Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как отвлечь от «дурной компании».Содержание книги Поиск на нашем сайте
Отвлечь от «дурной» компании невозможно. Можно только привлечь к другой, «хорошей». Киньте на это все свои силы, изобретательность, фантазию и старые связи. Практически не бывает детей, которых уж совсем ничего не интересует. Как правило, есть какая-то ниточка, за которую можно потянуть. Самый отвязный пацан может согласиться пойти в секцию картинга, самая бестолковая девочка — на курсы личного имиджа или фотомоделей. Думайте, ищите — выход есть почти всегда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ••.........................................••••• В поисках выхода Гражданин Марат (окончание) Прощаясь в конце первой встречи, мы договорились о том, что на следующий прием Наташа и Алик придут без ребенка. В назначенное время у дверей кабинета сидела одна Наташа. — А где же Алик? — У него это... работа... Так получилось... — неубедительно пробормотала Наташа, не глядя на меня (во время первой встречи мы специально обговорили час последующего приема, согласовав его с рабочим расписанием Алика). — Ой ли? — недоверчиво переспросила я. — Он сказал, что не пойдет, — решилась Наташа. — Сказал, чего переливать из пустого в порожнее. Лупить его надо и будет как шелковый. А по психологам ходить — только время терять. Мне надо ■— пусть я и хожу... Вы простите его, пожалуйста... Он хороший, только не понимает... — Сомневаюсь, чтобы Виталий нуждался в моем прощении, — искренне рассмеялась я. Тактичность и девичья стеснительность Наташи вызывали во мне явную симпатию. И это внушало оптимизм — всегда эффективнее работаешь с тем, кто тебе по-человечески нравится. ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ» — Но я лично буду делать все, что вы порекомекду те, — поспешила уверить меня молодая женщина. — Для начала давайте разберемся в том, что прои; ходит с Маратом, — предложила я. — Вот видите, здеч в карточке написано: энцефалопатия, гипердинамич^ ский синдром... Об этом мы сейчас и поговорим... Где-то минут через десять моих объяснений Наташ. неожиданно разрыдалась. Совершенно по-девчоночы размазывая слезы по щекам, взвизгивая и хлюпая носог.; — Эт-то что еще такое?! — растерянно прикрикну ла я. — Я же не знала, что он больной! — всхлипывала На таша. — Мы же не знали! Он такой шустрый всегда, румяный, не болел ничем! Мы же ругали его все время, а Алик говорит — бить! Я же книжки читала, я хотела, как правильно... Мы же не знали! Если бы я знала с самого начала, я бы... — Что — «я бы»? — вклинилась я в покаянный На-ташин монолог. — Вы бы все ему позволяли? Никогда не ругали бы? А то, как он бабушку пугает — это что, синдром, что ли? Болезнь? Нет, уж извините меня, но это просто мелкая подлость! — А как же тогда?! — Наташа изумленно распахнула огромные, подтаявшие от слез ресницы. — А вот так! Умойтесь сначала, потом будем дальше говорить... Итак. Слухи о тяжелой болезни Марата сильно преувеличены. Есть некое состояние нервной системы, которое нужно учитывать. Не более. Но и не менее. Далее. Как часто в вашей семье, в вашем доме звучит ваше «я хочу»? — Мое?! — Да, ваше, ваше. «Я хочу пойти погулять», «Сейчас я хочу накраситься», «А сейчас мне хочется принять душ», «А вот сейчас я буду просто лежать на диване и плевать в потолок». И так далее и тому подобное. — А кому я это должна говорить? — Кому угодно. Марату, например. КЛЮЧЕНИЕ В поисках выхода I — А зачем ему про то, что я хочу накраситься? Он ■ ие поймет ничего. А гулять меня попросту не пустит. ■ перед Аликом неудобно. Да и некогда мне. С работы ■риду, заберу его из садика, и по хозяйству. Да еще рёдь надо и с ним позаниматься... И Алик... Да зачем все I — А Затем, что Марат просто не умеет считаться |ф потребностями других людей, не умеет координировать свое поведение. И именно в этом его основная проблема. Он вовсе не желает вас огорчать, но и радовать pfetc он не в состоянии. Он вас, как человека, попросту |'*в упор не видит». И бабушку, и воспитательницу в детском саду, и учительницу в «обучалке-развивалке». [А Алика лучше слушается просто потому, что боится Наказания. Вот тут вы совершенно правы: страх — это ле воспитание. I — А почему он не умеет это... координировать? Это мы С Аликом виноваты, да? — Большинство детей надо этому учить. А гипердинамических детей в особенности, потому что внимание у них рассеянное, концентрации никакой. Он что-то де- ияает и попросту не успевает заметить, что другие люди;.fio этому поводу почувствовали, как отреагировали. Он («фазу же отвлекается на что-то другое. Вот если он за это flEio заднице получил, тогда заметит, конечно. Тоже, правда, ненадолго. £. — Так что же, Алик прав?! — Да нет, конечно! Запугать Марата можно, но это -будет не воспитание, а именно запугивание. И тогда — в этом вы опять же правы, — когда он подрастет, он перестанет бояться, и у вас вообще не останется никаких рычагов для воздействия на него. — А что делать-то? — Сейчас вам нужно давать ему четкую и однозначную обратную связь по поводу всех его поступков. Это мне не нравится... Меня ужасно раздражает, когда... Папа не любит, если... Бабушка будет очень рада, если ты... ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ» Понимаете? Очень коротко, четко и обязательно от пе; го лица. Алик должен делать то же самое. Кроме того, у те его видеть вас. Со всеми вашими желаниями, прив ками, капризами. Заставьте его с вами считаться.) для этого именно и должно звучать ваше «я хочу». лично, папа и бабушка — как модель окружающего мг; Когда он научится видеть вас, ему будет легче заметп и учесть учительницу, воспитательницу, детей в шко. > — Он будет истерики устраивать. Он уже привык, м все по его... — Ничего, поустраивает и перестанет. Только не ж лейте и не утешайте. — А это не вредно? — Куда вреднее расти румяным эгоистом, которм > никого, кроме себя, не видит и знать не хочет. — Хорошо, я попробую. Только не знаю, получится.м. ■ у меня... — Попробуйте. Через пару недель ко мне на прием явился Алик сои ственной персоной. — Знаете, — сказал он, задумчиво почесывая заты лок. — Моя жена по вашей наводке делает что-то тако< загадочное, а объяснить толком ничего не может. Или иг хочет. Вчера вечером, например, она отправилась в кино с подругой, которую до этого не видела три года. Марат закатил дикую истерику на тему: «Мама, не уходи!» А я вообще чувствовал себя полным идиотом, потому что совершенно не понимал, что происходит и как я должен на это реагировать. Она сказала, что это нужно для воспитания ребенка, а я должен давать ему какую-то обратную связь о своих чувствах. Какая, к чертям собачьим, обратная связь и как я могу говорить о своих чувствах с пятилетним ребенком?! Я вообще не умею о них говорить! Я же не герой латино-американского сериала! Отсмеявшись, я провела вторую серию ликбеза. На этот раз с Аликом. Алик, как и следовало ожидать, рыдать не стал. КЛЮЧЕНИЕ В поисках выхода 1 — Понятно, — задумчиво протянул он. — А вы знае- т%, я давно что-то такое подозревал, только вот сформулировать никак не мог. Слишком уж он какой-то... Иоверхностный, что ли... и действительно не умеет ни с рем считаться, хотя по возрасту уже должен бы. Так вы ■©ворите, это пройдет? Щ — Само по себе — нет. То есть биологически Марат (Может стать здоровым, но все его неврологические осо-ренности, если прямо сейчас не заняться коррекцией, пе-грейдут в патологию характера. Проще говоря — полу-Г1|ится здоровый эгоист. — Значит, будем корректировать. А в обычной шко-Ле-то он учиться сможет? — Безусловно, да. Хотя проблемы наверняка будут. О них мы поговорим в свое время. Сейчас есть более не- j отложные задачи. — Это — да. А что, если это болезнь, то нет ли от нее Каких-нибудь таблеток? — Вам так хочется покормить Марата лекарствами? Думаете, таблетки научат его не оскорблять бабушку? — Да нет, это я так спросил, на всякий случай... Ну, так что же надо делать сейчас? — Объясняю еще раз... — вздохнула я. В дальнейшем я регулярно встречалась с Наташей. Алик не появлялся, но, по словам жены, педантично следил за выполнением всех рекомендаций. Марат же, вопреки всем предположениям матери, никаких особых истерик устраивать не стал. Как только ему внятно сообщили и показали, что и почему нравится и не нравится окружающим его людям, он тут же проявил себя как совершеннейший конформист. Любимым его вопросом стал: «А это будет — как? Хорошо?» Однажды, спустя три или четыре месяца после начала терапии, Марат, перебирая старые тетради и вспоминая детей из «обучалки-развивалки», вдруг спросил: — Так меня выгнали потому, что я был плохой? Не потому что глупый? 7-5410 Э 10q ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ» — Ты не глупый и не плохой, — сориентировалась Наташа. — Ты просто не умел правильно себя вести, не* думал о других, мешал им. — А теперь — умею? — тут же поинтересовался Марат. — Не знаю, — честно призналась Наташа. — Вроде бы теперь получше стало. Бабушка давно не жаловалась. — Так, может, мне опять заниматься пойти? — непривычно жалобным тоном попросил мальчик. — Мне там рисовать нравилось. И английский. У нас в садике такого нет. На следующий день Наташа прибежала ко мне. — А что вы сами-то думаете? — спросила я. — Ну вот, я его опять отдам, а его опять выгонят. Он же как был непоседа, так и остался. Это для него травма будет. Ведь так? — В общем, да, — вынуждена была согласиться я. — Здесь есть один острый момент. Когда мы обучаем гипердинамического ребенка чувствовать других людей, у него и у самого шкура становится потоньше. Понимаете? — Да, понимаю, — закивала Наташа. — Он раньше очень редко обижался. Казалось, что ему все равно. Мы на него орем, а он — ноль внимания. Скажет: «Отстаньте!» — и все. А сейчас прямо так и говорит, как мы: «Меня обижает, когда вы...» или «Меня это раздражает». — Отлично, просто отлично! — обрадовалась я. — Видите, не плачет, не злится, не бьется в истерике, а прямо сообщает вам о своих чувствах. Вы ведь это учитываете? — Конечно! Как вы учили, говорим: «Спасибо, что сказал. Теперь мы поняли, что ты чувствуешь по этому поводу». И свекровь говорит, что он очень повзрослел, и ей теперь гораздо легче с ним договориться. Мы ей про вас толком ничего не говорили. Понимаете, она ЗАКЛЮЧЕНИЕ В поисках выхода — думает, что психолог — это тот, который психов лечит. Алик как-то попробовал с ней поговорить, а она: «Вы из ребенка дурака-то не делайте!»...А что же все-таки с обучалкой? Тщательно все обсудив, мы с Наташей решили с общим образованием в этот год больше не рисковать, а отдать Марата в кружок керамики и рисования. Марат охотно Согласился и даже умудрился сделаться любимцем руководительницы кружка — веселой молодой девушки-студентки. Кривобокий расписной горшок, подаренный Маратом, довольно долго украшал стеллаж в моем кабинете, пока другой гипердинамический ребенок не уронил и не разбил его. Мне было очень жалко — честное слово. Приличный Филипп (окончание) Груня быстро и охотно отвечала на все мои вопросы, а вот разговорить Филиппа казалось практически невозможным. В ответ на все обращения он предпочитал даже не говорить «да» или «нет», а просто мотать или кивать головой. В конце концов, я отправила его в другое помещение сделать рисунок на тему «школа» и осталась с Груней наедине. — А что думает Аркадий по поводу проблем младшего брата? — Да он и не знает ничего! Когда он уходил, все еще так себе было. Филипп сказал: не надо Арьке ничего писать, пусть он там не расстраивается. Мы и не пишем. И он сам тоже пишет, что в школе все нормально. Аркашенька-то в каждом письме спрашивает: как там братик? Ну, мы с отцом пообещали не говорить, вот и врем на старости лет, как два дурака. Неправильно это, да? ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ» — Разумеется, неправильно. У братьев всегда были хорошие отношения, сейчас старший мог бы поддержач i-младшего. Но, с другой стороны, вы дали Филиппу ели во... Этот вопрос надо обдумать... — Хорошо, хорошо, доктор! Только как же нам дальше-то быть?! Куда же я его теперь дену-то! Kv уже ли к этим отдавать, к умственно отсталым?! Отту да же потом вовек не выберешься, да и на всю жизш. клеймо! Он и так уже бог весть что о себе думает. Я вот пришла намедни от учительницы-то, наговорила они мне, у меня сердце не выдержало, так прямо в кухне и разревелась. Картоплю чистю, а слезы так и капают, так и капают... Филипп как почуял что, в кухню пришел, взял другой нож, стал рядом картоплю чистить Потом и говорит: «Не плачь, мама. Чего уж плакать-то теперь, коли я такой урод вышел». Я еще пуще плакать: «Какой же ты урод, Филечка! Мне лучше тебя и не надо никого!» Так ведь, доктор, святая правда это! Нешто ж я не вижу, у других-то пацаны — черти истинные рядом с ним. А он и поможет завсегда по дому, а когда душу крутит, — знаете, со всеми бывает, — так он и помолчит рядом, посопит, вроде и полегче стало. Кого ж мне еще нужно! — Вы абсолютно правы, Агриппина Тимофеевна! — серьезно сказала я. — Вам очень повезло. Филипп — хороший человек и замечательный сын. А ему, в свою очередь, очень повезло с матерью. — Правда? — Грунины глаза недоверчиво блеснули. — Вы это серьезно говорите?! Или так, шуткуете? — Я говорю абсолютно серьезно, — подтвердила я. — А как же учительница говорит... — Вот с этим мы сейчас и будем разбираться, — вздохнула я. — Вот смотрите сюда, в карточку. Видите, написано: ММД, гиподинамический синдром. Кто вам про гиподинамический синдром первым сказал? — Это, по-моему, еще тот, психиатр. А остальные с него переписывают. ВКЛЮЧЕНИЕ В поисках выхода — Правильно, диагнозы-то уже два года переписыва-f а вы так ничего толком и не знаете, что с вашим ре- нком происходит. Потому и верите всяким ужасам. — Так мы медицине-то не обучены. Потому и верим м, которые образованные. Как же иначе-то? — обиде- сь Груня. — Небось каждый человек в жизни на свое сто поставлен. Там ему и разбираться. А в чужое — лезь. ] — Ваши бы слова, Агриппина Тимофеевна, да Богу уши, — посетовала я. — В общем, вы правы, конечно. о в данном конкретном случае придется вам все-таки апрячься и постараться меня понять. Иначе так и буде- думать, что у вас сын дурак. — А я и не думаю вовсе! — фыркнула Груня. — Прекрасно, прекрасно. Слушайте сюда-Где-то через полчаса Груня получила достаточно ин- ормации об ММД и гиподинамическом синдроме, чтобы;елать какие-то выводы. И сразу же их сделала. — Значит, права училка-то! — горестно вздохнула на. — Больной он. Да еще педагогически мы его с отцом пустили. Надо было сразу развивать-тормошить, а мы-о сопли пускали да радовались — какой он у нас спо-ойный, да какой хороший. А болезни-то его душевной, раки, и не разглядели... — Господи, Агриппина Тимофеевна! — в отчаянии вопила я. — Вы все не так поняли! У Филиппа нет ника- :ой «душевной болезни»! — А про что же вы мне тогда говорили? — поинтере-валась Груня с некоторой даже ноткой язвительности. идимо, от переживаний у нее наступило что-то вроде предельного торможения. :г —Хорошо, давайте попробуем с другой стороны, — редложила я. — Как вы смотрите на переход Филиппа В другую школу? — Я не хочу — в другую, — раздался от порога спокойный голос. Мы с Груней обернулись и увидели Фи-Iлиппа, который в свободной позе подпирал притолоку. I 197
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.012 с.) |