатарившиеся". Это говорит о миролюбивом характере чуваш, они совершенно неагрессивны.
Из истории
Участнику дворцового переворота, любимцу, лейб-гвардии поручику Зубову Николаю Васильевичу, получившему звание графа Екатерина II(1762-1796)пожаловала свыше 100 тысяч десятин пашен, лугов и лесов между реками Кондурча и Черемшан. В двух километрах от нашей деревни на берегу реки Черемшан была построена огромная водяная мельница, действующая по сей день. Здесь же в эти годы образовался поселок-артель Единение, поселились люди из разных деревень и разной национальности, вроде бы объединились. Здание водяной мельницы на реке Большой Черемшан является достопримечательностью района..Мельница была построена на средства С.А.Оболенского в 1894-1896 гг. и введено в эксплуатацию с 1897 года. Князь С.А.Оболенский – один из крупнейших землевладельцев Причеремшанья. Здание представляет интересный образец промышленной архитектуры конца XIX века в стиле эклектики романтического направления. Из рассказа учительницы Медянцевой Софьи Ивановны (данные получили из архивных документов). К деревне Караульная Гора по другую сторону реки Черемшан располагается Русская Менча. Когда земли перешли во владение графа Зубова, то чуваши, не зная русского языка, плохо выполняли распоряжение графа и его управляющего. Граф А.Н.Зубов (сын Н.В.Зубова) привез крепостных крестьян из Владимировской губернии.Так появилась деревня Русская Менча Зубова(ныне Русская Менча). Есть в этой истории интересная деталь. В Петербурге дворяне играли в карты, и местному помещику (фамилии которого рассказчица не помнила) помещик из Вятской губернии проиграл 6 крестьянских дворов, в числе которых были предки Медянцевой И.И.(отца Софьи Ивановны), Захаровы, Спасовы, Грановы, Голубевы и Мокеевы. Они были привезены из Вятской губернии и поселены на месте Русской Менчи. В 1910 году в деревне Караульная Гора был страшный пожар, дотла сгорело 150 дворов, осталось 5 домов на возвышенности. Поджег деревню Глухов Трихван, он хотел присвоить имение Арбузовых. Революционные годы. Чувашское население было малограмотно, потому что Русское государство всячески препятствовало распространению грамотности и просветительства у инородцев. Сами родители тоже неохотно отдавали детей в школу, так как обучение происходило на непонятном русском языке. Идеи национального подъема несла, прежде всего, молодая чувашская интеллигенция, которая была представлена учителями, юристами, священниками. Это была небольшая прослойка, но все же они внесли неоценимый вклад в развитии национального самосознания чувашского народа. В основном они были выпускниками Симбирской чувашской учительской школы. Издание газеты «Хыпар» (с января 1906) способствовало сплочению передовых сил нации.Газета «Хыпар» стояла у истоков национального просвещения, развития образования и национального равноправия В годы революции 1905–07 развернулось движение чувашских крестьян, в котором вместе с аграрным вопросом выдвигались общественно-политические и национальные требования – гражданское равноправие и свободы, равноправие языков, обучение в школе на родном языке, выборность судей местным населением, использование чувашского языка в судопроизводстве, формирование местного управления с учётом национального состава населения и т.д. В 1918 лидеры чуваши стали склоняться к идее национально-территориальной автономии – созданию чувашской автономной республики Идея организации отдельной национально-территориальной единицы для чувашей реальное воплощение получила в создании Чувашской автономной области с последующим её преобразованием в Чувашскую АССР. 9 октября 1992 состоялся учредительный съезд Чувашского национального конгресса (ЧНК), основной идеей которого была реализация государственного суверенитета в полном объёме. Председателем ЧНК был избран А.П. Хузангай.
"Обелиск на холме"(Из воспоминаний П.И Моисеева.
"....В Русской Менче на вершине холма, за скромной оградой стоит памятник, дань уважения жителей тем, кто отдал свою жизнь за Советскую власть. Победа Октябрьской революции привела народы нашей страны к разгрому старого мира и строительству новой жизни. Но это вызвало ярость не только внутренней, но и внешней контрреволюции. Трудящиеся нашей Родины вынуждены были с оружием в руках защищать завоевания Октября. Выступления белогвардейцев охватили огромную территорию страны и докатились до нас. В июле белые заняли Прикамье. И от Чистополя на Нурлат вели наступление. Заняли Мамыково. В одно июльское утро 1918 года, междукрасными и белыми разгорелось сражение в нашем селе. Мы всей семьей сидели в кладовке, сложенной из саманного кирпича.До нас донеслись глухие хлопки винтовочных выстрелов, треск пулеметных очередей. Белые, расположившись на русско-менчинской горе, вели огонь с кладбища и гумен, а красные из деревни Караульная Гора. А началось это так: со стороны с. Мамыкова через лес по оврагу к речке Меньчушкепробрались два разведчика. Это были юнкера. В то время на этой речушке стояли водяные мельницы, где всегда были люди, приезжавшие из близлежащих деревень помолоть зерно. Для того, чтобы убедиться, чем дышит деревня и кто в ней находится, один из юнкеров переодевшись в крестьянскую одежду направился в Русскую Менчу. Разыскав там секретаря сельского совета Андрея Клеева, завел с ним разговор о красных, пытался выяснить какими силами они располагают. Клеев догадался, что перед ним находится не мужик, а переодетый разведчик, обезоружил его и с надежной охраной отправил его в село Егоркино. Второй юнкер замаскировался на дереве за деревней и дожидался возвращения своего товарища. Но, видимо, условленное время истекло, и он отправился под покровом ночи к своим в село Мамыково. А утром следующего дня прибыли белые, укрылись и начали перестрелку. К этому времени мост через Большой Черемшан был разобран красными с тем, чтобы задержать войска противника. Это было очень важно, так как в это время по железной дороге двигались войска Красной Армии на разгром мятежа чехословацкого корпуса, начавшегося в России. Белогвардейцы, как только вступили в деревню собрали мужиков стали допытываться, куда делся их товарищ-юнкер. Мужики не признавались. То ли кто-то проговорился, то ли сам А.Клеев признался, что он арестовали и отправил в Егоркино, это осталось тайной. Мужиков отпустили, а А.Клеева чуть не запороли до смерти. За председателем сельского совета, который в это время работал в поле, послали мальчишку-посыльного (моего товарища, который впоследствии и рассказал доподлинно все события). Когда прибыл председатель сельского совета Яким Клемин начали допрашивать и его. Клемин ничего об аресте не знал и о разведчике ничего сообщить не мог. Белогвардейцы убедились,что они оба скрывают действительность и решили быстрее с ними разделаться. Арестованных повели на расстрел. Клемин очень ослаб, у него подкашивались ноги, а Клеев, хоть и был изувечен, держался бодро и старался поддерживать своего товарища. Он крикнул в лицо врагам: "Мы умираем за дело революции, за это умереть не страшно. Революция победит..." В это время раздался залп и оба товарищи упали. Позднее жители похоронили их в одной могиле, там же, на холме, где они приняли смерть от рук врага".
Е годы. Правительство поощряло переселение крестьян из центральных губерний на окраины. Этой политикой самодержавие надеялась решить сразу несколько задач: в центральных районах России не хватало земли. Часто выселялись недовольные крестьяне, которые могли поднять бунт. Но землю им выделяли за счет местного населения, что часто вызывало национальную вражду. В нашей деревню тоже прибыли переселенцы, которые образовали поселения Русская Менча и Единение. Им выделили наделы земли и они прижились в наших краях. Делалось это еще и затем, чтобы русифицировать чувашское население. И частично это удалось. Не изучался в школах родной язык, поощрялось все русское, забывались свои обычаи и традиции, запрещалось проводить языческие праздники. Но чуваши очень миролюбивый народ, не ссорятся со своими соседями, терпимо относятся, как к другой вере, так и языку. Переселение проходило в очень тяжелых условиях. Бездорожье, плохое питание, холод, все это усложняло переселение. Большинство вернулись на прежние места жительства. Одной из самых трагических страниц в истории поволжской деревни явился голод 1932—1933 годов. Известно, что в голодающих районах из-за отсутствия нормальной пищи люди вынуждены были питаться суррогатами и это приводило к росту смертности от болезней органов пищеварения, вследствие употребления суррогата, от отравления затирухой, от отравления суррогатным хлебом. Значительно увеличилась смертность и в связи с такими причинами, как "воспаление кишечника", "желудочная боль", «"болезнь живота»" и т. д. Старожилы помнят эти страшные годы, когда вымирали целые поселения. Коснулось это и нашей деревни, его еще назвали год лебеды (мăян сюле). От голода люди поедали лебеду, конопляное семя и другие травы, чтобы только выжить. Немногие выжили. Очень много умерло детей. Людей косил сыпной тиф, скарлатина, туберкулез, брюшной тиф, дизентерия, малярия, т.е болезни, сопутствующие голоду. Голод 1932—1933 гг. оставил глубокий след в народной памяти.
Коллективное хозяйство «Красная Гора» образовалось в 1932 году. Первым председателем колхоза «Красная Гора» стал Кузнецов Дмитрий, председателем сельского совета –Захаров Михаил Иванович, секретарем партийной ячейки стал Фадеев Осип. Настоящим праздником стало появление в деревне первого трактора, первым трактористом был Захаров Григорий Иванович. В эти годы для колхозников была построена изба-читальня, где находилось 100-300 экземпляров книг. Заведовал книгами Мелекесов Иван Степанович. Но жизнь продолжалась... Открывались церковно-приходские школы. Обучение в этих школах должно было воспитать религиозные чувства учащихся. Они были с двухлетним обучением, а потом с трехлетним. Преподавались: закон божий, чтение церковных книг, письмо, церковное пение, арифметика. Первая школа была открыта в селе Вишневая Поляна. Местный священник обучал у себя дома мальчиков от 7 до 14 лет. Затем была открыта школа в селе Тюрнясево. Ещё одна школа открывается в селе Русская Менча. Чуть позже были открыты школы в Средней Камышле и Чувашской Менче. Затем школы появились в деревнях Большая Аксумла, Ерепкино, Салдакаево, Абрыскино. При мусульманских мечетях в деревнях Степное Озеро и Кривое Озеро открывались мектэбе. Обучение тоже носило религиозный характер. Мулла обучал детей богословию, арабскому языку и литературе, арифметике. Затем начали открываться земские начальные школы. В Караульной Горе земская школа была открыта в 1912 году. Школы были плохо обеспечены материально. Не хватало учебников, тетрадей, чернил, пособий. Затем также открывались пункты ликвидации неграмотности для взрослого населения. Первые школы В 1885 году открылась первая церковно-приходская школа в селе Русская Менча. Было 1-4 классы, в школу дети принимались с 8 лет. Тетради были только по арифметике, а по остальным предметам писали на грифельной доске. В 1912 году была открыта земская школа в Караульной Горе. Учителями в этой школе были Сухотины: Александр Павлович и Анастасия Дмитриевна. Школа находилась в доме у Сидорова Кирилла в одной комнате. По ходатайству поставили еще пристрой. Занимались 3-4 группы. За партами сидели 3-4 ученика. Во время раскулачивания супруги Сухотины уехали в г. Чистополь. Их сменили учителя Ухванов А.Н, Рыбаков К.Н, Ермуллин М.Д. В 1917-18 гг. учителем была Мелкунова Т.И, дочь священнослужителя из г. Симбирска. В школе преподавали русский и чувашский языки. Закон божий на старославянском языке учил дьякон. До 1947 года школа была 4-летней, до 1961 года - семилетней, затем преобразовалась в восьмилетнюю. В 1978 году школа перешла в новое здание. В 1991-92 годах преобразована в среднюю.
Великая Отечественная война Вклад чувашского народа в общую борьбу за свободу, честь и независимость Родины оказался немалым. С самого первого дня, с 22 июня 1941 года, когда полчища гитлеровцев обрушились на нашу страну, чуваши вместе со всей страной встали на ее защиту. Тысячи патриотов явились в военные комиссариаты, партийные и комсомольские организации с просьбой направить их добровольцами в действующую армию. Только в течение первых двух дней войны в военкоматы республики поступило тысячи заявлений. Коммунисты и комсомольцы ушли на фронт первыми, не дожидаясь мобилизации, в наиболее тяжелый период войны. Общее настроение людей в те тревожные дни точно выразила жена председателя Малды-Кукшумского колхоза Вурнарского района Кудряшова. Провожая мужа на фронт, она ему сказала: "Иди, защищай Родину, беспощадно бей фашистских кровожадных собак. А мы здесь ударным трудом, высокими урожаями будем помогать Красной Армии. Помни, ты идешь защищать Родину, своих детей, наш колхоз. Помни, у тебя дома остается трое детей. Они тебя хотят видеть честным воином Отечественной войны. Будь мужественным, стойким и беспощадным к врагам, осмелившимся осквернить нашу священную землю". Но защищать родную землю ушли не только воины Чувашии, но и чуваши, проживающие в других регионах – Татарии, Башкирии, Урала, Сибири и других мест. В нашем Октябрьском районе ушли на фронт более 15 тысяч человек, многие из которых не вернулись. Почти в каждый дом начали приходить похоронки. Население пережило неимоверные трудности и лишения. Женщинам и подросткам пришлось заменить отцов, ушедших на фронт. Работали от зари до зари, молодежи пришлось быстро повзрослеть. Все трудились не жалея себя, чтобы приблизить долгожданную Победу. В годы войны к нам в деревни стали прибывать звакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов. И их нужно было размещать, прокормить, обеспечить работой. Самоотверженной работой на колхозных полях и фермах ответило на гитлеровское нашествие колхозное крестьянство республики. На элеваторы и заготовительные пункты в город Чистополь потянулись обозы с хлебом из старых запасов, мясом, маслом, шерстью и другими сельскохозяйственными продуктами. В рядах мужественных защитников социалистической Родины отважно сражались десятки тысяч сынов и дочерей чувашского народа. За годы Великой Отечественной войны военными и другими органами нашей республики было отправлено более 15,5 тысячи бойцов, воевавших снайперами, минометчиками, пулеметчиками, истребителями танков, летчиками.Многие из них пали смертью храбрых на поле боя. Девушки проходили обучение на телефонисток, радисток, санитарок и медсестер и тоже отправлялись на фронт. Медсестер и сандружинниц готовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста в Казани и Чистополе. И из них не все дождались светлого дня Победы. Их имена также занесены в республиканскую Книгу памяти. В годы войны действовали эвакогоспитали, в которых работали и наши соплеменницы. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. Мужественно сражались с врагом солдаты и офицеры дивизий и частей, формировавшихся или же пополнявших свои ряды на территории Татарстана. В списках погибших, включенных в Книгу памяти, есть и фамилии погибших наших соотечественников. Более двух тысяч наших земляков, участников битвы на Волге, награждены орденами и медалями. Воины, наши соплеменники, участвуя в ожесточенных боях начального периода войны, внесли свой вклад в подготовку условий для разгрома фашистских оккупантов. Напряженная работа по перестройке промышленности и транспорта на военный лад проходила под лозунгом «Все для фронта! Все для разгрома врага!». Очень большой вклад внесли в обеспечение оборонной функции, так как проходила железная дорога, по которой отправлялись на фронт необходимые продукты, одежда, валенки, махорка и т.д. Где бы ни шла схватка с врагом, всюду среди сражающихся были наши земляки. В списках воинов, не вернувшихся домой с поля боя, немало таких, у которых данные о времени и месте гибели отсутствуют, указано лишь, что «пропал без вести». По многим местам, где грохотала война, разбросаны братские могилы. В них погребено более 300-400 тысяч человек. На обелисках же имена лишь 50-100 тысяч. Имена остальных не установлены. При наступлении или отступлении, что на войне бывает нередко, в спешке боя трудно было точно установить, кто и где погиб, оформить это соответственно и своевременно сообщить семье. Вот и лежат во многих братских могилах неизвестными сотни и тысячи солдат, в том числе и наших соплеменников. Татария активно участвовала в восстановлении народного хозяйства областей, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, направляя туда тысячи тонн семян зерновых культур и картофеля, племенного скота и рабочих лошадей. В освобожденные районы Украины, Белоруссии, Московской, Смоленской, Курской областей направлялся лес для строительных работ. В Сталинград, Донбасс выехали из республики тысячи юношей и девушек на восстановление разрушенных войной заводов, домов и шахт. В годы суровых испытаний у сынов и дочерей чувашского народа проявилось качество, как готовность пожертвовать собой во имя Родины, за жизнь других. Каждый год 9 мая мы собираемся все вместе у памятников и обелисков, чествуем мужество, отвагу и героизм тех, кто с оружием в руках до конца выполнил свой патриотический долг, сделал все, чтобы пришла весна Победы.
В деревне Караульная Гора рядом со школой поставлен памятник Герою Советского Союза Анатолию Ивановичу Кузнецову. Мы, жители Караульной Горы гордимся подвигом нашего земляка - Героя Великой Отечественной войны. Сюда поклониться своему славному Земляку, всем тем, кто погиб в Великой Отечественной войне,защищая Родину, часто приходят сельчане.Здесь проводятся митинги. Здесь же ежегодно собираются спортсмены района перед розыгрышем приза имени Героя. Молодое поколение знает А.Кузнецова по рассказам старших, по фотографиям. В январе 1983 года в Караульно-Горской школе была организована встреча с женой А.И.Кузнецова Евгенией Ивановной. Она приехала из Ленинграда на родину своего мужа. Н а эту встречу были приглашены сестра А.И.Кузнецова Таисия Ивановна, ветераны Великой Отечественной войны нашей деревни. Анатолий Кузнецов родился 27 февраля 1914 года в селе Караульная Гора. Окончил семь классов школы и три курса мукомольно-элеваторного техникума. В 1936 году Кузнецов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В1938 году он окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Участвовал в боях советско-финской войны. С июня1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на полуострове Ханко, обороне Таллина. В октябре 1941 года был контужен. К началу 1943 года гвардии капитан Анатолий Кузнецов был штурманом 4-го гвардейского истребительного авиаполка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота. За время своего участия в боях он совершил 270 боевых вылетов, принял участие в 60 воздушных боях, лично сбив 8 вражеских самолётов. 19 января 1943 года во время боевого задания самолёт Кузнецова был сбит, лётчик погиб. Похоронен в городе Кировск Ленинградской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитан Анатолий Кузнецов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени.
ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.169 (0.014 с.) |