Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование демократии в учении Б.Спинозы.
Политико- правовые взгляды его изложены в «Богословско-политическом трактате», «Этике, доказанной геометричеким способом», «Политическом трактате»(незавершен). В основе его политико-правового учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений в природе. А утверждение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает разрыв с религиозным представлением о создании мира Богом. «Бог и природа есть одно и тоже». В природе все совершается необходимо, все строго детерминированно, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного. Действия человека (части природы) тоже подчинены строгой необходимости и определенным причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен,когда руководствуется одним только разумом, а его действия определяются причинами, которые могут быть приняты из его природы. В связи с этим происхождение гос-ва и права Спиноза объясняет с позиции необходимости. Исходным моментом в его учении является понятие естественного права — необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа, «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». При этом естественное право он отождествлял с «мощью» - способностью природы к самосохранению. Объясняя механизм происхождения гос-ва, Спиноза утверждает,что мощь человека, его самосохранение лучше всего обеспечивается разумом, который в условиях «нестабильности» предписывает ему искать общения с другими людьми. И в этом есть крайняя необходимость: в одиночку человек не может приобрести все, что ему необходимо для жизни, вне общества нет безопасности и его естественное право не обеспечено, мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчиняется чужой силе. В конечном счете, противоречие между природой человека (эгоистичность, корыстолюбие, жадность, погоня за наживой) и разумом приводят к пониманию необходимости государства и законов, чтобы подчинить стасти разуму. Свобода состоит в подчинении закону. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское, где обеспечивается его благо (собственность). Цель государства — свобода, мир и безопасность.
Формы государственного устройства: · Монархия · Аристократия · Демократия (Каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе; Наиболее обеспечены мир и безопасность прочность и устойчивость; Там «менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико,сошлось на одной нелепости»; Каждый переносит свое естественное право...на большую часть всего общества, единицу которого он составляет».
44.Ж.Ж.Руссо о происхождении и видах неравенства, государства и права Труды: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». С его именем связаны радикальные тенденции в полит. мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, соц. справедливости, народного суверенитета, законности сотротивления тирании. Выдвинутая им программа, соответ. требованиям радикального настроения бедноты и крестьян, получила название политического радикализма. О происхождении и видах неравенства. Представление о естественном состоянии он использует как гипотезу («гипотетическое естественное состояние»), для изложения своих взглядов на весь процесс жизни человечества, в том числе и политико-правовой мысли. В естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны, ничего не было общественного, даже языка.Люди жили как звери. Неравенство здесь лишь физическое. Но по мере накопления знаний и опыта, совершенствования орудий труда складываются общественные связи, зарождаются социальные формирования — семьи,народности. Первое — имущественное неравенство. Оно связано с появлением частной собственности на землю, противоречащему естественному состоянию. На смену последнему пришло Гражданское общество. В таком обществе идет постоянная борьба между богатыми и бедными. «Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог ни вернуться назад, не отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных».
Затем появилось политическое неравенство. Для того,чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили «хитроумный план»: якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных. Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В деспотии нет законов, все люди равны — они ничто перед тираном, равны в своем бесправии. Люди оказались в естественном состоянии. О праве. В естественном состоянии права не существуют. У людей ни права, ни морали (звери). И таким образом, у него естеств. Право и естеств. Закон лишены юридического смысла, а выступают как естественная для человека, т.е исключительно нравственная категория. В деспотическом государстве все держится на силе и, следовательно, применения силы по отношению к тирану естественно и правомерно: он не может пожаловаться на насилие, т.к. «насилие его поддерживало», насилие и свергает: все идет своим естественным путем». Пока народ терпит и повинуется, то это хорошо,но, сбросив тирана — поступит еще лучше. Такова логика Руссо в обосновании насильственного революционного ниспровержения абсолютизма. Об общественном договоре. Основанием права могут быть только договор или соглашение — политическое право (основано на договоре). Первоначальный договор создавал ситуацию,когда в обществе есть правительство и законы, но нет права, юридиеских отношений между людьми.Представление о договорном происхождении власти он соотносит не с прошлым,а с будущим, с политическим идеалом. Последствия общественного договора: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа,а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства». О суверенитете народа. В результате договора равных между собой образуется республика, где индивид, подчиняясь обществу, становится свободным, т.к. Не подвластен никому в отдельности. Суверенитет принадлежит народу: он осуществляет законодательную власть, а свобода — это когда граждане под защитой закона и сами его принимающие.Идея суверенитета народа, принцип равенства и свободы — ядро политической системы Руссо. Народный суверенитет имеет 2 признака: неотчуждаем и неделим, поэтому Руссо против предствительного: решение принимает весь народ, так как он не связан ранее принятыми законами, то может всегда изменить принятые решения, даже условия первоначального договора. Механизм выявления интересов суверенного народа: воля всех- сумма интересов и общая вля — образуется путем выитания взаимоисключающих интересов. Принародовластии возможна только Республика, а форма организации будет определяться числом лиц, участвующих в управлении — монархия, аристократия, демократия. 45. Политико-правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Т. Пейн. Основываясь на идеях Просвещения, естественно – правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Сев. Америки, колонисты заявляют, что их «права и свободы» не могут быть отняты или ограничены без их согласия (Декларация 1 континентального конгресса 1774 г.). В политико-правовой мысли выделяются 2 лагеря – республиканцев и федералистов.
Т.Пейн первый в статье «Серьезная мысль» поставил? об отделении от Англии, в ст. «Здравый смысл» показал несовершенство английского гос. стороя и предложил для колоний название США. Естественные права присущи человеку по природе (право на счастье, свободу. С образованием общества и гос-ва люди передвли часть своих естественных прав в «общий фонд» - так возникли гражд. права(право собственности). Происхождение гос-ва договорное. Верховная власть принадлежит народу, который вправе как суверен утвердить любую форму правления, уничтожить ее, имеет право на восстание и революцию. (Наиболее приемлема республика).- теоретическое обоснование отделения от Англии. Формы государства: · Старые (наследственная монархия) – самые несправедливые · Новые – основанные на принципе народного представительства Верховная власть принадлежит законодательному органу, избираемому на основе всеобщего избирательного права Он был против единоличного главы исполнительной власти, предпочитая коллегиальный орган. Идеи Пейна изложены в «Декларации независимости Соединенных штатов»(1776), автором которой является Джефферсон. 46.Теория надклассовой монархии Л.Штейна. Выступал против идей социализма и коммунизма(высока возможность неизбежной революции). Изложил свою теорию в книге «Социализм и коммунизм в современной Франции». Различает государство и гражданское общество. Гражд общество основано на разделении труда, которое зависит от форм собственности и делится на классы(феодализм: землевладельцы и крестьяне, капитализм: капиталисты и рнабочие). Если общество делится на классы, го гос-во должно носить надклассовый характер, т.е. выражать интересы общества, а не класса. Господство буржуазии ведет к застою (лишает рабочий класс возможности приобрести частную соб.), а победа рабочего класса- к переделу собственности, прекращению производства – республиканская форма не подходит. При высоком цензе устанавливается власть буржуазии, при общем избирательном праве – власть пролет-та. Предпочтительнее наследственная монархия. Власть делится на законодат, исполнит, княжескую(монархическую) и соблюдается «незыблемость» прав в таком гос-ве. Право-равные возможности для улучшения своего положения. 47. Гоббс о государстве и праве. «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»: Основа: своеобразное представление о природе и страстях человека. Изночально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другим право на все.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.013 с.) |