Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат.

Поиск

Она необходима:

·для оценки уже полученных выгод (или невыгод);

·выбора наиболее целесообразного варианта природоох­ранного проекта;

·определения объема затрат, необходимых для достиже­ния оптимальных эколого-экономических результатов.

В рыночной экономике экономическую эффективность затрат определяют как соотношение затрат и результатов (выгод). Данный подход получил название анализ "затра­ты—выгоды". Эз = Р / 3, где Э3 — экономическая эффективность годовых природоохранных затрат; Р — полный годовой эффект (результат); 3 — затраты, оп­ределившие эффект.

Экономический эффект (Р), или результат природоохран­ных затрат, проявляется в предотвращении экономического ущерба от техногенного воздействия предприятия на окружающую среду и получении дополнительного дохода в ре­зультате улучшения производственной деятельности пред­приятий в условиях более благоприятной экологической обстановки.

Общим правилом для экономического решения является превышение выгоды над затратамиОднако экологические мероприятия редко приносят быстрый экологический результат, поэтому для определения экономической эффективности экологичес­ких затрат целесообразно использовать коэффициент дис­контирования. М ожет использоваться методика определения приведенных затрат, или сравнительной экономической эффективности природо­охранных издержек. Ее аналогом в рыночной экономике в ка­кой-то степени является подход затратыэффектив­ность.

в общем виде Э можно определить через экономиче­ские показатели

Э = Э ч.п. + Э с.с. + Э з.л. + Э п.т.

 

Понятие социальной эффективности экологических затрат

Учитывая, что природоохранные затраты направлены на предотвращение не только экономического, но и социального ущерба от загрязнения окружающей среды, можно рассчитать

социальную, а затем и совокупную социально-экономическую эффективность экологических издержек.

Социальная эффективностьэто та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологичес­кой нормализацией условий жизнедеятельности человека.

в общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели:

Э = Э ч.п. + Э с.с. + Э з.л. + Э п.т.

где Э ч.п. — эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды.

Э с.с. эффект от сокращения выплат из фонда социально­го страхования.

Э з.л — эффект от сокращения затрат на лечение.

Э п.т. – эффект от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки, который рассчитывается по приросту чистой продукции.

Практика показывает, что высокая экономическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиций общества, если она достига­ется ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы.

В экономически развитых странах внедрение таких техноло­гий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок оку­паемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья.Таким образом, проблема повышения эффективности приро­доохранных затрат тесно связана с совершенствованием хозяй­ственного механизма природопользования в целом.


Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода.

Гос.Эколог. политика нах. в пря­мой зависимости от общей эконом. модели страны. За­тяжной эконом. кризис в РБ

Стратегией социально-экономического развития РБ, улучшения среды обита­ния на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экон. при значительной ро­ли гос. в ее трансформировании и реформировании. Ос­н. целью гос. политики явл. Обеспеч. устойчивого чел. развития, кот. базируется на эко­н., сочетающейся с принципами экологической безопаснос­ти и соц. справедливости в демократическом обществе.

1) Кон­ференция по охране окружающей среды (1968г). ЮНЕСКО в г. Стокгольме.

2) В 1987 г. Комиссия ООН по окружаю­щей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд) - док­лад "Наше общее будущее"- Под устойчивым понимается развитие общ-ва, при кот. удовлетворение его потребностей осуществляет­ся с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений.

При созд.такой модели в РБ необх.учит. особ:

НСУР (Национальной стратегии устойчивого раз­вития) была разраб. для обеспеч. Эф-ного уч. страны в решении устойчив. соц-эк разв. в рамках мирового хозяйства

НСУР разраб. до 2010 г. Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенац. Эк., социальных, эколог проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием.

Задачи НСУР:включение экологического императива,последовательная экологизация,технологическое преобразование современного общества;совершенствование хозяйственного механизма природо­пользования и мн др!

Направления рационального экономного использ прир ресурсов


50.Глобальные экологические проблемы человечества. Прогнозы развития и сценарии будущего.

Ученые утверждают, что примерно с 60—70-х годов XX ст. изменения окружающей среды под воздействием человека ста­ли всемирными, то есть затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны:

♦изменение климата Земли;

♦разрушение озонового слоя;

♦трансграничный перенос вредных примесей и загрязнение воздушного бассейна;

♦истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Миро­вого океана;

♦оскудение биологического разнообразия;

♦ загрязнение земель, разрушение почвенного покрова и др.

♦Глобальное потепление.

♦увеличение массы атмосферных аэрозолей;

♦возрастание количества вырабатываемой в процессе хозяй­ственной деятельности тепловой энергии, поступающей в атмос

опустынивания земель.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992),

За период с 1900 г. по 1995 г. потребление пресной воды в мире увеличилось в шесть раз, что более чем в два раза превышает темпы прироста населения. причины уменьш кол-ва воды:

Охрана количества водных ресурсов,охрана качества водных ресурсов.

Загр.мир.океана.

Разрушение почвенного покрова Земли.

Сохранение биологического разнообразия Это понятие включает как внутривидовое разнообразие, так и межвидовое, а также разнообразие экосис­тем:


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОПРОБЛЕМЫ СНГ

СС обладал огромн. топливно-энергетическими, земельными, мин.-сырьевыми, лесн., водн. ресурсами => создание крупн. пр-водит. сил.

Э. кризис нач-а 90-х гг.,

массовая вырубка зеленых насаждений.

Зоны экологического бедствия - опр

Площадь тер в СНГ, кот. заражены, отравлены / превращаются в пус­тыню в результате хоздеят-сти в ядерной, про­мышленной и с/х сферах, составляет ~ 4 млн км2.

Наи б. Площадь регионов радиац. загрязнения в РБ, Украине, РФ, Казахста­не.

Авария на ЧАЭС:

Зона Приаралья. Изменения природы связаны с высыханием Аральского моря, опустыни­ванием, деградацией окр. ландшафтов. Задачи коопераций стран СНГ:

Зона Прикаспия. Кризисная экоситуация бассейна Каспийского моря: ухудшение сан.-токсикологич. и рыбохоз-вен. обстановки. Дестабилизация сис-мы самоочищения. Деградация экосис-м притоков Волги

Региональные экопроблемы РФ. Зоны повышенного экориска составляют ~ 10 % всей S-ии. Растет забо­леваемость людей, у в -ся смертность, с н -ся про­дуктивность прир. ресурсов.

Урал. Загрязнение атмосферы, истощение водн. и нерац. исп-ние мин.-сырьевых ресурсов, радиац. загрязнение S-ии.

Бассейн о. Байкал. Сохр-ие его прир. ком­плекса. 1-ое место в мире по глубине (1620 м) и V-у водн. масс (23 600 км3), в нем содержится ~ 20 % мир. и > 80 % V -а пре­сных вод СНГ. Обитают > 2400 ви­дов и разновидностей животных и растений. Осн. роль – зоо­планктон (фильтрацион. тип питания и пропус­кает через себя воду озера).

Украина. Наи б. напря­жен. взаимоотношения м/у хозкомплексом и окр. средой в Донецко-Приднепровском р-не.

Р-н Черного моря.


ЭКОПРОБЛЕМЫ РБ

Приоритетное развитие ресурсоемких, многоотходных отраслей ма­т. пр-

* загрязнение более 1/5 S-ии радионуклидами * многократное превышение нормативного ур-ня загрязне­ния возд. бассейна в городах * крупномасштабн. осу­шение заболочен. земель * стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем ре­кам на фоне сокращения общ. V-а сбрасывае­мых в них стоков => нарушение процессов самоочищения водоемов;* опасное загрязнение пром-ыми, ком-ыми и поверх. сточными водами акваторий о. Нарочь, Свитязь, Голуб. и Браславских;* техногенная деградация ландшафтов;* многолетнее воздействие на среду обита­ния отходов крупн. животноводческих комплексов, химиза­ция с/х, Радиоактивное загрязнение в результате ЧАЭС: ~ 22 % S-ии, на кот. расположено > 3600 населен. пунктов, в т.ч. 27 городов. Го­мельская обл. – 68% S-ии, Могилевская – 35, Брестская – 13, Гродненская – 7, Минская – 5, Витебская – > 1.

заболеваний эндокринной сис-мы, сис-мы кровообра­щения и появл-ия новообразований.

Антропоген­ные нагрузки на водные объекты. Водообеспеченность рес­публики составляет 175 м3/км2, или 3,4 тыс. м3 на человека.

Сбросы неочищенных

Проблема состояния под­земных вод

Нарушения эко=весия прир. сис-м.

Мелиорация

повышение плодородия почв и урожай­ности и ухудшению экосостояния земель. П овышенные дозы мин. Удобрений Неполн. из­влечения полезн. продукта при добыче мин. сырья, тех­ногенная деградация ландшафтов.

Здоровья населения, можно рассм-ть как интегральный показатель кач-ва жизни чел-ск. популяции.


№53.Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.

Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. В.И. Вернадский в контексте своей концепции ноосферы.

ООН в настоящее время принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве. Первая международная природоохранительная организация (Международный союз защиты природы) была создана в 1948 г. В 1956 г. он был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Совр система междун экологич сотрудничества -направления:

1) парламентское сотрудничество,

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;

3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.

Наиболее распространенной и действенной формой -заключение международных договоров и иных соглашений. Сейчас в этой области действует более 70 договоров.

---Важнейшим в истории межгос соглашений является договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный более чем 100 странами в Москве в 1963 г.

---Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. В целом государства приняли более 178 экологических соглашений.


№54.Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.

Республикой Беларусь подписаны следующие осн конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстоянияПротокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; Конвенция ООН об изменении климата;

Конвенция ООН о биологическом разнообразии — 5 июня 1992 г.

Конвенция о международной торговле видами дикой фаунЫх и флоры, находящимися под угрозой исчезновения —3 марта 1993

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха”

Основными функциями экосети являются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, Идея создания ЕЕСОNЕТ оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив. Являясь одним из учредителей ООН, -контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Расширяется взаимодействие -Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации* международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике,

Создании Межгосударственного экологического совета ( МЭС). Задачами МЭС являются:

• ведение межгосударственной Красной книги;

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГПродолжается унификация экологических норм и стандартов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.013 с.)