Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти



Подберите 10 простых, не связанных непосредственно слов. На­пример, игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю». Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать пять раз, каждый раз под на­званными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наиболь­шее число слов.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:

1. Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а по­том уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, за­бывчивости.

2. Зигзагообразная форма «кривой» указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

3. «Кривая» в форме «плато» наблюдается при эмоциональной вя­лости, отсутствии заинтересованности.

Методика Джекобсона

По определению способности к запоминанию

Названные вами слова или цифры ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция: «Я назову тебе слова (цифры), ты их постарайся за­помнить, а потом мне их в том же порядке повторишь». Вы называ­ете три слова (цифры). После повторения учеником называете че­тыре слова (цифры)... и т.д. до семи слов (цифр):


- контрольный столбец: если ре­бенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из 1-го столбца, за­дание по пей повторяются из этого (2-па) столбца..

2,7,4 4,7,1

9,6,1,8 3,0,6,2

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8, 1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7 При воспроизведении слов (цифр) выполнение задания оценивается следующим образом:

строка из 7 знаков - в 10 баллов («отлично»); строка из 6 знаков - в 9 баллов («очень хорошо»);


строка из 5 знаков - в 7 баллов («хорошо»);

строка из 4 знаков - в 4 балла («удовлетворительно»);

строка из 3 знаков - в I балл («неудовлетворитель»). 23

Методика по определению концентрации и распределения внимания

Начертите квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместите в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданной вами фигуре крестик, А при определении переключае-мости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - чер­точку.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не бу­дешь». При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить на одной выбранной вами фигуре крес­тик, а на другой - черточку. В остальные ничего не ставить. Правиль­ность, полноту выполнения задания оценивают по 10-балльной систе­ме, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание.

Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через 1 час. Инструкция: «Вспомни те слова, которые я тебе читал». Оценка 10 баллов - если ребенок вспомнил все слова, которые он воспроиз­водил в лучшем для себя варианте. Каждое невоспроизведенное сло­во уменьшает оценку на 1 балл..

Особенности речи

Речь - ведущая форма общения и мышления, опосредованная язы­ком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способ­ность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие-свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уро­вень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывание, речевую активность.



Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточ­ность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обус­ловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетли­вому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированы фонематический слух и фоне­матическое восприятие - умственное действие по определению ко­личества, последовательности, мест звуков.

Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализатор­ного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он пред­ставлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.

Имеют место случаи неверного понимания и неточного употреб­ления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «круж­ка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексичес­ким значением, но близких по звуковому составу (пояс - поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» — «шьет», «по­ливает» - «льет», «выливает» - «льет»); употребляют слова в при­близительном, неточном значении («сад» - «деревья», «шляпа» -«шапка», «клевать» - «есть»); называют целый предмет вместо час­ти и наоборот (посуда - тарелки, туфли - обувь, платье - одежда, одежда-рубашка); наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура- «тут соба­ка живет», дворник - «улицу метет», почтальон - «газеты, письма разносит»).

В словаре детей данной категории преобладают слова с конкрет­ным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагатель­ных употребляют в основном качественные, обозначающие непос­редственно воспринимаемые признаки (цвет, форму, величину), не­достаточно владеют антонимическими, синонимическими средства­ми языка.

В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

У детей с ЗПР отмечается неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются

 

Хлопни в ладоши, если услышишь звук м среди звуков п, к, м, н, п, т, м, р.

2. Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за-са, са-за-са, ба-па, па-ба, ба-па-ба, са-ша, ша-са, ша-са-ша, са-за-ца, ша-ча-ша, ра-ла-ла, ра-ла-ра."

3. Выделение звука в слогах. (Подними руку, если услышишь слог со звуком с (да, ка, ша, со, ны, а, жу, сы, га, си.)

4. Выделение звука в слове. (Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком р. Лужа, рука, живот, дыра, молоток, жук, кровать. НОЖНИЦЫ.)

5. Подбор слов с заданным звуком. (Вспомни слова со звуком з.)

6. Различение звуков в словах-паронимах. (Назови картинки и скажи, чем отличаются названия: Бочка-почка, точка-дочка, уточ­ка - удочка, коза - коса.)

7. Определение места звука: в начале, конце, середине слова. (Где находится звук ч в словах чайник, мяч, ручка?)

Обследование навыков звукового анализа слова

1. Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка.

2. Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет, танкист.

3. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.

4. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок,стол.

5. Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай.

6. Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи.

7. Закончить слово: бара_, пету_, самоле_.

8. Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса, трава - дрова.

Обследование активного словаря

1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображен­ные на картинках.

2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: ко­рова, собака, коза...

3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помеще­ние, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.)


4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя.

5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто?

Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, паль­то, платье, шуба, рубашка).

6. Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой?

- Морковь сладкая, а редька какая?

- Ручей узкий, а река какая?

- Трава низкая, а дерево какое?

7. Назвать действия людей и животных:

- Повар что делает?

- А почтальон, сапожник, учитель? И т.д.

- Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.

- Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, со­рока?)

 

8. Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.).

9. Назвать времена года, их последовательность и признаки.

 

10. Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый.

11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тай­на, громкий и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.014 с.)