ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы организации учебных занятий, их особенность.



При проведении занятий используются инновационные методы обучения, активные и интерактивные формы занятий:

- проблемная лекция – основывается на последовательно моделируемых проблемных ситуациях через постановку проблемных вопросов или задач и направлена на повышение исследовательской активности студентов, развитие теоретического и творческого мышления, формирование профессиональной мотивации обучающихся;

- лекция-дискуссия – включает в себя обсуждение изложенного преподавателем материала всеми студентами группы и направлена на развитие аналитического мышления, умение анализировать проблему с различных точек зрения, формирование умения выступать в роли экспертов, рецензентов, умение аргументировать свою позицию;

- метод малых групп – дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия;

- рефлексивный дневник – направлен на развитие профессиональной рефлексии, формирование способности анализа, критического оценивания ситуаций, развития инновационных компетентностей, развитие способности к самоотчету и самоанализу.

- ролевая игра – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

-творческое задание - это задания, которые требуют от студента не простого воспроизведения информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Выбор интерактивных образовательных технологий обусловлен:

1. переходом от знаниевой парадигмы к парадигме действия, при котором психологическая компетентность оценивается в сформированных умениях и практических действиях;

2. требованием ФГОС-3+ по направлению «Образование и педагогические науки»;

3. практико-ориентированной направленностью образовательного модуля, связанной с формированием компетенций и трудовых функций педагога.

Раздел 2. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.2. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины«Психология развития обучающихся» в рамках изучения профессионального модуля определяются значимостью целостного представления о закономерностях, движущих силах, источниках и механизмах психического развития и развития обучающихся в основном и среднем общем образовании.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование целостной системы знаний и умений, соответствующих профессиональному стандарту Педагога(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

Задачи дисциплины:

1) сформировать представления обучающихся о современном состоянии знаний об основных закономерностях возрастного развития, стадиях и кризисах развития; особенностях возрастных достижений развития на этапах детства; об отдельных психических процессах, состояниях и свойствах обучающегося на разных возрастных этапах и в условиях функционирования в различных образовательных организациях;

2) сформировать представления обучающихся о задачах и основных направлениях деятельности педагога по организации развивающей деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога, включая: Знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития; Знание теории и технологий учета возрастных особенностей обучающихся; Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей и закономерностей развития детских и подростковых сообществ; Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющее эффективно работать с родительской общественностью Знание основ психодиагностики и основных признаков отклонения в развитии детей.

3) сформировать представления об особенностях возрастного развития и задачах педагогической практики;

4) сформировать способности обучающихся к решению задач проектирования и реализации индивидуальных профессионально-образовательных траекторий с учетом возрастных особенностей развития в контексте педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ ;

5) сформировать мотивацию к дальнейшему профессиональному самоопределению и саморазвитию, в том числе, в пространстве будущей педагогической (преподавательской, учительской, управленческой) деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- положения основных психологических теорий развития;

- теоретические подходы к анализу движущих сил и условий развития обучающихся на разных возрастных этапах и в условиях образовательных организаций основного и среднего общего образования;

понимать:

- закономерности овладения учебной деятельностью как ведущей деятельностью и другими деятельностями обучающихся: общением со сверстниками, игровой, трудовой деятельностью.

- закономерности психического развития обучающихся и развития личности в разные возрастные периоды и особенности их проявления в образовательном процессе;

- правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; способы профессионального самопознания и саморазвития;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выделять приоритетные цели и задачи психологического сопровождения субъекта образования в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

Достижение планируемых результатов направлено на формирование следующих компетенций:

· общекультурные компетенции (ОК):

1. способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

· общепрофессиональные компетенции (ОПК):

2. способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

· профессиональные компетенции (ПК)

- педагогическая деятельность:

3. способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);

4. способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

5. умеет регулировать поведение и деятельность обучающихся, формировать эмоционально-ценностную и мотивационную сферы ребенка. (ДК-1).

 

-исследовательская деятельность:

6. способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Овладение вышеперечисленными компетенциями необходимо для формирования следующих трудовых функций педагога, связанных с развивающей деятельностью и направленных на владение:

- навыками анализа психологических особенностей ребенка, подростка, взрослого человека на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения;

- навыками применения социальных и культурных контекстов в процессе обучения, воспитания и социализации;

- навыками учета в образовательном процессе общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития личности в осуществлении педагогического процесса в различных возрастных группах и типах образовательных учреждений;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся разного возраста, в том числе имеющих ОВЗ;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- психологическими технологиями работы с различными категориями детей и взрослых.

Освоенные знания, умения и навыки в процессе изучения дисциплины позволят сформировать компетенции, соответствующие профессиональной деятельности педагога в плане следующих умений:

- использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности;

- выстраивать образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития и развития личности и зоны ближайшего развития обучающегося;

- применять инструментарий и методы диагностики для выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанные с особенностями их развития и оценки уровня и динамики развития;

- организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

- применять психологические компетенции, связанные с обучением, развитием, воспитанием в практической деятельности в образовательных организациях основного и среднего общего образования.

Таблица умений в результате изучения

дисциплины «Психология развития обучающихся»

Умения Интеллектуальные Практические Универсальные
Курс/Код B1 В2 С1 С2 D1
Курс/ Код          
О Психология развития обучающихся DA DA DA DA DA
             

Образовательные результаты

1. Знание и понимание  
А. Знание и понимание: Знать: 1. особенности возрастных достижений развития на этапах детства, отдельные психические процессы, состояния и свойства личности на разных возрастных этапах и в условиях функционирования обучающегося в различных образовательных организациях; 2. Психологические достижения младшего школьника, подростка, юноши в образовательном пространстве современного образования. Понимать: 1. Основы исследования и сопровождения развития обучающихся в условиях образования. 2.Значение психологических теорий возрастного развития о ключевых факторах, механизмах и закономерностях возрастного развития для практики современного образования. Задачи и содержание профессиональной деятельности педагога по оптимизации развития обучающихся. Методы обучения: лекция проблемная лекция лекция-дискуссия семинарские занятия дискуссия ролевые игры групповые проекты Формы контроля: тест презентация конспект первоисточника творческое задание  
2. Умения и навыки  
В. Интеллектуальные навыки  
1. проектирование индивидуальных профессионально-образовательных траекторий с учетом возрастных особенностей развития в контексте развивающей деятельности педагога; 2. Создание моделей развивающей среды в образовательных организациях различных типов и видов. Методы обучения: лекция семинарские занятия дискуссия групповые проекты   Формы контроля: тест творческое занятие  
 
С. Практические навыки  
1. анализ психологических особенностей ребенка, подростка, взрослого человека на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения; 2. применения социальных и культурных контекстов в процессе обучения, воспитания и социализации; 3. учет в образовательном процессе общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития личности в осуществлении педагогического процесса в различных возрастных группах и типах образовательных учреждений; 4. психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся разного возраста, в том числе имеющих ОВЗ; 5. предупреждения девиантного поведения и правонарушений; 6. взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; 7. психологическими технологиями работы с различными категориями детей и взрослых.   Методы обучения: лекция лекция-дискуссия семинарские занятия дискуссия групповые проекты лабораторные занятия   Форма контроля: отчет по практикуму творческое задание  
 
D. Универсальные умения  
1.обладать способностью к самооценке, самообразованию и саморазвитию. Методы обучения: рефлексивный дневник   Форма контроля: заполненный рефлексивный дневник  

Спецификация:

Раздел дисциплины Образовательные результаты
Раздел 1. Общее представление о психологии как науке. DA   DA             DA
Раздел 2. Психология субъекта познания.   DA DA DA       DA DA DA
Раздел 3. Психология субъекта деятельности.         DA DA DA DA   A

2.3. Возможности, которые имеет студент при изучении учебной дисциплины в условиях сетевого взаимодействия

В условиях сетевого взаимодействия студент имеет возможность оформить индивидуальный план освоения дисциплины. Индивидуальный учебный план разрабатывается совместно с преподавателем дисциплины и визируется руководителем структурного подразделения.

Индивидуальный план дает студенту возможность не посещать аудиторные занятия, а осваивать дисциплину в процессе выполнения, в установленные сроки, задания, указанные в его индивидуальном плане.

Студенты также могут освоить дисциплину с использованием дистанционных технологий.

Требования к образовательным результатам освоения дисциплины сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС ВО и основными положениями Профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Раздел 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)