Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития привязанности (Дж. Боулби)↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стадии конкретных и формальных операций: общая характеристика (Ж. Пиаже). Подпериод конкретных операций (7—11 лет) Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями. Операции — «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов»[3]. Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками. Группировка — форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок — группировка классификации, или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только c конкретными объектами, но не с высказываниями. Начиная с 7—8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут. Период формальных операций (11—15 лет) Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок теперь может мыслить гипотезами (являющимися по своей сути описаниями различных возможностей), которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, т. е. между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, т. е. между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции операциями второй ступени, или формальными операциями, тогда как операции внутри предложения — конкретными операциями. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных. Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребёнка на стадии формальных операций. Ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.
Этапы развития привязанности (Дж. Боулби) Привязанность – отношения между матерью и ребенком. Привязанность играет адаптивную роль в филогенезе. У жив. механизм привязан. осн. на имбридинге (запечатл.), к 6 мес.возн.привяз. у чел. – реакция следования(когда науч. ползать). Фазы: 1.До 3 месяцев неразборчивой реакции на людей: с 3х недель соц улыбки, 5-6 недель полная соц улыбка при виде взрослого, комплекс оживления. Появляется детский лепет, подобие соц взаимодействия. Плач(всегда есть причина). Реакции цепляния, Рефлекс Моро, поисковый и состательные рефлексы). Возникает реакция на голос матери. 2. От 3 до 6 месяцев – фокусир. вним. Назначимых людях, исчез. рефл. цепляния, появилась реакция хватания, исчер рефлекс Моро, лепет привязан к близким, успокоить могут только близкие при плаче, улыбается близким. 3. от 6 месяцев до 3-х лет – интенсивная привязанность и активный поиск близости. Сепарационная тревога – ребенок замечает, когда мама уходит, а когда приходит радуется. С 7-8 месяцев боязнь незнакомых. С 8 ползают. К году складывается рабочая модель объекта привязанности – набор когнитивно-аффективных представлений о себе самом или важных аспектах окр мира: 1. «я-другой»(я то как мну воспринимает мама)2. Объект и субъект привязанности.3. глубинная, семантическая, эпизодическая память(глуб – хранилище постоянно повторяющихся паттернов поведении, сем – отношение с матерью, переведенные в вербальную форму, эпи – травматическая память)4. Качество привязанности(безопасное, небезопасное, уверенное, неувернное). 4. от 3 лет и до… Партнерское поведение. Эксперимент Эйнсуорт. Результат: уверенная надежная привязанность, неуверенная избегающая привязанность, неуверенная амбивалентная привязанность
2. Характеристика сенсомоторного интеллекта (Ж. Пиаже). Развитие репрезентации объекта. Сенсомоторный период развития по Пиаже приходится на возраст от 0 до 2 лет. Ребенок познает мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Младенцы конструируют свои представления об окружающей среде посредством собственных действий. Непосредственное восприятие младенца не способно представить адекватную информацию о мире. Структура восприятия задается формой выполняемой ребенком деятельности. Ребенок начинает активно познавать мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Стадия заканчивается с появлением мышления и речи. Подстадии: Рефлекторные действия (0-1,5 мес) Младенцы не ищут исчезнувший объект. Вместо этого они просто повторяют рефлекс или пристально смотрят на то место, где объект исчез. Эти действия не требуют понимания пространства объекта. Первичные циркулярные реакции (1,5 – 4мес) Повторение рефлекторных актов приводит к формированию навыков, посредством которых ребенок впервые познает свойства своего тела. Объекты ограничивают его действия, из-за чего младенец вынужден модифицировать формы своей активности с тем, чтобы приспособить их к свойствам этих объектов. Вторичные циркулярные реакции (4-8 мес) Младенец приобретает способность одновременного контроля за различными сенсомоторными субсистемами. Младенец достает видимый объект, ищет и достает частично спрятанный объект, но младенец еще не способен искать полностью спрятанный объект. Координированные вторичные циркулярные реакции (9-12 мес) Младенец способен с первого раза скоординировать средства и цели, он способен отделить действие от объекта, к которому оно приложено. Но младенцы еще не вполне понимают постоянство объекта. Третичные циркулярные реакции (12-18мес) Младенец активно экспериментирует, чтобы обнаружить новые средства для решения стоящей перед ним задачи. Но даже в этом случае объект все еще не вполне независим от действия. Репрезентация (с 18 мес) Ребенок уже способен представить себе объект и извлечь информацию из памяти. Объект теперь определенно свободен и от действия и от восприятия. Репрезентация – ментальная комбинация средств и целей – открытие (по типу инсайта) новых средств в ходе активного экспериментирования. Ребенок, начавший ходить, уже имеет представление об объекте, пространстве, времени и причинности. Пример: ребенок притягивает к себе предмет при помощи палочки. Ребенок понимает объект как постоянный и сохраняющий свою идентичность независимо от любого действия, которое младенец может с ним провести. Символы возникают в игре, когда один «объект» замещает другой, в языке, когда речь и жесты репрезентируют объект. Становление «символической функции» - качественный переход к новой стадии развития, завершение сенсомоторной стадии.
3. Особенности дооперационального мышления (Ж.Пиаже). Эксперименты, критика. Одна из основных особенностей дооперационального мышления - это озабоченность ребенка самим собой и своей собственной частной точкой зрения. Эгоцентричные на стадии дооперационального развития дети не могут принять точку зрения другого человека, они считают, что все другие смотрят на какие-то вещи и думают о них совершенно так же, как они. Более того, на дооперациональной стадии дети не ставят под сомнения свои собственные мысли, даже если им дают доказательство их неправоты. Эгоцентризм - это фактор, действующий с целью ограничить развитие, причем он проявляется в каком-то виде на каждой стадии развития. Точно так же как на сенсорно-моторной стадии ребенок является первоначально эгоцентричным в том, что неспособен отличить себя в качестве объекта от других объектов, на дооперациональной стадии ребенок первоначально эгоцентричен в том, что не может различать свои мысли и мысли других людей. Эта тенденция уменьшается по мере того, как ребенок проходит через эту стадию развития. Центрирование. Получив зрительный стимул, ребенок, находящийся на дооперациональной стадии, стремится сфокусировать, или центрироватъ, все свое внимание только на одном аспекте или свойстве такого стимула в каждый момент. Восприятие, или то, как вещи выглядят, доминирует в любом мысленном задании, поскольку ребенок фокусирует свое внимание именно на внешнем виде. Нетрансформационное рассуждение. Ребенок концентрирует свое внимание на элементах в последовательности таких превращений или на каждом последовательно возникающем состоянии. Например, когда четырехлетним детям показывали стакан воды, которую затем выливали в другой стакан, спрятанный за экраном, многие из них правильно понимали, что в этом невидимом стакане столько же воды, сколько ее было в первом стакане. Однако когда воду из первого стакана выливали в меньший стакан, кото-рый дети могли видеть, все они говорили, что во втором, более низком стакане воды меньше, чем в первом. Дети, находящиеся на дооперациональной стадии развития, сосредоточивали свое внимание лишь на начальном и конечном состоянии, не учитывая ту трансформацию, которая имела место между ними. Нетрансформационное рассуждение делает невозможным логичное мышление. Необратимость. Способность поворачивать мысль в обратном на-правлении, или следовать за линией рассуждения вспять, к тому мо-менту, где оно началось, является, согласно Пиаже одной из важнейших характеристик интеллекта. Для того чтобы понять, что что-то, изменившееся внешне, не изменилось количественно, ребе-нок должен суметь мысленно обратить назад операцию изменения и восстановить первоначальный вид этой вещи у себя в голове. Если кто-то наедет на ваш автомобиль и сделает в нем вмятину, то вы все же сможете сказать, что это ваш автомобиль и все же сможете вообразить или мысленно представить себе, как он выглядел без этой вмятины. Вы можете это сделать потому, что операциональное мышление позво-ляет вам «прокрутить» событие в обратную сторону, так сказать, «думать назад». Дооперациональное мышление на это не способно. Для ребенка, который находится на дооперациональной стадии развитиия мышление необратимо. Раз уж что-то изменилось, то это «новая» вещь, отличающаяся от оригинала. Если ребенку на дооперациональной стадии дать два одинаково длинных ряда из 8 монет каждый, то такой ребенок распознает, что эти два ряда равны между собой. Если же один из рядов удлинить и ребенок буде видеть это, он все же будет ощущать, что в удлиненном ряду больше монет. Ребенок на дооперациональной стадии мышления не может обратить, или вернуть назад, такое удлинение ряда у себя в голове, чтобы «увидеть», что ряд все еще содержит то же самое число монет, что и раньше, только теперь они расположены дальше друг от друга. Ребенок, находящийся на этой стадии, не может обратить действие, а потому в своих суждения о предметах зависит только от восприятия или внешнего вида их. Критика. Согласно Пиаже, млад. не ищут спрятанный объект, т.к. не понимают, что он продолжает существовать и после своего исчезновения, значит искать нечего. Однако Бауэр показал, что млад. могут воспринимать непрерывность существования объектов, удивление детей (по показ. сердеч. ритма), если объект исчезал за ширмой и не появл. вновь при смещении ширмы. Байляджо: способность понимать явление перекрытия: дети 5, 5 мес. (кролики) – дети воспринимают не только существование кролика за загородкой, но и то, что кролик сохраняет свой физический размер постоянно. Маргарет Дональдсон критиковала Пиаже (за эгоцентризм), она же говорит, что маленькие дети понимают переживания других людей. В пример она приводит эксперимент Хьюза на детский эгоцентризм (куклы).. Еще она разбирает эксперимент Макгарригла – «непослушный мишка». Котопсихологический эксперимент (различие видимого и реального): у Де Ври был кот. Это пример ограниченности дооперационального мышления, однако здесь опять действует фактор непонимания ребенком того, что от него хотят.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.54 (0.011 с.) |