Раздел 4 «психологические угрозы на уровне индивидуального существования» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4 «психологические угрозы на уровне индивидуального существования»



Тема «Личность в экстремальных условиях жизнедеятельности»

Задание 1. Разработать технологию оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях.

Цель задания – ознакомить студентов с особенностями оказания экстренной психологической помощи людям в кризисных и экстремальных ситуациях.

Особенности выполнения задания – технология оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса включает следующие пункты: формулировка целей и задач, указание возраста, на который рассчитана технология, основные её блоки, методы работы, возможности применения и ограничения, литературный источник.

 

Ситуационные задачи

Раздел 1. Введение в психологию безопасности

Таблица 7.

Ситуационная задача 1.

Название задачи «Проблема рисков в образовательной среде»
Личностно-значимый познавательный вопрос Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска – и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Внешнее и внутренне содержание личностно-эмоционального неблагополучия может быть различным. На примере представленного текста, сформулируйте гипотезу, относительно перемен, происходящих с девушкой. Какие психологические проблемы ее мучают.
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила о помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6 – 7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?
 
Ознакомление Определите содержание проблемной ситуации
Понимание Объясните причины эмоционального состояния и поведения девушки.
Применение Предложите способ разрешения возникшей ситуации, позволяющий обеспечить психологическую безопасность личности и коллектива классы. Подберите методы диагностики, позволяющие оценить уровень эмоционального состояния девушки.
Анализ Проанализируйте стратегии оказания психологической помощи семье.
Синтез Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
Оценка Оцените возможности психолога для психологически безопасного разрешения ситуации

Раздел 2. Психологические угрозы на уровне существования общества

Таблица 8.

Ситуационная задача 2.

Название задачи «Проблемы коллективного сознания»
Личностно-значимый познавательный вопрос Психолого-педагогическая деятельность предполагает знание проблем массового сознания на личность человека. Попробуйте предположить, насколько востребованным является художественный фильм «Остров» и почему? Какие архетипы коллективного сознания и массового сознания составляют стержень картины. Какой вид кризиса наблюдается у главного героя картины?
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде Режиссер П. Лунгин свою картину «Остров» представляет как фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении, о том, как больно быть человеком, но необходимо им быть. Человек, на его взгляд не создан для того, чтобы жить только ради успеха и денег и приводить все отпущенные ему годы между работой и телевизором (интервью с режиссером в еженедельнике «Аргументы и факты», 2006. - №48).
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление Определите содержание проблемной ситуации главного героя
Понимание Объясните причины этой проблемы
Применение Предложите способ разрешения внутриличностного конфликта, позволяющий обеспечить психологическую безопасность личности героя.
Анализ Проанализируйте, какие архетипы коллективного сознания, и стереотипы массового сознания составляют стержень картины?
Синтез Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации.
Оценка Оцените насколько архетипы коллективного сознания и стереотипы массового сознания повлияли на личность главного героя в фильме «Остров»

Раздел 3. Психологические угрозы на уровне организаций и фирм

Таблица 9

Ситуационная задача 3.

Название задачи «Разрешение конфликта»
Личностно-значимый познавательный вопрос Психолого-педагогическая деятельность предполагает взаимодействие участников образовательного процесса, которое может принимать конфликтный характер. Разрешение конфликтных ситуаций составляет одну из компетенций педагога-психолога. Внешнее и внутренне содержание конфликтной ситуации может быть различным, поэтому однозначно верных вариантов разрешения невозможно. Каким образом психологу следует согласовать знания теории с реальными конфликтными ситуациями? Каков характер развития этого конфликта? Можете ли указать на конфликтогены? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия для «Б», исходя из закона эскалации конфликтов
Информация по данному вопросу Проанализируйте разговор между коллегами в организации. А: Уму непостижимо! Вы за полчаса испортили работу, которая налаживалась годами! Этому вас учили пять лет? Б: Это вас не касается. Лучше займитесь своим прямым делом. Суете свой нос… А: Это ваше оправдание? Мелковато….
 
Ознакомление Определите содержание и участников конфликтной ситуации
Понимание Объясните причины этого конфликта
Применение Предложите способ разрешения конфликта, позволяющий обеспечить психологическую безопасность его участников.
Анализ Проанализируйте стратегии поведения участников конфликта
Синтез Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
Оценка Оцените возможности участников для психологически безопасного решения конфликта.

Раздел. 4. Психологические угрозы на уровне индивидуального существования

Таблица 10

Ситуационная задача 4.

Название задачи «Кризисное состояние подростка»
Личностно-значимый познавательный вопрос Разрешение конфликтных ситуаций и планирование комплексных мероприятий по предупреждению, а также преодолению рисков образовательной среды является компетенциями психолога. Кризисное состояние детей и подростков часто оборачивается трагедией. Каким образом психологу следует согласовать знания теории с практикой? Важно: 1. Определить тип темперамента. 2. Определить рациональный способ общения. 3. Составить вопросы для беседы и возможные пути решения проблемы.
Информация по данному вопросу Ученик Миша меланхоличен, честолюбив, серьезен. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Входит в контакт с немногочисленным кругом людей. Обидчив, иногда медлителен. В эмоциональной жизни зависит от близких. Постоянно ищет способы доказательства любви и уважения близких и окружающих людей. В ситуации конфликта со сверстниками склонен к суицидальным попыткам. Дополнительная информация: подросток учится в 9 классе. Раньше учился в другой школе, но из-за конфликта с учительницей перевелся в другую школу.  
 
Ознакомление Определите содержание кризисного состояния подростка
Понимание Объясните причины этого состояния
Применение Предложите способ разрешения кризисного состояния, позволяющий обеспечить психологическую безопасность его участников.
Анализ Проанализируйте стратегии психолога общеобразовательной школы в данной ситуации
Синтез Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
Оценка Оцените возможности психолога для психологически безопасного решения ситуации.

Вопросы для собеседования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.005 с.)