Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Раздел 4 «психологические угрозы на уровне индивидуального существования»
Тема «Личность в экстремальных условиях жизнедеятельности»
Задание 1. Разработать технологию оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях.
Цель задания – ознакомить студентов с особенностями оказания экстренной психологической помощи людям в кризисных и экстремальных ситуациях.
Особенности выполнения задания – технология оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса включает следующие пункты: формулировка целей и задач, указание возраста, на который рассчитана технология, основные её блоки, методы работы, возможности применения и ограничения, литературный источник.
Ситуационные задачи
Раздел 1. Введение в психологию безопасности
Таблица 7.
Ситуационная задача 1.
Название
задачи
| «Проблема рисков в образовательной среде»
| Личностно-значимый познавательный вопрос
| Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска – и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Внешнее и внутренне содержание личностно-эмоционального неблагополучия может быть различным. На примере представленного текста, сформулируйте гипотезу, относительно перемен, происходящих с девушкой. Какие психологические проблемы ее мучают.
| Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде
| К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила о помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6 – 7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?
|
| Ознакомление
| Определите содержание проблемной ситуации
| Понимание
| Объясните причины эмоционального состояния и поведения девушки.
| Применение
| Предложите способ разрешения возникшей ситуации, позволяющий обеспечить психологическую безопасность личности и коллектива классы. Подберите методы диагностики, позволяющие оценить уровень эмоционального состояния девушки.
| Анализ
| Проанализируйте стратегии оказания психологической помощи семье.
| Синтез
| Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
| Оценка
| Оцените возможности психолога для психологически безопасного разрешения ситуации
|
Раздел 2. Психологические угрозы на уровне существования общества
Таблица 8.
Ситуационная задача 2.
Название
задачи
| «Проблемы коллективного сознания»
| Личностно-значимый познавательный вопрос
| Психолого-педагогическая деятельность предполагает знание проблем массового сознания на личность человека. Попробуйте предположить, насколько востребованным является художественный фильм «Остров» и почему? Какие архетипы коллективного сознания и массового сознания составляют стержень картины. Какой вид кризиса наблюдается у главного героя картины?
| Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде
| Режиссер П. Лунгин свою картину «Остров» представляет как фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении, о том, как больно быть человеком, но необходимо им быть. Человек, на его взгляд не создан для того, чтобы жить только ради успеха и денег и приводить все отпущенные ему годы между работой и телевизором (интервью с режиссером в еженедельнике «Аргументы и факты», 2006. - №48).
| Задания на работу с данной информацией
| Ознакомление
| Определите содержание проблемной ситуации главного героя
| Понимание
| Объясните причины этой проблемы
| Применение
| Предложите способ разрешения внутриличностного конфликта, позволяющий обеспечить психологическую безопасность личности героя.
| Анализ
| Проанализируйте, какие архетипы коллективного сознания, и стереотипы массового сознания составляют стержень картины?
| Синтез
| Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации.
| Оценка
| Оцените насколько архетипы коллективного сознания и стереотипы массового сознания повлияли на личность главного героя в фильме «Остров»
|
Раздел 3. Психологические угрозы на уровне организаций и фирм
Таблица 9
Ситуационная задача 3.
Название
задачи
| «Разрешение конфликта»
| Личностно-значимый познавательный вопрос
| Психолого-педагогическая деятельность предполагает взаимодействие участников образовательного процесса, которое может принимать конфликтный характер. Разрешение конфликтных ситуаций составляет одну из компетенций педагога-психолога. Внешнее и внутренне содержание конфликтной ситуации может быть различным, поэтому однозначно верных вариантов разрешения невозможно. Каким образом психологу следует согласовать знания теории с реальными конфликтными ситуациями? Каков характер развития этого конфликта? Можете ли указать на конфликтогены? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия для «Б», исходя из закона эскалации конфликтов
| Информация по данному вопросу
| Проанализируйте разговор между коллегами в организации.
А: Уму непостижимо! Вы за полчаса испортили работу, которая налаживалась годами! Этому вас учили пять лет?
Б: Это вас не касается. Лучше займитесь своим прямым делом. Суете свой нос…
А: Это ваше оправдание? Мелковато….
|
| Ознакомление
| Определите содержание и участников конфликтной ситуации
| Понимание
| Объясните причины этого конфликта
| Применение
| Предложите способ разрешения конфликта, позволяющий обеспечить психологическую безопасность его участников.
| Анализ
| Проанализируйте стратегии поведения участников конфликта
| Синтез
| Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
| Оценка
| Оцените возможности участников для психологически безопасного решения конфликта.
|
Раздел. 4. Психологические угрозы на уровне индивидуального существования
Таблица 10
Ситуационная задача 4.
Название
задачи
| «Кризисное состояние подростка»
| Личностно-значимый познавательный вопрос
| Разрешение конфликтных ситуаций и планирование комплексных мероприятий по предупреждению, а также преодолению рисков образовательной среды является компетенциями психолога. Кризисное состояние детей и подростков часто оборачивается трагедией. Каким образом психологу следует согласовать знания теории с практикой?
Важно:
1. Определить тип темперамента.
2. Определить рациональный способ общения.
3. Составить вопросы для беседы и возможные пути решения проблемы.
| Информация по данному вопросу
| Ученик Миша меланхоличен, честолюбив, серьезен. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Входит в контакт с немногочисленным кругом людей. Обидчив, иногда медлителен. В эмоциональной жизни зависит от близких. Постоянно ищет способы доказательства любви и уважения близких и окружающих людей. В ситуации конфликта со сверстниками склонен к суицидальным попыткам.
Дополнительная информация: подросток учится в 9 классе. Раньше учился в другой школе, но из-за конфликта с учительницей перевелся в другую школу.
|
| Ознакомление
| Определите содержание кризисного состояния подростка
| Понимание
| Объясните причины этого состояния
| Применение
| Предложите способ разрешения кризисного состояния, позволяющий обеспечить психологическую безопасность его участников.
| Анализ
| Проанализируйте стратегии психолога общеобразовательной школы в данной ситуации
| Синтез
| Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
| Оценка
| Оцените возможности психолога для психологически безопасного решения ситуации.
|
Вопросы для собеседования
|