Общее понятие о хоз. учете. Измерители. Виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о хоз. учете. Измерители. Виды.



Общее понятие о хоз. учете. Измерители. Виды.

Учет – количеств-е отраж-е событий и фактов в жизни обществ, использ-е для управл-я общ-вом на различных орг-х ур-нях. Этапы: 1. Наблюд-е (Человек или с помощью устр-в); 2. Измерение (точно хар-т факты и явления); 3. Регистрациярез-в; 4. Обобщение получ-х данных (заключит-я стадия, необх-я для принятия управленч-х решений и хран-я учетной инфо). Измерители: 1. Натуральные - для получ-я сведений о весе, мере. Исп-ся для учета однородн предметов. 2. Трудовой - для подсчета затраченного труда, в раб-х днях, сменах, часах. 3. Денежн - наиболее универс-й, для всего, что имеет стоимость. Виды учета: 1. Оперативно-технич-й – сис-ма тек-го наблюд-я и контроля за отд-ми хоз. опер-ми и процессами. Примен-ся все 3 вида измер-лей. 2.Стат-кий – сис-ма сбора и обраб данных о массовых хоз-х и обществ-х явлениях. Осн. формы - переписи, обслед-я. 3. Бух учет - система непрер-го и взаимосв-го наблюд-я за хоз. деят-ю орг-ций с целью получ-я текущих и итоговых данных. Характ. черта - сплошной порядок отраж-я оп-ций. Документ-ть. Бухучет делится на теорию (основы орг-ции бухучета), финанс учет (процесс подготовки инфо, кот-я исп-ся внутр-ми внешними пользователями), управленческий (процесс измер-я, сбора, анализа, подготовки и передачи управленческому персоналу инфо, необх-й для план-ния и контроля тек деят-ти орг-ции), налоговый (налог-е законод-во вынуждает исп-ть показатели, отсутствующие в готовом виде в системе бухучета)

 

Роль бухгалтерского учета в системе управления предприятием.

Управленч-я деят-ть осущ-ся на основе инфо, важн-м поставщиком кот-й служит учет. Одна из осн. функций – информац-я.

Данные бухучета предоставляют не только руководству орг-ции, но и учредителям, банкам, налог-м органам, страховым компаниям.

Велика роль и в осущ-нии контроля. Часть контрольных функций в орг-ции выполняют работники учета, бухгалтер не должен принимать к исп-нию док-ты по фактам, кот-е противоречат законод-ву, уставу или политике орг-ции.

Осн. задачи учета: - формир-е полной и достоверной инфо о деят-ти орг-ции и ее имуществ-м положении, дох-х и расх-х; - обеспеч-е внутр-х и внешн пользователей своеврем-й инфо о наличии и движ-и имущ-ва и обязат-в, об исп-нии ресурсов в соотв-вии с нормами, нормативами, сметами); - предотвращ-е отриц-х рез-в деят-ти орг-ции и выявление резервов ее фин. устойчивости.

 

Предмет и объекты бухгалтерского учета.

Предмет бухучета: имущ-во орг-ции в виде ср-тв, предметов и обязат-в; движ-е имущ-ва посредством хоз-х оп-ций; рез-ты деят-ти орг-ции.

Объекты: 1. Движ-е и недвиж имущ-во; 2. Права польз-ния интеллект-й и промышл-й собств-ю, природными рес-ми и другими нематер-ми активами, приносящими доход; 3. Ден-е ср-ва, ЦБ, мат ценности, готовая продукция, товары; 4. Доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки; 5. Обязат-ва по кредитам и займам; 6. Образование резервов и фондов.

 

4. Класс-я активов (имущ-ва) орг-ции по его составу и размещ-ю и ист-кам образов-я.

2 классиф-ции имущества орг-ции: - по роли в процессе воспр-ва (по виду); - по ист-м обр-я (по принадл-ти). Первая классиф-я отвечает на вопросы, что и в кач-ве чего исп-ся в орг-ции. Делится на имущество долгосрочного (ОС, вложения во внеоборотные активы, НА, доходные вложения в матер-ные ценности) и краткосрочн (мат-лы, незаверш-е пр-во, готовая продукция, ден-е ср-ва) исп-ния. Вторая - чьи эти объекты и на какую сумму. Делится на собств-е (УФ, прибыль, резервн фонд, добавочный фонд) и заемные (кредиты банка, займы, задолж-ть поставщикам, задолж-ть бюджету, прочие кредиторы) средства. Каждую из групп можно разделить по ист-кам, например, УФ - по каждому учред-лю, прибыль - по видам деят-ти, кредиты и займы - по направл-м и заимодавцам, задолж-ть - по конкретным кредиторам и т.д.

 

Хоз. процессы и хоз. операции

Бесперебойный процесс произв-ва соверш-ся при наличии фаз снабж-я и реализации. Они постоянно сменяют друг друга, т.е. происходит кругооборот имущества организации.

Осн. стадия – произв-во, в процессе кот-го создаются материальные блага.

Правильная орг-ция кругооборота требует пребывания хоз-х ср-тв в его отд-х фазах в течение строго опред-х сроков.

Все процессы - снабжение, произв-во и реализация - состоят из хоз. оп-ций. Так, снабж-е и реализация склад-ся из актов купли-продажи. Произв-во вызывает многократное повторение расхода предметов труда, начисления ЗП, амортизации. Осн содерж-м каждой операции явл-ся движение средств орг-ции. Т.о. хоз. операции - движение средств орг-ции при осущ-нии хоз-х процессов

 

Метод бухгалтерского учета и его элементы

Метод бух. учета - система сп-бов, обесп-щая сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отраж-е, эк-кое обобщение и подсчет в денежном выражении объектов бух учета для осущ-ния управления хоз. деят-тью орг-ции.

Метод состоит из следующих эл-тов: Документация - первичная рег-ция хоз. операций с помощью док-в в местах их соверш-я. Позволяет осущ-ть сплошное наблюдение за хоз. процессами. Инвентаризация - способ проверки соотв-вия факт-го наличия имущ-ва данным бух. учета. Счета – эк-кая группировка в виде таблицы, в кот-й систематизируется, накапл-ся инфо о сост-нии имущ-ва, ист-ках его образования, хоз. операциях. Двойная запись - способ рег-ции хоз-х оп-ций на двух эк-ки взаимосв-х счетах в равных суммах. Оценка – сп-б выраж-я в денежном измерении имущ-ва орг-ции и его обязательств. Калькулирование – сп-б группировки затрат и опред-я себест-ти продукции, работ, услуг по статьям калькуляции. Баланс - способ экон-кой группировки и обобщения инфо об имущ-ве орг-ции по составу и размещ-ю и по ист-кам образ-я в денежной оценке на опред-ю дату. Обе части баланса равны между собой.

 

7. Понятие баланса, его содержание и структура, виды балансов.

Бух баланс - способ отраж-я имущ-ва орг-ции и его ист-ков, позволяющий получить инфо о сост-нии этих объектов на опред-й момент. Делится на актив и пассив. В активе – сост-е имущ-ва, в пассиве - источники образ-я.

Актив: Раздел 1. Внеоборотн активы: - осн ср-ва (01, 02); -нематер-е активы (04, 05); -вложения во внеоборотн активы (07, 08). Раздел 2 Оборотн активы: -запасы и затраты (10, 14, 15, 16); -незаверш-е произв-во (20, 23, 44); -готовая продукция (43); -дебиторская задолж-ть (62, 75,76); -финанс-е вложения (58,59); -ден ср-ва (50, 51, 52, 57) Пассив: Раздел 3: - УФ (80); -резервный фонд (82); -добавочные фонды (83); -нераспред-я прибыль (84). Раздел 4. Доходы и расходы: - расходы будущих пер-в (97); доходы будущих пер-в (98); -прибыль отчетного года (99). Раздел 5. Расчеты: - долгосрочн кредиты и займы (67); - краткоср-е кредиты и займы (66); - кредиторская задолж-ть (60, 70, 71, 68, 76).

Виды балансов: текущий, периодический, годовой, вступительный, ликвидационный, баланс-нетто, баланс-брутто, единичный, сводный, консолидированный.

 

Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Имущ-во орг-ции при совершении хоз-х операций приобретает новый вид, т.е. переходит из одной формы в другую. 4 вида операций: 1. Получены деньги в кассу для выплаты ЗП. “Расч-й счет” ум-лся, “Касса” ув-сь. (все измен-я в активе, баланс не изменится, равенство между А и П сохр-ся). 2. Часть прибыли направлена в резервный фонд. “Прибыль” уменьшается, “УФ” увеличивается (все изменения в пассиве, баланс не изменится, равенство между А и П сохранится). 3. Организация получила материалы от поставщика, расчет не произведен. “Материалы” увеличились, но и возросла задолженность поставщику, т.е. А и П увеличились. 4. Перечислена с расчетного счета задолженность поставщику по материалам. Уменьшается “РС” и “Расчеты с поставщиками”. Общий итог баланса уменьшится.

 

Понятие бух и его строение

Счет делят на 2 части: Дт и Кт. Итоги сумм по Дт и Кт - обороты. Разность между суммами по Дт и Кт - остаток, или сальдо. Остатки могут быть Дт-е, Кт-е, начальные, конечные. В случае отс-вия остатка счет закр-ся.

При перенесении на счета начальн сальдо след-т собл-ть такое правило: е сли счет А, то и сальдо записывается слева, если П - справа.

После того, как последн оп-ция за отчетный месяц будет отражена на счетах, бух подводит итоги записей сумм изменений по Дт и Кт.

Для того чтобы вывести новое конечное сальдо по счету, необх-мо к остатку на нач месяца добавить одноим-й оборот и вычесть оборот с противоположнстороны.

По окончании месяца после выведения всех остатков по счетам сост-ся баланс. Конечное сальдо по Дт счетам записывают в А, по кредитовым - в П. Суммы остатков по А и П должны быть равны.

 

Формы бухг. учета

Форма б/у – порядок сочетания разл. видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последоват-ти, способа произв-ва уч. записей.

Признаки, отличающие одну форму бух. учета от другой, явл.: кол-во используемых регистров, их назнач-е, сод-е, строение; последовательность и способы записей в уч.регистры; взаимосвязь регистров синт-го и аналит-го учета; степень исп-я ср-в автоматизации в б/у.

В РБ наиб.распр. мемориально-ордерная, журнально-орд., упрощенная и на базе их автоматизированная формы б/у.

При мем-ордерной форме учета:1. подбираются первичные док-ты каждому из синтетич. счетов.2. На основ. подобранных док-в делается сложная бух. проводка по Д и К данного счета.3. составленная проводка переносится в мем. Ордер. К мем.ордеру прикл-ся все первичн. док-ты и он рег-ся в журнале регистр., где ему присваивается пор. номер, а в журнале фиксируют номер мем. ордера.4. Инф-ция об операциях с мем. ордера переносится в главную книгу а из приложенных к нему док-ов в карточки и др. регистры аналитич. учета.5. по данным гл. книги сост-ся оборотн ведомость по синтетич. счетам, а по итоговым данным карточек и других аналит-их регистров-оборотные ведомости по счетам аналит. учета 6. Обороты и сальдо по счетам аналит. учета сверяются с оборотами и сальдо по счетам синт. учета..Т.о.осн-ми учетными регистрами мем.-орд. формой бух. учета явл-ся мем. ордера, гл. книга, карточки аналит. учета и об ведомости

При журн.-орд. форме подбир-ся все первичн. док-ты, относящ-ся к К-ту каждого синт. счета.2. Каждый док-т запис-ся в журнал ордер, открываемый к К-ту счета, в кот-ом указыв-ся сумма по К-ту счета, в корр-ции с дебетуемыми счетами, Док-ты в ж\о реги-ся в хронологич. порядке. Ж\о содержат все данные синт. учета, а по ряду счетов и аналит. учета. Самостоят-ый аналит. учет ведется только по наиб сложным счетам, материалы, ОС и др. 3. В конце месяца итоги каждого ж\о переносятся в гл книгу, которая открывается на год,. 4. выверяются данные синтет. и аналит. учета, сост-ся оборотн и сальдовая ведомость по синт. счетам и составляют баланс и др. формы отчета.

Упрощенная форма учета - для малых предпр-й в связи с отн-но небольшим кол-ом операций им разрешено сокращать кол-во исп-ых счетов. Перечни исп-ых счетов утв сама организация и на каждый счет открывает ведомость учета по дебетово-кредитовому признаку (сумма по Д-у данного счета отраж-ся в корресп-ции с кредитуемым счетом, а сумма по К-у счета, в корресп-ции с дебетуемым счетом. Каждый первичн док-т запис-ся сначала в регистр-ый журнал хоз. опер. Затем в ведомости по соответствующим счетам, в конце месяца в ведомостях подсчит-ся дебетовые и кредитовые обороты и выводится сальдо на конец месяца. Недостаток всех трех рассм-ых форм учета ориент-ны на ручное заполнение регистров.

Автоматизированная форма учета: 1. Рабочие места бухгалтеров обор-ся персон комп-ми и эти места стан-ся автоматизир-ми рабочими местами.2. Инфо вводится в машину из первичн док-в бухгалтером.3. Бухг. инфо обраб-ся машиной в соответствии с применяемой программой, а результатная бум инф-ия м.б. получена в виде распечатки или же выведена на дисплей.4. С помощью ПК получают некоторые первичн бух.док-ты – кассовые, банковские и др.5. Совершен-ся вся организация БУ, повыш.операт-ть и кач-во учета, снижается его трудоемкость.

20. Бух. отчетность, содержание, порядок сост-ния и предст-ния

Бух.(фин.) отч-ть – совок-ть показателей о рез-х произв.-хоз. и фин. деят-ти орг-ций, основ-щаяся на данных бух.учета. Отч-ть необх-ма для операт-го управления хоз. деят-тью орг-ции, а т. для анализа фин. положения.

Осн. пр-пы сост-я отч-ти: полнота отражения хоз. операций за отч.период; правильность отнесения дох-ов рас-ов к соотв-щим отч.периодам; разгранич-е тек.затрат на произв-во от долгоср. инв-ций; соотв-е данных аналит.учета данным синтетич.учета; подтверждение всех. статей годового отчета данными инвент-ции.

Треб-ния: обязательность составления и своевременность представления; достоверность показателей отч-ти; сравнимость показателей; простота; ясность и др.

Методическое руководство отчетностью осущ-ся Минфин, кот-е разрабатывает и утверждает формы бухг.(фин.) отч-ти, обязательные к примен-ю всеми орг-ми республики.

По срокам сост-я бух.отч-ть делится на годовую и промежуточную. Она сост-ся на отч.дату, кот-ой считается последний календарный день отч. периода: мес., квартала, года.

По широте охвата суб-в хозяйств-я, данные кот-ых включ-ся в бух.отч-т, она делится: на отч-ть отдельного юр.лица; сводную отч-ть, составляемую вышестооящими организ-ми или головными организ-ми, в которую включ-ся все показатели; консолидированную отч-ть нескольких юр.лиц.

Организации предст-ют бух.отч-ть в соотв-ии с учредит.док-ми: -учредителям или собственникам имущ-ва; - вышестоящим орг-циям, если это госуд.орг-ция; - налоговым органам по месту нахождения орг-ции; - обслуживающему учрежд-ю банка и др.пользователям в соотв. с зак-вом.

Годовая бух.(фин.)отч-ть д.б. представлена в теч. 90 дней со дня окончания отч.года, а квартальная – в теч. 30 дней по окончании квартала.

 

Учетная политика орг-ии

Учет.политика орг-ии- сов-ть выбранных орг-ей способов ведения б/у. Она форм-ся рук-ем орг-ии совместно с гл бухгал-ом в соотв-ии с законом «О б/у и отч».

Орг-ия ведет учет св опер-й в соотв с типовым планом счетов в бел.руб. Орг-я самост-но выбирает способ вед б/у и отражает его в св учет политике.

Учет.политика вкл-ет:

- форма учет (журнально-ордерная,упрощенная и др). -формы первич док-ов, учетных регистров. -способы оценки произ запасов,ГП и др активов. -методы учета затрат на пр-вои калькул-ие с/с пр,раб,усл. -способы распред-я косв расходов между.отд объектами учета. -способы начис-я аморт-ии по ОС,НА и т.д. -варианты учета выручки от РП,раб,усл. -объем, сроки и адреса предст-я отч-ти.

Принятая уч.политика оформ-ся приказом по орг-ии до сост-я первого отчета,сд в налог органы. Люб изм-я в уч пол-ке(кроме случаев реорг,изм в зак-ве, смене соб-каи др)допуск-ся по истеч-ии отч года. Они оформ-ся приказом рук-ля и оговар-ся в поясн-й записке к год отчету. Об изм-ии в уч пол-ке орг-я должна письменнно уведомить налог орг-н по месту св нахожд-я.

 

Эк.сущ-ть,клас-я,оценка ОС

Ос- имущ-во орг-ии и матер усл труд, длит вр функц-ие в произв пр-се.При многократном исп-ии они схраняют св м-в форму, а ст-ть по частям переносят на созд продукт в теч опр времени.

СПИ более 1 года, а ст-ть более 30 БВ(для ковр изд более 10 БВ)

Независимо от ст-ти к ОС отн-ся: -с/х машины и оборуд,раб скот и жив осн стада -многолет насождения -библотеч фонда -строит мех инструмент

В соотв-ии с общегос-м классиф-ом ОКРБ выд-ют сл группы ОС:

1) по натур-вещ составу: -здания, сооружения -оборуд-ие -транспротные ср-ва -инструменты и т.д. 2) по функц назнач-ю: -уч-ие и неуч-ие в предпр деят-ти 3) по степени исп-ия: -в экспл-ии -в запасе - в ст модернизаии - в ст консервации - в ст ликвидации 4) по принадл-ти: -принадл орг-ии на пр соб -взяты в аренду,лизинг -наход в орг в опер упр или хоз ведении и др критерии

Оценка ОС В б/у ОС ср-ва оцен-ся по перв(восст) ст-ти.В отч-ти ОС показ-ся по ост ст-ти.

Первоноч ст-ть - сумма факт затрат на приобр сооруж, изготов-ие,доставку, уст-ку, монтаж ОС.

Восст ст-ть- перв ст после переоценки ОС

Амортиз-ая ст-ть - ст-ть,на кот в дан момент произ-ся начис-ие аморт-ии

Ост ст-ть = первонач ст-ть- начисленная аморт-я

Учет аморт-ции ОС

В процессе эксплуат. ОС физ-ки изнашив-ся и моральн. устаревают. В этой связи за период эксплуат. их ст-ть должна быть полн-тью перенес. на вновь создав. продукт. Аморт-ция – это процесс перенес-ия ст-ти ОС в течен. нормативн. срока службы или срока полезн-го использ. на издержки пр-ва, расх. на реализ., операционные или внереализ. расходы.Стоим-ть, исход. из величины котор. рассчит. амортиз. отчислен., представл. собой амортиз-мую ст-сть. В зав-ти от услов. начислен. амортиз. стоим-тью может быть первонач. ст-ть и остаточная ст-ть, котор. рассчит. на начало каждого отчетн. года как разность первонач стоим-ти с учетом провед. переоценок и суммы накоплен. амортиз. с учетом провед-ых переоценок. Амортиз. ОС, использ. в предпр-кой деят-ти, начисляется ежемес., исходя из принятых орг-цией в рамках установлен. нормативов сроков полезн. использов., норм амортиз. объектов и их амортиз. стоим-ти до полного погашен. стоим-ти объекта или его выбыт. Амортиз. ОС начисл. по объектам, использ. в предпр-кой деят-ти, исходя из выбранного срока полезн. использов. след. способами: линейным, нелинейным и производительным. Лин способ закл. в равномерн. (по годам) начислен. амортиз. в теч всего нормативн. срока службы или срока полезн. использ. объекта ОС. При данном способе годовая ∑ амортиз. отчисл-ий определ. путем умножен. амортиз. стоим-ти объекта на принятую годов. линейн. норму амортиз. отчислен. Нелин способ закл. в неравномерн.(по годам) начислен. амортиз. в течен. срока полезного использ. объекта ОС. Этот способ использ. в основн. для начислен. амортиз. по объектам ОС, котор. непосредственно участ. в процессе пр-ва. При неленейн. способе годовые суммы амортиз. отчислен. рассчит. двумя методами:

- метод суммы чисел лет - метод уменьш. ост-ка.

Сумма чисел лет опред. по след. формуле:

СЧЛ = Спи* (Спи +1)/2

Спи- срок полезного использ. объекта ОС.

При производит. способе амортиз. начисляется исход. из амортиз. ст-ти объекта и отношен. натуральн. показ-лей объема прод., работ, услуг произв. в тек. период., к кол-ву прод., работ, услуг в натур-х показ-лях, котор. в соотв. с технич. док-цией может быть выпущена за весь срок эксплуат. объекта. Месячн. норма амортиз. при линейн. и нелинейн. сп-бе. ее начисления равна 1/12 годов. суммы. По вновь поступив. в эксплуат. ОС амортиз. начисл. только с начала месяца, след. за мес. их поступ-ния., а по выбывшим прекращ. с начала месяца, след. за месяцем их выбытия. При начислен. амортиз. производительн. способом началом ее начисления явл. дата ввода объекта в эксплуатац. Для обобщен. информ. об амортиз. ОС примен. пассивн. синтетич. счет. 02. В зависимости от места эксплуатац. объектов ОС на сумму начисл. амортиз. сост. след. бухг запись: Дт- 23, 25, 26, 29 Кт- 02. При этом определ. сумму для формиров. амортиз. фонда воспроизв-ва ОС. Для рассчета указ. суммы берется уд. вес суммы амортиз. (с учетом индексации) в затратах на пр-во с учетом общехоз. расх-в и расход. на реализ. нарастающ. итогом с начала отч. года и умножается на полную с/с реализ. за отчетн. месяц прод., товар., услуг. Сумма созданного ам. фонда относятся на Дт забаланс. сч. 010. За счет этого фонда происход. приобретен. или строит-во ОС.

 

Учет аренды ОС

Исходя из условий, на кот-х передаются объекты ОС в аренду, ее делят на тек-ю и фин-вую (ли­зинг). При тек аренде собств-ком имущ-ва остается арендодатель.

Получ-ые в аренду ОС арендатор учитывает на заб-вом сч 001 «арендованные ОС» по каждому объекту. Дог-м аренды могут предусматриваться кап вложения в арендованные ОС. Они могут про­изводиться арендатором, но за счет арендодателя, и тогда отно­сятся на уменьшение арендной платы и увеличение ст-ти ОС. Кап вложения, произведенные за счет арендатора, по оконч-ии срока аренды передаются в пределах одного собств-ка безвозмездно арендодателю. Затраты на кап ремонт арендованных ОС у арендатора относятся на издержки пр-ва или на счет 97 «Расходы будущих периодов», а затем по частям спи­сывают на счета по учету произв-ых затрат. В случаях проведения ремонта за сч. арендодателя все расходы отража­ются на Д счета 97, а затем частями списывают с этого сче­та в счет уменьшения арендной платы. ОС, сданные в тек аренду, у арендода­теля учитываются на счете 01 «ОС» с выделе­нием на отд-ный субсчет «ОС в аренде». Учёт имущ-ва, сданного в аренду, у арендодателя зависит от уставной деят-ти орг-ции. Если сдача в аренду им-ва яв-ся уставной деят-тью орг-ции, то все расходы собирают на счетах произв-ых затрат и их списание произ-ся в Д счета 90, а полученная арендная плата относится в К счета 90 «Реализация». Если сдача в аренду им-ва не яв-ся уставной деят-ю орг-ции, то полученные от этого вида деят-ти: доходы относят в К счета 91, а понесенные расходы — в Д счета 91. Переданные в тек аренду ОС арендода­тель отражает в учете: Д -т 01 с-т ОС в аренде К-т 01. На сумму нач-ой арендной платы за отч период у арендодателя: Д -т 76(62)К-т91 (90). Начисленная аморт-ция по сданным в аренду ОС: Д -т 91 К-т 02.На сумму нач-го НДС и других сборов и отчисл-ий из выр-ки:Д91(90)К68. Поступившая арендная плата: Д51(52, 55) К76. В случае если дог аренды предусмотрено получение арендной платы вперед — авансом, причитающаяся арендная плата в учете отражается сле­д. записью:Д 76 К 98. С наступлением отч. периода арендная плата в соот­в-ющей доле списывается след. записью:Д 98 К 91(90). На принятые в аренду ОС у арендатора сос­т записи. Поступившийобъект арендатор принимает на Д забалансового счета 001 «Арендованные основные средства». На сумму начисл-ой арендной платы составляют­ся след записи: Д 23 Д 25 Д 26 Д 18 К 76. На перечисленную сумму арендной платы: Д 76 К 51 (52, 55). Арендная плата, уплаченная авансом за несколько отч-х периодов, отраж. в учете след. записью:Д 97 Д 18 К 51.

 

Учет ден.ср-в на р/сч.

Расч. м/у субъектами хоз.в основном осущ.безнал.путем, т.е путем переч.ден.ср-в со сч плат-ка на сч получ-ля ч/з учрежд.банка. каждое предпр., откр. в б-ке сч для хран.свобод.ден.ср-в и осущ.безнал.расчетов. Для откр.сч в б-к предост.док в соотв.с зак-вом. М/у клиентом и б-ком закл.дог.на р/кас.обслуж.На р.сч пост.ден.ср-ва за реал.прод-цию, кред,проч.поступл-ия. Опер. по р/сч банк исполн.на основ.письм.распоряж.влад.счета., кот оформл.след.док: объявл.на взнос нал.,ПТ, ПП, чек из чек.книжки. Для учета ден.ср-в предназн.сч 51. Поступл.ден.ср-в на р/сч отр поДсч51в корреспонденции с 50,55,57,62,66,75,76,86,91,92,98. По К сч 51отраж.спис. с р/сч в корреспонденции с Д 18,50,55,60,66,68,69,70,76,92. Сальдо по сч.Д-ое и показ.ост.ден.ср-в.

62.Учет ден.ср-в на валютных счетах.

Для хран. ден.ср-в в ин.вал. в учрежд.б-ка предпр.откр. вал.счетаУч.опер. с ин.вал. осущ. на сч 52. При получ.вал.выр-ки каждое предпр.обязано осущ.обязат.продажу 30% ср-в. Опер.по прод-же ин.вал. отр на на сч90/10;57/3 и отр след. опер-ми: зачисл.вал.выручки в полном объме на транз.вал.счет Дт52 Кт62; Обязат.продажа 30% пост.вал.выр. Дт57/3 Кт52/1;спис.прод.ин.вал. Д90/10 К57/3, остав.вал.ср-ва после прод.зачисл.на тек.вал.счет Дт52/с3 Кт52/1,зач.рубл.эквивал-та Д51 К 90/10. После отраж. в бух.уч. всех опер.по продаже вал. на сч. 90/10 опред.фин.рез. Прибыль от реал.ин.вал.отраж.Дт52,57 Кт91 и наоборот.Тек.вал.счет предн.для хран.и исп.вал.ср-в оставш.после обяз.продажи. Предпр.им. право исп.валюту по собст.усмотрению. Например: оплата за товар, тамож.сборы Дт60,76 Кт52.

 

Учет кассовых операций

Ведение кассовых опер-й возлагается на кассира, кот явл-ся мат-но отв-ным лицом. Ден ср-ва получают кассиры в учр-ях банка по ден-м чекам, кот-е подпис-т гл бухгалтер и рук-тель орг-ции или их зам-ли. Орг-и могут иметь в своей кассе нал деньги в пределах лимитов остатка нал денег в кассе и исп-ть их из выручки в переделах норм. Орг-и имеют право хранить в своих кассах нал деньги сверх устан лимита остатка кассы только для оплаты труда, выплаты пенсий, стипендий, дивидендов и на срок не свыше трех раб дней, вкл день получ-я денег, а затем не использ-е суммы нал денег сдаются в банк. Выплаты ден ср-в из кассы произв-ся в осн-м по расчетно-платежным ведомостям. Разовые выдачи денег на оплату труда, выдачи депонир-х сумм, под отчет производятся, как правило, по РКО формы № КО-2. До передачи в кассу ПКО и РКО регистр-ся в бух-рии в журнале рег-ции приходн и расходн касс-х док-в формы № КО-3. Все поступл-я и выдача учит-ся в касс-й книге по форме № КО-4.

Счет 50 «Касса». По Дт этого счета отраж-ся поступл-е ДС в кассу, а по Кт –выдача. К счету 50 «Касса» могут откр-ся след субсчета:- 50-1 «Касса орг-ции»;- 50-2 «Операц-я касса»;- 50-3 «Ден-е док-ты»;- 50-4 «Валютн касса»;- 50-5 «Касса филиала».

При пок-ке ден-х док-в: Д50/3 К-т 60 (71, 76 и др) При получ-и ден ср-в от раб-в орг-ции за выделенн путевки в санаторий, дома отдыха: Д50/1 К50/3.

При исп-нии ден-х док-в на хоз цели (почтовые марки, проездные билеты): Д26 К50/3.

Поступл-е ден ср-в и ден док-в в кассу орг-ции:

Д50 К51 (52, 55, 62, 66, 67, 71, 73, 76, 90, 98 и др).

Выдача ДС и ден-х док-в из кассы:

Д51 (52,55, 57, 60, 69, 70, 71, 73, 76, 94, 98 и др.) К50

Не реже 1 раза в квартал комиссией, утвержд-й рук-м орг-и, должна проводиться инвентаризация кассы. По рез-м инвентар-и состав-ся акт в 2-х экз-х: один экз передается в бухгалтерию, второй – материально ответственному лицу (кассиру).

Выявл-е излишки ДС и ден-х док-в: Д50 К91

Выявленная в кассе недостача: Д94 К50

Отнесение недостачи на виновное лицо: Д73/2 К94.

Удерж-е недостачи с виновн лица: Д70(50) К73/2.

Операции с нал инвалютой отраж-ся в кассовой книге ф. № КО-4в.

Приходн: Получ-е валюты из банка: Д50 субсчет Вал касса К52/3

Поступл-е выручки от реал-ции в вал: Д50 К90(91)

Возврат подотчетных сумм: Д50 К71

Расходные: Оплата по контрактам: Д60 К50

Выдано подотчет на командировач расх: Д71 К50

Остаток ДС в кассе на 1-е число месяца должен быть переоценен по действ-му вал курсу НБ. Положит курсовая разница: Д50 субсчет Валютн касса К98 субсчет Курс разн

Учет переводов в пути

Для обобщения инфор-и о движении ден ср-в в официальной ден единице РБ и инвалюте в пути предназначен сч 57 «Переводы в пути», к которому могут открываться след субсчета:- 57/1 – «Инкассированные ДС»,- 57/2 – «ДС для покупки валюты»,- 57/3 – «Валютн ср-ва для продажи»- 57/4 – «Переводы в пути по банковским картам»

На 57/1 учит-т ден нал-сть, кот должна сдаваться в обслужив-е учр-е банка.

Сдача нал денег инкассатору или в вечерние кассы: Д57/1 К50(71)

Зачисл-е ден ср-в на счет орг-ции: Д51 К57/1.

Субсчет 57/2 исп-ся для отраж-я перечисл-х с р/с ср-тв и направленных на торги для приобр-я инвал.

Перечисл-е ДС для покупки валюты: Д57/2 К51.

Зачисление приобретенной валюты: Д 52/4 К 57/2.

На субсчете 57/3 учит-ся инвалюта, направ-я для продажи на торгах с выделением в аналит-м учете операций по обязательной, добровольной продаже и обратной продаже неиспользованной валюты со спец транзит валютго счета.

На стоимость инвалюты, подлежащей продаже, составляется запись:

Д-т 57/3 К-т 52/1 – при обязат продаже

К-т 52/3 – при добровольн продаже

К-т 52/4 – при обратной продаже неиспольз-й вал.

На ст-ть проданной инвалюты, пересчитанной в рубли по офиц курсу НБ на дату ее продажи сост запись:Д91 К57/3.

Возникшие курсовые разницы на счете 57/3 по продаже валюты при изменении курса НБ относятся на счет 98. В орган-х, осущ-х продажу товаров по банковским картам, применяется субсчет 57/4, на котором на временной основе отражаются суммы, вырученные орган-й за проданные товары, оказанные услуги до возмещения их эмитентом пласт-х карт и зачисления на текущ сч орган-и.

На ст-ть проданных тов-в и оказ-х услуг: Д57/4 К 90.

При поступл-и ДС на расч счет орг-ции: Д51 К57/4.

Учет подочетных сумм.

Лица, получивш нал деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х раб дней по истеч срока, на кот они выданы, предьявить отчет об израсх суммах и возвр-ть в кассу неиспольз деньги. Учет ведется на сч 71 «расч с подотч лицами». Дебет-е сальдо означ сумму зад-ти подотч лиц орг-ции. Дебет-й оборот означ-т выдан. под отчет суммы либо возмещ-е перерасхода. Кредит. оборот показ. вел-ну сумм, использ. в соотв с аванс.отч-ми, а также неисп. и сданных в кассу сумм.

По Д сч 71 отраж-ся след. операции: Выдача из кассы подотч сумм: Д71 К50 (такой же проводкой отраж-ся возмещ-е сумм перерасхода)2.Перевод ден ср-в поместу нахождения подотч лица: Д71 К51

Учет расч. с учредителями.

Обр-ие новых юр.л связано со вкладами в УФ юр.л и физ.л.Эти вклады м.б. в ден.выр-ии либо в натур.(ОС,НМА,проч.акт)Юр. и физ.л, внесшие вклады – учредители. Для обобщения инф-ии исп-ся А-П сч 75 «Расчеты с учр-ми». К нему открывают субсчета: 75/1 «расчеты пр вкладам в УФ» (учит-ся расчеты по вкладам в УФ совм.орг-ий,АО,кооперативов),75/2 «расчеты по выплате див-дов и др.доходов» (начисл-ие и выпл.дохода) и др. По К-ту 75 отраж-ся факт.∑ поступлений, по Д-ту – отнесение ∑ в счет вкладов в УФ. Отраж-е в учете:

На ∑ задол-ти лиц. подпис.на акции: Д-т 75/1 К-т 80; по мере факт.поступления ср-в от учр-ей: Д-т 01,04,10,07,08,20 и др К-т 75/1;

начисл.доходы учр-ям:Д-т 84 К-т 75/2;

взим-ся налог на доходы: Д-т 75/2 К-т 68;

выплата начисл.∑ д-дов: Д-т 75 К-т 51,52, 50,90 и др.

Аналит. учет по сч. 75 вед-ся в ведом-ти в разрезе учр-лей, синтет. учет – в журнале-ордере №8 ручной или автоматиз-ной ф-мы.

 

Учет резервного капитала.

РК создаётся для возмещ.возм.убытков от хоз.деят-ти и для выплаты дивидендов учредителям при недостаточ.или отсутств.прибыли отч.периода.РК формир.за счёт ежегодных отчисл.от прибыли:Д-т 84 и К-т 82.

Созд.РФ за счёт взносов учредит:Д-т 75 и К-т 82.Зачисление эмиссионного дох.по акциям в РФ:Д-т 50,51 и К-т 82.Использ.РФ отражается:Д-т 82 и К-т 75(при начисл.учредителям дивидендов за счёт РФ при отсутств.прибыли;84(на суммы,направл.на покрытие убытка),86(целевые расх).На п/п также создаются резервы по сомнит.долгам.На суммы создав.резервов по сомнит.долгам:Д-т 91 и К-т 63.Списание сомнит.долгов после принятия мер:Д-т 63 и К-т 76,60,62.Неиспольз.сумма резерва по сомнит.долгам:Д-т 63 и К-т 91.Для учёта резервов использ.пассив.счёт 96.По кредиту отраж.-суммы созд.резервов,по дебету-факт.расх. и платежи.На созд.резерва составл.след.запись:Д-т 23,25,26,44 и К-т 96.На суммы факт.расходов и платежей за счёт резерва: Д-т 96 и К-т 70,23.

 

Учёт добавочного капитала.

Добав.фонд явл.одним из собств.источников имущества орг-ии. Он образ.за счёт:1)пророста ст-ти внеоборот. и оборот.активов в рез-те их переоценки;2)эмиссионного дох.3)полученных ср-в целевого финансир.на кап.вложения.Бух.учёт добав.фонда осущ.на П.счёта 83.Образ.и пополнение добав.фонда за счёт дооценки внеоборот.активов:Д-т 01 и К-т 83.При дооценке оборот.активов:Д-т 10 и К-т 83.Снижение ст-ти внеоборот.и оборотн.активов отраж.обратными проводками.При дооценке амморт.:Д-т 83 и К-т 02.Эмис.доход,получ.от продажи акций при формир.УФ АО:Д-т 75 и К-т 83.При безвозмездном поступл.имущества от орг-ий в пределах одного собственника: Д-т 01 и К-т 83.При направлении ср-в добав.фонда на увелеч.УФ:Д-т 83 и К-т 75.При ликвидации орг-ии добав.фонд может быть расперед.между учредит орг-ии:Д-т 83 и К-т 75.В отдельных случаях добав.фонд может быть направлен на погаш.убытка: Д-т 83 и К-т 84.

 

Содержание, порядок составления и предоставления бухгалтерского баланса и других форм годовой отчетности.

В состав годовой бух.отчетности орг-й, за искл орг-й., фин-х из бюджета, а также неком-х орг-ций, не осущ-х предпр. деят-ти, входят след формы:

1. Бух баланс состоит из 5 разделов: В активе: I внеобор. активы (ОС, НМА по остат. стоимости, дох.влож.в матер.цен. и вложения во внеоб.активы), II обор. активы (сырье, материалы, незаверш.производство, налоги по приобр ценностям, товары отгруж., вып. работы, оказ услуги, дебит.задолж., фин.влож., ден ср.). В пассиве: III ист-ки соб средств (остатки ист-в собств ср, таких как устав., добав., резерв. фонды, собств.акции, цел.финанс-ние, нераспр.прибыль, непокр. убыток прошл.лет) IV- Д и Р (резервы предст. расходов, расх. буд периодов, прибыль и убыток отчет. года), V - расчеты (отр данные о составе обяз-в орг-ции: краткоср. и долгоср. кредитах и займах, кред зад-ти, в том числе по расч.с пост-ки и подрядчиками, по оплате труда, по налогам и сборам и др обяз-ам. Итоги А и П баланса дб равны между собой. 2. Отчет о приб-х и убыт Сост из выручки от реал. прод, тов-в, работ,, с/c реал.прод., вал. приб, управл.расходы, расходы на реал-цию, прибыль от реал-ции, прочие д-ды и расх по тек. деят-ти, прибыль(уб.) от тек.деят.; Дох. и расх по инвестиц. деят-ти, прибыль(уб.) от инвестиц. деят. Дох.и расх. по фин. Деят. прибыль(уб.) от фин.деят. 3. Отчет о движ-и ист-ков соб-х ср-тв. приводятся данные о вел-не ист-ков соб ср-в, в частн-ти резерв., устав., добав. фонды на нач.отчет. периода, ув-нии фондов и резервов, их ум-нии и вел-не на конец отч периода. 4. Отчет о движ-и ден ср-в. Данные об ост-х на нач и конец отч пер., поступл-и и направлениях исп-я ден ср-в, учит на счетах 50, 51, 52, 55. 5. Приложение к бух балансу –состоит из неск. разделов, в кот содержится расшифровка нек-х статей баланса и отчета о прибылях и убытках 6. Отчет о целевом исп-нии получ средств. Сост-ся некоммерч орг-ми. В нем приводятся данные об ост-х ср-тв, пост-х в кач втупит, членских, добров-х взносов, их поступлении и расходовании и течение отч года и ост-х на кон отч-го года. 7. Пояснит-я записка к год отчету сост в произв. форме. В ней дается краткая хар-ка текущей, инвестиц. и фин деят-ти орг-ции, приводятся осн показатели хоз деятельности и факторы, на них повлияющие. 8. Аудит. заключение, если орг-ция в соотв-ии с закон-вом подлежит обязат.проверке.

Орган-ции предст-т БО в соотв-вии с учредит. док-ми: учредителям или собственникам им-ва, вышест. орга-циям, если это гос орг-ция, налог. органам по месту нахождения орг-ции, облуж-му учреждению банка и др. пользователям в соотв-вии с зак-ом. Перед сост-ем год. отчета проводятся соотв. подготовит.работы. В частности, проверяется полнота оформления всех хоз операций первичными док-ми и отражения их в учет. регистрах. Проводится полная инвентаризация всех статей баланса с отражением в учете ее результатов.Производится выверка сальдо по расчетам с фин. и налог. органами, банками, что оформляется соотв актами. По результатам проверки нал органов вышест. и аудит-х орг-ций вносятся исправления в учетные данные. Допущенные в учете искажения и ошибки исправляются в соотв-вии с Порядком внесения исправлений в бу, утв-ым минфином РБ. Исправления вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки. Заключит оборотами за декабрь закр-ся сальдо по сч 99и переносится на сч 84.Итог. данные журналов-ордеров переносят в гл книгу, где по синт счетам опред конечные остатки. Статьи А и П баланса заполняются при журнально-ордерной форме учета по данным остатков на счетах, отр в Гл книге.

 

Гос. поддержка

Фин. помощь, получ-я ком-ми орг-ми или перечисл поставщику для приобр-я ОС, НА: Дт 51/ 52 / 60; Кт 98.

Учтенная в составе доходов будущ пер-в фин помощь, использ-я на приобр-е ОС, НА на протяжении СПИ этих активов в сумме начисл-й аморт за месяц по данным активам будет спис-ся со счета 98. Дт – 98, Кт – 91.

Фин. помощь, полученная комм орг-ми или перечисл поставщикам для приобр-я производств-х запасов отраж-ся Дт – 51, 52, 60, Кт – 98.

На факт-ю с/с произв-ных запасов, использ-х на пр-во продукции, работ, услуг в отчетном месяце сост-ся запись Дт – 98, Кт – 90.7.

Фин. помощь, получ-я и исп-ная ком орг-ми для оплаты выполн-х работ, услуг отраж-я записью Дт – 60 или 76 Кт – 98. На сумму использ-й фин. помощи в отчетном периоде Дт – 98, Кт – 90.7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.116 с.)