Промежуточная аттестация (зачет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промежуточная аттестация (зачет)



Цель: установление фактического уровня теоретических знаний и понимания студентами по дисциплине, а также оценка степени сформированности профессиональных компетенций и трудовых действий обучающихся.

Задание 1. Разработка Публичнойлекции для родителей: «Преодоление агрессивного поведения ребенка»

Цель: оценить степень сформированности навыков применения теоретических знаний в практических ситуациях, развитие гибкости мышления.

Требования: студенты в письменном виде предоставляют разработанные практические ситуации, направленные на преодоление агрессивности детей. Отчет должен включать не менее 5 практических заданий. Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей для детей и школьников:

Схема отчета:

1. Цель задания;

2. Форма выполнения задания (индивидуальная, групповая);

3. Содержание задания: план, текст лекции, список использованной литературы

 

Критерии оценки:

- Актуальность.

- Раскрытие темы.

- Единство и логичность содержания.

- Стиль изложения

Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И К КОЛЛОКВИУМАМ

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики её предмета, «История психологии» семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствую­щей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следую­щего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Но это вовсе не означает, что студент обязан прочитать ее всю (хотя к этому надо стремиться, что и отличает хорошего студента!). Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться.

Семинарское занятие может проходить в виде коллоквиума. В вузе коллоквиум является одной из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Под коллоквиумом принято понимать: 1) беседу преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. В переводе с латинского коллоквиум означает собеседование.

Исходя из данного определения коллоквиум является эффективной формой контроля за самостоятельным изучением монографий. Преподаватель может заранее объявить вопросы, выносимые на обсуждение, по изучаемой работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса (например, по курсу «Педагогическая психология» по разделу «Основные теории научения»). Вопросы, выносимые на коллоквиум, объявляются преподавателем не позднее, чем за неделю до проведения подобного итогового занятия. На коллоквиумах такого рода могут быть заслушаны доклады на базе лучших, по мнению преподавателя, рефератов, относящихся к данному разделу изучаемого курса. Такой коллоквиум может быть также проведен в форме конкурса рефератов, где лучший реферат выбирается самими студентами в ходе обсуждения. Подобный ход занятия, помимо всего прочего, формирует у студента навыки защиты курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях и т.п. Необходимо отметить, что коллоквиумы не является формой проверки исключительно самостоятельной работы, а предполагает комплексный подход к контролю за качеством усвоенного учебного материала, полученного как в ходе аудиторных занятий, так и выполненных самостоятельно. Можно сказать, что коллоквиумы, кроме контроля за выполнением самостоятельных заданий, служат прекрасным тренингом для подготовки выступления студентов на различных олимпиадах, научных конференциях, защитах курсовых и дипломных работ.

Коллоквиумы могут проводиться по темам, по которым не запланированы в планах семинарских занятий и вне сетки расписания по согласованию с деканатом и со студентами. Для подготовки к подобного рода занятиям, студенты заблаговременно получают у преподавателя задание к коллоквиуму.

Важнейшей работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий. Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов.

В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «Педагогическая психология» первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п.

Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (а ннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей – подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна).

Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана.

Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания.

Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник.

Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст.

Общепринятыми пометками являются следующие:

! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте;

? - несогласие с автором, сомнение;

?! - недоумение, удивление;

NB - весьма важно;

V - важно, стоит заметить;

~~ - интересно, может пригодиться.

Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.

 

 

5.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 

Самостоятельная работа студентов - особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.

5.2.1.Методические рекомендации для работы с литературой

Работа с первоисточниками важный метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов, рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла.

6) Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк - одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна).

5.2.2. Методические рекомендации по подготовке презентаций

 

Презентация (от лam. prasentatio) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного с определенными целями.

Цель презентации – привлечение внимания аудитории, улучшение восприятия и запоминания информации.

 

Этапы разработки компьютерных презентаций

1. Разработка плана компьютерной презентации

При составлении плана следует учитывать:

- особенности аудитории, на которую рассчитана презентация;

- технологические принципы создания компьютерных презентаций, которые поддерживаются программой MS Power Point;

- требования к содержанию презентации;

- наличие информационных ресурсов, необходимых для реализации плана.

Рекомендуется зафиксировать план в письменном виде для использования в ходе всей дальнейшей работы.

2. Подбор информационных материалов, на основе которых будет строиться презента­ция

Информационный материал, необходимый для построения презентации, может включать от­дельные текстовые фрагменты, графические рисунки, схемы, графики и т.д., представленные на бумажных носителях или в электронном виде. Этот материал может быть взят из книг, изда­ний периодической печати, рекламных печатных изданий и проспектов, из сети Интернет. Если нужный для воплощения идеи материал не найден, его можно создать своими силами: на­писать текст, нарисовать схему или рисунок, построить таблицу или график.

3. Подготовка отдельных информационных ресурсов в виде фрагментов текста, рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

Для подготовки информационных ресурсов могут быть использованы различные программы системы MS Office. В состав данной системы входят программы, способные полностью удов­летворить все потребности как в подготовке текстовых, так и графических ресурсов. Во многих случаях для подготовки электронных ресурсов достаточно программы MS Power Point.

4. Составление компьютерной презентации средствами Power Point

Когда план компьютерной презентации составлен, и необходимые информационные ресурсы подготовлены, можно приступать к составлению компьютерной пре­зентации. Для этого необходимо на компьютере иметь программу MS Power Point.

Работа над презентацией заканчивается формированием файла с презентацией, который сохра­няется на машинном носителе в формате «презентация» с расширением ppt. (Можно сохранять: «Тип файла – “ДемонстрацияPower Point”» – расширение pps).

Распечатка презентации дела­ется средствами MS Power Point в режиме «заметки» таким образом, что каждому слайду пре­зентации соответствует одна страница распечатки. При этом в верхней части страницы нахо­дится изображение слайда, а в нижней части страницы распечатываются заметки к слайду.

Требования к содержательной части презентации

 

Компьютерная презентация должна включать в себя следующие разделы:

1. Титульный лист презентации (название темы, основные данные об авторе (ФИО автора, название вуза), год создания презентации).

2. Введение.

3. В этом разделе дается краткая информация о рассматриваемой теме. Введение заканчивается указанием цели, которую автор хочет достичь с помощью презентации. Цель презентации – обязательный элемент данного раздела.

4. План презентации.

5. Основная часть.

6. Список использованных информационных ресурсов.

В данном разделе приводится перечень информационных ресурсов (печатных изданий, ресур­сов Интернет), которые были использованы при составлении пре­зентации.

a. Выводы.

Рекомендации по подготовке текстового и
изобразительного материала

1. Рекомендации по оформлению слайдов

- Количество информационных элементов на одном слайде 5 ± 2, если больше – группируйте, или переносите.

- Нужно избегать сплошного текста. Лучше использовать нумерованные и маркированные списки, но не нужно использовать уровень вложения в списках глубже двух.

- Используйте гиперссылки в слайдах.

- Структурируйте текст. Слайд должен быть «читаем».

- Минимально используйте анимацию, «выпрыгивание» строчек, слов.

- Режим автоматического показа слайдов требует большей проработки, более подходит к слайд-роликам.

- Количество слайдов - 15–17 слайдов.

- Помните о соответствии слайдов и слов лектора.

- Слайд не должен быть самообъясняющим.

- Учитывайте закономерности восприятия и запоминания материала в зависимости от его расположения на экране. Применение звуковых эффектов не должно быть чрезмерным.

- Заголовки слайдов, как правило, оформляются одним цветом и шрифтом.

- Все слайды презентации должны быть одного типа, одинакового оформления, единой цветовой гаммы.

- Допускается использование на одном слайде от 1 до 3 цветов. Стимулирующие цвета (красный, оранжевый, желтый) применяются в проблемных вопросах, заданиях для повышения умственной активности. Пастельные тона используются как фон. Цвет фона и фигуры зависит от освещенности помещения: в очень светлом – темный фон - светлые буквы, и наоборот.

2. Рекомендации по использованию иллюстраций

- Иллюстрация должна соответствовать тексту.

- На 1 слайде одна большая иллюстрация лучше множества мелких.

- Фотографии привлекают больше внимания, чем рисунки, но карикатуры более привлекательны, чем фотографии.

- Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание на 23% больше, чем неодушевленные иллюстрации.

- Иллюстрации лучше располагать слева, текст – справа.

Рекомендации по использованию шрифтов

- Используйте шрифты Tahoma, Arial, Comic Sans MS. He используйте прямые шрифты (Times New Roman).

- Выдерживайте единый шрифтовой стиль для всей презентации.

- Для вопросов, различных точек зрения используйте курсив. Для правил, аксиом, утверждений – обычный шрифт.

- Используйте на 1 слайде не более 2–3 шрифтов.

- Минимальный размер шрифта – 18–20 (учитывайте размер экрана и аудитории).

Раздел 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.054 с.)