Криминология как наука. Изучение преступности. Детерминанты, причинность преступности и борьба с ней.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминология как наука. Изучение преступности. Детерминанты, причинность преступности и борьба с ней.



 

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии

 

Понятие криминологии. Криминология как отрасль обществознания. Элементы предмета криминологии: преступность; детерминанты преступности (факторы, влияющие на преступность); механизм индивидуального преступного поведения; лица, совершившие преступления, и их особенности; предупреждение преступности.

Закономерности социального развития и функционирование социальных систем. Возможность познания этих закономерностей и их рационального использования в социальной практике как методическая основа криминологии.

Место криминологии в системе других отраслей научного знания. Ее связь с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления). Связь криминологии и демографии, криминологии и статистики, криминологии и юридических наук.

Система криминологического знания. Функции криминологической науки. Значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите предмет криминологии?

2. Какие задачи поставлены перед криминологией?

3. В чем проявляется связь криминологии с иными науками?

4. Какие социологические методы используются в криминологических исследованиях?
5. Определите значение уголовной статистики и ее роль в организации борьбы с преступностью.

 

Тема 2. История криминологии. Идеи, теории и научные школы.

 

Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступника.

Возникновение криминологии как науки. Биологические, биосоциальные и социологические теории преступности. Криминологические взгляды философов-просветителей (Руссо, Монтескье, Вольтер, Беккариа) и социалистов (Мор, Кампанелла, Кетле, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Маркс).

Возникновение и начальный этап развития криминологии в России. Современные криминологические теории. Состояние криминологической науки в России в современный период.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите заслуживающего внимания взгляды основоположников разных школ, имевших наибольшее влияние на появление, развитие и становление науки криминология.
2.Назовите основные направления развития российской криминологии в дореволюционный и послереволюционный период.
3.Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии и этапы ее развития.

 

 

Тема 3. Преступность и ее основные характеристики

 

Понятие преступности как вида негативно-отклоняющегося поведения людей, очерчиваемого рамками уголовного закона и проявляющегося в статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших.

Соотношение негативно-отклоняющегося поведения, правонарушений, преступности. Преступность и преступление.

Основные характеристики преступности: состояние, структура, уровень, динамика, коэффициенты преступной активности различных социальных групп. Латентная преступность и методы ее оценки. Региональное различие преступности («география» преступности).

Виды преступности – насильственная, корыстная; преступность несовершеннолетних и молодежи; женская преступность; преступность в городах и в сельской местности; рецидивная и профессиональная; групповая и организованная; преступность в сфере экономической деятельности и т.д.

Социальные последствия преступности как реальный вред, причиняемый обществу. Социальные издержки реагирования на преступность («цена» преступности).

Учет преступлений и анализ преступности. Значение информационно-аналитической работы в деятельности правоохранительных органов.

Характеристики преступности в современных условиях, ее основные тенденции. Урбанизация общества и преступность в сверхкрупном городе (мегаполисе).

 

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение преступности, укажите ее основные свойства.

2.Что такое состояние преступности, на основе каких данные оно определяется?

3.Дайте понятие уровня преступности, как он определяется?

4.Что такое структура преступности?

5.Дайте определение динамики преступности и раскройте значение этого показателя для криминологических исследований.

6.Что такое латентная преступность?

Тема 4. Причины и условия преступности

 

Определение понятия причин и условий преступности. Соотношение преступности и преступлений.

Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты

преступной активности различных социальных групп

Факторы, влияющие на преступность. Факторы, способствующие преступности, в виде различных социальных аномалий: пьянства, наркомании, бродяжничества, проституции и др. Характеристика основных факторов преступности и механизм их действия

Детерминанты различных видов преступности

Проблема криминологической детерминации. Социально-психологические причины преступности

Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ.

Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность.

Характеристика основных факторов преступности: демографических,

экономических, политических, социальных, социально-психологических, культурных и др.

Экономическая и политическая нестабильность, социальная дезорганизация, обострение социальных и межнациональных отношений, нравственная деградация различных социальных групп и общностей как факторы преступности.

Механизм действия различных факторов преступности.

Детерминанты преступности на различных этапах развития общества. Социальные потрясения и преступность. Преступность в условиях тоталитарного режима.

Детерминанты различных видов преступности.

Сочетание объективных и субъективных факторов преступности в современных условиях. Функционирование системы уголовной юстиции, правоохранительных органов как фактор сдерживания преступности, его реальная значимость.

Специфика детерминант преступности в условиях мегаполиса. Факторы, способствующие преступности, в виде различных социальных аномалий: пьянства, наркомании, бродяжничества, проституции и др.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Охарактеризуйте три основные подсистемы причин и условий конкретного преступления.
2.Дайте классификацию распространенных криминогенных мотиваций.
3.Какие виды ситуаций совершения преступления Вы знаете?
4. Определите понятие виктимологии. Раскройте ее содержание.

Тема 5 Личность преступника как объект криминологического исследования. Структура, классификация и типология личности преступника

 

Понятие лица, совершившего преступление как объекта криминологических исследований и соотношение его с другими смежными понятиями: «субъект преступления», «обвиняемый», «осужденный» и др.

Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности субъектов преступления. Дефекты процесса социализации этих лиц, механизм усвоения ими антиобщественных взглядов и ориентаций.

Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления, их социально-демографические, социально-психо­логи­ческие и иные характеристики.

Антисоциальная направленность, потенциальная и реальная общественная опасность как основные черты криминологической характеристики этих лиц.

Типология и классификация лиц, совершивших преступления. Криминологическая характеристика основных типов лиц этой категории.

Значение, основные направления, объем и методы изучения лиц, совершивших преступления, в практической деятельности правоохранительных органов.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятия личность преступника.

2.Какие признаки отличают личность преступника от личности законопослушного гражданина?

3.Что такое структура личности преступника, каковы ее элементы и содержание?

4.Раскройте практическую значимость классификации преступников.

Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения

 

Понятие детерминант индивидуального преступного поведения, их соотношение и взаимосвязь с детерминантами преступности.

Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Потребности, интересы, мотивы, цели в механизме совершения конкретного преступления.

Неблагоприятные условия формирования личности в определенной социальной среде как основной фактор детерминации преступного поведения.

Преступление как сочетание проявления определенных личностных свойств и внешней ситуации. Объективное содержание и субъективное восприятие ситуации личностью.

Понятие ситуации совершения преступления, разновидности ситуаций. Криминогенные ситуации, механизм их возникновения. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации. Стимулирование, нейтрализация устранение

криминогенной ситуации потерпевшим. Виктимология как раздел криминологии и ее основные понятия.

Задачи правоохранительных органов по устранению и нейтрализации криминогенных ситуаций. Виктимологическая профилактика преступлений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие определению детерминант индивидуального преступного поведения

2. Какова роль микросреды в формировании преступного поведения?

3. Какую роль играет криминогенная ситуация в механизме конкретного преступления?

4. Выделите следующие виды поведения жертвы: а) негативное б) положительное в) нейтральное.

 

 

Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

 

Понятие и значение криминологического прогнозирования как функции криминологической науки.

Особенности криминологического прогнозирования.

Виды криминологического прогнозирования: прогнозирование преступности, индивидуального преступного поведения, эффективности мер предупреждения преступности и мер индивидуальной профилактики.

Методы криминологического прогнозирования. Организация криминологического прогнозирования.

Прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью. Их соотношение и значение для обеспечения эффективности социального предупреждения преступности, мер специального предупреждения преступности и индивидуальной профилактики.

Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите понятие и методы криминологического прогнозирования.
2. Раскройте структуру криминологических планов и назовите их отличие от программ.
3. Какие планы предупреждения правонарушений разрабатываютcя в регионах?

 

Тема 8. Понятие и задачи предупреждения преступности и профилактики преступлений

 

Понятие и значение системы предупреждения преступности как специфической сферы социального управления.

Социальный механизм предупреждения преступности. Субъекты и объекты в системе предупреждения преступности.

Выявление и устранение детерминант преступности на специально-

криминологическом уровне. Индивидуальное предупреждение преступлений.

Виды, уровни и направления предупреждения преступности.

Меры предупреждения преступности, их виды и классификация (меры общесоциальные, специально-криминологические, общие и индивидуальные, экономические, культурно-воспитательные, правовые, организационно-управленческие и др.).

Деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступности. Нормативно-правовые основы предупреждения преступности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «предупреждение преступности», её виды и типы.

2. Что включает в себя общесоциальный уровень предупреждения преступности.

3. Что является субъектом предупреждения преступности?

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.)