![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель занятий: Изучить главнейшие типы почв. Особенности их генезиса, свойств и географического распространения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основное внимание при проработке материала и обсуждении вопросов по данной теме уделяется почвам и ПП таксономических единиц почвенно-географического районирования СССР (1984). Параллельно с этим рассматривается ПП суши земного шара. К каждому занятию студенты выполняют следующие домашние задания: 1. нанести на контурную карту границы изучаемых зон; 2. внемасштабными знаками показать на карте наличие интразональных почв в каждой зоне (подзоне); 3. заполнить графы таблицы генетических свойств изучаемых почв (Приложение 12); 4. освоить структуру высотной поясности горных провинций, расположенных на территории изучаемых биоклиматических областей. Перечень почв, которые надлежит изучить и отразить их распространение на картосхеме, приводится в Приложении 13 вместе с индексами, принятыми для их обозначения на картах. При подготовке к занятиям по изучению почв всех почвенных зон рекомендуется придерживаться следующего плана (общие вопросы): 1. Географическое распространение конкретных почв (нахождение их в схеме почвенно-географического районирования, показать на карте). 2. Условия почвообразования (типы водного и температурного режимов, характер растительности и особенности материнских пород) 3. Элементарные почвенные процессы, тип почвообразования. 4. Классификация почв (тип, подтип, роды, виды, разновидности); 5. Диагностирующие морфологические признаки (строение почвенного профиля, тип гумуса, реакция среды, состав поглощенных оснований). 6. Хозяйственное использование. Относительный уровень плодородия. 7. Негативные почвенные процессы. 8, Необходимые мероприятия по охране почв и повышению их плодородия. Кроме информации по приведенным выше вопросам, для каждого типа почв необходимо выявить специфические элементарные почвенные процессы, тип почвообразования и особенности свойств (см. дополнительные вопросы в каждом последующем занятии). Составление таблицы генетических свойств почв с указанием условий почвообразования позволяет студентам систематизировать свои знания в области генезиса, географии и диагностики почв. Задание выполняются студентами индивидуально. На занятиях студенты изучают почвенный покров заданной единицы почвенно-географического районирования, сопоставляя почвенную карту с тематическими картами (почвообразующих пород, климатическими, растительности, топографическими и др.), отражающими условия почвообразования. Оформление картосхемы выполняется дома.
Для изучения облика почв на лабораторных занятиях студенты обеспечиваются атласами почв, а также реальными монолитами и образцами, что позволяет им представить конкретный облик профиля различных почв. На всех занятиях по географии почв (№№ 10 – 15) требуются следующие карты и атласы: 1. Почвенно-географическое районирование СНГ. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г. В., Розов Н. Н., Урусевская И. С., 1984. 2. Почвенная карта мира …… 3. Грунти Української РСР. Масштаб 1: 750000. – К.: Укрземпроект, 1972. 4. Грунти Кримської області. Масштаб 1: 200000. – К.: Укрземпроект, 1968. 5. Физико-географический атлас мира. ГУГК ГТК СССР. М., 1964. 6. Географический атлас для учителей средней школы. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1981. Занятие № 10 Тема: Почвы полярного пояса и мерзлотных областей бореального пояса Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства криогенных почв и характер почвенного покрова Евроазиатской полярной и Восточно-Сибирской мерзлотно-таежной областей. Вопросы для обсуждения: 1 – 8. Общие вопросы (см. на предыдущей странице, но применительно к рассматриваемым территориям). 9. Специфические почвенные процессы в условиях криогенеза. 10..Факторы глеегенеза 11. Общие морфологические признаки криогенных почв. 12. Роль растительности тундровой и мерзлотно-таёжной областей в детритогенезе. 13. Влияние рельефа и почвообразующих пород на почвообразование в условиях криогенеза. 14. Направления использования и проблемы охраны криогенных почв. Задание 1. Выявить особенности строения профилей почв: арктических, тундровых глеевых, подбуров, глее-мерзлотно-таежных; мерзлотно-таежных типичных (кислых) и палевых. Объяснить причины сходства и различия этих почв. Объяснить специфику формирования болотно-тундровых и болотно-мерзлотных почв. Задание выполняется по раздаточным карточкам и Атласу почв СССР (1974). Составляется набор горизонтов, свойственный каждому из названных почв, а также – величины показателей свойств почв (рН, содержание и тип гумуса, состав поглощенных катионов, степень насыщенности основаниями).
Задание 2. Изучить структуру почвенного покрова (СПП) изучаемых областей. При выполнении этого задания студенты выявляют по литературе приуроченность зональных и интразональных почв к элементам рельефа, степень контрастности, сложности мезо- и микрокомбинаций почв (Добровольский, Урусевская, 1984, с. 160-162). Задание 3. Выполнить логический анализ данных, характеризующих условия почвообразования и свойства почв, для выявления возможного влияния антропогенной деятельности на почвенный покров изучаемых областей. Определить необходимые мероприятия по защите рассматриваемых почв от деградации. Результаты выполнения заданий записать в таблицу генетических свойств. Иллюстрации: 1. Почвы зоны тундры. 2-3. Карты почв: СНГ и мира. Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-11, 22-23, 54-57. 2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 42-72. 3. Глазовская М. А., 1981, с. 181-193, 322-324. 4. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 147-166, 211-222. 5. Добровольский В.В., 2001, с.185-200.
Занятие № 11 Тема: Почвенный покров бореальных таежно-лесных и суббореальных лесных областей, Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства почв – подзолистых, буро-таежных, пепло-вулканических, бурых лесных, серых лесных и сопутствующих им интразональных. Вопросы для обсуждения: 1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям). 9.Сущность подзолообразования как совокупность элементарных процессов (кислотный гидролиз минеральной части, миграция и вынос соединений, лессиваж). 10. Элювиально-иллювиально-дифференцированный профиль почвы. 11. Дерновый процесс и факторы его обусловливающие. 12. Влияние рельефа и почвообразующих пород на почвообразование в условиях умеренно холодного климата. 13. Хозяйственное значение почв таежно-лесных и лесных областей, Задание 1. Выявить условия почвообразования в зонах подзолистых ( в том числе − глее- и дерново-подзолистых), бурых лесных, серых лесных почв; отметить биоклиматические особенности и связанную с ними специфику ЭПП, направление почвообразования, строение профиля и диагностические свойства названных почв. Задание 2. Изучить коробочные образцы почв: подзолистых (суглинистых и супесчаных), серых и бурых лесных. Отметить визуальные различия. При выполнении 1 и 2 заданий акцентируется внимание на такие свойства почв, как наличие или отсутствие подзолистого горизонта, степень насыщенности основаниями, величину рН. Задание 3. Выявить компонентность, сложность и степень контрастности СПП изучаемых зон и подзон. При выполнении заданий следует использовать Атлас почв СССР (1974), Атлас почв Украинской ССР (1979), почвенные карты (СНГ, Украины, Крыма и мира). Для определения контрастности ПП рекомендуется руководствоваться показателями свойств − химических (содержание гумуса, его тип), физико-химических (рН, величина ЕКО, состав поглощенных оснований) и механического состава почв. Задание 4: Составить вероятностные модели почвенных катен для зон подзолистых, серых лесных и бурых лесных почв. Иллюстрации: 1. Схема водного режима (промывной тип). 2. Строение профиля автоморфных почв таёжно-подзолистой зоны. 3. Схемы строения профиля почв: типично подзолистой, бурой лесной, серой лесной.
4. Строение почв лиственных лесов. 5.-Коробочные образцы почв (дерново-подзолистых, серых лесных и бурых лесных). 6.-8: Карты почв: СНГ, Украины и мира. Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-14-17, 24-30, 34-53. 2. Атлас почв Украинской ССР, 1979, с. 17 − 45. 3. Глазовская М. А., 1981, с. 293-321. 4. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 167-209, 235-241, 254-265. 5. Добровольский В. В., 2001, с. 201 − 229. 6. Почвоведение, 1988, ч II. С. 21-29, 73-112. 7. Добровольский В. В., 1982, с. 85-87.
Занятие № 12 Тема: Почвенный покров лесо-лугово-степных и степных областей
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.100.107 (0.011 с.) |