![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 40 Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития
В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повышенного экологического риска — за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. 2000 г. Закон Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 25). На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:А(особо опасн – страхуются), Б, С принятие следующих мер: · выделение объектов и регионов;-инвентаризация источников опасности; -разработка перечня страховых событий, -разработка ставок страховых премий и сумм условием эффективного функционирования экологической сферы- обеспечение обязательного возмещения субъектами хозяйствования ущерба от антропогенного воздействия на природную среду, необходима его экономическая оценка. УЩЕРБ Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства,сост: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий (очистные соор) или замену деградированных.. Снижение урожайности с/х культур и ] продуктивности животноводства на загрязненных территориях 3 вызывает дополнительные затраты на закупку этой продукции в других районах. Ущерб в коммунальном хозяйстве из-за загрязнения среды -дополнительные затраты на уборку улиц, более частую покраску зданий, их ремонт и т.п. Таким образом, экономический ущерб является комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов от загрязнения различных природных сред. Определение экономического ущерба является сложной комплексной задачей, связанной с наибольшими методическими трудностями. Для каждого компонента природы и каждого реципиента необходимы свои индивидуальные методики расчета, требующие непростых вычислений. три основных методических подхода к эк. оценке ущерба: ♦метод прямого счета, базирующийся на сопоставлении затрат на лечение населения, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота, сроков службы основных фондов и т.д. в загрязненном и контрольном районах; ♦аналитический метод ♦эмпирический (укрупненный) метод, от загрязнения природной среды. Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Социальные потери - восполнимые и невосполнимые. Социальный ущерб в части восполнимых потерь может быть измерен в стоимостных показателях. Но наибольший практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения окружающей среды, который складывается из экономического и социального ущербов. Совокупный предотвращенный ущерб отражает потери экономики и общества при отсутствии природоохранных мероприятий. Суммарный ущерб складывается из следующих локальных ущербов: ♦ущерба промышленности ♦ущерба сельскому и лесному хозяйству (дополнительные затраты в связи с потерями ресурсов и продукции в результате изменения урожайности и продуктивности в сельском и лесном хозяйстве); ♦ущерба от повышенной заболеваемости населения ущерба жилищно-коммунальному хозяйству (дополнительные затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства вследствие ухудшения состояния селитебных территорий, жилищного фонда, растительности и т.д.); ♦прямого экономического ущерба населению (включает дополнительные затраты на потребление бытовых услуг в результате возрастания количества посещений бытовых предприятий и дополнительные затраты из-за роста частоты и дальности поездок на отдых); ♦ущерба от повышенной текучести кадров.
№43Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Капитальные затраты экологического назначения. Все природоохр. затраты (эколог. издержки) по их экономич. сущности можно разделить на издержки предотвращения(предзатраты) и экономич. ущерб. К предзатратам относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загр. вещ-в к реципиентам, а также расходы на эколог. образование, НИОКР, разработку эколог. регламентации и др. Эконом. ущерб включает прямые потери рес-сов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных эколог. нарушений. По времени реализации: капитальные и текущие, илив современной 'рыночной" терминологии – инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки. Капит. вложения – матер. затраты общ-ва, кот. в течение неск. лет находятся в сфере производства, не давая полезного эф. Гос. капит. вложения разл по осн. компонентам природы: ü на охрану водных объектов(сооружения для очистки вод, системы оборотного водоснабжения, системы канализаций ü на охрану возд. бассейна(сооружения для улавливания и обезвреживания вредн. вещ-в, контр.-регулировочные пункты по проверке токсичности авто и др.) ü на охрану земель( противоэрозион., гидротехн., берегоукрепит. сооружения, почвозащитн. лесополосы и др.) Для совершенствования использования минерального сырья и охраны недр предусматриваются капит. вложения на строительство сооружений по увеличению полноты извлечения полезн. ископаемых при разработке месторождений, объектов по комплексному исп-нию полезн. ископаемых, комплексной переработке отходов производства и т.п. Из конспекта: Капит. вложения распредел-ся: 1. Госбюджет-10%; 2. Местн. бюджет -20%; 3. Целевые эколог. фонды -14%; 4. Средства предпр. и организаций – 56%. №44. Состав текущих экологических затрат, методика их расчета. Анализ затрат на охрану окружающей среды в РБ К текущим затратам относятся: расходы на содержание и обслуживание осн. фондов природозащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окр. среды. В состав текущих затрат на содержание и обслуживание осн. фондов входят ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капит. ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы, затраты на реагенты. Система финанс-ния природоохр. деят-сти начала складываться в РБ еще в период существования плановой эк. В планах соц.-экон. развития определялись мероприятия и намечались задания по их выполнению. Эти задания ставились на всех уровнях: республ., обласн., район., уровне предприятий, организаций. Система планирования соответствовала системе финансирования и фондирования природохр. мероприятий. Финансы и матер. рес-сы выделялись целевым назначением. Источник средств – госбюджет. Из него также выделялись бюджеты областей, мин-ств, ведомств и предприятий на охрану природы. При переходе предприятий на хозрасчет и самофинан-ние-структура затрат на охр. природы: 1группа затрат (текущие затраты на содержание и обслуж-ние эколог. Фондов, на капит. ремонт) - за счет средств предпр., включ-ся в себестоимость готовой продукции. 2 группа затрат (1.затраты на содержание прир. охраняемых объектов 2.затраты на ведение лесного хоз-ва 3.капит. вложения в охрану природы)- из централизов. источников(госбюджет, внебюджетн. гос. эколог. фонды) и средств предприятия. 3 группа затрат (прочие затраты (научн. исследования, подготовка кадров, издательск. деят-сть и др.)- из централизов. Ист. На 1 группу затрат идут 2/3 всех поступлений, на 2 и 3 гр – 1/3. Внебюджетн. гос. эколог. фонды формир-ся за счет: средств госбюджета, средств предпр-тий, внутр. кредитов, иностр. инвестиций, заруб. кредитов, частных инвесторов, грантов, эколог. налог №45.Проблема “интернализации” экстернальных экологических издержек Экологические издержки можно подразделить на внутренние (интернальные) и внешние (экстернальные). Внешние - они вызваны загрязнением окружающей среды. Ущерб окружающей среде, наносимый хозяйственной деятельностью данного субъекта хозяйствования (предприятия-загрязнителя), - это издержки других субъектов, то есть для предприятия они внешние. Экстернальные изд. проявляются в увеличении затрат других предприятий на предварительную очистку Общество заинтересовано в снижении ущерба, а предприниматель – природоохранных предзатрат. Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в средозащитные мероприятия, необходимо внешние изд. предприятия-загрязнителя превратить во внутренние, иными словами, “интернализировать внешние изд.”. 1.Создание институционального механизма, законодательное закрепление принципа компенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. технические сложности по определению величины ущерба, доказательств его достоверности: ведь по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия. 2.Ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат “загрязняй, но плати”. 3.В условиях перехода к рыночным отношениям введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него. Ассимиляционный потенциал – способность прир. среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество вредных веществ без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способности у прир. среды общество имеет возможность осуществлять экономию природоохранных издержек, которая в конечном итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала. №46.Инвестирование природоохранной деятельности. Классификация видов природоохранной деятельности. В соответствии с “Классификатором видов природоохр. деятельности и затрат на охрану окружающей среды” (Минприроды РБ, 21 августа 1997г.) выделяют две конкретные формы природоохранной деятельности: 1.Текущая природоохр. деятельность – направлена на достижение стабильности или улучшение состояния окр. среды. 2.Природоохранные мероприятия – деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окр. прир. среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения. виды природоохр. деятельности:-охрана атмосферного воздуха, воды, ландшафтов, земель -борьба с шумом, вибрацией -управление и контроль в области природоохранной деятельности На природоохранные мероприятия в РБ расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3% общих капиталовложений. около 70% объема инвестиций, направлявшихся в природоохранную деятельность -на охрану и рациональное использование водных рес-в. рассчитанный специалистами НИЭИ Минэкономики ущерб от загрязнения двух сред – водной и воздушной – составил 4% по отношению к ВВП, причем можно с уверенностью сказать, что оценки ущерба сильно занижены относительно реально существующих. Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнения среды. Выбор природоохр мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.01 с.) |