Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль суда на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства. Виды подсудности уголовных дел.

Поиск

1. Полномочия суда на досудебных стадиях процесса — этозакрепленные нормами уголовно-процессуального закона средства правообязывающегои государственно-принудительного характера, необходимые и достаточные длядостижения процессуальных целей и решения конкретных задач суда на данныхстадиях процесса как властного участника уголовно-процессуальной деятельности,применение которых обязательно в определенных законом ситуациях и формах. Втаком понимании полномочия являются основным элементом судебной власти,реализуемой посредством уголовного судопроизводства в досудебных стадияхуголовного процесса, в связи, с чем они детерминируют назначение, роль,функцию, компетенцию и статус суда.

 

2. Полномочия суда, осуществляемые на досудебных стадияхуголовного процесса, в зависимости от особенностей их процессуальногоосуществления, характера возникающих правоотношений, субъектного состава,существа решений, принимаемых в результате их реализации и других параметровможно объединить в следующие формы деятельности:

 

1) судебный контроль.

2) применение мер процессуального принуждения.

3) разрешение судом ходатайств следователя и дознавателя опроведении следственных действий.

4) вынесение судом частного постановления (определения)

3. Существует объективная необходимость предоставления судуполномочий по принятию при применении ст.125 УПК РФ иных актов, кромепринимаемых по существу жалобы. Исходя из этого, предлагается закрепить в УПКРФ права суда по вынесению дополнительных (процедурных) решений (постановленияоб оставлении жалобы без движения, о возвращении жалобы, о передаче жалобы поподсудности, об отказе в приеме жалобы, о прекращении производства по жалобе, оприеме жалобы к производству).

 

4. Признается необходимым законодательное закреплениепредмета осуществления полномочий по применению мер процессуального принужденияи по рассмотрению ходатайства следователя о проведении следственных действий.

 

5. При решении вопроса о заключении обвиняемого,подозреваемого под стражу суд должен иметь установленные законом полномочияпереносить заседания на срок до 72 часов, помимо случаев, установленных взаконе, также:

 

1) в случае неявки приглашенного защитника, если участиезащитника в судебном заседании в соответствии с требованиями ст.51 УПК РФявляется обязательным;

2) если доставление подозреваемого, обвиняемого в заседаниебыло невозможно ввиду его болезни или других уважительных причин, и данныеобстоятельства могут быть устранены в течение 72 часов;

3) в случае неявки в заседание надлежащим образомуведомленного подозреваемого, обвиняемого, для его принудительного привода.

 

Подсудность - распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

 

Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).

 

В уголовном процессе различают три вида подсудности:

родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям;

территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания;

персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.

Особым случаем необходимости учета «персонального фактора» при определении подсудности уголовных дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда.

 

15. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя как участника уголовного судопроизводства.

Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК России - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обя­занности и обладающим определёнными правами, которые чётко опреде­лены законом.

Следователь занимает специфичное положение в уголовном процес­се. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголов­ного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо госу­дарственному органу, осуществляет функции государственного принужде­ния, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и орга­низаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от не­законного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма.

Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, ви­новных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК России).

С этой целью следователь вправе по находящимся в его производст­ве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качест­ве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные за­коном следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, ор­ганизаций, должностных лиц и граждан представления предметов и доку­ментов, могущих по делу установить фактические данные; требовать про­изводства ревизий и документальных проверок (ст. 86 УПК России); на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потер­певшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. ст. 42, 44, 54 УПК Рос­сии); задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК России); привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК Рос­сии); применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК России); приостано­вить производство по делу (ст. 208 УПК России); направить дело через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России).

Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК России.

Процессуальная самостоятельность следователя

Как участник уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. В соответствии с законом, при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает само­стоятельно, за исключением случаев, когда предусмотрено законом согласие и получение санкции от прокурора или постановления суда, и несёт полную ответственность за их законное и своевременное выполнение, то есть за ход и результаты расследования.

Обладая процессуальной самостоятельностью и независимостью, следователь принимает по делу решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке материалов дела. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для ис­полнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должно­стными лицами и гражданами.

Значимость решений и действий, предпринимаемых следователем, позволила законодателю за незаконное осуществление некоторых из них ввести уголовную ответственность. Преступлением считается:

• привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности

(ст. 299 УК РФ);

• незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300

УК РФ);

• незаконное задержание, заключение под стражу или содержание

под стражей (ст. 301 УК РФ);

• принуждение к даче показаний (ст.302 УК РФ);

• фальсификация доказательств (ч. 2,3 ст. 303 УК РФ).

Обеспечивая независимость следователя от чьего-либо влияния, уголовный закон предусмотрел ответственность за:

• воспрепятствование производству предварительного расследования (ст.294 УК РФ);

• посягательство на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование (ст.295 УК РФ);

• угрозу или насильственные действия в связи с производством

предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);

• клевету в отношении следователя (ст. 298 УК РФ);

• разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК

РФ);

• разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ).

По законодательству Российской Федерации следователь подлежит государственной защите. Даже депутат Совета Федерации и депутат Госу­дарственной Думы не вправе вмешиваться в деятельность следователя.

УПК Российской Федерации закрепил, что свои полномочия в уго­ловном процессе следователь осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, и в строгом соответствии с законом. Воздействие в какой бы то и было форме на следователя с целью воспре­пятствования объективному расследованию по уголовному делу влечёт ус­тановленную законом ответственность.

В ходе расследования уголовного дела следователь самостоятельно выдвигает версии, проверяет их, составляет план расследования. Следова­тель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, ру­ководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК РФ).

Проблема, связанная с процессуальной самостоятельностью следова­теля, при исследовании, как правило, сводится к его взаимоотношениям с прокурором и начальником следственного отдела.

Самостоятельность следователя нельзя понимать как бесконтроль­ность. В ряде случаев решения следователя должны быть санкционирова­ны или утверждены прокурором, либо согласованы с ним. Конституция Российской Федерации и УПК России предусматривают, что наиболее важные решения, связанные с ущемлением конституционных прав граждан, приня­тые следователем при производстве по делу подлежат санкционированию судом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.008 с.)