Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальности 051102 – Общественное здравоохранение

Поиск

 

 

Практические

занятия: 30 часов

Самостоятельная работа студентов

под руководством преподавателя (СРСП) 14 часов

Всего аудиторных: 44 часа

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС): 46 часов

Всего часов: 2 кредита 90 часов

 

Форма контроля: экзамен

 

 

Курс: 4 Семестр: 7-8

 

 

Алматы, 2014


Силлабус разработан заведующим кафедрой, профессором Кенесариевым У.И., доцентами к.м.н. Амриным М.К., к.м.н. Досмухаметовым А.Т. в соответствии с Рабочей программой «Оценка риска здоровью населения от химического загрязнения объектов окружающей среды» для специальности 051102 «Общественное здравоохранение»

 

­­­­­­­­­­­­­обсужден на заседании кафедры Общей гигиены и экологии

от «____»___ ____2014 г. Протокол №________

 

­­­­­­­­­­­­­

Заведующий кафедрой, профессор _____________ Кенесариев У.И.

 

­­­­

 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Наименование ВУЗа: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

1.2 Кафедра: Общей гигиены и экологии

1.3 Дисциплина: «Оценка риска здоровью населения от химического загрязнения объектов окружающей среды»

1.4 Специальность: 051102– «Общественное здравоохранение»

1.5 Объем учебных часов\кредитов: 90 часов\2 кредита.

1.6 Курс и семестр изучения: 4 курс, 7-8 семестр

1.7 Сведения о преподавателях

№ п/п Ф.И.О. Ученая степень, должность, звание Приоритетные научные интересы Достижения, труды
1. Кенесариев У.И.   д.м.н., профессор   Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно-ядерных испытательных полигонов республики, реализация актуальных международных программ. Разработчик типовых программ для медицинских вузов республики по общей гигиене и экологии, автор более 300 научных трудов, в том числе соавтор учебников: «Экология и здоровье населения», «Коммунальная гигиена», «Гигиена» и учебных пособий: «Гигиена питания», «Радиационная гигиена» на государственном и русском языках. Читает лекции по общей гигиене и экологии на государственном и русском языках для студентов всех специальностей.
2. Амрин М.К.   к.м.н., доцент     Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения в нефтегазовых регионах и в регионах ракетно- ядерных испытательных полигонов. Разработчик рабочих программ по медицинской экологии для медико – профилактического, фармацевтического факультетов. Автор более 50 научных трудов, в том числе учебного пособия «Гигиена воздушной среды» на государственном и русском языках. Читает лекции по общей гигиене и экологии на государственном языке. ГОУ ДПО «Российская медицинская акадкмия последипломного образования» Росздрава по циклу «Социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения»
3. Досмухаметов А.Т. к.м.н., доцент Исследования состояния окружающей среды и здоровья населения, оценки рисков здоровью населения Занимается проблемами окружающей среды и здоровья населения. Читает лекции и ведет практические занятия по общей гигиене и экологии. Автор более 40 научных работ. Проходил обучение в ГОУ ДПО «Российская медицинская акадкмия последипломного образования» Росздрава по циклу «Социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения»

1.8 Контактная информация:

Кафедра общей гигиены и экологии, КазНМУ ул. Толе-би 94, 1 учебный корпус

тел. 2926722

факс 2926722

1.9 Политика дисциплины

Студент должен выполнять следующие требования кафедры:

- не опаздывать на занятия; 3 опоздания приравниваются к 1 пропуску по неуважительной причине.

- не пропускать занятия и лекции без уважительной причины;

- пропуски лекций не отрабатываются, но снижается на 1 балл оценка по рубежному контролю по разделу, по которому читались лекции, и вносятся дополнительные вопросы при сдаче экзамена.

- пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем; при несвоевременной отработке занятий оценка снижается на 25%.

- активно участвовать в учебном процессе;

- все задания практических занятий выполнять и оформлять соответственно требованиям;

- выполнять задания по СРС и СРСП на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки; при несвоевременной сдаче оценка снижается на 25%.

- сдавать своевременно все рубежные контроли, без чего допуск к экзамену не дается, а за несвоевременную сдачу рейтинг снижается по каждому рубежному контролю на 1 балл.

- находиться в аудитории в белых халатах.

 

 

Программа

Введение.

Приоритетным направлением современной цивилизации в области безопасности и устойчивости развития общества является не только выявление потенциально опасных для здоровья факторов окружающей среды, но и разработка стратегии устранения или снижения угрозы здоровью населения. В настоящее время подобный подход реализован в методологии оценки риска, используемой практически во всех странах и международных организациях.

 

2.2 Цель дисциплины: Формирование знаний и навыков по оценке рисков здоровью населения от химического загрязнения окружающей среды.

 

2.3 Задачи обучения:

- формирование знаний о факторах окружающей среды;

- формирование знаний об основных показателях здоровья населения;

- формирование правовой компетенции по охране окружающей среды и здоровья населения;

- формирование знаний по концепции оценки риска;

- формирование навыков по методологии оценки рисков;

- формирование навыков по интерпретации результатов оценки риска.

2.4 Конечные результаты обучения:

Формирование у студентов знаний:

• О концепции оценки риска;

• Об этапах оценки риска;

• Об идентификации опасности;

• Об оценке зависимости "доза-ответ»;

• Об оценке экспозиции;

• О характеристике риска для здоровья населения.

Формирование у студентов практических навыков:

- Самостоятельной работы с нормативной и справочной литературой по вопросам охраны окружающей среды и современными методами их исследования;

- По оценке риска здоровью населения от химического загрязнения объектов окружающей среды;

- Использовать знания для разработки мероприятий по предупреждению заболеваний, повышения грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий объектов окружающей среды.

Формирование у студентов коммуникативных навыков:

- Работа в малой группе;

- Взаимодействие с другими студентами и преподавателем при решении задач обучения.

Формирование у студентов правовой компетенции:

- Работа с нормативно-правовой базой данных при оценке риска.

- Знание Закона РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

- Знание Приказа №117 от 28.12.2007. Утверждено Комитетом государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Об утверждении Методических указаний по оценке риска для здоровья населения химических факторов окружающей среды.

- Знание Постановления Правительства РК №93 от 17 января 2012 года.

Формирование у студентов готовности к саморазвитию:

- Работа с нормативной и справочной литературой по вопросам охраны окружающей среды и современными методами их исследования;

- Работа в интернете с базой данных по оценке риска.

 

2.5 Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, общая гигиена.

 

2.6 Постреквизиты: общественное здравоохранение, эпидемиология.

 

2.6 Краткое содержание дисциплины:

• Концепция оценки риска.

• Основные элементы анализа риска.

• Оценка риска.

• Этапы оценки риска.

• Идентификация опасности.

• Оценка зависимости "доза-ответ".

• Оценка экспозиции.

• Характеристика риска для здоровья населения.

2.7 Тематический план: темы, форма и продолжительность каждого занятия (практических занятий, самостоятельной под руководством преподавателя, самостоятельной работы)

2.7.1 Тематический план практических занятий

№ п/п Название темы Форма проведения Кол- во часов
  Основы методологии оценки риска в системе социально-гигиенического мониторинга. Мозговой штурм, презентация, работа в малых группах, дискуссия, решение тестовых заданий  
  Идентификация опасности. Выявление опасности химических веществ по токсикологическим свойствам. Методика выявления приоритетных веществ Кейс-стади, презентация, работа в малых группах, дискуссия  
  Оценка зависимости «доза/концентрация - эффект» Кейс-стади, презентация, работа в малых группах, круглый стол, дискуссия  
  Оценка экспозиции. Кейс-стади, презентация, работа в малых группах, круглый стол, дискуссия  
  Характеристика риска. Оценка неопределенностей. Кейс-стади, работа в малых группах, круглый стол, дискуссия  
  Всего:    

2.7.2 Тематический план СРСП

№ п/п Наименование темы Форма проведения Кол-во часов
  Методы сбора и анализа информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения. Мозговой штурм, презентация, работа в малых группах, дискуссия  
  Идентификации опасности загрязнения атмосферного воздуха и воды. Отбор приоритетных веществ. Кейс-стади, презентация, работа в малых группах, дискуссия  
  Методы оценки экспозиции за счет атмосферного воздуха. Методы оценки экспозиции за счет водного фактора. Тестирование. Устный опрос. Кейс-стади, работа в малых группах, дискуссия  
  Рубежный контроль. Тестирование. Устный опрос.  
  Оценка воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население. Кейс-стади, презентация, работа в малых группах, круглый стол, дискуссия  
  Характеристика канцерогенных и неканцерогенных рисков. Кейс-стади, работа в малых группах, круглый стол, дискуссия. Тестирование. Устный опрос.  
  Рубежный контроль. Тестирование. Устный опрос.  
  Всего:    

2.7.3 Тематический план СРС

№ п/п Наименование темы Форма проведения Кол-во часов
  Состояние здоровья населения в связи с качеством окружающей среды и условиями проживания населения. Презентация, реферат, подготовка тестов.  
  Риск для здоровья и экологический риск. Презентация, реферат, подготовка тестов.  
  Риски в питании. Презентация, реферат, подготовка тестов.  
  Факторы, формирующие здоровье населения в различных районах Казахстана. Презентация, реферат, подготовка тестов.  
  Состояние и проблемы химической безопасности Республики Казахстан Презентация, реферат, подготовка тестов.  
  Всего:    

2.8 Задания для самостоятельной работы студентов

I. На практических занятиях: решение ситуационных задач, ответы на тестовые вопросы, составление кроссвордов и тестовых заданий.

II. СРСП: решение ситуационных задач, ответы на тестовые вопросы, составление кроссвордов и тестовых заданий.

III СРС: работа с рекомендуемой литературой по теме занятия, поиск новой информации в интернете, презентация, составление кросвордов, реферативных сообщений.

Литература

Основная:

4. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/Под ред. У.И. Кенесариева. – Алматы: «Самара-Принт», 2009. - 688 с.

5. Тулебаев Р.К.,Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А.А. Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах Республики Казахстан. – Алматы: Искандер, 2004. – 374 с.

6. Кенесариев У.И,.Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002.- 260 с.

Дополнительная:

Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду (Р 2.1.10.1920-04), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 05.03.2004 (Guidelines for Human Health Risk Assessment from Environmental Chemicals).

7. Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А., Авалиани С.Л., Буштуева К.А. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под. ред. Рахманина Ю.А., Онищенко Г.Г. М.: НИИ ЭЧ и ГОС, 2002. - 408 с.

8. Авалиани С.Л., Ревич Б.А., Балтер Б.М., Гильденскиольд С.Р., Мишина А.Л., Клиушина Е.Г. Оценка риска загрязнения окружающей среды для здоровья населения как инструмент муниципальной экологической политики в Московской области. Подольск, 2010. - 309 с.

9. Гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000.-608с.

10. Закон Республики Казахстан: «Об охране здоровья народов Республики Казахстан», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения Республики Казахстан». 2007.

2.10 Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, анализ конкретных гигиенических ситуаций, разбор случаев не соблюдения гигиенических нормативов, моделирование ситуаций, работа в парах, дискуссия.

СРСП: работа в малых группах, дискуссии, решение ситуационных задач

СРС: работа с литературой, электронными базами данных, решение ситуационных задач;, составление аналитических обзоров, ситуационных задач, тестов, решение тестовых заданий, подготовка научных рефератов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.007 с.)