ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников



Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Актуальность решения этой задачи сохраняется на протяжении всего времени массового обучения школьников с использованием средств ИКТ - вот уже более 20 лет. Надо сказать, что за эти годы исследователями выявлено большое количество факторов и рекомендаций, значимых с точки зрения внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение. Достаточно вспомнить несколько редакций санитарных норм и правил, касающихся проведения учебных занятий с использованием компьютерной и другой техники. При этом проблема корректного использования компьютеров в обучении до сих пор остается, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением.
Анализ эргономических проблем компьютеризации касается не только технических средств, но и программного обеспечения, которое должно отвечать требованиям как педагогики, так и эргономики. В то же время появилось большое количество разнообразных обучающих, контролирующих, развивающих программ. Как правило, эти программы выполнены в разных стилях, слабо увязаны со школьными учебными планами, а многие содержат даже фактические ошибки.
Однако, до сих пор на практике отсутствует полнота, целостность и системность в обеспечении здоровьесбережения обучаемых. Практически каждый учитель может долго рассказывать о мерах, которых он придерживается при обучении школьников, используя средства ИКТ. И практически в каждом случае без особого труда можно найти достаточное количество неучтенных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье обучаемых.
Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, выбирая наиболее удобные для него и не согласованные с коллегами меры по обеспечению здоровьесбережения, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы. При этом обучение, не вредящее здоровью школьников, должно стать полноправным звеном общей системы здоровьесбережения, интегрированным с аналогичными мерами, предпринимаемыми в обучении другим дисциплинам и во внеучебной деятельности школьников.
Необходимо учитывать, что формирование здоровьесберегающей среды происходит на фоне того, что сегодня ранее привычная унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания. В основе новых подходов к обучению лежат проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей молодежи.
Конечная цель всех, без исключения, нововведений, осуществляемых в современной школе, заключается в создании механизмов устойчивого развития качественно новой модели образовательного учреждения, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам.
В таких условиях основной задачей учебного заведения является повышение качества образования. Опыт показывает, что решение этой задачи можно осуществить через методическую, общеобразовательную, воспитательную и, наконец, здоровьесберегающую деятельность.
Важно обратить внимание на то, одной из основных задач является сохранение и развитие здоровья детей в учебно-воспитательном процессе.
Программа развития образовательного учреждения должна включать в себя создание здоровьесберегающей программы развития, создание воспитательных и здоровьесберегающих программ по классам и дисциплинам, разработку плана действий по реализации воспитательных и здоровьесберегающих программ по классам и дисциплинам на каждый учебный год.
Из этого следует, что меры здоровьесбережения при обучении с использованием средств ИКТ должны, с одной стороны, прорабатываться с учетом специфики дисциплин и психолого-возрастных особенностей обучаемых всех возрастных групп, с другой стороны, являться неотъемлемым звеном общей здоровьесберегающей среды школы.
В частности, формирование и развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий, распространение которых необходимо и на теорию и практику обучения с использованием средств ИКТ, а именно:

  • повышение компетентности и уровня знаний педагогов и администрации в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;
  • организация учета динамики работоспособности школьников во время учебно-воспитательного процесса;
  • организация чередования различных видов деятельности;
  • организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса;
  • организация динамических пауз во время обучения.

В то же время совершенствование методических систем и практических условий обучения с использованием средств ИКТ в школе должно внести свой органичный вклад в формирование единого здоровьесберегающего пространства. Основными элементами, входящими в такое пространство "благодаря" использованию информационных и коммуникационных технологий, могут стать системы:

  • совершенствования учебно-воспитательного процесса с использованием средств ИКТ с целью сохранения здоровья школьников;
  • контроля здоровьесбережения в рамках реализации методических систем обучения с использованием компьютерной техники;
  • медико-профилактического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения процесса обучения;
  • планирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в области использования средств ИКТ;
  • медико-психологического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения обучения с использованием средств ИКТ;
  • отбора и использования средств обучения, не наносящих вред здоровью школьников.

Формирование теоретической модели здоровьесберегающей среды школы и отдельный детальный учет в ней особенностей сохранения здоровья школьников в процессе обучения с использованием средств ИКТ позволяют не только очертить круг возникающих при этом проблем, но и выработать общие и частные рекомендации и технологические шаги, которыми на практике могли бы воспользоваться педагоги и администрация школ.
К таким шагам, в первую очередь, следует отнести:

  • перспективное планирование развития здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и план действий по организации здоровьесберегающего сопровождения деятельности школы применительно к обучению с использованием средств ИКТ;
  • подготовку и мотивацию учителей, ориентированные на здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  • организацию контроля за соблюдением требований СанПиНа при подготовке и проведении занятий с использованием компьютерной техники;
  • организацию системы контроля за соблюдением рационального сочетания учебной деятельности и отдыха в ходе обучения с использованием средств ИКТ;
  • создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования учителей, учащихся и родителей;
  • совершенствование содержания и методов обучения, проводимого с использованием средств ИКТ, путем систематизации, интеграции и оптимизации учебного материала с целью устранения перегрузки школьников;
  • изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников.

Насыщая учебные программы новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом и использованием различных средств ИКТ, педагоги часто забывают о возможностях ученика, его физических и психических характеристиках. В результате страдает качество знаний, а некорректное педагогическое воздействие может ухудшить здоровье школьников.
Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ - подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.

7.4. Информационное образовательное пространство

Информационное образовательное пространство как система информационных образовательных сред

Попытки построения информационной образовательной среды в конкретном учебном заведении представляют собой лишь начало большого и сложного пути становления и развития процессов информатизации всех видов деятельности учебных заведений системы общего среднего образования. Уже сейчас целесообразно рассматривать возможные перспективы интеграции будущих информационных сред учебных заведений в единое информационное образовательное пространство системы общего среднего образования, формируемое в общегосударственном масштабе. Очевидно, что следование подобному курсу положительно отразится на темпах комплексной информатизации государственной системы образования.
Необходимо объединение информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности учебных заведений и составляющих основу информационных образовательных сред, в один унифицированный комплекс. Распространенный на всю систему общего среднего образования, подобный комплекс должен быть дополнен общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями. Разработка соответствующих проектных, технических, педагогических и методологических подходов позволила бы поэтапно построить единообразные информационные образовательные среды отдельных учебных заведений и, объединив их, сформировать единое информационное образовательное пространство.
Информационное образовательное пространство можно определить как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационного образовательного пространства города, области, страны в целом.
В условиях формирования многомерного (многоаспектного) информационного образовательного пространства учебных заведений традиционные педагогические технологии преобразуются в так называемые педагогические информационные технологии - системы материальных, технологических и информационно-содержательных средств и ресурсов, используемых во всех формах образовательной деятельности для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления. Создание и развитие педагогических информационных технологий является необходимым условием для функционирования информационного образовательного пространства государства, так как эти технологии, с одной стороны, базируются на основах теории педагогики, психологии, информатики, управления, с другой - используют широчайшие возможности современной информационной и телекоммуникационной техники.
В государственном масштабе информационное образовательное пространство системы образования России в целом должно объединять в себе информационные образовательные пространства всех областей и регионов страны. Объединение региональных сегментов между собой должно строится на основании взаимных договоров и соглашений о сотрудничестве на равноправной основе.
На областном или региональном уровне информационное образовательное пространство представляет собой объединение информационных образовательных сред различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе и в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными научно-обоснованными педагогическими моделями, системами требований, технологиями и спецификациями.
Очевидно, что единственным реальным практическим способом создания единого информационного образовательного пространства в стране является его базирование на современных компьютерных средствах телекоммуникационного обмена, таких как глобальная сеть Интернет. В связи с этим возрастает актуальность требования построения информационных образовательных сред учебных заведений в виде информационных образовательных Интернет-порталов, основанных на максимальном использовании преимуществ региональных и глобальных информационных сетей. Осуществляется разработка общегосударственного научно-образовательного портала, аккумулирующего в себе все аналогичные областные и региональные порталы и являющегося системообразующей основой развития информационного образовательного пространства страны.
Создаваемое таким образом пространство будет являться распределенным и должно иметь единые средства навигации, обеспечивающие всем категориям пользователей возможность быстро и простыми средствами находить:

  • учебное заведение, независимо от места расположения и направлений подготовки учащихся;
  • полноценную информацию о структуре и особенностях функционирования учебного заведения;
  • список учебных заведений, обеспечивающих получение образования по конкретной специальности через их информационные образовательные среды;
  • любой информационный ресурс, зарегистрированный в информационном образовательном пространстве, независимо от места его физического нахождения и принадлежности к информационным образовательным средам конкретных учебных заведений.

Кроме того, учитывая недостаточную и неравномерную оснащенность учебных заведений системы общего среднего образования компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы и технологии построения информационного образовательного пространства должны обеспечивать равные возможности для функционирования и взаимодействия информационным образовательным средам всех учебных заведений, вне зависимости от уровня их технической оснащенности.
Говоря о перспективах формирования информационного образовательного пространства системы общего среднего образования, нельзя не отметить необходимость его интеграции с формируемым в настоящее время мировым информационным пространством. Подобное пространство в мире действительно формируется. Об этом свидетельствует все большее количество появляющихся информационных образовательных ресурсов, предназначенных для использования не только в стенах организаций-разработчиков, но и вне таких организаций. Примерами обсуждаемых ресурсов можно считать свободно распространяемые информационные образовательные системы, доступные всему миру, благодаря их размещению на средствах глобальных компьютерных телекоммуникаций.
Будем надеяться, что в ближайшей перспективе информационные системы и ресурсы, объединяемые в информационное образовательное пространство, будут базироваться на высокоскоростных, качественных каналах связи, обеспечивающих повсеместный, оперативный и достоверный обмен образовательной информацией.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.022 с.)