Новизна учебной программы и ее отличительные признаки от традиционной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новизна учебной программы и ее отличительные признаки от традиционной.

Поиск

Новизна образовательной программы «Возрастная психология» определяется ее ориентацией на освоение обучающимися основных трудовых функций педагога в сфере развивающей деятельностью. Соответствие дисциплины основным положениям ПС педагога обеспечено образовательным контентом, включенным в содержание различных форм практической деятельности в образовательных организациях.

3.2. Трудоемкость учебной дисциплины 2 ЗЕТ (72 час.).

Дисциплина Трудоемкость в часах Трудоемкость в кредитах
всего аудиторная работа в LMS самостоятельная работа аттестация
Психология развития обучающихся            
Итого            

3.3 Учебно-тематический план изучения дисциплины

№ модуля Наименование раздела (темы) Количество часов
Всего Аудиторная работа Внеауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
1. Введение в психологию развития          
2. Особенности психического развития обучающихся          
3. Психологическое сопровождение развития обучающихся          
Итого:            

3.4. Основные содержательные единицы учебной дисциплины (разделы, темы)

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Формы текущего контроля
       
  Введение в психологию развития Тема 1. Психология развития и возрастная психология. Предмет психологии развития. Структура (разделы) психологии развития. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии. Рост. Созревание. Дифференциация. Научение. Запечатление. Социализация. Место психологии развития в системе психолого-педагогических дисциплин. Связи психологии развития с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и др. науками. Соотношение возрастной психологии с психологией развития, детской и генетической психологией. Тема 2. Теоретические и практические задачи психологии развития. Изучение движущих сил и источников психического развития, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Научные и прикладные задачи психологии развития. Тема 3. Социальная детерминация развития. Проблемы социализации детей в изменяющемся мире. Социализация и воспитание. Социальная детерминация развития: исторический контекст и современное состояние. Историческая обусловленность развития. Роль традиционных и современных институтов социализации и воспитания. Современное образовательное пространство как условие социализации и воспитания. Особенности социализирующего воздействия на обучающихся взрослых: педагога, родителей. роль сверстников в развитии и социализации. Влияние социализирующих факторов современного информационного общества на развитие и социализацию обучающихся. Тема 4. История психологии развития (возрастной психологии). Основные направления в психологии развития. Эндогенное направление в психологии развития. Общая характеристика теорий эндогенного направления. Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина). Социально-экологическое направление в психологии развития. Экопсихологическая теория У. Бронфенбреннера. Антиравновесная теория развития К.Ф. Ригеля. Теория персонализации А.В. Петровского. Направление саморазвития: развитие через деятельность (Р. Лернер, личностный контроль развития). Новые концепции в отечественной психологии развития (Б.Д. Эльконин). Тема 5. Методы психологии развития. Сопряжение предмета психологии развития с классическими методами исследования психического развития и методами исследования развития обучающихся. Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности использования в образовательной практике, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение для изучения развития обучающихся. Метод беседы. Эксперимент. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Формирующий эксперимент в образовании. Основные формы констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдный метод. Биографические методы. Самоописание. Специфика методов диагностики психического развития обучающихся. Понятие об образовательных результатах обучающихся. Соотношение методов исследования развития и учебных достижений. особенности использования метода анализа продуктов деятельности обучающихся. Проективные методы в исследовании развития обучающихся. Тема 6. Проблема возраста в психологии развития. Социальная и историческая обусловленность возраста. Неравномерность и гетерохронность развития. Понятие возраста. Абсолютный и условный возраст. Системы отсчёта, описывающие человеческий возраст. Индивидуальное развитие. Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества. Возрастной символизм. Понятие периодизации развития. Классические и современные периодизации развития. Приложимость возрастных периодизаций к практическим аспектам деятельности педагога в основном и среднем общем образовании. Тест, презентация, конспект первоисточника, творческое задание
  Особенности психического развития обучающихся Тема 7. Общие закономерности развития и социализации обучающихся в основном и среднем общем образовании.Современное образование как среда развития и социализации обучающихся. Понятие развивающей среды образования. Условия и движущие силы развития и социализации обучающихся. Школьные риски и их влияние на развитие обучающихся и их социализацию. Тема 8. Психологический особенности развития младшего школьника.Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Причины школьной дезадаптации. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.Формирование мировоззрения в младшем школьном возрасте. Тема 9. Психологические особенности развития в подростковом возрасте. Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Проблемы личностного и профессионального самоопределения подростков. Тема 10. Психологические особенности развития в юношеском возрасте. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Девиантное поведение, его причины и предупреждение. Тест, презентация, творческое задание
  Особенности психического развития и развития личности на разных возрастных этапах Тема 11. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Понятие психологического диагноза. Диагноз развития. Понятие психологического прогноза. Общие закономерности развития обучающихся и индивидуальные формы их реализации. Тема 12. Особенности совместной деятельности педагога со специалистами, оценивающими и сопровождающими развитие обучающихся.Психологическое консультирование родителей обучающихся с учетом возрастных особенностей развития: задачи профессиональной деятельности педагога и психолога.Психологическое консультирование родителей по поводу проблем детской одаренности. Работа педагога и психолога с подростками группы риска и девиантными подростками. Деятельность педагога и психолога с особыми категориями детей и подростков: дети-инофоны, дети-мигранты и вынужденные переселенцы, дети, испытывающие трудности в обучении в связи с н6еболагополучными условиями в семье. Тема 13. Психологическая поддержка педагогом позитивных достижений и негативных образований развития обучающихся.Психологическая поддержка развития как стратегия создания условий, оптимизирующих личностный потенциал обучающихся. Психологические трудности обучающихся. Психологические проблемы обучающихся в сфере взаимоотношений. Психологические проблемы обучающихся с ослабленным нервно-психическим здоровьем, склонных к девиантным формам поведения, асоциальному поведению. Средства профессиональной деятельности педагога по сопровождению и поддержке позитивных достижений и негативных образований развития обучающихся. Тема 14. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте Возрастно-психологический подход к коррекционной работе. Педагогическая коррекция. Средства профессиональной деятельности педагога по коррекции психического развития обучающихся. Основы взаимодействия педагога с другими специалистами, осуществляющими коррекционную деятельность в основном и среднем общем образовании: социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, специалист службы медиации. Деятельность по снижению и профилактике школьных рисков. Тест, презентация, творческое задание


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.195.90 (0.011 с.)