Политко-правовые идеи нестяжателей и иосифлян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политко-правовые идеи нестяжателей и иосифлян.



Нестяжатели выступали за реорганизацию деятельности церкви и отторжение от нее земельных владений. Они были категорически против вмешательства церкви в политическую жизнь государства, поддерживали боярскую оппозицию. Иосифляне были сторонниками сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса, поддерживали усиление власти московских князей. Иосифляне и нестяжатели принадлежа к внутрицерковным кругам, ставили перед собой задачу улучшить работу церкви, но по-разному видели ее идеалы. Конфликт возник из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним был органически связан -должна ли церковь поддерживать усиление царской власти.

Основоположником учения «нестяжателей» был Нил Сорский (1433 – 1508). С цель укрепления авторитета церкви, он выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. Сорский поселился в вологодском крае, где организовал свою Нило - Сорскую пустынь в которой реализовал идеал пустынножительства: вместе с другими монахами жил своим трудом. Его слава была очень велика. Учение нестяжателей наиболее полно были разработаны Максимом Греком.

Основные идеи нестяжателей, во многом совпадающие с положениями теории естественного права, сводились к следующему: идеалом монашеского устройства является община. Монах скита (общины) живет за счет своего труда, наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Накопление богатств (собирание “по насилию от чужих трудов”) нельзя оправдать даже “благими целями” в виде частичного использования на подаяния. Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную; современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому иноческий подвиг следует нести в виде скитничества, частной собственности не должно быть ни у монахов, ни у монастырей; духовная и светская власть должны иметь свою сферу деятельности, свои способы и методы ее осуществления; поиски духовного спасения каждым христианином (еретиком) индивидуальны, насилие над свободной волей человека не допустимо.

 

       
   
 
 
 
   

 

 


Еретика можно наказать силами государства, смертная казнь исключена. Законными способами происхождения власти являются не только наследственное занятие престола, но и выборный путь, когда в выборах участвуют и “простейший люд”; царь должен обладать высокими нравственными качествами, господствовать над своими страстями. Можно критиковать правителя вплоть до признания его правления “мучительским”, но предпринимать что-либо против него недопустимо. Предпочтительной формой власти является такая, в которой царь управляет при помощи советников. Царская власть действует в рамках закона; суд осуществляется на основе положительных законов.

 

           
   
Максим Грек Умер 1556 г., монах Афонского монастыря
 
   
 
   
 
 
Война допустима в условиях обороны. Воина хорошо содержать и нравственно воспитывать

 

 


Иосифлян представлял Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515 гг.) - церковный и общественный деятель Московского государства, игумен и основатель Волоколамского монастыря, богослов и публицист.

Центральным в его учении было учение о власти. Он отделяет представление о власти как о божественном установлении от факта ее практической реализации главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, поэтому может допускать ошибки. Ошибки могут погубить весь народ, т.к. “за государьское согрешение Бог всю землю казнит”. Поэтому власть неоспорима только в случае, если ее носитель основной задачей употребления власти видит благо подданных, в противном случае он “мучитель” и ему надо “оказать сопротивление”. Именно эти положения Иосиф выдвигал как программные, когда вел борьбу с великокняжеской властью, отстаивая имущественные права церкви. Одновременно Иосиф обосновал теорию о превосходстве духовной власти над светской.

В начале Иван III занимал сторону нестяжателей, но после Соборов 1503-1504 гг. переориентировался на прочный союз с церковью, где главенствовали иосифляне. Изменил свою позицию и Иосиф Волоцкий: его задача - возвеличить царя и доказать необходимость безоговорочного подчинения ему. Не отрекаясь от мысли, что “царь естеством подобен всем человекам”, но его божественное избранничество лишает простых людей возможности критиковать царя или князя. Что же касается монастырского стяжания, то оно обосновывалось необходимостью использовать церковное богатство на “благие дела”: строить монастыри и церкви, кормить монахов и подавать бедным.

Победа “стяжателей” на Церковном Соборе 1503 г. не только усилила притязания иосифлян, но и определила формы совместной деятельности церкви и государства. В частности, одной из главных задач государства - помощь церкви в борьбе с еретиками. Обе партии внесли существенный вклад в развитие русской политической мысли. Если Нил Сорский первый поставил вопрос о недопустимости преследования людей за убеждения и образ мыслей, то Иосиф Волоцкий - о правомерности верховной власти, возможной утрате ее священного характера, если она реализуется с нарушением предъявляемых к ней требованиям. Мысли чрезвычайно плодотворны, ставшие основой демократических учений в России.

-----------------25 Политические идеалы раннего христианства..

Христианство возникло в I в. в Римской империи. В его истории выделяют два периода: “апостольская церковь” (примерно I-II вв.) и “епископальная церковь” (со второй половины II в.).

Главный источник политико-правовых идей христиан - Новый Завет. В раннехристианской литературе, прежде всего в “Апокалипсисе”, осуждались рабовладельческий Рим, (“царство дьявола”, “дьявольский мир зла и насилия”), римские императоры (“зверь - антихрист Нерон” - гонитель христиан), цари, вельможи, богатые, купцы. Это была реакция на глубокую неудовлетворенность состоянием общества, что особо остро ощущалось на периферии Римской империи, среди покоренных народов. Иисус призывает отрешится от всех ценностей этого общества - от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения содержалось скрытое осуждение действительности, признания ее порочной, несправедливой.

Христиане мечтали об уничтожении Рима (“великой блудницы вавилонской”), ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в “геенну огненную”. После чего установится “тысячелетнее царство”, где трудящиеся “не будут уже ни алкать, ни жаждать”. В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием. Одновременно в христианских произведениях высказывались идеи о вооруженных отрядах христиан, их схватки с римлянами. Особое внимание в этот период уделялось обустройству христианских общин. Общины организуются на демократических началах: нет духовенства, предметов культа, обрядов. Имущество принадлежало общине, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали проповедники(апостолы), не имевшие привилегий. Христиане стремились освободиться от зла в общинах, было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов.

Если суммировать сказанное, то в основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в «святом благовествовании» в виде «закона совершенного, закона свободы». Таким образом, правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что «человек слаб», впадает в грех и нуждается в спасении.

Таким образом, ядром идеального правопорядка должны быть правда и закон свободы. В христианском учении они конкретизируются в виде заповедей, выражающие некоторые общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, «почитай один другого выше себя». «не о себе только каждый заботься, но каждый о других». А в юридической области правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства («нет ни эллина, ни иудея»), эквивалента (равным за равное), обязательности труда и распределения по труду (“если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство корень всех зол, причина порчи человека. Реализация этих идей заложена в христианской общине. Ко II веку их сеть раскинулась по всей Римской империи.

К концу II века в христианские общины стали приходить выходцы из имущих слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии общин. Начался епископальный период в истории христианской церкви. Среди верующих зарождается разочарование в скорый приход мессии, верх берет направление, где упор делается на мистические стороны учения. Складывается оторванный от массы верующих церковный аппарат и церковная иерархия. Руководство общинами переходит в руки епископов, дьяконов, образовавших клир (духовенство). Епископы назначались из состоятельных людей. Епископы общин установили между собой прочные связи, возникла вселенская церковь. Стало правилом - “вне церкви нет спасения”, “без епископа нет церкви”.

             
   
Правовые идеи раннего христианства
 
   
   
 
 
 

 

 


Духовенство присвоило монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, разработало систему обрядов, служб, догм. Общие трапезы были заменены причащением, апостолы - слугами епископов, равенство верующих - противоположностью клира и мирян. С начала III века все большую роль играет апологетика, в результате чего, Церковь от осуждения императорской власти перешла к оппозиции культу императора. Одновременно она настойчиво призывала подчиняться властям. Стремление церкви к союзу с императорской властью завершилось в 313 г. признанием Константином христианства равноправной, а в 324 г. - господствующей религией.

Политическая эсхатология и мессианизм
Эволюция христианства сопровождалась борьбой церкви с ересями (греч. hairesis - отбор, учение, школа, секта). В основе ересей лежали общие с церковью христианские догмы, но понимавшие их в отличие от клира буквально. Наиболее видные ереси в начальный период христианства - монтанисты, гностики и др. Они широко использовали апелляцию к текстам священного писания, утверждали, что общественное неравенство противоречит божественному закону справедливости. В их общинах сохранялись первоначальные порядки. Епископы, в борьбе с еретиками объединялись с государством, призывали императоров жестоко подавить эти движения.

 

---------------26.Политическая и правовая концепция В.И. Ленина.

Владимир Ильич Ленин (1878-1924) Основатель первого в мире социалистического государства. Классовая природа государства, по Ленину, является его основной чертой. Она внутренне присуща ему по нескольким причинам. Первая - воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество с момента появления частной собственности, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых интересов». Вторая - комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса. Третья - осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему (главным образом) классу.

Бесспорен вклад Ленина в марксистскую идею о государстве как политической организации «насилия для подавления какого-либо класса». Ленин писал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще...». Суть всех без малейшего исключения государств, сколь бы разнообразными ни были их формы, в конечном счете - диктатура экономически господствующего класса. Это (если угодно) - «железный закон» бытия государства, который ни при каких обстоятельствах нельзя отменить, смягчить или перехитрить».

Конкретное содержание феномена «диктатуры класса» Ленин видит таким: диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. господство над другими классами; диктатура осуществляет свою власть опорой ее на насилие. Насилие необходимый элемент диктатуры; признаком диктатуры является ее полнейшая раскрепощенность, совершенная не связанность законами. Демократия, свобода, права, гуманизм - фасад диктатуры, «буржуазная демократия, будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековым, всегда остается - и при капитализме не может не оставаться - узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». Почему? Рабочий класс в силу материальных причин, лишен возможности играть ту же роль, что буржуазия в свободе слова, собраний, управлении государством.

Революция и государство. Как революция должна отнестись к старой государственной машине: воспользоваться или сломать? Сломать - это основное в учении марксизма о государстве, Ленин наполняет этот процесс конкретным содержанием: сломать бюрократические и военные институты, ликвидировать репрессивный аппарат, заменить на ключевых постах чиновников, ввести правовые ограничения для эксплуататорских классов.

Заменить старое государство следует орудием диктатуры пролетариата - пролетарским социалистическим государством. Его функции: наладить социалистическое хозяйство, устранить эксплуататоров от политической жизни. Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов. В ней сочетаются черты государственной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии. В Советах сосредоточивается законодательная, исполнительная и контрольная власть. Они принимают законы, которые реализует исполнительная власть и отчитывается пред Советом. И таким образом, диктатуру осуществляет пролетариат, организованный в Советы. Партия реализует свои решения путем кадровой политики.

После утверждения власти, пролетарское государство сейчас же начнет отмирать («О государстве»), ибо в обществе без классов оно не нужно. К числу причин отмирания государства и права Ленин относил созданную при капитализме систему учета и контроля. Она проста и доступна всем. Конечно, это долгий путь. Но сама идея незыблема и сугубо важна для марксизма.

Взгляды Ленина на государство и право, его деятельность оказали особо сильное влияние на историю XX века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.013 с.)