Экологическая экспертиза проектов. Эколого-экономическая оценка технической документации по результатам экспертизы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая экспертиза проектов. Эколого-экономическая оценка технической документации по результатам экспертизы.



Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) в РБ проводится в соответствии с законом Республики Беларусь 9 ноября 2009 г. № 54-З «О государственной экологической экспертизе». Закон регулирует отношения в области проведения государственной экологической экспертизы и направлен на обеспечение экологической безопасности при реализации проектных решений, предусмотренных проектной или иной документацией по планируемой хозяйственной и иной деятельности.

ГЭЭ – установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

Заказчики ГЭЭ – государственные органы, юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь;

Основные принципы ГЭЭ:

· предотвращения вредного воздействия на окружающую среду;

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до утверждения проектной или иной документации по объектам государственной экологической экспертизы;

· учета суммарного вредного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности;

· достоверности и полноты информации, содержащейся в проектной или иной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;

· законности и объективности заключений государственной экологической экспертизы;

· гласности и учета общественного мнения.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной экологической экспертизы.

Для объектов, в составе проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, должны содержаться результаты обсуждений градостроительных проектов с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений (протоколы, замечания и предложения заинтересованных, публикации в средствах массовой информации и др.).

Для объектов, в составе проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, должен содержаться отчет об оценке воздействия на окружающую среду.

Отчет об оценке воздействия на окружающую среду – составная часть проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее, если не указано иное, – проектная документация), содержащая сведения о результатах проведенной оценки воздействия на окружающую среду и необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению прогнозируемых изменений окружающей среды.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, – двух месяцев со дня поступления проектной документации.

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы, которое может быть положительным, в том числе положительным с особыми условиями реализации проектных решений, либо отрицательным.

 

Планирование и управление природоохранной деятельностью.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогно­зирование и планирование на государственном уровне призвано обеспе­чить экологически обоснованное развитие и размещение производи­тельных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы разрабатываются территориальными исполни­тельными органами управления с участием общественных экологичес­ких организаций.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министер­ствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывает­ся с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами использования отдельных видов ресурсов.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятель­но разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства.

Прогнозирование и планирование рационального использования от­дельных видов природных ресурсов и природных сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, програм­мно-целевого, экспертных оценок и др.) и строится на основе учета осо­бенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. например, по использованию и охране водных ресурсов планируются следующие показатели – объем используемой воды, объем оборотной и последова­тельно используемой воды, лимит допустимых сбросов сточных вод, ввод в действие очистных сооружений и др.

Управление природопользованием – это деятельность госу­дарства по организации рационального использования и воспроизвод­ства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обес­печению законности в эколого-экономических отношениях. Механизм УП объединяет методы, функции и организационные структуры.

Методы управления:

· административные — обеспечиваемые возможностью государствен­ного принуждения;

· экономические — создающие материальную заинтересованность;

· социально-психологические — методы морального стимулирования.

Функции управления:

· нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны ок­ружающей среды и природопользования;

· учет природных объектов и ведение природных кадастров;

· осуществление мониторинга окружающей среды;

· экологический контроль, экспертиза и аудит;

· эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

· экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

· разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства.

Центральное место в административном регулировании принадле­жит системе экологических стандартов, подразумевающей единые и обязательные для всех объектов управления экологические нормы и требования.

Различают следующие их виды:

1) стандарты качества окружающей среды — регламентируют до­пустимое состояние природных сред (предельно-допустимые концентра­ции - ПДК);

2) стандарты воздействия на окружающую среду (эмиссионные стандарты) — регламентируют уровень выбросов (сбросов) из конкрет­ного точечного источника (предельно допустимые выбросы и сбросы — ПДВ, ПДС);

3) технологические стандарты – устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, производствен­ным технологиям и т.п.;

4) стандарты качества продукции (товарные стандарты) — уста­навливают содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.

Помимо стандартов, административное регулирование предполагает применение и других мер:

§ запрет на производство продукции или использование первичных ресурсов;

§ лимиты (квоты), вводимые с целью ограничения масштабов воздей­ствия на окружающую среду;

§ сертификаты, дающие право на временное или постоянное пользо­вание компонентами природы или выбросы (сбросы) определенного ко­личества вредных веществ;

§ разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере, подлежащей лицензированию.

Важнейшим звеном УП являются его организационные структуры.

В основе управления лежат следующие принципы:

§ территориальный, который реализуется Президентом Республики Беларусь, Парламентом и Правительством Республики Беларусь, а на местах соответствующими Советами депутатов и их исполкомами;

§ отраслевой, который реализуется министерствами и ведомствами, относящимися к органам специальной компетенции, уполномоченных выполнять природоохранные функции.

Основным государственным органом управления природопользовани­ем в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. На него возложены следующие функции:

§ разработка и проведение единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды и использования ПР;

§ координация природоохранной деятельности;

§ контроль за использованием и охраной ПР;

§ разработка предложений по совершенствованию ХМП;

§ проведение государственной экологической экспертизы;

§ обеспечение населения экологической информацией, участие в соз­дании системы экологического образования и воспитания;

§ осуществление международного сотрудничества и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.013 с.)