Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель занятий: Изучить главнейшие типы почв. Особенности их генезиса, свойств и географического распространения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основное внимание при проработке материала и обсуждении вопросов по данной теме уделяется почвам и ПП таксономических единиц почвенно-географического районирования СССР (1984). Параллельно с этим рассматривается ПП суши земного шара. К каждому занятию студенты выполняют следующие домашние задания: 1. нанести на контурную карту границы изучаемых зон; 2. внемасштабными знаками показать на карте наличие интразональных почв в каждой зоне (подзоне); 3. заполнить графы таблицы генетических свойств изучаемых почв (Приложение 12); 4. освоить структуру высотной поясности горных провинций, расположенных на территории изучаемых биоклиматических областей. Перечень почв, которые надлежит изучить и отразить их распространение на картосхеме, приводится в Приложении 13 вместе с индексами, принятыми для их обозначения на картах. При подготовке к занятиям по изучению почв всех почвенных зон рекомендуется придерживаться следующего плана (общие вопросы): 1. Географическое распространение конкретных почв (нахождение их в схеме почвенно-географического районирования, показать на карте). 2. Условия почвообразования (типы водного и температурного режимов, характер растительности и особенности материнских пород) 3. Элементарные почвенные процессы, тип почвообразования. 4. Классификация почв (тип, подтип, роды, виды, разновидности); 5. Диагностирующие морфологические признаки (строение почвенного профиля, тип гумуса, реакция среды, состав поглощенных оснований). 6. Хозяйственное использование. Относительный уровень плодородия. 7. Негативные почвенные процессы. 8, Необходимые мероприятия по охране почв и повышению их плодородия. Кроме информации по приведенным выше вопросам, для каждого типа почв необходимо выявить специфические элементарные почвенные процессы, тип почвообразования и особенности свойств (см. дополнительные вопросы в каждом последующем занятии). Составление таблицы генетических свойств почв с указанием условий почвообразования позволяет студентам систематизировать свои знания в области генезиса, географии и диагностики почв. Задание выполняются студентами индивидуально. На занятиях студенты изучают почвенный покров заданной единицы почвенно-географического районирования, сопоставляя почвенную карту с тематическими картами (почвообразующих пород, климатическими, растительности, топографическими и др.), отражающими условия почвообразования. Оформление картосхемы выполняется дома. Для изучения облика почв на лабораторных занятиях студенты обеспечиваются атласами почв, а также реальными монолитами и образцами, что позволяет им представить конкретный облик профиля различных почв. На всех занятиях по географии почв (№№ 10 – 15) требуются следующие карты и атласы: 1. Почвенно-географическое районирование СНГ. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г. В., Розов Н. Н., Урусевская И. С., 1984. 2. Почвенная карта мира …… 3. Грунти Української РСР. Масштаб 1: 750000. – К.: Укрземпроект, 1972. 4. Грунти Кримської області. Масштаб 1: 200000. – К.: Укрземпроект, 1968. 5. Физико-географический атлас мира. ГУГК ГТК СССР. М., 1964. 6. Географический атлас для учителей средней школы. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1981. Занятие № 10 Тема: Почвы полярного пояса и мерзлотных областей бореального пояса Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства криогенных почв и характер почвенного покрова Евроазиатской полярной и Восточно-Сибирской мерзлотно-таежной областей. Вопросы для обсуждения: 1 – 8. Общие вопросы (см. на предыдущей странице, но применительно к рассматриваемым территориям). 9. Специфические почвенные процессы в условиях криогенеза. 10..Факторы глеегенеза 11. Общие морфологические признаки криогенных почв. 12. Роль растительности тундровой и мерзлотно-таёжной областей в детритогенезе. 13. Влияние рельефа и почвообразующих пород на почвообразование в условиях криогенеза. 14. Направления использования и проблемы охраны криогенных почв. Задание 1. Выявить особенности строения профилей почв: арктических, тундровых глеевых, подбуров, глее-мерзлотно-таежных; мерзлотно-таежных типичных (кислых) и палевых. Объяснить причины сходства и различия этих почв. Объяснить специфику формирования болотно-тундровых и болотно-мерзлотных почв. Задание выполняется по раздаточным карточкам и Атласу почв СССР (1974). Составляется набор горизонтов, свойственный каждому из названных почв, а также – величины показателей свойств почв (рН, содержание и тип гумуса, состав поглощенных катионов, степень насыщенности основаниями). Задание 2. Изучить структуру почвенного покрова (СПП) изучаемых областей. При выполнении этого задания студенты выявляют по литературе приуроченность зональных и интразональных почв к элементам рельефа, степень контрастности, сложности мезо- и микрокомбинаций почв (Добровольский, Урусевская, 1984, с. 160-162). Задание 3. Выполнить логический анализ данных, характеризующих условия почвообразования и свойства почв, для выявления возможного влияния антропогенной деятельности на почвенный покров изучаемых областей. Определить необходимые мероприятия по защите рассматриваемых почв от деградации. Результаты выполнения заданий записать в таблицу генетических свойств. Иллюстрации: 1. Почвы зоны тундры. 2-3. Карты почв: СНГ и мира. Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-11, 22-23, 54-57. 2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 42-72. 3. Глазовская М. А., 1981, с. 181-193, 322-324. 4. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 147-166, 211-222. 5. Добровольский В.В., 2001, с.185-200.
Занятие № 11 Тема: Почвенный покров бореальных таежно-лесных и суббореальных лесных областей, Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства почв – подзолистых, буро-таежных, пепло-вулканических, бурых лесных, серых лесных и сопутствующих им интразональных. Вопросы для обсуждения: 1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям). 9.Сущность подзолообразования как совокупность элементарных процессов (кислотный гидролиз минеральной части, миграция и вынос соединений, лессиваж). 10. Элювиально-иллювиально-дифференцированный профиль почвы. 11. Дерновый процесс и факторы его обусловливающие. 12. Влияние рельефа и почвообразующих пород на почвообразование в условиях умеренно холодного климата. 13. Хозяйственное значение почв таежно-лесных и лесных областей, Задание 1. Выявить условия почвообразования в зонах подзолистых ( в том числе − глее- и дерново-подзолистых), бурых лесных, серых лесных почв; отметить биоклиматические особенности и связанную с ними специфику ЭПП, направление почвообразования, строение профиля и диагностические свойства названных почв. Задание 2. Изучить коробочные образцы почв: подзолистых (суглинистых и супесчаных), серых и бурых лесных. Отметить визуальные различия. При выполнении 1 и 2 заданий акцентируется внимание на такие свойства почв, как наличие или отсутствие подзолистого горизонта, степень насыщенности основаниями, величину рН. Задание 3. Выявить компонентность, сложность и степень контрастности СПП изучаемых зон и подзон. При выполнении заданий следует использовать Атлас почв СССР (1974), Атлас почв Украинской ССР (1979), почвенные карты (СНГ, Украины, Крыма и мира). Для определения контрастности ПП рекомендуется руководствоваться показателями свойств − химических (содержание гумуса, его тип), физико-химических (рН, величина ЕКО, состав поглощенных оснований) и механического состава почв. Задание 4: Составить вероятностные модели почвенных катен для зон подзолистых, серых лесных и бурых лесных почв. Иллюстрации: 1. Схема водного режима (промывной тип). 2. Строение профиля автоморфных почв таёжно-подзолистой зоны. 3. Схемы строения профиля почв: типично подзолистой, бурой лесной, серой лесной. 4. Строение почв лиственных лесов. 5.-Коробочные образцы почв (дерново-подзолистых, серых лесных и бурых лесных). 6.-8: Карты почв: СНГ, Украины и мира. Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-14-17, 24-30, 34-53. 2. Атлас почв Украинской ССР, 1979, с. 17 − 45. 3. Глазовская М. А., 1981, с. 293-321. 4. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 167-209, 235-241, 254-265. 5. Добровольский В. В., 2001, с. 201 − 229. 6. Почвоведение, 1988, ч II. С. 21-29, 73-112. 7. Добровольский В. В., 1982, с. 85-87.
Занятие № 12 Тема: Почвенный покров лесо-лугово-степных и степных областей
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.50.62 (0.008 с.) |