Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель занятий: Изучить главнейшие типы почв. Особенности их генезиса, свойств и географического распространения.

Поиск

Основное внимание при проработке материала и обсуждении вопросов по данной теме уделяется почвам и ПП таксономических единиц почвенно-географического районирования СССР (1984). Параллельно с этим рассматривается ПП суши земного шара.

К каждому занятию студенты выполняют следующие домашние задания:

1. нанести на контурную карту границы изучаемых зон;

2. внемасштабными знаками показать на карте наличие интразональных почв в каждой зоне (подзоне);

3. заполнить графы таблицы генетических свойств изучаемых почв (Приложение 12);

4. освоить структуру высотной поясности горных провинций, расположенных на территории изучаемых биоклиматических областей.

Перечень почв, которые надлежит изучить и отразить их распространение на картосхеме, приводится в Приложении 13 вместе с индексами, принятыми для их обозначения на картах.

При подготовке к занятиям по изучению почв всех почвенных зон рекомендуется придерживаться следующего плана (общие вопросы):

1. Географическое распространение конкретных почв (нахождение их в схеме почвенно-географического районирования, показать на карте).

2. Условия почвообразования (типы водного и температурного режимов, характер растительности и особенности материнских пород)

3. Элементарные почвенные процессы, тип почвообразования.

4. Классификация почв (тип, подтип, роды, виды, разновидности);

5. Диагностирующие морфологические признаки (строение почвенного профиля, тип гумуса, реакция среды, состав поглощенных оснований).

6. Хозяйственное использование. Относительный уровень плодородия.

7. Негативные почвенные процессы.

8, Необходимые мероприятия по охране почв и повышению их плодородия.

Кроме информации по приведенным выше вопросам, для каждого типа почв необходимо выявить специфические элементарные почвенные процессы, тип почвообразования и особенности свойств (см. дополнительные вопросы в каждом последующем занятии).

Составление таблицы генетических свойств почв с указанием условий почвообразования позволяет студентам систематизировать свои знания в области генезиса, географии и диагностики почв. Задание выполняются студентами индивидуально.

На занятиях студенты изучают почвенный покров заданной единицы почвенно-географического районирования, сопоставляя почвенную карту с тематическими картами (почвообразующих пород, климатическими, растительности, топографическими и др.), отражающими условия почвообразования. Оформление картосхемы выполняется дома.

Для изучения облика почв на лабораторных занятиях студенты обеспечиваются атласами почв, а также реальными монолитами и образцами, что позволяет им представить конкретный облик профиля различных почв.

На всех занятиях по географии почв (№№ 10 – 15) требуются следующие карты и атласы:

1. Почвенно-географическое районирование СНГ. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г. В., Розов Н. Н., Урусевская И. С., 1984.

2. Почвенная карта мира ……

3. Грунти Української РСР. Масштаб 1: 750000. – К.: Укрземпроект, 1972.

4. Грунти Кримської області. Масштаб 1: 200000. – К.: Укрземпроект, 1968.

5. Физико-географический атлас мира. ГУГК ГТК СССР. М., 1964.

6. Географический атлас для учителей средней школы. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1981.

Занятие № 10

Тема: Почвы полярного пояса и мерзлотных областей бореального пояса

Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства криогенных почв и характер почвенного покрова Евроазиатской полярной и Восточно-Сибирской мерзлотно-таежной областей.

Вопросы для обсуждения:

1 – 8. Общие вопросы (см. на предыдущей странице, но применительно к рассматриваемым территориям).

9. Специфические почвенные процессы в условиях криогенеза.

10..Факторы глеегенеза

11. Общие морфологические признаки криогенных почв.

12. Роль растительности тундровой и мерзлотно-таёжной областей в детритогенезе.

13. Влияние рельефа и почвообразующих пород на почвообразование в условиях криогенеза.

14. Направления использования и проблемы охраны криогенных почв.

Задание 1. Выявить особенности строения профилей почв: арктических, тундровых глеевых, подбуров, глее-мерзлотно-таежных; мерзлотно-таежных типичных (кислых) и палевых. Объяснить причины сходства и различия этих почв. Объяснить специфику формирования болотно-тундровых и болотно-мерзлотных почв.

Задание выполняется по раздаточным карточкам и Атласу почв СССР (1974). Составляется набор горизонтов, свойственный каждому из названных почв, а также – величины показателей свойств почв (рН, содержание и тип гумуса, состав поглощенных катионов, степень насыщенности основаниями).

Задание 2. Изучить структуру почвенного покрова (СПП) изучаемых областей.

При выполнении этого задания студенты выявляют по литературе приуроченность зональных и интразональных почв к элементам рельефа, степень контрастности, сложности мезо- и микрокомбинаций почв (Добровольский, Урусевская, 1984, с. 160-162).

Задание 3. Выполнить логический анализ данных, характеризующих условия почвообразования и свойства почв, для выявления возможного влияния антропогенной деятельности на почвенный покров изучаемых областей. Определить необходимые мероприятия по защите рассматриваемых почв от деградации.

Результаты выполнения заданий записать в таблицу генетических свойств.

Иллюстрации:

1. Почвы зоны тундры.

2-3. Карты почв: СНГ и мира.

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-11, 22-23, 54-57.

2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 42-72.

3. Глазовская М. А., 1981, с. 181-193, 322-324.

4. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 147-166, 211-222.

5. Добровольский В.В., 2001, с.185-200.

 

Занятие № 11

Тема: Почвенный покров бореальных таежно-лесных и суббореальных лесных областей,

Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства почв – подзолистых, буро-таежных, пепло-вулканических, бурых лесных, серых лесных и сопутствующих им интразональных.

Вопросы для обсуждения:

1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям).

9.Сущность подзолообразования как совокупность элементарных процессов (кислотный гидролиз минеральной части, миграция и вынос соединений, лессиваж).

10. Элювиально-иллювиально-дифференцированный профиль почвы.

11. Дерновый процесс и факторы его обусловливающие.

12. Влияние рельефа и почвообразующих пород на почвообразование в условиях умеренно холодного климата.

13. Хозяйственное значение почв таежно-лесных и лесных областей,

Задание 1. Выявить условия почвообразования в зонах подзолистых ( в том числе − глее- и дерново-подзолистых), бурых лесных, серых лесных почв; отметить биоклиматические особенности и связанную с ними специфику ЭПП, направление почвообразования, строение профиля и диагностические свойства названных почв.

Задание 2. Изучить коробочные образцы почв: подзолистых (суглинистых и супесчаных), серых и бурых лесных. Отметить визуальные различия. При выполнении 1 и 2 заданий акцентируется внимание на такие свойства почв, как наличие или отсутствие подзолистого горизонта, степень насыщенности основаниями, величину рН.

Задание 3. Выявить компонентность, сложность и степень контрастности СПП изучаемых зон и подзон.

При выполнении заданий следует использовать Атлас почв СССР (1974), Атлас почв Украинской ССР (1979), почвенные карты (СНГ, Украины, Крыма и мира). Для определения контрастности ПП рекомендуется руководствоваться показателями свойств − химических (содержание гумуса, его тип), физико-химических (рН, величина ЕКО, состав поглощенных оснований) и механического состава почв.

Задание 4: Составить вероятностные модели почвенных катен для зон подзолистых, серых лесных и бурых лесных почв.

Иллюстрации:

1. Схема водного режима (промывной тип).

2. Строение профиля автоморфных почв таёжно-подзолистой зоны.

3. Схемы строения профиля почв: типично подзолистой, бурой лесной, серой лесной.

4. Строение почв лиственных лесов.

5.-Коробочные образцы почв (дерново-подзолистых, серых лесных и бурых лесных).

6.-8: Карты почв: СНГ, Украины и мира.

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-14-17, 24-30, 34-53.

2. Атлас почв Украинской ССР, 1979, с. 17 − 45.

3. Глазовская М. А., 1981, с. 293-321.

4. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 167-209, 235-241, 254-265.

5. Добровольский В. В., 2001, с. 201 − 229.

6. Почвоведение, 1988, ч II. С. 21-29, 73-112.

7. Добровольский В. В., 1982, с. 85-87.

 

Занятие № 12

Тема: Почвенный покров лесо-лугово-степных и степных областей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.50.62 (0.008 с.)