Мыть посуду, чтобы вымыть посуду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мыть посуду, чтобы вымыть посуду



ТИК НАТ ХАН

ЧУДЕСНАЯ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

РУКОВОДСТВО ПО МЕДИТАЦИИ

МЕТОДЫ ДЗЭН-МАСТЕРА:

q МЕДИТАЦИЯ

q К ОНЦЕНТРАЦИЯ

q РЕЛАКСАЦИЯ

 



© Москва Дзэн-центр 1999

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2. Предисловие переводчика к английскому изданию

3. Основные правила

4. Чудесные шаги по земле

5. День внимательности

6. Камень

7. Одно во всем, все в одном: пять скандх

8. Миндалевое деревце

9. Три удивительных ответа

10. Упражнения осознанности

 

В этой небольшой книге даются начальные практические сведения о дзэн-буддийской медитации, которой может овладеть каждый желающий. Благодаря необыкновенному сочетанию полезных рекомендаций, простоты и глубины, эта книга уже нашла своего читателя. Она многократно переиздавалась в разных странах на разных языках. Ее читает уже третье поколение читателей. Книга не оставит вас равнодушными.

Эта книга адресована взрослому человеку, но может быть понята и ребенком. Она обращена к человеку, довольному собой и к человеку, имеющему личные проблемы, к человеку, ищущему свои Пути, и к человеку уже имеющему определенные убеждения или верования. Все это потому, что главное для мастера Тик Нат Хана это не убеждения человека, а человек сам по себе.

Последователи дзэн-мастера Тик Нат Хана живут во многих странах. Есть они и в России. Если Вы хотели бы углубить свою практику медитации или принять участие в культурных программах обращайтесь в Московский Дзэн-центр, информация о котором приведена на последней странице книги.

При подготовке текста данной книги выполнена ее новая редакция по изданию на английском языке “Beacon Press” Boston, 1995.

На востоке Учения часто называют «Путями». Поэтому пожелаем Вам счастливых Путей!

 

 

Б.В.

ноябрь 1999 г.

 

 

Предисловие переводчика к английскому изданию

 

«Чудесная внимательность»—это первоначально написанное на вьетнамском языке длинное письмо к Брату Куану, который состоял в совете Школы молодежи общественного служения в Южном Вьетнаме в 1974 году. Его автор, буддийский монах Тик Нат Хан, организовал в шестидесятых годах эту школу, которая следовала направлению «деятельный буд­дизм». Школа объединяла молодежь, желавшую действовать в духе сострадания. Опираясь на навыки, полученные в шко­ле, ее выпускники помогали обездоленным войной крестьянам. Они восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали медицинские пункты и образовывали сельскохозяйст­венные кооперативы.

Поскольку работники школы не поддерживали ни одну из воюющих сторон, их деятельность, зачастую, не вызывала под­держки из-за порожденной войной атмосферы страха и недо­верия. Работники школы были убеждены, что обе стороны яв­ляются отражением одной действительности и что подлинными врагами являются не люди, но идеология, ненависть и равнодушие. Такие взгляды изобличали воюющие стороны и в первые годы существования Школы на студентов было со­вершено несколько нападений. Некоторые из них оказались в плену либо даже были убиты. Несмотря на подписание в 1973 го­ду Парижского мирного соглашения, война все еще продолжалась и порою казалось, что невозможно не поддаться усталости и отчаянию. Постоянная работа, проникнутая духом любви и взаимопонимания, требовала большого мужества.

Будучи в ссылке во Франции, Тик Нат Хан написал письмо Брату Куану, желая поддержать своих соратников в столь мрачное время. Тхай Нат Хан («тхай»—это почти­тельное обращение к вьетнамским монахам, означающее «учи­тель») хотел напомнить им основные дыхательные упражне­ния, помогающие сохранять покой даже в самых трудных случаях. Поскольку Брат Куан и выпускники школы являлись его соратниками и друзьями, то письмо, получившее позже название «Чудесная внимательность», носит личный и непосредственный характер. Если Тхай упоминает проселочную дорогу, это значит, что он дей­ствительно ходил по ней вместе с Братом Куаном. Если упо­минаются лучистые глаза ребенка, то речь идет о сыне Брата Куана.

Когда Тхай писал это письмо, я находился в качестве американского добровольца, помогавшего Миротворческой делегации буддистов Вьет­нама. Тхай возглавлял делега­цию, которая являлась зарубежным представительством будди­стов Вьетнама, в том числе и Школы молодежи для общественного служения, и помотал им в деятельности по возрождению и укреплению мира. Я помню поздние вечера за чаем, когда Тхай объяснял разделы письма участникам делегации и нескольким близким друзьям. Естественно, мы стали думать о людях из других стран, которые также сумели бы извлечь пользу из описанных в книге упражнений.

К тому времени Тхай познакомился с молодыми буддистами из Таиланда, которые были вдохновлены вьетнамскими сторонниками «деятельного буддизма». Они также хотели действовать в духе осознанности и примирения и предотвратить на­чавшийся вооруженный конфликт в Таи­ланде. Им хотелось узнать, как это можно сделать без страха и злобы. Кое-кто из них говорил по-английски, и мы стали обсуждать бу­дущий перевод письма к Брату Куану. Идея перевода стала особенно острой после ликвидации буддийских типогра­фий во Вьетнаме, что лишило нас возможности издать письмо в виде небольшой книжки.

Перевод книги на английский язык, к счастью, поручили мне. Приблизительно три года я жил в представительстве Миротворческой делегации буддистов Вьетнама, где днем и ночью про­никался музыкальностью вьетнамской речи. Тхай стал моим официально назначенным учителем вьетнамского языка; не спеша, слово за словом, мы читали некоторые из его ранних работ. Таким образом, я познакомился с несколько необычными вьетнамскими буддийскими терминами. Разумеется, Тхай научил меня за эти три года не только языку. Его присутствие мягко и неизменно напоминало о подлинной человеческой природе, о пробуждении посредством осознанности.

Когда я стал переводить «Чудесную внимательность», я припомнил все события за прошедшие годы, которые питали мой собствен­ный опыт осознанности. Как-то раз я чересчур спешил приготовить еду и не мог найти ложку, оставленную мной среди груды посуды и продуктов. Пока я повсюду искал ее, Тхай зашел на кухню и рассмеялся. Он спросил: «Что это ищет Моби?» Разумеется, я ответил: «Ложку! Я ищу ложку!» Тогда Тхай опять улыбнулся и сказал: «Нет, Моби ищет Моби».

Тхай посоветовал мне переводить размеренно и неторопли­во, чтобы сохранять осознанность. Я переводил всего по две страницы в день. По вечерам Тхай вместе со мной просматривал эти страницы, заменяя слова и корректируя предложения. Ос­тальные друзья помогали нам в редактировании. Мне не хва­тает слов, чтобы полностью описать ощущения, испытанные при переводе его книги, но мое осознанное чувство пера и бумаги, положения тела и дыхания помогали мне отчетливо видеть, с какой силой внимательности Тхай писал каждое слово. Когда я следил за дыханием, я мог увидеть Брата Куана и выпускников Школы молодежи общественного служения. Более того, я сумел понять, что слова книги таят в себе заботу о каждом читателе, поскольку они проникнуты осознанностью и нежностью к живому человеку. Продолжая переводить, я увидел, как растет и ширится наше сообщество: Школа молодежи, мо­лодые последователи Тхая и многие наши друзья во всем мире.

Когда перевод был завершен, мы отпечатали его, и Тхай сделал сотни копий на втиснутой в ванную комнату делегации портативной офсетной машине. Приятным заданием для участников де­легации стала пеередача этих копий друзьям из разных стран.

С тех пор, подобно разбегающимся по воде кругам, книга «Чудесная внимательность» получила известность во многих странах. Она была переведена на несколько языков и была из­дана либо распространена на всех континентах земного шара. Для меня было радостью услышать мнение чита­телей, которым понравилась переведенная книга. Однажды я повстречал в книжном магазине человека, чей знакомый передал экземпляр этой книги друзьям из Советского Союза. А недавно я говорил с иракским студентом, которого хотели отправить об­ратно на родину, где его ждала смерть за отказ от участия в войне, которую он считал жестокой и бессмысленной. Он и его мать прочитали «Чудесную внимательность» и выполняли дыхательные упражнения. Еще я узнал, что выручка от издания на порту­гальском языке была отдана в помощь детям бедняков в Бра­зилии. Среди соприкоснувшихся с этой небольшой книгой оказались беженцы, заключенные, врачи, преподаватели и люди искусства. Я часто думаю, что «Чудесная внимательность» — это чудо само по себе, средство, объединяющее людей во всем мире.

На американских буддистов произвело сильное впечатление естественное и уникаль­ное слияние традиций Тхеравады и Махаяны, характерное для вьетнамского буддизма, описанное в книге. От других книг буддийского направления «Чудесная внимательность» отличается простым и ясным описанием упражнений, которыми лю­бой может сразу же заняться на практике. Однако книга заинтересует не только буддистов. В ней много общего с другими ре­лигиозными традициями. В конце концов, дыхание не относится к какому-либо верованию. Тех, кому понравится эта книга, могут заинтересовать и другие книги Тик Нат Хана,переведенные на английский язык. Им написаны десятки книг на вьетнамском языке; это короткие рассказы, новеллы, эссе, историче­ские трактаты по буддизму и стихи. Некоторые из его ранних переводов больше не переиздаются, но печатаются переводы новых работ: «Руководство по медитации во время ходьбы», «Обретение мира» и «Солнце—мое сердце».

Тик Нат Хан получил разрешение вернуться во Вьетнам, но большую часть времени живет в Селении Слив, в общи­не, которую он помог образовать будучи во Франции. Там, под руководством того самого Брата Куана, которому много лет назад было послано письмо «Чудесная внимательность», члены общины посадили сотни сливовых деревьев. Выручка от продажи слив идет на помощь голодающим детям Вьетнама. Кроме того, Селение Слив открыто для всех же­лающих провести там месяц, совершенствуя осознанность и выполняя медитацию. В последние годы Тхить Ньят Хань предпринимал также ежегодные поездки в Соединенные Штаты и Канаду для проведения недельных циклов созерцания, органи­зуемых Всемирным Братством Буддистов.

Мне хотелось бы выразить особую благодарность изда­тельству «Бекон Пресс» за переиздание данной книги. На­деюсь, что каждый, к кому попадет эта книга, почувствует, что она обращена не только к Брату Куану и к работникам Школы молодежи общественного служения, но и непосредственно к любому читателю.

Моби Хо

Август 1987 года

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Вчера ко мне зашел Аллен вместе с сыном Джоуи. Джоуи так быстро вырос! Ему уже семь лет, и он болтает по-фран­цузски и по-английски. Он даже использует несколько жаргон­ных словечек, подхваченных на улице. Детей здесь воспитывают совсем не так, как дома. Здесь родители убеждены, что для развития ребенка необходима свобода. Все два часа, что мы посвятили беседе, Аллену пришлось непрерывно следить за Джоуи. Джоуи играл, что-то бормотал и прерывал нас, мешая вести обстоятельный разговор. Я дал ему несколько детских книжек с картинками, но он, даже не взглянув, отбрасывал их прочь и вновь прерывал наш разговор. Он требовал постоянного внимания взрослых.

Потом Джоуи надел куртку и вышел поиграть с соседским мальчиком. Я спросил Аллена: «Считаешь ли ты семейную жизнь легкой?» Аллен не стал отвечать напрямик. Он сказал, что в по­следнее время, после рождения Анны, он не мог как следует вы­спаться. Ночью Сью будила его и, поскольку она была очень уставшей, просила его проверить, не перестала ли Анна дышать. «Я встаю, смотрю на ребенка, а потом возвращаюсь и опять засыпаю. Порой я повторяю это два-три раза за ночь».

«Кому проще: холостяку или семьянину?»—спросил я. Ал­лен не стал отвечать напрямик. Но я понял. Я задал другой во­прос: «Многие говорят, что, имея семью, чувствуешь себя не так одиноко и более спокойно. Это правда?» Аллен наклонил голову и что-то невнятно пробормотал. Но я понял.

Потом Аллен сказал: «Я открыл способ, как освобождать для себя время. Раньше я считал, что мой день разделен на несколько частей. Одна часть для Джоуи, другая для Сью, еще одна — чтобы присматривать за Анной, следующая — для работы по до­му. Все остальное время становилось моим. Я мог читать, писать, исследовать, гулять. Но теперь я стараюсь больше не разграничивать время. Я считаю время, проведенное с Джоуи и Сью, своим. Когда я помогаю Джоуи выполнять до­машние задания, я пытаюсь найти какой-нибудь способ, чтобы считать его время своим. Я учу вместе с ним уроки, увлекаясь всем, что мы делаем вместе. Отданное ему время возвращается ко мне. Точно так же со Сью. Самое замечательное, что у меня теперь стало столько личного времени!»

Пока Аллен говорил, он улыбался. Я удивился. Я знал, что Аллен не почерпнул это из книг. Это было его открытие, сде­ланное в обыденной жизни.

Чашка чая в ваших руках

В Соединенных Штатах у меня есть близкий друг—Джим Форест. Когда я восемь лет назад впервые встретил его, он со­трудничал с Католическим Обществом Мира. Прошлой зимой Джим навестил меня. Обычно перед тем как сесть пить чай после ужина, я мыл посуду. Как-то вечером Джим спросил, мо­жет ли он помыть посуду. Я сказал: «Попробуй, но если ты моешь посуду, то должен знать, как ее мыть». Джим воз­разил: «Неужели ты думаешь, что я не умею мыть посуду?» Я ответил: «Есть два способа мыть посуду. Первый — мыть посуду, чтобы сделать ее чистой. Второй — мыть посуду, чтобы вымыть посуду». Джим обрадовался и сказал: «Я выбираю второй способ — мыть посуду, чтобы вымыть посуду». Я передал ему этот «ответственный» пост на целую неделю.

Если, занимаясь мытьем посуды, мы только и думаем об ожидающей нас чашке чая, то мы спешим справиться с мытьем как с ненужной побочной работой, а не «моем посуду, чтобы вымыть посуду». Мы мертвы, когда так моем посуду таким образом. В са­мом деле, мы совершенно не в силах понять всю радость бытия, пока стоим так подле раковины на кухне. Если мы не можем мыть посуду, то, скорее всего, мы также не сможем пить чай. Держа в руке чашку чая, мы будем думать о посторонних вещах, едва ли сознавая, что мы держим в руках. Так нас уносит в будущее, и мы не в силах действительно прожить теку­щую минуту жизни.

Как съесть мандарин

Я помню, несколько лет назад, когда я первый раз вместе с Джимом путешествовал по Соединенным Штатам, мы сели под деревом и разделили мандарин. Джим стал говорить о том, что мы станем делать в будущем. Когда мы обсуждали интересные проекты, он настолько увлекался ими, что буквально забывал про то, что он делает в данный момент. Он положил в рот дольку мандарина и, не начав жевать ее, уже приготовился положить другую. Он едва ли чувствовал, что ест мандарин. Я только сказал: «Ты должен съесть взятую дольку мандарина». Джим стал осознавать, что он делает. Это было подобно тому, что он вовсе бы не ел мандарин. Если бы он это делал, он «ел» бы свои планы на будущее.

У мандарина есть дольки. Если вы сможете съесть одну дольку, возможно, вы съедите весь мандарин. Но если вам не съесть даже дольку, тем более, вам не съесть весь мандарин. Джим понял. Он медленно опустил свою руку и сосредоточился на дольке, уже находившейся во рту. Он вдумчиво пережевал ее, пе­ред тем как взять следующую.

Позже, когда Джим попал в тюрьму за протест против военных действий, я, беспокоясь, сумеет ли он выдержать жизнь среди четырех стен тюрьмы, отправил ему короткое письмо: «Помнишь мандарин, что мы ели когда-то вдвоем? Твое положение здесь похоже на мандарин. Съешь его, и он станет тобой. Завтра ты уже не вспомнишь о нем».

 

Сущность ученичества

Более тридцати лет назад, когда я впервые пришел в мона­стырь, мне дали небольшую книжку, озаглавленную «Сущность ученичества», написан­ную буддийским монахом Док Тье из монастыря Бао Шон, и просили запомнить ее содержание. Это была тоненькая книжка. Возможно, там было около сорока страниц, но туда вошли все те строки, которые использовал Док Тье для пробужде­ния своего ума во время любой работы. Пробудившись утром, он думал: «Я пробудился и надеюсь, что каждый достигнет великой осознанности и увидит совершенную ясность». Когда он мыл руки, он направлял свой ум: «Я вымою руки и надеюсь, что каждый войдет в реальность с чистыми руками». Книга целиком состояла из подобных строф. Их целью было помочь последователям кон­тролировать свое сознание. Дзэнский наставник Док Тье помогал новичкам сравнительно простым способом, опираясь на то, чему учит Сутра осознанности. Всякий раз, когда вы надеваете платье, моете посуду, идете в ванную комнату, расстилаете коврик, несете ведро воды, либо чистите зубы, вы можете применить подходящее строфы, чтобы вернуться к осознан­ности.

Сутра осознанности * гласит: «Когда последователь идет, он должен осознавать, что он идет. Когда последователь сидит, он должен осознавать, что он сидит. Когда последователь лежит, он должен осознавать, что он лежит... В каком бы положении ни было тело, последователь должен осознавать это положение. Упражняясь подоб­ным образом, последователь живет в полной и постоянной осо­знанности тела...» Однако осознавать положение тела недо­статочно. Мы должны осознавать каждое дыхание, каждое движе­ние, каждую мысль и чувство, все, что имеет отношение к нам.

Но в чем заключается цель наставлений этой сутры? Где нам взять время для подобных упражнений? Если потратить весь день на упражнения осознанности, хватит ли нам времени для выполнения работы по изменению и преобразованию общества?

* В сутрах Будда учит как можно использовать дыхание для достижения сосредото­чения. Сутра, в которой говорится об использовании дыхания для поддержки внимательности, называется Анапанасати Сутра. Приблизительно в середине III в. эта сутра была переведена на вьетнамский язык и прокомментирована дзэнским мастером центральноазиатского происхождения по имени Кхыонг Танг Хой. Анапана озна­чает дыхание, сати — осознанность. Танг Хой перевел это как «Стража сознания». Анапанасати сутра – это сутра использования дыхания для достижения осознанности. Сутра дыхания для достижения осознанности является 118-й в собрании сутр «Маджима-Никая» и учит шестнадцати методам примене­ния дыхания.

 

Как Аллену справиться с работой, занимаясь уроками Джоуи, отда­вая в прачечную пеленки для Анны и одновременно упражняясь в осознанности?

ЧУДЕСНЫЕ ШАГИ ПО ЗЕМЛЕ

Аллен сказал, что с тех пор, как он стал считать время, проведенное с Джоуи и Сью своим, у него появилось неограниченное количество време­ни. Но вполне возможно, что все это справедливо лишь в принципе. Ведь слу­чается что Аллен забывает, что, помогая учиться Джоуи, он работает на себя, и тогда он теряет время. Он мо­жет начать подгонять время или суетиться, уже не считая его своим. Чтобы в действительности иметь неограниченное время, ему при­дется постоянно думать: «Это мое собственное время», когда он помогает Джоуи. Но в таком случае посторонние мысли все рав­но могут смутиь ум, и поэтому, чтобы сохранить живость со­знания (далее я буду использовать слово «осознанность», обозначая живость сознания по отношению к настоящему моменту реальности), надо начинать упражняться прямо сейчас и делать это по­вседневно, а не только во время медитации.

Когда вы идете по дороге в деревню, вы можете упражнять­ся в

осознанности. Пусть вы идете по грязной дороге, пролегающей среди клочков зеленой травы, но, упражняясь в осо­знанности, вы поймете главное — эта дорога ведет в деревню. Упражняйтесь, сохраняя в сознании мысль: «Я иду по дороге, веду­щей в деревню». И в дождливую и в солнечную погоду со­храняйте эту мысль, но не повторяйте ее снова и снова подобно автомату. Это не будет внимательностью. Если, шагая по дороге в де­ревню, вы

действительно прониклись внимательностью, то всякий ваш шаг станет невообразимо чудесен, радость раскроет цветок вашего сердца и вы сможете вступить в мир реальности.

Мне нравится ходить одному по проселочным дорогам. По обеим сторонам раскинулись рисовые поля и растут дикие травы. Я делаю каждый шаг осознанно, помня о том, что я иду по удивительной земле. В подобные мгновения существование чудесно и таинственно. Принято считать, что ходить по воде либо по воздуху — это чудо. Но я думаю, еще большее чудо — ходить по земле. Каж­дый день мы соприкасаемся с чудом, которого даже не замечаем: лазурное небо, белые облака, зеленая листва, черные пытливые глаза ребенка, оба наших глаза — все это чудесно.

 

Как надо сидеть

Дзэнский наставник Док Тье говорил, что во время созер­цания надо сидеть прямо, сохраняя мысль: «Место, где я си­жу, подобно месту обретения Бодхи». Место обретения Бодхи — это место, где Будда достиг просветления. Если любой может стать Буддой, а будды — это все те бесчисленные люди, кото­рые достигли просветления, то я сижу там, где сидели они. Си­деть на месте Будды—счастье, а сидеть, сохраняя осознанность озна­чает стать Буддой. Поэт Нгуен Конг Чу почувствовал это. Он вдруг увидел всех людей, что приходили на то место, где он сидел, в далеком прошлом и всех, кто придет на это место в будущем:

Сегодня я сижу на том же самом месте,

Куда в прошедшие века сидеть другие приходили.

Пройдут тысячелетия и будут здесь сидеть иные.

Так кто же песнь поет и кто внимает?

Время, проведенное на этом месте, помогло открыть двери в бесконечность бытия. Но у деятельных, занятых людей нет времени ходить по дорогам, поросшим травой, или сидеть у подножья деревьев. Им необходимо обдумывать свои планы, советоваться с соседями, пытаться решать миллионы проблем — все это предполагает упорную деятельность. Им приходится сталки­ваться со всякими трудностями, каждую минуту думать о ра­боте, быть настороже, поступать умело и разумно.

Вы вправе спросить о том, как же нам упражняться в осознан­ности? Мой ответ таков: направьте внимание на свои действия, будьте бдительными, поступай­те умело и разумно при любых условиях, тогда это станет осознанностью. Нет причины отделять осознанность от сохранения внимания во время работы, от бдительности и ис­пользования здравого мышления. Для принятия лучшего ре­шения необходимо спокойное сердце и самообладание. Вся­кий знает об этом. Если мы будем раздражаться и начнем сер­диться, теряя контроль над собой, то мы можем испортим любую работу.

Благодаря чудесной внимательности мы заново создаем и улучшаем себя. Возьмем пример: волшебник разрезал свое тело на части и поместил их в различных местах—кисти на юге, руки на востоке, ноги на севере; затем, используя чудесную силу, он читает заклинание и собирает их снова вместе. Осознанность действует подобным образом — это чудо, с помощью которого можно мгновенно собрать в единое целое наше рассеянное сознание так, что мы можем полноценно прожить каждую минуту жизни.

Овладение дыханием

Итак, получается, что осознанность одновременно — это се­мя и плод. Когда мы применяем осознанность для сосредото­чения, осознанность — семя. Но сама по себе осознанность — это осознание жизни: наличие осознанности означает наличие жизни, поэтому осознанность также и плод. Осознанность спа­сает нас от рассеянности и забывчивости, она позволяет полно­ценно прожить каждую минуту жизни. Осознанность возвра­щает нас к жизни.

Вам следует знать, как дышать для сохранения осознан­ности,

поскольку дыхание является наиболее естественным и действенным средством от рассеянности. Дыхание — это мостик, соединяющий жизнь и сознание, и объединяющий тело и мысль. Если ваши мысли начинают рассеиваться, используйте дыхание как средство для того, чтобы вновь овладеть своим умом.

Сделайте легкий, но довольно продолжительный вдох, осозна­вая, что вы глубоко вдыхаете. Затем выдохните весь воздух из легких, сохраняя осознанность в течение всего времени выдоха. Сут­ра осознанности учит овладевать дыханием следующим образом:

«Всегда осознавайте свой вдох и свой выдох.

Вдыхая продолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю продолжительным вдохом”. Выдыхая продолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю продолжительным выдохом”.

Вдыхая непродолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю непродолжительным вдохом”. Выдыхая непродолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю непродолжительным выдохом”.

“Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю вдох”— упраж­няйтесь таким образом. “Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю выдох”— упражняйтесь таким образом.

”Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вдох”— упражняйтесь таким образом. “Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вы­дох"— упражняйтесь таким образом».

В буддийском монастыре каждый обучается использовать дыхание как инструмент для устранения рассеяности ума и развития силы сосредоточения. Сила сосредоточения — это сила, приобретаемая практикой осознанности. Опираясь на эту силу, достигают Ве­ликого Пробуждения. Если практикующий овладел своим собственным дыханием, он уже сделался пробужденным. Чтобы сохранять осознанность на продолжительное время, вам необходимо постоянно следить за своим дыханием.

 

* * *

Теперь уже осень, и золотые листья, падающие один за другим поистине прекрасны. Побродив минут десять по лесу, следя за дыханием и сохраняя осознанность, я чувствую бодрость и силу. Я поистине вхожу в общение с каждым листом.

Разумеется, про­ще сохранить осознанность, шагая по проселочной дороге в одиночестве. Если идущий с вами человек молчит и следит за дыханием, вам будет легко сохранять осознанность. Но если он начнет разговаривать, то сделать это будет труднее.

Если вы подумали: «Хочу, чтобы мой спутник пре­кратил говорить, и я смог бы сосредоточиться»,—вы уже поте­ряли осознанность. Но если вы подумали: «Пускай говорит, если хочет. Я буду слушать его, сохраняя осознанность и помня, что мы идем вместе. Слушая его, я буду продолжать следить за дыханием».

Если вы так подумали, вы сохраните осознанность. При та­ких обстоятельствах это трудно выполнить, но, сохранив отре­шенность, вы научитесь достигать большего сосредоточения. Я приведу здесь строчки из вьетнамской народной песни: «Легче всего следовать практике в пагоде, не так тяжело это делать в группе людей, но труднее всего - дома». Лишь в активной и трудной обстановке происходит действительное становление осознанности!

Спокойное дыхание

Ваше дыхание должно быть легким и непрерывным, подобно движению воды, просачивающейся через песок. Ваше дыхание должно быть настолько спокойным, чтобы сидящий поблизости человек не мог услышать его. Ваше дыхание должно быть подобным плавному течению реки, подобным скользящей по воде во­дяной змее. Оно не должно напоминать прерывистую цепь гор либо галоп скачущей лошади. Слежение за дыханием равносильно контролю над телом и умом. Когда наш ум рассеян и мы с трудом управляем собой, лучше всего при­менять осознанное дыхание.

Как только вы сели в позу для медитации, начинайте осознавать дыхание. Сначала дышите нормально, постепенно за­медляя дыхание до тех пор, пока оно не станет спокойным и ровным, а продолжительность вдоха и выдоха не увеличится. Все это время внимательно следите за происходящими внутри вас изменениями.

Как говорится в буддийской Сутре осознанности: «Вдыхая продолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю продолжительным вдохом”. Выдыхая продолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю продолжительным выдохом”.

Вдыхая непродолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю непродолжительным вдохом”. Выдыхая непродолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю непродолжительным выдохом”.

“Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю вдох”— упраж­няйтесь таким образом. “Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю выдох”— упражняйтесь таким образом.

”Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вдох”— упражняйтесь таким образом. “Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вы­дох"— упражняйтесь таким образом».

Через десять-двадцать минут ваши мысли успокоятся подобно прекращению волнения на поверхности воды.

Подсчет количества дыханий

Метод слежения за дыханием помогает сделать дыхание ровным. Если поначалу вам трудно им овладеть, то вы можете попробовать метод подсчета количества дыханий. Делая вдох и выдох, счи­тайте их в уме за первое дыхание. Делая следующий вдох и выдох, считайте их за второе дыхание. Продолжайте так до десяти, затем снова начните с первого счета. Отсчет похож на нить, связующую дыхание и сознание. Это упражнение служит основой для постоянного осознавания вашего дыхания. Без осо­знанности вы быстро собьетесь со счета. Если это произошло, просто вернитесь к началу упражнения и постараясь болыпе не делать ошибок. Если вы успешно освоили упражне­ние, то начинайте сосредоточиваться исключительно на дыхании. Когда вы расстроены либо рассеянны и вам не удается проявлять осознанность, возвращайтесь к своему дыханию. Контроль над дыха­нием сам по себе является осознанностью. Ваше дыхание— это удивительное средство для контроля над сознанием. Как гово­рится в наставлениях одного религиозного сообщества: «При любых обстоятельствах владейте собой. Используйте дыхание для со­хранения контроля над телом и умом и для развития осознан­ности, сосредоточенности и мудрости».

Каждое действие это обряд

Представьте себе башню, с вершины которой можно уви­деть окрестности, но обычным путем на нее не взобраться, лишь тонкая нить переброшена через вершину и свисает с обеих сто­рон. Сообразительный человек, привязав к одному концу нитки бе­чеву, обойдет башню и, натягивая нить, перетянет бечеву на другую сторону. Затем привязав к бечеве канат, он также пе­ретянет его. Когда с одной стороны канат дойдет до земли, а с другой будет закреплен, на башню будет несложно взо­браться.

Наше дыхание — это непрочная нить. Но, если мы знаем, как его применить, оно становится прекрасным средством для пре­одоления ситуаций, которые иному покажутся безнадежными. Наше дыхание — это мост между телом и сознанием, это звено, соединяющее и приводящее их в единство. Тело и сознание по­рождают дыхание, а оно объединяет их, проявляет их и при­носит им мир и спокойствие.

Многие говорят и пишут о бесчисленных преимуществах правильного дыхания. Они сравнивают человека, умеющего правильно дышать, с тем, кто нашел источник жизненной силы:

дыхание укрепляет легкие, очищает кровь и исцеляет любой орган тела. Они утверждают, что правильное дыхание важнее пищи. Все это верно.

В прошлом я был серьезно болен. За несколько лет ис­пользования лекарств и медицинского обслуживания мое со­стояние не улучшилось. Поэтому я обратился к методам дыхания и благодаря им достиг исцеления.

Дыхание — это инструмент. Дыхание — это осознанность. Используя в качестве инструмента дыхание, можно достичь бесчисленных преимуществ, но их нельзя считать самоцелью. Эти преимущества лишь побочные продукты достижения осо­знанности.

В моей группе медитации для европейцев много молодых людей. Я убеждаю их, что мало медитировать один час в день. Необходимо упражняться в медитации, когда идешь, стоишь, лежишь, сидишь или работаешь, умываешь руки, моешь посуду, протираешь пол, пьешь чай, разговариваешь с друзьями и в любом другом случае.

Занимаясь мытьем посуды, вы, наверно, думаете об ожидающем вас чае, стараясь сделать работу как можно бы­стрее, чтобы сесть и выпить чай. Но это значит, что вы не в со­стоянии жить, пока вы моете посуду. Пока вы моете посуду, самое важное — это вымыть посуду. Точно так же, когда вы пьете чай, самое важное—это чай. Направляясь в уборную, не забывайте, что нет ничего важнее для вас. И так далее. Когда вы рубите дрова это медитация. Когда вы несете воду, это медитация. Проявляйте осознавание не только в течение часа, по­свящаемого медитации, чтению писаний, либо декламации, но все двадцать четыре часа в сутки. Каждое движение должно быть осознанным. Каждое движение — это обряд, церемония. Под­нести чашку чая ко рту также означает совершить обряд. Мо­жет быть, слово «обряд» слишком возвышенно? Я, употребил его, чтобы показать, как жизненно важна осознанность.

ДЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

 

Каждый день и каждый час необходимо проводить осо­знано. Об этом легко сказать, но это не так просто осуществить. Вот почему я так настойчиво рекомендовал тем, кто приходит на семинары по медитации, выбрать один день в неделю и целиком посвятить его практике осознанности. Каждый день и каж­дый час должны быть осознанными. Но фактически мало кто из нас достиг подобного уровня. Нам кажется, что семья, работа и общество отнимают у нас все личное время. Поэтому я настаи­ваю на том, чтобы каждый уединялся один раз в неделю. Может быть, в субботу.

Если вы выбрали субботу, то весь субботний день должен принадлежать вам так, чтобы вы были полновластным хозяи­ном. Субботний день положит начало привычке упражняться в осознанности. Независимо от занятости, пусть это будет даже служение обществу, каждый имеет право на такой день, ина­че мы быстро потеряем себя в суетном мире, и все наши уси­лия окажутся бесплодными. Какой бы день вы ни выбрали, превратите его в день осознанности.

Чтобы не забыть про свой день, придумайте какой-то спо­соб, чтобы вспомнить в момент пробуждения, что этот день особый. Можете повесить на стену листок бумаги с надписью «осознанность» либо веточку сосны — нечто такое, что, когда вы откроете глаза, могло бы напомнить вам про день осознанности. Сегодня ваш день. Вспомнив это, вы, воз­можно, улыбнетесь, и ваша улыбка станет первым шагом к осознанности.

Еще лежа в постели, не спеша начинайте следить за дыха­нием, дышите медленно, глубоко и осознанно. Затем, неторо­пливо встав с кровати, вовсе не так, как вы делаете это обыч­но, питайте осознанность каждым движением. Все ут­ренние действия — чистку зубов и умывание делайте спокойно и расслаблено, сознавая каждое движение. Следите за дыханием, контролируя его. и не позволяйте мыслям рассеиваться. Любое движение должно выполняться спокойно. Соотносите ваши шаги со спокойным продолжительным дыханием. Слегка улыбайтесь.

Примите ванну по крайней мере в течение получаса. Мойтесь медленно и осознанно, так, чтобы, закончив мыться, вы почувствовали легкость и бодрость. Затем вы можете заняться работой по дому: вымойте посуду, протрите пыль со стола, подметитем пол на кухне, при­ведите в порядок книги на полках. Любую работу выполняйте неторопливо, легко и осознанно. Не выполняйте дела так, чтобы отделаться от них. Работайте без напряжения, но со всем своим вниманимем. Слейтесь со своей работой и наслаждайтесь ею. Без этого день потеряет свой смысл. Чувство, что работа вам навязана, исчезнет, если буде­те выполнять ее осознанно. Берите пример с дзэнских настав­ников. Что бы они ни делали, они выполняют это не проявляя нежелания, медленно и плавно.

Тому, кто только начинает заниматься, желательно пребы­вать в тишине весь день. Это не значит, что в день осознан­ности вам совсем не следует говорить. Вы можете говорить, даже петь, но, если вы стали говорить или петь, делайте это, полностью осознавая, что вы говорите или поете, стараясь говорить или петь как можно меньше. Разумеется, можно петь и одновремен­но упражняться в осознанности. Но помните: не имея большого опыта созерцания, во время разговора или пения вы скорее потеряете осознанность, чем ее сохраните.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.085 с.)