Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель занятия: освоить методы качественного анализа ионов в водной вытяжке.

Поиск

Вопросы для обсуждения:

1. Формирование химического состава почвенного раствора в условиях различного водного режима.

2. Растворимость солей и выпадение их в осадок.

3. Химический состав почвенных растворов и его динамика.

4. Солевой режим почв.

5. Солевой профиль почвы.

6. Понятие САС (сезонная аккумуляция солей).

Наличие в почве и породе гипса белоглазки, карбонатного мицелия, окислов железа и марганца определяется визуально. Наличие карбонатов при отсутствии карбонатных новообразований - по вскипанию отдействия НCL (на предметном стекле). Присутствие легкорастворимых солей определяется качественно в водной вытяжке следующим образом. Приготовление водной вытяжки: в колбу помещают около 5 г почвы, приливают около 25 мл дистиллированной воды, 3 минуты взбалтывают, фильтруют через складчатый фильтр. В пробах полученной водной вытяжки определяется присутствие ионов CL- , SO42- , Са2+.

Определение CL- - иона:

Взять в пробирку ¼ ее части водной вытяжки, подкислить ее двумя каплями 10% р-ра HNO3. Прибавить в пробирку несколько капель 5% р-ра Ag NO3, содержимое перемешать. По количеству выпавшего белого осадка AgCL отмечают: нет, мало, средне, много, очень много иона хлора.

Определение SO42- - иона:

Взять ¼ часть водной вытяжки. Прибавить к ней 1 мл 10% р-ра Ва CL2 (примерно 10 капель) и кипятить жидкость в течение 1 мин. По количеству выпавшего белого осадка ВаSO4 отмечают примерное содержание SO42-: нет, мало, средне, много, очень много.

Определение Cа2+ - иона:

Взять ¼ часть водной вытяжки. Добавить в нее 5 капель 4% р-ра (NH4)2С2О4 и довести содержимое до кипения. По количеству выпавшего белого осадка СаС2О4 отмечают: нет, мало, средне, много, очень много.

По каждому определению написать уравнение реакции. Сделать окончательный вывод о степени и типе засоления исследуемых образцов почв. Домашнее индивидуальное задание: по данным анализа водной вытяжки в тетради построить солевой профиль почвы.

Иллюстрации к занятию:

1. Типы засоления почв по соотношению ионов.

2. Солевой профиль почв.

Литература

Почвоведение, 1988, ч.1, с.

Глазовская М.А., 1981, с. 36-37, 188-193, 197-199

Добровольский В. В., 1973, с. 32-39, 80-82, 86-87

Добровольский В. В., 1982, с. 37-42, 61-64, 67-69.

Занятие № 8 (семинарское)

Тема: Роль факторов почвообразования в развитии почвенных процессов и географическом распространении почв.

Цель занятия: усвоить современные представления о генезисе почв.

Тема имеет существенное методологическое значение, так как раскрывает сущность почвообразовательного процесса, его обусловленность взаимодействием факторов почвообразования и их значение в формировании почвенного покрова (ПП). Для изучения рекомендуются следующие вопросы:

1. Почвообразование как совокупность процессов различной степени сложности.

2. Гидротермические условия и режим почвообразования.

3. Географические закономерности биологического круговорота веществ.

4. Влияние минеральной основы на направление почвообразования в различных биоклиматических условиях.

5. Влияние рельефа на направление почвообразования и географическое распределение почв.

6. Возраст почв. Развитие и эволюция почв и почвенного покрова.

7. Взаимодействие факторов почвообразования и формирование почв.

8. Роль хозяйственной деятельности в почвообразовании и транфорации ПП.

9. Баланс почвообразования.

10. Первичное почвообразование.

11. Принципы генетической классификации почв.

12. Диагностика, номенклатура и таксономия современной классификации почв.

Подготовка доклада по каждому вопросу предусматривает самостоятельный анализ рекомендуемой литературы с выборкой для реферирования необходимого содержания.

Для выступления по каждому вопросу отводится на занятии в среднем 8 мин.

Иллюстрации к занятию:

1. Общая схема почвообразования (по Геннадиеву).

2. Биологическая продуктивность основных типов растительности (по Базилевич и Родину).

3. Основные и тапы процесса почвообразования.

4. Соотношение зональных почв и климата.

5. Схемы типов водного режима почв (промывной, непромывной, выпотной и др.)

6. Схема водной миграции и испарительной дифференциации продуктов выветривания и почвообразования.

7. Процесс гумусообразования в почве (по Л. Н. Александровой).

8. Принципиальная схема соотношения биогенной аккумуляции, выщелачивания и испарительной аккумуляции в почвах.

Литература

1. Глазовская М. А., 1981, сс. 29-76, 200-225.

2. Добровольский, Урусевская, 1984, с 16-118

3.Почвоведение, 1988, ч. 1, сс. 270-288, 293-316, ч II. с. 4 - 12, 241 - 252

4. Фридланд, 1986, с. 5 - 13, 113 - 118.

 

Занятие 9

Тема: Общие закономерности географии почв. Почвенные карты. Почвенно-географическое районирование.

Цель занятия: Выявить географические закономерности строения почвенного покрова (ПП) в связи с биоклиматическими и литолого-геоморфологическими факторами.

Занятие носит комплексный характер:I час – заслушивание докладов по вопросам темы; 2 час – лабораторная работа с тематическими картами географических атласов. Принцип подготовки к семинару тот же, что и для занятия № 8.

Вопросы:

1. Горизонтальная почвенная зональность и факторы ее обусловливающие.

2. Биоклиматическая фациальность (секторность, провинциальность).

3. Вертикальная (горная) почвенная зональность.

4. Учение о зональных почвенных комбинациях.

5. Учение о структуре почвенного покрова (СПП).

6. Авторы основных закономерностей географии почв.

7. Принципы почвенно-географического районирования и его значение в изучении ПП и рациональном использовании земельных ресурсов.

8. Почвенные карты, их назначение и использование.

 

Задание 1. Выполнить анализ главных почвенно-географических закономерностей на территории СНГ. Задание выполняется с помощью географического атласа, путем сопоставления почвенной карты с другими картами природы (климатическими, геологической, растительности и т. д.).

Задание 2. Изучить схему почвенно-географического районирования территории СНГ.

На занятии студентам рекомендуется познакомиться; сопоставить с картой «Почвенно-географического районирования» М 1: 8000000; изучить легенду к карте, освоить технику перенесения границ основных таксономических единиц (поясов, областей, зон, подзон, равнинных и горных провинций) на контурную карту.

Составление картосхемы почвенно-географического районирования студенты выполняют в процессе подготовки к занятиям №№ 10-15, руководствуясь учебником Добровольского и Урсевской (1984) или картосхемой почвенно-географического районирования СНГ настоящего руководства (Приложение 11).

Домашнее задание (самостоятельная работа): На контурную карту нанеси границы географических поясов, почвенно-биоклиматических областей, почвенных зон (подзон), а также горных почвенных провинций. На карте выделить цветом территории зон (подзон). Косой штриховкой обозначить горные провинции. Все контуры почв снабдить индексами (буквенными или цифровыми) в соответствии с составленной легендой к картосхеме. Наличие интразональных почв показатьть на картосхеме внемасштабными знаками. В процессе выполнения картосхемы почвенно-географичсекого районирования прочно овладеть закономерностями географии почв.

Иллюстрации к занятию:

Карты:

1. Почвенно-географическое районирование СНГ. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г. В., Розов Н. Н., Урусевская И. С., 1984.

2. Почвы СССР. Масштаб 1: 15000000. Физико-географический атлас мира. ГУГК ГТК СССР. М., 1964.

3. Почвенная карта. Масштаб 1: 25000000. Географический атлас для учителей средней школы. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1981.

4. Грунты Української РСР. Масштаб 1:750000. – К.: Укрземпроект, 1972.

5. Грунты Кримської области. Масштаб 1: 200000, К.: Укрземпроект, 1968.

Схемы:

1. Основные типы Элементарных ландшафтов.

2. Высотная зональность растительности и почв на Кавказе.

3. Размещение почв на северном склоне Западного Кавказа.

4. Почвенные катены в Барабинской низменности.

Литература

1. Глазовская М. А., 1981, с. 243-245, 249-273

2. Добровольский и Урусевская, 1984, с 119-146, 371-374.

3. Почвоведение, 1988, ч. 1, с. 288-293,, ч II. с. 262-272.

4. Добровольский В.В., 2001, 339 - 357.

5. Добровольский В.В., 1982, с. 94-98.

6. Фридланд, 1986, с. 78-88.

Общие положения к занятиям №№ 10-15

Тема: Основные почвы и почвенный покров снг и мира



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.121 (0.006 с.)