Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственный механизм природопользования (ХМП), его структурные звенья, рыночн отношения.

Поиск

Современная эк-ка очень сложная и без гос. регулирования она не может развиваться эффективно.

Государственное регулирование -с помощью хозяйственного механизма(ХМ), - систему форм и методов организации и управления экономикой Ф-ции: обеспечивает взамосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного пр-ва как целостной системы;

-согласовывает эк. интересы общ-ва, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей;

· претворяет в жизнь эк. политику гос-ва, его стратегич. цели и тактические задачи.

ХМП вкл. два блока методов управления пп.:

1. админ-правовые методы (наблюдение; учет и контроль в обл. охраны окр. среды; планирование и прогнозиров-е пп. (гос. регулир-е); админ. органы управления; гос. контроль на предприятии; гос. эк. экспертиза проектов хоз. деятельности; эколог. нормирование и регламентация кач-ва окр. среды; правое регул-е природоохранной (по.) деят-сти)

2. эк. методы управления (хозрасчетные отношения по. деят-сти предприятия; эк. стимулирование по. мероприятий; кредитование и финансирование по. меропр-ий)

Основными показ-ми админ-го метода управления пп. были ПДК и ГОСТы (являлись самыми жесткими). Но вместо ПДК применяли временные стандарты: ПДВ(выбросы) и ПДС.

Соц-экон. трансфармация, происходящая в настоящее время в нашем обществе, требует новых подходов к процессам организации, управления и регул-я пп.-ем.

В пр форм рын отнош в ХМП должны произойти коренные перемены. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения эколог. ситуации, свидет-ет о том, что и в рамках рыночной эк-ки ХМП предполагает четко спланированное управление по.-ой деят-стью.


25. Система прогнозир и планир Однаиз существенных особенностей разработки прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования явл. не только социально-экономические но и природн. процессы и явления. В природе изменения проходят медленнее чем в обществ. жизни. В связи с этим огромн. значен. приобрет. заблаговр. предвидение возм. последствий антропогенного характера, составл. долгоср. программ, в которых опред. эколог. страт. хозяйств. развития.

Прогнозы, программы и планы конкретного эколого-экономическ. прогноз. по периодам времени на уровне гос. носят межотрасл. и межрегион. характ.

Цели и задачи устойчивого развит. конкретизуются в Национальной программе рационального использования природн. рес. и охраны окруж. среды. Она состоит из:1природоохр. законад. 2нормат. обеспеч.3информац. обесп.4эконом. регул. природоп.5эколог. безопасность

Отрасл. природоохр. планиров. проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласно с основными показателями территор. планир. и связано с пробл. рац. использ. отдельных видов ресурсов.

На крупных и средних предпр. самост. разраб. мерепр. по охране окр. среды. след. аспекты:

1. разраб. и соверш. технолог.2строит., реконструкц. ресурсосберег. о природоохр. мероприят.3содержан. и эксплуат. очистных мероприятий4планируемое снижение выбросов5контроль за работой природоохр. оюъектов

Планируются показатели:

1. по охране атмосф. возд.

2. по использ. и охране водных ресурсов

3. по охране зем. рес.;4.по охране лесн. рес.; 5.по мин.-сырьевым рес.; 6. по охране других биолог. рес.; 7.реабилит. террит. пострад. от ЧАЭС


26.Управление природопользованием -

деят. гос. по орган. рац. исп. и воспр. прир. рес., охраны окруж. среды.

Методы управления-спос. возд. на повед. и деят. управл. объектов с целью обеспеч. рац. природопольз. и охраны окр. среды.

Основные методы:

1. администр.- обесп. возм. гос. принужд.

2. эконом.- созд. непроизв. матер. заинтер. субъектов хоз. в выполн. необход. эколог. меропр., решений органов управл. в сфере природоп.

3. соц.-психол.- методы морального стимул., которые реал. посредством мер поощрительного характера или выговоры.

Общие ф-ии:

1. нормотворчество и законадат. инициатива в обл. охраны окруж. среды и природоп.

2. учет природных объектов и ведение природн. кадастров

3. осуществл. мониторинга окр. среды

4. экологич. контроль, эксперт. и аудит

5. эколог.-эконом. прогноз. и планир.

6. эконом. стимул. природоохр. деят.

7. разреш споров о праве польз. природн. ресурс., применение санкций за нарушение природоохран. законод.

 


№27 Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы

Необход. создать такие усл-я,чтобы стало экон-ки невыгодным отрицат. воздействие на природу и нерац. природопольз-е. Важный шаг в этом направлении -расширение сферы применения экон. методов управления.Они предполагают использ-е стоимостных рычагов,побуждающих все хоз.звенья к реализации гос эколог. политики.К таким рычагам относится: ●Рентные платежи ●Платежи за использ-е прир. ресурсов и загрязнения окр. среды(экологический налог) ●Компенсационные выплаты за изъятие прир. ресурса из целевого использ-я или ухудшение его кач-ва в рез-те произв. деят-ти. ●Штрафы за нарушение экол.стандартов ●Система налоговых льгот,льготное кредитование и субсилирование и т.д.

Успешное применение -при четко регламентируемой системе госстандартов,.Админ.методы управления природоп-ем предполог. также формир-е системы и осущ-е руководства организационно-хоз-ми мероприятиями по реализации проводимой гос-ом эколог.политики.К ним относятся: ●Эколог.мониторинг ●Учет и контроль за природоохр. деят-тью природопользователей ●Эколог. экспертиза и аудит ●Организ-я научно-исследоват-ких и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ ●Междунар. эколог. сотрудничество

Задача администр. органов – оказать влияние на принятие решений субъектами хоз-вания,

В усл. перехода к рын.отнош-ям снижается степень вмешательства В рын.эк-ке управл-е сводится к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами загр.в-в и т.д.

На макроур-не воздействие властных структур приобретает хар-р регулирования, Регулир-е природоп-я(эколог. регудир-е)–система способов и мер гос воздейств-я на экологизацию обществ. развития посредством гармоничного сочетания механизмов админ. управл-я и экон. стимулирования. Только такое сочетание экон и админ методов управл-я, искл-щее прежнюю «сверхрегламентацию» природоох.деят-ти, позволит создать действенный ХМП.


№28 Организационные структуры управления природопользованием.

Практическое осущ-е правовых экол. требований во многом зависит от органов управл-я прородопольз-ем. В РБ управл-е природопльз-ем представляет собой систему учреждений,которые осущ 2 функции управл-я: ● отраслевая(обеспеч-т необход.усл-я для учета потребностей каждой области природопльз-я(водо-,лесопольз-е).Это – ведомственные управл-я,но т.к. мин-ва и ведомства–госслужбы, то ведомтсвенные управл-я нах. под контролем гос-ва) ●территориальная (обеспеч. комплексность развития хоз-ва и потребл-я ресурсов. Это гос форма управления).

Общее гос управл-е природопльз-ем осущ-ся 2мя соподчиненными органами: ● общей компетенции ●спец.компетенции

Органы общей компетенции осущ. общее руководство природопльз-ем. Их 4: ● комиссии нац. собрания(1-я по вопросам экологии и рац. использ-я прир. ресурсов; 2-я по проблемам катастрофы на ЧАЭС) – они законодат. органы власти ● отдел экол-и рац. природоп-я и размещения производств при мин-ве эк-ки (Это планирующий орган) ●комиссии совета министров (1-я комиссия по экологии; 2-я комиссия по ЧС) – это исполнит. орган власти. ●комиссии по экол-и городских,районных,областных нар. советов депутатов.

Органы спец. компетенции осущ прямое управл-е природоп-ем. К ним относятся: ● госкомитет РБ по экологии(в его подчинении 5 отделов:1* обл. комитеты по эк-гии(их 6), 2* Минский городской комитет по экол-и, 3* городские и районные инспекции по эколог-и (их 123),4*Бел. науно-исслед. центр по экол-и,5*отдел охраны окр. среды при мин.обороны РБ) ●управл-е совета министров по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС●Гос.комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС.

Ведомственное управл-е осущ.: главрыбвод, произв. объединение «Экология», Госстрой.

Контроль: суд, природоохр. прокуратура, обществ. организации.


№29 Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон Республики Беларусь «Об охр окр ср».

важная роль принадлежит правовым вопросам по правилам поведения людей. Соврем. законад-во по природопольз-нию предст собой обширн сис-му юрид норм, принятых законодат-ыми органами власти (Нац. собранием). К законодат-ву примыкают большое кол-во подзаконных актов, указов, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Эта сис-ма экологич права регулир-ет права, обяз-ти предприятий, организаций, учреждений.

Впервые включены в Конституцию 1977г. в виде отдельных статей.(прир рес-сы- ос собст-ть, граждане могут пользоваться,но обязаны охранять и беречь природу; права и обязанности.В Конституции оставлено 3 статьи:право каждого на благприятную среду и возмещение вреда, долг охранять ее, право на достоверн инфо об окр среде.

Создание ряда республиканских постановок, кот наз-ся позаконные акты, к кот примыкают юридич обоснованные постановления юр. органов власти, кот называют нормативными актами. В РБ сис-ма экологич права включ 4 звена:отраслевые экономич. законы, комплексные, подзаконные и нормативные акты.

Правовые-экологические требования:

1. Законы, подзаконные и нормат акты-источник позитивн инфо о праров-эколог требования, из н их черп-ся сведения о допустимых и недоп действиях по отнош к прир.

2. Гос-во осущ-ет выполнение требований з-ов, прибегая к мерам убеждения и принуждения.

3. Экологич профилактика(по СМИ) Легче предупредить, чем испр-ть последствия.

4. Создание нов и соверш-ние существ-щих технологич процессов.

Все направлено на то, чтобы не загрязнять окр среду.

Ответств: уголовн, администр, дисципл, материальн

 

30. Сущность и задачи мониторинга окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием природной среды в Беларуси.

Мониторинг окр прир ср —постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее (перечислить)

Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.

По содержанию различают несколько видов мониторинга:

• биосферный (глобальный);

• медицинский (санитарно-токсикологический);

• импактный- слежение за природными процессами и явлениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках;

§ локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);

• биологический — слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром);

• базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными явлениями

• экологический.(окружающей среды, при котором, обеспеч-ся пост оценка экологич усл -обеспеч совр и достоверной информацией системы управления экологической безопасн.

1930-Создание Гидрометеорологической службы Беларуси. -санитарно-эпидемиологическая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети мониторинга окружающей среды.

-Центр радиационного контроля

- МЧС:

(1992) -создание Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС),

Система локального мониторинга в Бел,рег-го, глоб-го.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.009 с.)