Д.псих.н.,проф. Белоусова А.К. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д.псих.н.,проф. Белоусова А.К.



Зам.директора Академии психологии и педагогики,

Д.псих.н.,проф. Белоусова А.К.

«____»__________________2015

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 

Группа специальностей «Образование и педагогика»

Направление подготовки - гуманитарные науки, история.

Уровень образования: академический бакалавриат

Форма обучения: очная

 

Программа разработана:

д.психол. н., проф.

Черная Анна Викторовна

 

Форма обучения: очная

Ростов-на-Дону – 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Аннотация программы дисциплины

1.1.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика»

1.2.Цели и задачи дисциплины

1.3.Структура дисциплины

1.4.Основные формы организации учебных занятий, их особенность

Раздел 2. Объяснительная записка

2.1. Цели и задачи дисциплины

2.2. Образовательные результаты дисциплины

2.3. Возможности, которые имеет студент при изучении учебной дисциплины в условиях сетевого взаимодействия

Раздел 3. Основное содержание дисциплины

3.1. Новизна учебной программы и ее отличительные признаки от традиционной

3.2. Трудоемкость учебной дисциплины

3.3 Учебно-тематический план изучения дисциплины.

3.4. Основные содержательные единицы учебной дисциплины (разделы, темы)

3.5. Основные процедуры реализации учебной дисциплины (формы и методы обучения)

Раздел 4. Организация и проведение аттестации

4.1. Цели текущей, промежуточной и итоговой аттестации

4.2. Фонды оценочных средств для текущей, промежуточной, итоговой аттестации

Раздел 5. Методические рекомендации для освоения учебной дисциплины в условиях сетевого взаимодействия

5.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

5.2. Методические рекомендации для работы с проектами

5.3.Методические рекомендации для работы с литературой

Раздел 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

6.1. Краткий терминологический словарь

6.2. Список обязательной литературы

6.3. Список дополнительной литературы

6.4. Интернет-ресурсы

6.5. Технологическая карта дисциплины

Раздел 7. Материально-техническое обеспечение

7.1. Учебно-лабораторное оборудование

7.2. Технические и электронные средства

 

 

АННОТАЦИЯ

1.1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Учебная дисциплина «Психология развития обучающихся» относится к профессиональному образовательному модулю и обеспечивает формирование психологических основ педагогической деятельности выпускника. Освоение дисциплины направлено на формирование компетенций в соответствии с ФГОС 3+ и ПС «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Для изучения дисциплины «Психология развития обучающихся» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими психологическими дисциплинами: «Психология человека». Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Психология образования». Кроме того, результатом изучения «Психологии развития обучающихся» является успешность студентов в овладении психолого-педагогических дисциплин модуля.

Специфика дисциплины и особенностей ее реализации определена целевыми приоритетами сетевой образовательной программы психолого-педагогического образовательного модуля. В содержательном плане дисциплина ориентирована на отработку знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования, определенных в профессиональном стандарте Педагога.

1.2. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Психология развития обучающихся» в рамках изучения профессионального модуля определяются значимостью целостного представления о закономерностях, движущих силах, источниках и механизмах психического развития и развития обучающихся в основном и среднем общем образовании.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование целостной системы знаний и умений, соответствующих профессиональному стандарту Педагога(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

Задачи дисциплины:

1) сформировать представления обучающихся о современном состоянии знаний об основных закономерностях возрастного развития, стадиях и кризисах развития; особенностях возрастных достижений развития на этапах детства; об отдельных психических процессах, состояниях и свойствах обучающегося на разных возрастных этапах и в условиях функционирования в различных образовательных организациях;

2) сформировать представления обучающихся о задачах и основных направлениях деятельности педагога по организации развивающей деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога, включая: Знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития; Знание теории и технологий учета возрастных особенностей обучающихся; Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей и закономерностей развития детских и подростковых сообществ; Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющее эффективно работать с родительской общественностью Знание основ психодиагностики и основных признаков отклонения в развитии детей.

3) сформировать представления об особенностях возрастного развития и задачах педагогической практики;

4) сформировать способности обучающихся к решению задач проектирования и реализации индивидуальных профессионально-образовательных траекторий с учетом возрастных особенностей развития в контексте педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;

5) сформировать мотивацию к дальнейшему профессиональному самоопределению и саморазвитию, в том числе, в пространстве будущей педагогической (преподавательской, учительской, управленческой) деятельности.

1.3.Структура дисциплины. Дисциплина «Психология развития обучающихся» включает в себя 3 раздела:

Раздел 1. Введение в психологию развития. Методологические аспекты изучения возраста. Методы психологии развития. Практические задачи психологии развития в системе образования.

Раздел 2. Особенности психического развития обучающихся. Характеристика детского развития. Психологические достижения младшего школьника, подростка, юноши в образовательном пространстве современного образования.

Раздел 3. Психологическое сопровождение развития обучающихся. Основы исследования и сопровождения развития человека в условиях образования. Значение психологических теорий возрастного развития о ключевых факторах, механизмах и закономерностях возрастного развития для практики современного образования. Задачи и содержание профессиональной деятельности педагога по оптимизации развития обучающихся.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- положения основных психологических теорий развития;

- теоретические подходы к анализу движущих сил и условий развития обучающихся на разных возрастных этапах и в условиях образовательных организаций основного и среднего общего образования;

понимать:

- закономерности овладения учебной деятельностью как ведущей деятельностью и другими деятельностями обучающихся: общением со сверстниками, игровой, трудовой деятельностью.

- закономерности психического развития обучающихся и развития личности в разные возрастные периоды и особенности их проявления в образовательном процессе;

- правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; способы профессионального самопознания и саморазвития;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выделять приоритетные цели и задачи психологического сопровождения субъекта образования в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

Достижение планируемых результатов направлено на формирование следующих компетенций:

· общекультурные компетенции (ОК):

1. способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

· общепрофессиональные компетенции (ОПК):

2. способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

· профессиональные компетенции (ПК)

- педагогическая деятельность:

3. способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);

4. способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

5. умеет регулировать поведение и деятельность обучающихся, формировать эмоционально-ценностную и мотивационную сферы ребенка. (ДК-1).

 

- исследовательская деятельность:

6. способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Овладение вышеперечисленными компетенциями необходимо для формирования следующих трудовых функций педагога, связанных с развивающей деятельностью и направленных на владение:

- навыками анализа психологических особенностей ребенка, подростка, взрослого человека на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения;

- навыками применения социальных и культурных контекстов в процессе обучения, воспитания и социализации;

- навыками учета в образовательном процессе общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития личности в осуществлении педагогического процесса в различных возрастных группах и типах образовательных учреждений;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся разного возраста, в том числе имеющих ОВЗ;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- психологическими технологиями работы с различными категориями детей и взрослых.

Освоенные знания, умения и навыки в процессе изучения дисциплины позволят сформировать компетенции, соответствующие профессиональной деятельности педагога в плане следующих умений:

- использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности;

- выстраивать образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития и развития личности и зоны ближайшего развития обучающегося;

- применять инструментарий и методы диагностики для выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанные с особенностями их развития и оценки уровня и динамики развития;

- организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

- применять психологические компетенции, связанные с обучением, развитием, воспитанием в практической деятельности в образовательных организациях основного и среднего общего образования.

Таблица умений в результате изучения

дисциплины «Психология развития обучающихся»

Умения Интеллектуальные Практические Универсальные
Курс/Код B1 В2 С1 С2 D1
Курс/ Код          
О Психология развития обучающихся DA DA DA DA DA
             

Образовательные результаты

1. Знание и понимание  
А. Знание и понимание: Знать: 1. особенности возрастных достижений развития на этапах детства, отдельные психические процессы, состояния и свойства личности на разных возрастных этапах и в условиях функционирования обучающегося в различных образовательных организациях; 2. Психологические достижения младшего школьника, подростка, юноши в образовательном пространстве современного образования. Понимать: 1. Основы исследования и сопровождения развития обучающихся в условиях образования. 2.Значение психологических теорий возрастного развития о ключевых факторах, механизмах и закономерностях возрастного развития для практики современного образования. Задачи и содержание профессиональной деятельности педагога по оптимизации развития обучающихся. Методы обучения: лекция проблемная лекция лекция-дискуссия семинарские занятия дискуссия ролевые игры групповые проекты Формы контроля: тест презентация конспект первоисточника творческое задание  
2. Умения и навыки  
В. Интеллектуальные навыки  
1. проектирование индивидуальных профессионально-образовательных траекторий с учетом возрастных особенностей развития в контексте развивающей деятельности педагога; 2. Создание моделей развивающей среды в образовательных организациях различных типов и видов. Методы обучения: лекция семинарские занятия дискуссия групповые проекты   Формы контроля: тест творческое занятие  
 
С. Практические навыки  
1. анализ психологических особенностей ребенка, подростка, взрослого человека на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения; 2. применения социальных и культурных контекстов в процессе обучения, воспитания и социализации; 3. учет в образовательном процессе общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития личности в осуществлении педагогического процесса в различных возрастных группах и типах образовательных учреждений; 4. психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся разного возраста, в том числе имеющих ОВЗ; 5. предупреждения девиантного поведения и правонарушений; 6. взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; 7. психологическими технологиями работы с различными категориями детей и взрослых.   Методы обучения: лекция лекция-дискуссия семинарские занятия дискуссия групповые проекты лабораторные занятия   Форма контроля: отчет по практикуму творческое задание  
 
D. Универсальные умения  
1.обладать способностью к самооценке, самообразованию и саморазвитию. Методы обучения: рефлексивный дневник   Форма контроля: заполненный рефлексивный дневник  

Спецификация:

Раздел дисциплины Образовательные результаты
                   
Раздел 1. Общее представление о психологии как науке. DA   DA             DA
Раздел 2. Психология субъекта познания.   DA DA DA       DA DA DA
Раздел 3. Психология субъекта деятельности.         DA DA DA DA   A

2.3. Возможности, которые имеет студент при изучении учебной дисциплины в условиях сетевого взаимодействия

В условиях сетевого взаимодействия студент имеет возможность оформить индивидуальный план освоения дисциплины. Индивидуальный учебный план разрабатывается совместно с преподавателем дисциплины и визируется руководителем структурного подразделения.

Индивидуальный план дает студенту возможность не посещать аудиторные занятия, а осваивать дисциплину в процессе выполнения, в установленные сроки, задания, указанные в его индивидуальном плане.

Студенты также могут освоить дисциплину с использованием дистанционных технологий.

Требования к образовательным результатам освоения дисциплины сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС ВО и основными положениями Профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Раздел 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы и методы работы

Задание 1. Изучение и оценка психического развития с основами проектирования мероприятий и или программ психологического сопровождения (диагностических, просветительских, коррекционно-развивающих).

Цель -развитие проектной деятельности по проектированию программ для образовательных организаций.

Содержание. Для выполнения задания студентам предлагаются в качестве кейсов программы психологического сопровождения развития из практики образования. далее проводится анализ программ с выдлением позитивных моментов и имеющихся недостатков. далее студентам дается задание подготовить самостоятельную программу психологического сопровождения развития с использованием передового опыта.

Задание 2. Составление психологического портрета обучающегося.

Цель: формирование способности к анализу

Задание 3. Основы психологической экспертизы образовательной среды;

Задание 4. Тренинги эффективного педагогического взаимодействия.

 

Задание 1. Конспект первоисточников.

Цель: оценить степень сформированности навыков работы с первоисточниками, анализировать и критически оценивать тексты.

Требования: конспект первоисточника не должен превышать 15 страниц и может быть представлен как в рукописном, так и в машинописном виде. Конспект должен отражать основные идеи, высказанные в литературном источнике (монографии, статье).

Перечень первоисточников

1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. – СПб., 2004.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. – 3-е изд. – М., 2008.

3. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.

4. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. СПб.: Питер, 2003.

5. Вараева Н.В., Ревягина Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности развития, в условиях начальной школы. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2008.

6. Гладилина И.П., Жиркова М.В., Михно О.С. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, подростками, молодёжью. – М., 2009.

7. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2013.

Задание 2. Компьютерная презентация.

Цель: оценить степень сформированности умений анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

Темы для подготовки презентаций:

1. Методы возрастной психологии: теория и практика

2. Характеристика условий, факторов и методов изучения психического развития ребенка в современном образовании

3. Практическое применение периодизаций возрастного развития в практике образования.

4. Проблемы акселерации и ретардации

5. Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный и зарубежный опыт

6. Роль игры на разных этапах детства.

7. История и историография детства и детского развития.

8. Проблема одаренности в детском возрасте.

9. Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона.

10. Когнитивное направление: теория интеллектуального развития ребёнка Ж. Пиаже, развитие морального сознания личности по Л. Колбергу.

11. Теории социального научения (Б.Скиннер, А.Бандура)

12. Культурно – историческая концепция Л. С. Выготского. Основные законы психического развития ребенка.

13. Изучение типов ведущей деятельности в онтогенезе в работах и Д.Б. Эльконина.

14. Основные проблемы психологии развития в трудах Л.И.Божович, B.C.Мухиной, А.Н.Леонтьева, Д.И. Фельдштейна).

15. Материнство, его функции и роль в развитии личности ребенка.

16. Отцовство, его функции и роль в развитии личности ребенка.

17. Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе.

18. Диагностика и развитие интеллекта.

 

Структура презентации:

1. Титульный лист презентации (название темы, основные данные об авторе (ФИО автора, название вуза), год создания презентации).

2. Введение.

В этом разделе дается краткая информация о рассматриваемой теме. Введение заканчивается указанием цели, которую автор хочет достичь с помощью презентации. Цель презентации – обязательный элемент данного раздела.

3. План презентации.

4. Основная часть.

5. Список использованных информационных ресурсов.

В данном разделе приводится перечень информационных ресурсов (печатных изданий, ресур­сов Интернет), которые были использованы при составлении пре­зентации.

6. Выводы.

 

Критерии оценки презентации

- Актуальность.

- Раскрытие темы.

- Единство содержания.

- Выдержка единого стиля. Наличие или отсутствие стиля.

- Соблюдение требований оформления презентации

- Наличие гиперссылок. Управление гиперссылками.

- Наличие списка использованной литературы и ссылок.

 

Задание 3. Эссе на тему: «Мотивы поведения современного подростка»

Цель: оценить степень сформированности навыков применения теоретических знаний в практических ситуациях, развитие гибкости мышления.

Требования: студенты, в письменном виде, предоставляют обобщение и описание авторской позиции по заявленной проблеме.

Оформление материалов эссе

Объем эссе– до 3- 5 страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: TimesNewRoman, кегль - 12, интервал – одинарный. Все поля по 20 мм.

Вверху слева указывается фамилия, имя, отчество автора эссе.

Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом.

Затем через один пропущенный интервал располагается текст.

Структура отчета

1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.

2. Основная часть. Включает в себя:

- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;

- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;

- анализ контр-аргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.

3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Критерии оценки:

- представление собственной точки зрения;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт;

- структура ответа (вступление, основная часть, заключение);

- убедительность рассуждений.

 

Задание 4. Собеседование по вопросам.

Вопросы для собеседования:

1. Характеристика методов возрастной психологии.

2. Закономерности психического развития.

3. Возрастные кризисы.

4. Понятие «возраст» в возрастной психологии. Соотношение понятий «развитие», «рост», «возраст».

5. Стратегия исследования психического развития ребенка.

6. Сензитивные периоды развития психики.

7. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития.

8. Психоисторическая теория развития личности с учетом конкретной культурной среды.

9. Значение деятельности в развитии человека, ведущий тип деятельности (А.Н. Леонтьев).

10. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович).

11. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.

12. Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровского.

13. Кризис семи лет и его основная симптоматика.

14. Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста.

15. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности, определяющий психическое развитие младшего школьника.

16. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.

17. Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Виды общения в обучении.

18. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

19. Кризис личности в отрочестве, кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.

20. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» в переходном возрасте.

21. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.

22. Центральные новообразования личности в подростковом возрасте.

23. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте.

24. Дружба, любовь и подростковая сексуальность.

25. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на поведение.

26. Ведущая деятельность подростка.

27. Проблема конфликта подростка и взрослого. Пути гармонизации.

28. Особенности формирования ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников.

29. Психологические особенности общения со сверстниками в старшем школьном возрасте. Дружба и любовь.

30. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с взрослыми.

31. Различные типы развития отношений подростка и взрослого.

32. Юность как социально-психологическое явление. Психологическая готовность к личностному самоопределению.

33. Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

34. Учебно-профессиональная деятельность и мотивы учения старшеклассников.

35. Юношеская субкультура.

Задание 5. Тесты текущего контроля.

1. Возрастная психология изучает:
a) факты и закономерности развития психики человека;

б) общие законы развития и формирования психики;

в) проявления психики людей;

г) детей дошкольного и школьного возраста.

2.… - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

а) наблюдение;

б) опрос;

в) тестирование;

г) эксперимент.

3. Интериоризация – это:

а) преобразование предметной деятельности в структуру внутреннего плана;

б) защитный механизм личности;

в) получение, переработка и хранение информации, полученной человеком извне;

г) интуитивное знание.

4. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, называется…

а) аккультурация;

б) воспитание;

в) социализация.

5. Согласно Л.С. Выготскому, оптимальное соотношение обучения и развития следующее:

а) обучение должно опережать развитие;

б) обучение должно следовать за развитием;

в) обучение и есть развитие.

6. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, разрушением и изменением социальных отношений человека – это:

а) делинквентность,

б) возрастной этап,

в) кризис,

г) развитие.

7. На каких основаниях ребенок может быть ограничен в правах:

а) на основании возраста,

б) на основании религиозной принадлежности,

в) на основании рождения вне брака,

г) на основании возраста, расовой, национальной, религиозной принадлежности, рождения вне брака, экономического положения родителей,

д) таких оснований нет.

8. Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в отечественной психологии:

а) новообразования

б) кризис

в) тип ведущей деятельности

г) социальная ситуация развития;

д) все ответы верны.

9. Кто из психологов ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»:

а) А.Н. Леонтьев

б) Д.Б. Эльконин

в) Л.С. Выготский

г) А.В. Петровский

10. Установите соответствие между терминами и определениями.

Термины:

1. Новообразования личности.

2. Образование личности.

3. Развитие личности.

4. Воспитание личности.

5. Социальная ситуация развития личности.

Определения:

а) процесс проявления биологических и социальных закономерностей;

б) целенаправленное формирование потребностей ребенка и очеловечивание его желаний;

в) воспитательное воздействие на личность с помощью знаний основ наук, умений, навыков;

г) качественно новый тип строения личности;

д) особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику его психического развития.

Верные ответы тестовых заданий модуля 1:

1) а; 2) г; 3) а; 4) в; 5) а; 6) в; 7) д; 8) д; 9) в; 10) 1-г, 2-в, 3-а, 4-б, 5-д.

Тестовые задания к разделу 2, выявляющие знания об основных теориях развития.

1. Эпигенетическая теория развития психического развития предложена:

а) Э. Эриксоном;

б) М. Эриксоном;

в) З. Фрейдом;

г) У. Бронфенбреннером.

2. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина:

а) учебная деятельность;

б) предметно-манипулятивная деятельность;

в) эмоциональное общение со взрослыми;

г) игра.

3. Автор теории, основная идея которой: «Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность».

а) Ж. Пиаже,

б) Д.Б. Эльконин,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Л.С. Выготский.

4. Узость жизненных планов, практическая неумелость, аффективность, «застойные» невротические явления, утомляемость, высокая избирательность в социальных контактах, переживание своей «особости» характерны для ребенка, лишенного:

а) зрения,

б) слуха,

в) речи,

г) семьи.

5. Слабая ориентация на будущее, эмоциональная уплощенность и обесцененное содержание образа «Я», сниженная самооценка, несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения типичны для ребенка, лишенного:

а) зрения,

б) слуха,

в) речи,

г) семьи.

 

Ключ к тестам модуля 2:

1) в; 2) а; 3) г; 4) в; 5) в, г, б, а, д; 6) б; 7) б; 8) а; 9) г; 10) г.

 

Бланк ответов

                   
ответ                    

Критерии оценки теста

Тестирование может проводиться как на бумажном носителе, так и в форме компьютерного тестирования.

Тестирование на бумажных носителях осуществляется во время аудиторных занятий в течение 15 минут.

90 % правильных ответов - оценка 5

75 – 89 % правильных ответов – оценка 4

50 – 74 % правильных ответов – оценка 3

Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И К КОЛЛОКВИУМАМ

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики её предмета, «История психологии» семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствую­щей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следую­щего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Но это вовсе не означает, что студент обязан прочитать ее всю (хотя к этому надо стремиться, что и отличает хорошего студента!). Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться.

Семинарское занятие может проходить в виде коллоквиума. В вузе коллоквиум является одной из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Под коллоквиумом принято понимать: 1) беседу преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. В переводе с латинского коллоквиум означает собеседование.

Исходя из данного определения коллоквиум является эффективной формой контроля за самостоятельным изучением монографий. Преподаватель может заранее объявить вопросы, выносимые на обсуждение, по изучаемой работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса (например, по курсу «Педагогическая психология» по разделу «Основные теории научения»). Вопросы, выносимые на коллоквиум, объявляются преподавателем не позднее, чем за неделю до проведения подобного итогового занятия. На коллоквиумах такого рода могут быть заслушаны доклады на базе лучших, по мнению преподавателя, рефератов, относящихся к данному разделу изуча



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.215 с.)