Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бабушки-дедушки в чувашской семье.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Они были одними из самых важных воспитателей детей. Как и у многих народов, девушка, выходя замуж, переезжала в дом к мужу. Поэтому обычно дети жили в семье с матерью, отцом и его родителями — с асатте и асанне. Сами эти слова показывают, как важны были для детей бабушки-дедушки. Асанне (аслă анне) в дословном переводе - старшая мать, асатте (аслă атте) - старший отец. Мать и отец были заняты на работах, им помогали старшие дети, а младшие дети, начиная с 2-3 лет больше времени проводили с асатте и асанне. Но и родители матери не забывали своих внуков, дети часто гостили у кукамай и кукаçи. Все важные проблемы в семье решали, советуясь друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина. Рождение ребенка. Когда в семье чувашей-язычников рождался младенец, то пуповину у мальчика обрезали на топорище, а девочки на стояке или донце прялки. Губы и язык смазывали медом. Таким образом проводился обряд передачи его под покровительство духу-хранителю домашнего очага. Также проводили и другой обряд. Йомзя-знахарь разбивал над головой ребенка два сырых яйца липовой палочкой, после чего отрывал голову петуху и выбрасывал ее за ворота, как приношение, чтобы задобрить злого духа - Шуйтана. За ворота также выбрасывают хмель. Потом йомзя, держа ребенка перед очагом, бросает в огонь соль, заклинает злых духов, уговаривая их покинуть этот дом. Ребенку же желает быть храбрым и трудолюбивым, как его родители. Если ребенок заболевал, его тоже лечил знахарь. Он протапливал печь в избе, клал младенца на широкую липовую лопату и с молитвой и заклинаниями отправлял дитя в жаркую печь. Сначала на мгновение, потом на два и так, увеличивая время, прогревал его, приговаривая, чтобы тот рос румяным и здоровым… Поминовение усопших. Найти деревню чувашей-язычников легко по кладбищу. Они ставят на могилах необычный памятник – липовый столб - юба. Столб устанавливается на кладбище только в октябре, который на чувашском языке так и называется – юба. Из трех дней похоронного обряда в первый день мужики едут в лес, где выбирают самую лучшую липу. Сначала долго молятся перед ней, потом рубят дерево, изготавливают из него намогильный памятник – юбу. На одном конце юбы делают зарубки: глаза, нос, рот. Затем из той же липы вырезают столик, скамейку для покойника, мостик, чтобы покойный мог перейти через реки, крючок для полотенца и липовую лопату. Считается, что чуваш и на том свете продолжает прилежно и много трудиться. Кстати, среди народов Поволжья чуваши самые трудолюбивые, и это никто даже не оспаривает. Когда придет время и юбу установят на могиле, то на нее повяжут платок, если это могила женщины, или наденут малахай, если умер мужчина. Каждый чуваш-язычник знает всех своих сородичей до седьмого колена, а некоторые и до девятого. Исламизация чувашей. Мусульманство не получило вначале широкого распространения. Большинство же булгар и суваров, особенно расселенных в отдалении от городских поселений, в течение ряда веков оставались язычниками, сохранили свои первобытные нравы, верования и обряды. В 1236 г. венгерский путешественник монах Юлиан сообщал, что Волжская Болгария - «великое и могущественное царство, с богатыми городами, но все там - язычники». В домонгольский период (до ХIII в.) булгарская этническая общность еще не была расколота на мусульман и язычников. Только с появлением в Среднем Поволжье в эпоху Золотой Орды мусульман кыпчаков-татар начал распространяться ислам. В середине XVI в. Среднее Поволжье вошло в состав Русского государства. С этого времени политика христианизации местных народов стала важным фактором, влиявшим на жизнь, на веру. Так, вследствие насильственного распространения христианства часть чувашей, не принявших православной веры, обратилась в ислам, и впоследствии растворилась среди татарского населения. Исламизация чувашей-язычников и православных чувашей была своеобразным антихристианским протестом, направленным против насильственной христианизации. В XIX в. под влиянием этих же причин некоторые чуваши Среднего Поволжья по-прежнему переходили в ислам. Желание стать мусульманами чуваши объяснили следствием "совместного жительства с татарами и короткого, всегдашнего с ними обращения, тем более, что в православной вере не нашли они ничего по Богослужению основательного и религиозного, а также не имели молитв на родном языке и наставников. Вероятно, не без влияния татар-мусульман новоявленные чуваши-мусульмане оценивали новую религию как лучшую, чем прежняя языческая вера. Процесс исламизации чувашей в XVIII-XIX вв. носил довольно массовый характер, о чем свидетельствуют и документы более позднего происхождения. Прежде всего, следует отметить то обстоятельство, что чуваши исторически занимали положение на месте соприкосновения двух культур: христианской и мусульманской. И именно историческими условиями, по мнению о. Даниила Филимонова, должна быть объяснена «склонность чуваш к мусульманам». Предпосылки для исламизации чувашей Филимонов видит и в историческом прошлом чувашского народа: «инородцы Приволжья более трехсот лет находились под властью мусульманствующих татар. Угнетенное положение чувашей постепенно вытравляло из них самосознание и привело к тому, что они, чтобы избавиться от мучительного положения, стремились стать в ряды последователей ислама. На основании имеющихся у чуваш устных преданий, а также археологических и этнографических данных можно утвердительно сказать, что большинство нынешних татар-мусульман Казанской и Симбирской губерний произошло из чуваш (сувазов, суваров). Немаловажной причиной довольно легкого перехода чуваш от православия и язычества в ислам, как считает о. Даниил, была и государственная политика в области христианизации народов Поволжья. «Когда инородцев без всякой подготовки, можно сказать, насильственным образом обратили в христианство, их обязали еще и содержать духовенство и церкви. Крещеные инородцы под русским владычеством на протяжении более двух столетий оставались без познания и разумения христианских истин по причине отсутствия влияния на них чуждого им по языку и бытовым условиям русского духовенства». Сменить свое вероисповедание чувашам было тем проще, что христианство они усвоили весьма поверхностно. Хотя население давно приняло православие, оно совершенно не знало сущности христианского учения, а восприняло только его обрядовую сторону, да и то не полностью. Чувашам оставалось идти туда, куда влекла их судьба. Те из них, которые жили близ мусульман, уходили в ислам. Историки согласны в том, что в царской России в отношении нерусских народов, в том числе чувашей, геноцида не допускалось. Правительство было заинтересовано в получении наибольшей прибыли от инородцев. Однако власти не допускали чувашей к управлению, препятствовали использованию и изучению чувашского языка, не содействовали развитию национальной культуры. Официальные круги и господствующие сословия пренебрежительно относились к быту, нравам и обычаям чувашей. Ожесточенным гонениям подвергались их языческие верования и обряды, являвшиеся основой древней и самобытной духовной культуры чувашей. Вместе с тем царизм проводил политику насильственной русификации чувашей посредством их христианизации. Hо, эта политика первоначально - в ХVI- ХVІI вв. никакого успеха не имела. Зато активно продолжалась татарская ассимиляция чувашей. Дело в том, что ислам в царской России был в оппозиции к государственной религии - православию. Поэтому чуваши, проживавшие среди татар, стали видеть в исламе средство социального сопротивления. Hо, принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак, чуваши "уходили в татары» (тутара тухнă), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.200 (0.008 с.) |