Верховые (вирьял )сувазы-чуваши 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховые (вирьял )сувазы-чуваши



 

Из истории мы знаем, что, некоторые города и деревни Волжской Булгарии были разгромлены и стерты с лица земли… Вместе с городами, которые были сожжены, многие жители были убиты или угнаны в плен. Остатки племен, живших на территории Волжской Булгарии рассеялись по окрестностям, расселялись в труднодоступных местах, в лесных чащах. После этих событий началось расселение булгарских племен в наших края.

Часть племён суваров-сувазов приплыли на лодках – челноках (кимĕ) и плотах (сулă) в поисках лучших мест в наши края. Всегда выбиралось место рядом с рекой и лесом. Ведь лес и река были кормильцами жителей. Несколько семей облюбовали места будущей нашей деревни. Первоначально наша деревня называлась по-другому, и это подтверждают старожилы. Как назвать сомнений не было – Херле Ту, Красная гора. А нынешнее название - Караульная Гора она получила гораздо позже, уже когда начали строиться оборонительные ограждения и сторожевые башни от набегов степняков-кочевников. Почему Красная гора понятно, потому что холм содержит красную глину. По этому отличительному знаку знали нашу деревню и в последующем добирались другие поселенцы. Таким образом, расселялись и другие деревни, которые находились близ реки. Ведь река играла большую роль в жизни человека.

По этой примете и знали место поселения. Другие поселенцы отправлялись дальше по реке, так образовались и другие деревни… Много позже Красная гора стала Караульной. И вот почему? На самом высоком месте холма стояли сторожевые (караульные) люди, и держали наготове сухой хворост и огонь и в случае опасности зажигали огромный костер. С этого места хорошо были видны набеги степняков-кочевников: хазаров и кыпчаков. Степняки-кочевники нападали внезапно, и спастись от них можно было только бегством. Они грабили, сжигали постройки, убивали или забирали в плен жителей. Жители, увидев предупреждающий дым костра, прятались или убегали в чащу леса, спасая детей и домашнюю скотину. После этого деревню уже называли Караульной горой - Хурал ту и это древнее название наша деревня сохранила до сих пор. Почему же степные племена кочевников нападали? Потому, что они считали эти земли исконно своими и таким образов старались выселить со своих земель переселенцев, наших предков.

Деревни, выросшие на берегах Большого Черемшана имеют многолетнюю историю.

 

Вишневая поляна была основана раньше остальных деревень. Другое её название - село Рождественское. Это связано с тем, что здесь была построена церковь в честь Рождества Христова. Но закрепилась первое название села. Деревня Вишневая Поляна (Тиешне) расположена на левом живописном берегу реки Большой Черемшан. Своё название село получило, вероятно, потому что, первые поселенцы, проплывая на лодках и плотах увидели цветущие вишневые и яблоневые деревья. Остановились,может быть, сделали привал и осмотрев окрестности решили здесь остаться.

 

Из "Энциклопедии малых деревень".

(Первые упоминания в документах относят к 1710 г. В дореволюционных источниках известно также под названием Рождественское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе функционировали Рождественская церковь (построена в 1823 г.), земская школа, водяная мельница, 2 кузницы, 3 крупообдирки, 4 мелочные лавки, по средам проходил базар. До 1920 г. село входило в Егоркинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии.)

Деревня Егоркино имело первоначальное название Аксумы или Аксумла, так как рядом протекает река Малая Аксумла. Название Егоркино оно получило гораздо позже. Среди первых поселенцев выделялся молодой парень Ягурка своим трудолюбием, умом, силой и характером. Часто между соседними деревнями вспыхивали земельные споры, так как у них не было точных границ полей и лугов. Чтобы решить этот важный вопрос жители собрали деревенский сход и решили послать ходоков к казанскому губернатору для получения земельного плана. Решено было с другими ходоками отправить и Ягурку. С этой задачей Ягурка и его товарищи успешно справились. В дальнейшем деревню стали называть "Ягурка ялĕ " – "Егоркино".

Из "Энциклопедии малых деревень".

Известно с 1742 г. под названием Аксумла. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным промыслом, выделкой овчин, изготовлением кожаной обуви. В начале 20 в. в Егоркино располагалось волостное правление, функционировали церковь (построена в 1905 г., закрыта в 1929 г.), волостной банк, фельдшерский пункт, земская школа (открыта в 1879 г.), 2 кузницы, 2 ветряные мельницы, лавки: 3 пивных, казённая винная и 5 мелочных, еженедельно по пятницам проходил базар, ежегодно - 2 ярмарки (Троицкая и с 26 сентября).
До 1920 г. село являлось центром Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии.

Из "Энциклопедии малых деревень".

Деревня Степное озеро тоже располагается на левом берегу реки Большой Черемшан вблизи озера. Первоначальное название было деревня Абдрахманова. Свое название оно получило, видимо, по имени одного из первых поселенцев. Только во второй половине 19 века закрепилось название "Степное озеро".

Из "Энциклопедии малых деревень".

Деревня Салдакаево. Первым поселенцем деревни Салдакаево (Салдак яле) был отставной солдат Тихон (салдак- чув. солдат), который, скорее всего, основал эту деревню вскоре после издания правительством указа 30 годах 18 века о праве заселятся отставными солдатами деревень Причеремшанья. В 19 веке за деревней окончательно закрепилось название "Салдакаево", "Салтак ялĕ ".

Историч. названия: Тихоново, Елховый Враг, Тихонова Салдакаево. Основана на рубеже 17–18 вв. (зафиксирована в 1710). В 1730–50-х гг. заселялась чу­вашами из Казан. (деревни Тохталы, Старый Адам, Микушкино), Симбир. (д. Байдулино и др.), Курмыш. (д. Хоршевашь и др.) и Ядрин. (д. Вылы и др.) уездов.

Абрыскино. Является выселком деревни Салдакаево.

Средняя Камышла. Свое название деревня получила от места расположения на речке Камышла (Хăмашлă). Название река получила такое название, видимо, потому, что была заросшей камышом. Она была основана крестьянами, которые выселились из села Вишневая Поляна. Возможно, часть крестьян со своими семьями в поисках хороших земель решили отделиться. В конце18 века деревня стала называться Средняя Камышла.

Из "Энциклопедии малых деревень"

Вăтам Хăмăшлă – село в Нурлат. р-не Респ. Татарстан; центр сел. поселения. Расположено на р. Камышлинка, в 9 км к С от райцентра. Историч. название – Большая Камышла. Основано в кон. 18 в. как выселок из с. Вишнёвая Поляна. Жители – чуваши, до 1860-х гг. государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством. В 19 – нач. 20 вв. в составе Егоркин. волости Чистопол. у. Казан. губ. В 1892 открыта школа грамоты. В языке и традицион. культуре наблюдаются общие для закам. чувашей черты, основанные на смешении эле­ментов низовой и верховой традиций:

Малая Камышла. В церковных книгах упоминается деревня Верхняя Камышла.Расположена она восточнее деревни Средняя Камышла. Ее жители также были выходцы из села Вишневая Поляна.

Из "Энциклопедии малых деревень".

Известна с 1794 г. Основана выходцами из с. Вишнёвая Поляна. В дореволюционных источниках упоминается также как Верхняя Камышла. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировали ветряная мельница, кузница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 916 дес.
До 1920 г. деревня входила в Егоркинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии.

Абляскино. Недалеко от Вишневой Поляны в двух километрах основывается деревня Абляскино (Энĕ касы). В церковных документах упоминается как поселение под названием "Выселок". Жители деревни тоже были выходцами из Вишневой Поляны.

 

 

Из "Энциклопедии малых деревень".

Основана в конце 18 века под названием Выселок Абляскино. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в деревне Абляскино функционировали крупообдирка, мелочная лавка. В 1908 г. была открыта земская школа.
До 1920 г. деревня входила в Егоркинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии.

Тюрнясево. Слобода Тюрнясево основана на правом берегу Большого Черемшана. Сначала этот населённый пункт назывался Александрова слобода. Происхождение названия связано с именем одного из первых владельцев местных крестьян – Александра Николаевича Зубова. В 19 веке закрепляется современное название села – Тюрнясево.

Русские крестьяне села были крепостными помещиков Зубовых. У них был свой надел земли, но за это они были обязаны выполнять различные повинности в их пользу: отрабатывать в хозяйстве помещика, отдавать часть произведенных продуктов, платить деньги.

Из "Энциклопедии малых деревень") Основано в середине 18 в. В дореволюционных источниках упоминается также как Слобода Турнясева, Александровка. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировали церковно-приходская школа (была открыта в 1875 г.), паровая и водяная мельницы, крупообдирка, кузница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 620 десятин.
До 1920 г. село входило в Егоркинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии.

Русская Менча. Основана на правом берегу реки Большой Черемшан, на месте впадения в неё речки Менчушки. Первоначальное название ее было Менча.

Из "Энциклопедии малых деревень") Известна с 1794 г. как Менча Зубова, с 1860-х гг. как Менча, с 1880-х гг. современное название. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян (принадлежали потомкам графа А.Н. Зубова). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в деревне Русская Менча функционировали церковь (построена в 1868 г., закрыта в 1929 г.), церковно-приходская школа (открыта в 1885 г.), 2 водяные мельницы, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 997 десятин.
До 1920 г. деревня входила в Егоркинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии.

Чувашская Менча. После приобретения помещиками Зубовыми земель деревни Менчи, часть крестьян–чувашей не захотело попасть в частное владение в превратиться в крепостных и переселилась примерно на восемь километрах южнее. Первоначально поселение называлось Верхняя Менча, затем Степная Менча и в 19 веке за нею утвердилось название Чувашская Менча. А на месте прежнего проживания этих крестьян заселились русские крепостные крестьяне помещика А.Н. Зубова, которых переселили из других имений и из других регионов. В основном, это были бывшие крепостные люди. После отмены крепостного права деревня стала называться просто Менча, а в конце 19 века называться Русская Менча. Названия этих двух деревень говорит об их национальном составе.

Из "Энциклопедии малых деревень")

Менче, Чăваш Менчи – деревня в Нурлат. р-не Респ. Татарстан, Ахметов. сел. поселения. Расположена на р. Аксумла, в 6 км к СЗ от райцентра. Историч. названия: Караульная Гора, Менжи тож; Меньчи Вершины речки Аксумлы. В сер. 18 в. выходцами из д.Караульная Гора была основана д. Менча. В кон. 18 – 1-й пол. 19 в. чуваши проживали в ней совместно с рус. помещичьими крестьянами графа Н.В. Зубова. В сер. 19 в., когда русские составляли большинство (73%), часть чуваш. населения выселилась из Менчи (ныне Русская Менча) и образовали Ч.М. До 1860-х гг. они являлись государствен. крестьянами; занимались земледелием, животноводством. В 19 – нач. 20 вв. в составе Егоркин. волости Чистопол. у. Казан. губ. В 1898 открыта школа. В деревне проживали некрещёные чуваши; в кон. 18 в. они составляли 71% населения, в кон. 19 в. – 56%, в нач. 21 в. – несколько семей. В языке и традицион. культуре наблюдаются общие для закамских чувашей черты.

 

Караульная Гора. Деревня получило свое название от сторожевого укрепления – маяка, расположенного на правом берегу реки Большой Черемшан. В далеком прошлом отсюда наблюдали за левым берегом и подавали условные сигналы местному населению о приближении степных кочевников. Много позже на этом месте жители проводили традиционный праздник Уяв и ритуальные жертвоприношения.

 

Из "Энциклопедии малых деревень". Хурал ту – деревня в Нурлат. р-не Респ. Татарстан, Егоркин. сел. поселения. Расположена на р. Малая Аксумла, в15 км к СЗ от район. центра. Историч. название – Клявлино. Население – чуваши и русские, в 18–19 вв. – государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством. Основана в нач. 18 в. чувашами из Свияжской и Симбирской уездов, в середине 18 в. заселялась переселенцами из Казанского (деревни Борискино, Новое Шаймурзино), Цивильского (д. Первая Чуратчикова) и других уездов. В 18 в. в составе Ногайской даруги Казан. у., с кон. 18 до нач. 20 вв. – Чистопол. наместничества, Чистопол. у. Казан. губ. В 1896 открыта земская школа.

Аксумла. Расположена на речке Малая Аксумла. Эта деревня была заселена крестьянами из деревни Салдакаево.

 

Из "Энциклопедии малых деревень"

(чуваш. Уксăмлă) Известна с 1782. Первоначальное название — деревня Малая Аксумла, затем стало называться село Большая Аксумла. До 1860-х гг. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Аксумле функционировали школа Братства св.Гурия, 2 ветряные мельницы, 4 кузницы, 3 крупообдирки, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2014 дес. До 1920 село входило в Егоркинскую вольничество Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 в составеЧистопольского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 в Октябрьском (с 10.12.1997 Нурлатском) районе.

Ерепкино. Является выселком деревни Большая Аксумла.

 

Из "Энциклопедии малых деревень"

(чуваш Ерепьел) – деревня в Нурлат. р-не Респ. Татарстан. Расположена в 7 км к З от г. Нурлат. Возникла в кон. 18 в. В 19 в. входила в Чистопол. у. Казан. губ. В 18–19 вв. жители являлись государствен. крестьянами. Ок. 20% населения в нач. 20 в. придерживалось язычества, его приверженцы сохранились до нач. 21 в. В этнич. культуре и языке наблюдаются черты традиций и верховых, и низовых чувашей. Число жителей: в 1841 – 102 чел.; 1857 – 195; 1897 – 510; 1989 – 302; 2002 – 303 чел. (чуваши).

Кривое озеро. Деревня Кривое Озеро первоначально называлась Русское озеро. Жители деревни Кривое Озеро были выходцами деревни Степное Озеро.

Из "Энциклопедии малых деревень"

Известно с 1782 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Абдрахманово, Русское Озеро. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, столярным, токарным, паркетным и обувным промыслами, шили рукавицы. В начале 20 в. в селе функционировали мечеть (построена в 1889-90 гг., памятник архитектуры), медресе, 2 ветряные мельницы, крупообдирка, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1121 дес.
До 1920 г. село входило в Егоркинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона ТАССР. С 10.08.1930 г. в Октябрьском (с 10.12.1997 г. - Нурлатский) районе.

Якушкино. Деревня была довольно крупным поселением. Жители по национальному составу были чуваши, татары и русские.

 

Из "Энциклопедии малых деревень"

(чуваш. Якаел, Вăкăрь­ялĕ) – село в Нурлат. р-не Респ. Татарстан, центр сел. поселения. Располо­жено на р. Аксумлинка, в 16 км к СЗ от райцентра. Историч. названия: Салдакаево, Быково. Жители – чуваши (в сер. 19 в. ок. 20% составляли русские, 10% татары, большинство чуваши), до 1860-х гг. государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством. В 19 – нач. 20 вв. в составе Егоркин. волости Чистопол. у. Казан. губ. В 1896 открыта земская школа. В кон. 18 в. некрещёные чуваши составляли 52% населения, в кон. 19 в. – 38%, в нач. 21 в. – несколько семей. В кон. 19 в. некоторые чувашские семьи перешли в ислам. В языке и традиционной культуре наблюдаются общие для закамских чувашей черты (среднечеремшан. вариант): в обрядовом календаре сурхури, çă­варни, мункун (калăм кун), сĕ­рен, çимĕк, учук, уяв, кĕр сă­ри. В 20 в. сохранялись элементы «языче­ского» комплекса: юпа и юпа юрри, чÿклеме, карташ пăтти, учук, çумăр чу­кĕ, чăваш мункунĕ (отмечают в среду на предпасхал. неделе). Число жителей: в 1747 – 83 муж.; 1762 – 206 чел.; 1783 – 256 муж.; 1794 – 195 муж.; 1824 – 118; 1830 – 226; 1841 – 222 муж.; 1857 – 407 чел. (в т.ч. татар 10%), 1870 – 650; 1897 – 967; 1910 – 1114; 1989 – 549; 2002 – 561 чел. (чуваши 94%). Имеются школа, медпункт, библиотека. Недалеко от села находится место паломничества чувашей округи карталлă ырă.

Первоначально левобережье Большого Черемшана было местом обитания кочевых племен: ногайцев, калмыков и башкир. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в поисках плодородных земель в правобережье Большого Черемшана стали переселяться татары и чуваши. За ними последовали и русские.

 

Справедливости ради сказать, первоначально, своими эти земли считали кочевые племена и, как могли, они защищали свои земли от поселенцев. Вот почему кочевники делали набеги на селения вновь прибывших жителей, угоняли скот, иногда сжигали деревни. Это был, своего рода протест против заселения исконно своих земель.

Из истории.

Для прочного закрепления завоеванной территории Среднего Поволжья и для защиты от набегов кочевых народов на левых берегах рек Волги и Камы царское правительство начинает строить оборонительные линии.

В средине 17 века были построены остроги-крепости: Ахтачинская – на реке Ахтай, Шешминская – на реке Шешма, Мензелинская – на реке Мензиля, Челны – на реке Кама.

В 1652-1656 гг. была построена первая Закамская оборонительная линия, которая начиналась от крепости Белый ЯР на Волге, далее шла к Ерыклинскому острогу, по Большому Черемшану к Билярску, по реке Шешма к Новошешминскому острогу и Мензелинскому. Все они были связаны между собой. Только благодаря этим оборонительным завалам останавливали набеги кочевников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.031 с.)