Характеротношения к детскому коллективу (соииовалентность)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеротношения к детскому коллективу (соииовалентность)



 

 

Год обучения Число сделанных выборов
положительных отрицательных
1-й    
2-й    
3-й    

 

 

Год обучения Удовлетворенность в общении
высокая средняя низкая отсутствует
1-й        
2-й        
3-й        

Приложение 3

Основные требования к анализу урока

1. Обоснование правильности выбора темы. Место данного урока в си­стеме уроков по теме.

2. Цели и задачи урока.

3. Эффективность использования оборудования урока (дидактический и раздаточный материалы, наглядные пособия, ТСО, оборудование и исполь­зование классной доски).

4. Целесообразность выбора типа урока (степень готовности учащихся).

5. Организационная структура урока (четкость, логичность, последова­тельность, взаимосвязь частей, организованные формы работы учащихся на уроке, выполнение основных этапов урока).

6. Организация познавательной деятельности на уроке.

7. Реализация общих и специальных дидактических требований к уроку:
научность сообщаемых знаний;

 

Наблюдаемый позна­вательный процесс с его свойствами Внешние проявления этих свойств Как это организуется учителем?
Осмысленность Точность Обобщенность мышления Логичность мышления /. Восприятие Ученик выделяет су шест-венное; ответы на соответ­ственные вопросы По точности или ошибкам учеников 2. Мышление Легко ли улавливает общее в отдельных фактах, умеет ли выделить главное, при­держивается темы, рассуж­дения? Связь отдельных частей рассуждения, умение их по­казать и сделать выводы Удается ли наглядность, дается ли четкая инст­рукция к восприятию? Насколько четко ставит вопросы? Как учит приемам мышления: анализу, синтезу, срав­нению, обобщению? Насколько обеспечивает самостоятельность мышления (дает,готовый ответ, подсказку* или са­мостоятельный поиск решения)?

 



Продолжение


Наблюдаемый позна­вательный процесс с его свойствами


Внешние проявления этих свойств


Как это организуется учителем?


 


Гибкость мышления

Сосредоточенность

Огвлекасмость

Устойчивость

Распределение

Переключение

Произвольное

запоминание

Непроизвольное

запоминание

Осмысленная

Механическая Воспроизведение материала осмысленное


Умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы

3. Внимание

Поглощенность деятельно­стью. Разговоры, посторон­ние дела, ответы невпопад. Длительность работы над объектом. Выполняет свою работу и следит за ее вы­полнением у товарища, у доски. Скорость перехода от одного дела к другому

4, Память Цель запоминания

Без цели к запоминанию

На внутренних смысловых

связях

На внешних связях

Своими словами, своими

примерами


Создаются ли установки быть внимательными, подчерки лает ли значи­мость материала. Четко ли организует деятель­ность учащихся на уро­ке, насколько она актив­на. Насколько разнооб­разны методы работы?

Насколько образно, эмо­ционально, жизненно, логично преподает мате­риал? Насколько активно работает с ним? Как вы­деляет главные мысли? Как организует повторе­ние материала (зарисовки, конспекты, свои приме-ры)?


 


Наличие интересов, их активность

Отношение к учителю и к учению


5. Мотивация деятельности

Поднимает руку, задает вопросы. Часто и подробно высказывается, вносит по­правки, дополнения, возра­жения. О чем спрашивает, какие примеры приводит и что лучше запоминает? Добросовестен, прилежен, бездеятелен. Занимается посторонними делами. Ре­акция на требования учите­ля, похвалу, порицание


Какими приемами созда­ет дополнительные мо-тивы: требовательно­стью, занимательностью, подчеркиванием важно­сти материала, постоян­ной опекой и контролем деятельности детей или дисциплинарными мето­дами: суровый тон, на­каз, угрозы? Такт учите­ля, учет возрастных осо-бен ноете й учащихся



доступность знаний {учет возрастных особенностей, потенциальных воз­можностей); индивидуальный VI дифференцированный подходы; связьсжизнью; межпредметные связи;

развитие навыков самоконтроля, самостоятельности; коррекция речи учащихся; наглядность (коррекционно-развивающая роль).

8. Оценка деятельности учителя на уроке:
владение материалом;

методическое мастерство (рациональность, распределение времени по этапам урока;

количество учебного материала;

степень его трудности;

эффективность использования методов и приемов обучения (адапта­ция к познавательным возможностям детей);

контакт с классом (педагогический такт, эрудиция, отношение к детям, учет и оценка знаний, средства общения, характеристика речи учителя (тон, темп и так далее).

9. Оценка деятельности учащихся на уроке:

поведение учащихся на уроке (дисциплина, активность, интерес); степень и характер участия в работе всего коллектива в целом и отдель­ных учащихся.

10. Работа с учебником и тетрадью:
умение работать самостоятельно;
соблюдение единого орфографического режима.

11. Общая оценка урока (выводы и предложения):

выполнение плана, степень достижения поставленных целей и решение поставленных задач урока;

наиболее интересные моменты;

замечания и предложения, которые необходимо учесть в системе рабо­ты по повышению эффективности урока.

Приложение 4 Физкультурные минутки

Одна из форм двигательной активности - физкультурные минутки: не­большойпо интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему ус­воению учебного материала. Особенно важно проводить их в начальных классах и на каждом уроке, так как дети быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает.

 

Комплекс упражнений состоит из трех - четырех простых упражнений: сжимание и разжимание пальцев рук, наклоны, приседания, разгибание в позвоночнике с потягиванием. Время выполнении 1-3 мин. Упражнения для пальцев и кистей рук приведены на рисунках. Постепенно нужно обновлять комплекс упражнений.

Для возбудимых детей подбирают «успокаивающие» упражнения, а для заторможенных, наоборот.

Упражнения дети могут выполнять, сидя за партой и стоя.

Подбор упражнений зависит от учебного предмета.

Наиболее эффективны упражнения со словесным сопровождением.


Зайка

Зайка беленький сидит. Он ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

Кони

Топ-топ-топ-топ Ты скачи-несись в галоп. Пролети, конь, скоро-скоро Через реки, через горы


Дети сидят на корточках. Поднимают руки к голове и поворачивают кисти рук то в одну, то в другую сторону. Хлопают в ладоши.

Прыгают.

Дети, имитируя движения, показы­вают, как зайка убегает. Имитируют бег лошади.

Широко разводят руки в стороны, вверх (показывают, какие горы)


 


У медведя

У медведя во бору

Грибы, я голы беру.

Я тихонечко хожу

И медведя не бужу.

Вижу вдруг- медведь сидит

Но на нас не рычит!

Буратино

 

Буратино потянулся, Раз - нагнулся,


Имитируют сбор грибом. Ходят на носочках.

Прячутся, приседают. Показывают все действия.


Два-нагнулся,

руки в стороны развел,

Поклонился и пошел.

В лесу

Дети по лесу гуляли Землянику собирали. Слева ягодка висит, Справа прячется, молчит. Долго с вами мы гуляли И, конечно же, устали.

Птички


 

 

Имитируют прогулку.

Поворот - наклон. Поворот - наклон.

 

 


 


 


 

Птички в гнездышке сидят Полетать они хотят. Дружно крыльями взмахнули И тихонько упорхнули.

Учимся маршировать

Мы в строю шагаем браво:

Левой - правой,

Левой - правой.

Это-левая рука,

Это - правая рука.

Ох, наука нелегка.

Это - левая нога.

Это - правая нога.

Ох, наука нелегка.

Раз-поднялись, потянулись,

Два - согнулись, разогнулись, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять-руками помахать. Шесть - за парту сесть опять.

В классе


Показывают все действия.

 

Показывают все действия.


 

 


Показывают все действия.

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова-это два,

Руки вниз, вперед смотри - это три,

Руки в стороны пошире, развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать - это пять,

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.




 


 


«Бочонок-


 


Птичка-


 


 


 


 


 


 




 


 


Дом-


-Ворота»


 


 


 


 


 







 


 


Мышь»


 


-Курица»


 


 

 

 

"Лебедь-


 

 





-Утка-


«Замок»


 


 


 


 



 

 


 


■Лошадь


«Лягушка»


 


 


 




 


 


 


•Стол.


Зайчик»


 



 

 


 


 


 


 


«Петух-


«Кошка>



Две лягушки

Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Вправо, влево наклонялись И друг дружке улыбались.

Все старались: мы писали И немножечко устали. Вверх поднимем наши ручки идотянемся до тучки.

Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло. «Я тетрадь свою открою И наклонно положу. А теперь прошу вниманья: Ручку я вот так держу.» Не сутулимся, не гнемся. За работу мы беремся.

Про грибы

Влез опенок на пенек, Постоял один денек. На ветру качался, Низко наклонялся Тоненький пре тоненьк ий. Ножка, как соломинка. А потом склонился И совсем свалился.

Шел по лесу Гриша, шел, Белые грибы нашел. Раз - грибок, Два грибок. Полезайте в кузовок!

Про зайку

Скок-поскок, скок-поскок. Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет.

 

Зайцу холодно сидеть. Нужно лапочки погреть: Лапки вверх, лапки вниз. На носочки поднимись. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли пятки.

Раз, два, три, четыре, пять. Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд. Он подпрыгнул 10 раз.

Разминка

Руки на пояс поставьте вначале. Влево и вправо качните плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки, Если сумели - все в полном порядке.

Мы подпрыгнем столько раз, Сколько девочек у нас. Столько сделаем хлопков, Сколько в комнате цветков. Сколько лампочек у нас, Пошагаем столько раз. А присядем столько раз, Сколько мальчиков у нас.

 

Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг-скок, прыг-скок. Прискакали на лужок.

Мы сегодня рисовали. Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

 

Насос

Эй, друзья, насос включаем,

Воду из реки качаем. Влево - раз, вправо -два.

Потекла ручьем вода.

(И. п. - стойка - ноги врозь, на счет раз -наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; на счет два -И.п.; на счет три -наклон вправо, движение вверх левой рукой.)


 

Прыгают со взмахом рук вверх, вперед.

Голову поворачивают влево, вправо, вверх, вниз

Показывают все действия.

 

 

Показывают все действия.

 

Показывают все действия.

 

Показывают все действия.


 

Еще разминка


Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон и два - наклон, Зашумел листвою клен.

Руки выше-выше-С неба тучку достаем, руки ниже-ниже -Грядку дождичком польем.


 

 


.


 


 


 


Приложение 5


Занимательный материал

Загадки

Загадка - краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, замысловатой, заключающей в себе задачу в виде явного (прямого) илипредполагаемого (скрытого) вопроса.

Отгадать загадку - совершить довольно сложную мыслительную опера­цию. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение» (К. Д. Ушинский).

При отборе загадок необходимо учитывать:

соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам, жизненному опыту детей;

полноту и конкретность характеристики;

доступность языка и степень сложности художественного образа;

тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадыва­нии.

Временя гола, месяцы

Ежегодно к нам приходят в гости: один - седой, другой - молодой, третий -скачет, четвертый - плачет.

(Четыре времени года: зима, весна, лето, осень)

Стоит дерево. На нем двенадцать веток. На каждой ветке тридцать листьев. У каждого листа одна сторона белая, а другая темная.

(Год, месяц, дни и ночи)

Двенадцать братьев мчат вперед, всегда вперед за годом год. Но им друг друга не догнать. Скажи, как братьев этих звать?

(Месяцы года: январь, февраль,...)


Снегна полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает?

 

(Зимой)

Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром.

Спать ложится солнышко раньше с каждым днем.

(Осенью/

 

 

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?

(Летом)

На сугробах ломкие льдинки-кружева. Первые проталинки, первая трава.

(Весной)

Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром.

Спать ложится солнышко раньше с каждым днем.

(Осенью/

Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над землей - пушинки?

(Зима)

Она приходит с ласкою, журчаньем вод и сказкою: волшебной палочкой махнет- в лесу подснежник расцветет.

 

Оно за весною к нам в гости идет. С собою приносит немало забот. Горя­чие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски- Велит нам обильный собрать урожай. Румяный, душистый испечь каравай.

(Лето)

Прошла по лугам, по лесам и полям. Припасы на год заготовила нам. Упрятала их в погреба, закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима».

(Осень)

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду -упадет, не вода уже, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повер­нуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц этот?

(Январь)

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. - То бураны к метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Дует теплый южный ветер. Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мок­нет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц, кто узнает?

(Март)

 

Яростно река ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?

(Апрель)

Зеленеет даль полей, запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?

(Май)

Теплый длинный-длинный день. В полдень крохотная тень. Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос. Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка?

(Июнь)

Жаркий, знойный южный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов. Время ягод и грибов. Дни его -вершина лета. Что, скажи, за месяц это?

(Июль)

Листья клена пожелтели. В страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи?

(Август)

Вот наступила учебы пора. С ранцами в школу спешит детвора. У перво­классников в ранце «Букварь». Как называется месяц?

(Сентябрь)

В золоте стоят леса. На лазурны небеса часто тучи набегают, скучный дождик проливают

(Октябрь)

Все мрачней лицо природы. Почернели огороды. Оголились все леса. Смолкли птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

(Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга до весны легли снега. Только месяцтот пройдет, мы встречаем новый год.

(Декабрь)

Природа и ее явления, растения, животные, птицы и насекомые

Это кто такой садовник полил вишню и крыжовник, полил сливы и цветы. Вымыл травы и листы. А как сумерки настали, нам по радио сказали, что и завтра придет поливать огород.

(Дождь)

Что за звездочка такая на пальто и на платке, вся сквозная, вырезная, а возьмешь - вода в руке?

(Снежинка)



 


Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло утекло.

(Сне?)

Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ла­дошке.

(Снежинка)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

Живет -лежит, умрет - побежит.

(Снег; Лежал, лежал и в речку побежал.

(Снег)

По снегу покатите - я подрасту, на костре погреете - я пропаду.

(Снежный ком)

У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет- гвоздь упадет.

(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет веской.

(Сосулька)

Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда. Я сверкаю в лопухах, на опушках и лугах.

(Роса)

Тучка по небу гуляла, туча бусы растеряла. Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки.

(Дождь)

Не снег и не лед, а серебром уберет.

(Иней) (Вода) В тишь и безветрие нас нигде, лишь ветер подует, бежим по воде. (Волны) По серебряной дороге мы отправились в поход, но, устав, остановились, а она себе идет. (Река) Весело журчат, друге другом сливаются, в речку превращаются. (Ручейки) Я зеленое-зеленое. Я соленое-соленое. У меня сокровищ много. Хоть трудна до них дорога. И не маленькую роль среди них играет соль.

Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая?


 



Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

д я моря младший брат. Я помочь любому рад. Высыхаю я от солнца, оставляя соль на донце.

(Озеро)

Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой, и в густой траве прячет хвостик голубой?

(Ручей)

Не земля, не водица - кораблям не годится.

(Болото)

Между кочек и зыбей, моха и гнилушек государство журавлей, уток и лягушек.

(Болото)

Пушистая вата плывет куда-то, но чем вата ниже, тем и дождик ближе.

(Облако) Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей окру­ги полила.

(Гроза)

Махнула птица пером - закрыла весь мир одним крылом.

(Туча)

Блеск за блеском, треск за треском, плеск за плеском.

(Гром, молния, гроза)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет и растет.

(Дождь, земля, хлеб)

Кручу, верчу, знать никого не хочу.

(Вьюга)

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)

Есть на свете конь - всему свету не догнать.

(Ветер)

Я березу качну, я тебя подтолкну. Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

(Ветер)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка. Собаки лают -достать не могут.

(Месяц) За домом у дорожки висит поллепешки.

(Месяц)


Золотое яблоко по небу катается, с утра улыбается, а улыбки лучи очень горячи.

(Солнце)

Что видно только ночью?

(Звезды)

Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь миргалдит, а людям на себя

(Солнце)

глядеть не вел ит.
Светит, сверкает, всех согревает.

 


(Солнце)

Крашеное коромысло через реку повисло.

(Радуга)

Голубая простыня весь свет укрывает.

(Небо)

Голубой платок. Алый колобок по платку катается, людям улыбается.

(Небо и солнце)

Угли пылают- совкам не достать. Ночью их видно, а днем не видать.

(Звезды)

Круглый-круглый, сладкий-сладкий, с полосатой кожей гладкой. А раз­режь - посмотри: красный-красный он внутри.

(Арбуз)


Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.


(Арбуу


Ее узнаешь по примете: нет деревца белей на свете.

(Береза)

Аленькая, маленькая, круглая, блестящая. С каждою неделей чернее я и слаще. В руке моей тросточка, а внутри - косточка.

(Вишня)

Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.

(Дыня)

 


На жарком солнышке подсох и рвется из стручков...

(Горох)

На пригорке у жильцов много тонких стебельков. Каждый тонкий стебе-

 
(Земляники) (Земляника)

 

лек держит алый огонек.

Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.


Сидит она на грядке в зеленой кроватке. Сотни одежек, а все без застежек.

(Капуста)

Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка.

(Капуста)

Я красна, я кисла. На болоте я росла. Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Низок, да колюч. Сладок, да пахуч. Ягоду сорвешь - всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Из земли вырастаю, весь мир одеваю.

/Лен)

Любопытный красный нос по макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке зеленые пятки.

(Морковь)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей полна горница людей.

(Огурец)

Лежит меж грядок зелен и гладок.

(Огурец)

Повернулось к солнцу золотое донце.

/Подсолнух)

Золотое решето черных домиков полно. Сколько черных домиков, столько белых гномиков.

(Подсолнух)

Сверху зелена, внизу красна, в землю вросла.

(Свекла)

Стоит Антошка на одной ножке.

(Гриб)

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Пускай, как еж, колючая, а для ребят всех лучше я!

(Елка}

Веской веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

Зимой и летом одним цветом.

(Елка, сосна)


Стоит Алена- платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

(Береза)

Расту в земле на грядке я,красна, длиннаи сладка.

(Марковы

Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый. А рубашка зелена -вся на солнышке она.

л

!Млю крепко. (Репка/

(Редиска/

Кругленький и желтый бок, сидит на грядке колобок.

Что же


 

 


В землю - блошкой, из земли - лепешкой.

(Репа)

Кругла да гладка, откусишь - сладка. Засела на грядке крепко.

а зовут ее...

(Репка/

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

(Капуста/

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом...

(Картошка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну. рассыпчата, вкусна!»

(Картошки)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а...

 
(Лук)

 


 


Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.


(Лук)


Летом - в огороде свежие, зеленые, а зимою - в бочке желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..

(Огурцы)

Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крюч­ком. Эти поросятки играютс нами в прятки.

(Огурцы)

Золотая голова велика, тяжела отдохнуть прилегла, только шея тонка.

(Тыква)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, На вид - похож на мяч.

(Арбуз)


 


Удивительное солнце: в этом солнце сто оконцев, из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат.

(Подсолнух) ■ Посреди двора золотая голова.

(Подсолнух)

Черная макушка, желтая опушка.

(Подсолнух)

Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались оттуда бусин­ки-дробинки.

(Горох)

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда -треснул домик гладкий. Поскака­ли кто куда круглые ребятки.

(Горох)

Растет зеленый кустик. Дотронешься-укусит.

(Крапива)

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берет и воронам не дает.

(Огородное пугало)

На малину налетели, поклевать ее хотели. Но увидели урода- и скорей из огорода! А урод стоит на палке с бородою из мочалки.

(Огородное пугало)

Я румяную матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда матрешка упа­дет сама в траву.

(Яблоко)

Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

(Слива)

На сучках висят шары, посинели от жары.

(Слива)

Маленькая печка с красными угольками.

(Гранат)

Красненька матрешка, беленько сердечко.

(Малина)

Солнце жжет его макушку, хочет сделать погремушку.

(Мак)

Голова на ножке, в голове горошки.

(Мак)


 


Стоит дуб, полон круп. Шапочкой накрыт, гвоздиком прибит.

(Мак)

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют.

(Рябина)

Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

(Лес)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

(Березы)

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей.

(Береза)

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.

(Береза)

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки.

(Земляника)

В колыбельке подвесной летом житель спит лесной. Осень пестрая придет -на зубок он попадет.

(Орех)

В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок буду­щего лета.

(Желудь)

На зеленом шнурочке белые звоночки.

(Ландыш)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

(Мох)

Звери, ни 11Ш.1, рыбы, насекомые

Шерстка мягонькая, да коготок остер.

(Кошка)


Часто прячется на крыше -я зову, а он не слышит. Притворяется, что спит, сам за птицами следит. Выйдет мама из сеней - он скорей бежит за ней.

(Кот)

В дупле живет да орешки грызет

(Белка)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью распевает, время считает.

(Петух)

Избушка новая -для всех столовая. Зовет обедать - крошек отведать.

(Кормушка)

Без рук, без топоренка построена избенка.

(Гнездо)

Видали вы его не раз, он скачет в двух шагах от нас. «Чик-чирик, чик-чирик». Кто к этой песне не привык?

(Воробей)

Кар! Кар! Кар! Взлечу на пень, буду каркать целый день.

(Ворона)

Все время стучит и деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.

(Дятел)

Всех перелетных птиц черней, чисгиг пашню от червей, взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица...

(Грач)

На шесте дворец, во дворце певец.

(Скворец)

Как-то раз на яблоне прямо предо мной яблоки румяные выросли зимой. Прыгают по веткам, весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее...

(Сорока)

Не зверь, не птица, а нос, как спица.

(Комар)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком -он поделится медком.

(Пчела)

Стоят домики рядком, может, с ними ты знаком? Пчелы там живут весь

год и хранят душистый мед.

(Ульи)

В воде мы живем, без воды пропадем.

(Рыбы)


Колюч, да не еж, в речке живет.

(Ерш;

Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной и стоитсреди травы -уши больше головы?

(Заяц)

Бежите горушки, прижав ушки.

(Заяц*

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лиса)

Кто в мороз зимой холодной бродит по лесу голодный?

(Вол К)

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна.

(Медведь) Кто на своей голове деревья носит?

(Олень)

По лесной тропе идет, гордо голову несет, а рога раскинул врозь, наш лесной красавец...

(Лось)

Водяные мастера строят все без топора: дом из хвороста и тины, настоя­щую плотину.

(Бобры)

Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает.

(Крот)

Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки.

С ветки на ветку, быстрая как мячик, прыгает-скачет рыжая циркачка. Вот на лету она шишку сорвала, и вместе с ней в дупло убежала.

(Белка)

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

По веткам скачет, да не птица. Рыжая, да не лисица.

(Белка)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серень­кой зимой и в рыжей шубке летом.

(Белка)

Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил, а в кусты через пенек промелькнул, как огонек?

(Белка)


Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на-зиму грибы?

(Белка)

Словно елка, весь в иголках.

(Еж)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Еж)

Нос, как у свинки, да колки щетинки.

(Еж)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.

(Еж)

Иголки лежали, лежал и да под стол убежали.

(Еж)

Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья?

(Ежу)

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям кочует - коноплю ворует.

(Воробей)

Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку... ку-ку!»

(Кукушка)

-

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

Плотник острым долотом строит дом с одним окном.

(Дятел)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.

(Дятел)

Черный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост как упор.

(Дятел)

аерещунья, белобока, а зовут ее...

(Сорока)

В тесной избушке ткут холсты старушки.

(Пчелы)


рамматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях (мальчик нали­вает чай в чашке), неправильного выбора формы и времени глаголов (летом отдыхают и купались в реке, картофель росла в огороде), на­рушения порядка слов в предложении (новую мама купила дочке куклу), ошибки согласования (черный тень).

Логическое построение связного высказывания также оказыва­ется нарушенным: наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий, ребенок легко «соскальзывает» с од­ной темы на другую.

В письменных работах дети с ЗПР делают специфические ошиб­ки, которые можно подразделить, учитывая вызвавшие их причины, на следующие группы:

отражающие несформированность фонематического слуха;

связанные с недоразвитием навыков звукового анализа;

вызванные недостатками развития лексико-грамматического строя речи.

При недоразвитии фонематического слуха наблюдаются стойкие. повторяющиеся ошибки, отражающие слабость дифференцирования звонкости - глухости, твердости - мягкости звуков. Реже встречают­ся смещение свистящих и шипящих, сонорных «р» - «л».

Низкая способность к проведению звукового анализа подлежа­щих написанию слов отражается в ошибках следующего типа: про­пуск букв, перестановка букв и слогов (окно - онко), «лишние» бук­вы, чаще всего при стечении согласных (дружно - дуружно), слит­ное написание элементов нескольких слов, слитное написание пред­лога со словом, раздельное написание приставки и корня слова (на стене - настене, устала - у стала).

Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Ошибки, обусловленные недоразвитием фонематического слухи и звукового анализа, препятствуют полному усвоению орфографи­ческих правил, так как в силу указанных нарушений применить их па практике ученик не может.

Леке и ко-грамм этическое недоразвитие речи (бедность и недоста­точная дифференцированность словаря, аграмматизмы) особенно ярко отражается при самостоятельном письме, а также, хотя и зна­чительно реже, при письме под диктовку. Лекеико-грамматические ошибки отражают бедность представлений об отражающей действи­тельности, недостатки словаря и аграмматизмы, свойственные уст­ной речи младших школьников с ЗПР.

Особенности речевого развития данной категории учащихся могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонемати-



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.128 с.)