Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства черноземов, каштановых почв и сопутствующих им интразональных – лугово-черноземных, лугово-каштановых и луговых.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям). 9. Основные и сопутствующие ЭПП в почвах лесо-лугово-степных областей. 10. Диагностические признаки автоморфных, полугидроморфных и гидроморфных почв изучаемых областей. 11. Классификация чернозёмов. Сходство и различия в строении и свойствах подтипов чернозёмов; подтипов каштановых почв. 12. Хозяйственное значение почв лесо-лугово-степных и степных областей Задание 1. Сопоставить биоклиматические условия почвообразования в лесостепи, степи и сухой степи; выявить общие и специфические черты почвообразования. Для выполнения работы использовать физико-географический атлас и учебники. Задание 2. Изучить по данным анализов, коробочным образцам и монолитам диагностические свойства изучаемых почв и их изменение в направлении с севера на юг и с запада на восток в пределах Центральной лесостепной и степной области. Задание 3. Отобразить графически соотношение мощности слоев выщелачивания и аккумуляции солей в подтипах черноземов; подтипах каштановых почв. Задание 4. Проследить изменение СПП в широтном направлении в пределах изучаемых зон. Иллюстрации: 1. Схема водного режима (непромывной тип). 2. Изменение свойств в зональном ряду суббореальных лесных, лесостепных и степных почв. 3- 4. Схемы строения профиля чернозёма и каштановой почвы 5. Коробочные образцы почв (чернозёмов и каштановых почв). 6-9. Карты почв: СНГ, Украины, Крыма и мира. Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 80-110, 116-125. Крыма и мира. 2. Почвоведение, 1988, ч II, с. 117-140, 140-147, 172-180. 3. Глазовская М. А., 1981, с. 324-337, 373-377. 4. Добровольский В. В., 2001, с. 242 – 270. 5. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 259-295. 6. Добровольский В. В., 1982, с. 90-97. Занятие № 13 Тема: Засоленные почвы Цель занятия: Изучить происхождение, географическую приуроченность, морфологическое строение, свойства и способы мелиорации солончаков, солонцов, солодей и такыров. Вопросы для обсуждения: 1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям). 9. ЭПП и типы почвообразования засоленных почв. !0. Классификация засоленных почв. 11. Принципиальные различия и проявления их в профиле солончаков, солонцов и солодей. 12. Условия и степень проявления засоления осолонцевания и осолодения в зональных почвах. Меры профилактики этих процессов. 13. Экологические и хозяйственные аспекты использования засолённых почв. Задание 1. Определить зоны наибольшего участия в ПП солончаков, солонцов, солодей, такыров. Выявить различия условий почвообразования. Работу выполнять по физико-географическому атласу. Задание 2. Ознакомиться с морфологическими признаками изучаемых почв по атласу почв СССР и коробочным образцам. Выявить принципиальные различия между солончаками, солонцами и солодями. Объяснить различия в мелиорациях этих почв. При выполнении этого задания акцентируется внимание на диагностические горизонты АS – аккумулятивно-солевой у солончаков, ВtNa – иллювиально-глинисто-гумусовый «солонцовый» у солонцов, А2 (Е) – элювиальный оглеенный «осолоделый» - у солодей. Задание 3. По данным анализа водной вытяжки определить тип и степень засоления почвы. При выполнении работы рекомендуется руководствоваться Приложениями 14 а и 14 б. Задание 4. Сравнить строение профиля и свойства такыров с солончаками, солонцами и солодями. Выявить сходство и различия. Объяснить причины их формирования. Иллюстрации: 1 – 2. Схемы водного режима (промывной, непромывной, выпотной). 3. Солевые профили почв. 4-6. Схемы строения профилей почв: солончака, солонца, солоди. 7. Таблица: Типы засоления почв по соотношению ионов. 8. Карты почв СНГ, Украины, Крыма и мира. 9. Коробочные образцы почв (солончаки, солонцы, солоди).
Литература 1. Атлас почв СССР, 1974. 2. Глазовская М. А., 1981, с. 337-356. 3. Почвоведение, 1988, ч II. с. 148-171. 4. Добровольский В. В., 2001, с. 271-280.
Занятие № 14 Тема: Почвенный покров суббореальных и субтропических полупустынь и пустынь Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных почв, сероземов предгорных полупустынь и СПП соответствующих зон. Вопросы для обсуждения: 1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям). 9. Экологические проблемы аридных территорий. Иллюстрации: 1 - Схемы строения профилей почв: серо-бурой пустынной и серозёма. 7. Карта почв СНГ. 8. Коробочные образцы почв (серозёмы). 9. Карты почв СНГ и мира. Задание 1. Выявить общие черты и специфические особенности строения и свойств почв: бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных и серозёмов предгорных полупустынь. Объяснить причины сходства и различия. При выполнении задании рекомендуется использовать схемы морфологического строения почв и данные химических анализов. Задание 2. По картам проследить взаимосвязь СПП с литолого-геоморфологическими условиями изучаемых природных зон. Выявить особенности почвообразующих пород и рельефа. Работа выполняется с использованием физико-географических атласов и почвенных карт. Задание 3. Составить генетический ряд ординации типов, подтипов и родов аридных известковых почв.Для выполнения этой работы следует сопоставить профильные характеристики каштановых, бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных, серо-коричневых почв и сероземов (Почвоведение, ч. II. с. 172-200). Задание 4: Составить вероятностные модели почвенных катен для зон: сухих степей, полупустынь и пустынь. Иллюстрации: 1. Схемы строения профилей почв: коричневая, желтозём, краснозём, слитозём. Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 126-136. 2. Глазовская М. А., 1981, с. 356-368. 3. Добровольский В.В., 2001, с. 283 – 284. 4. Почвоведение, 1988, ч II. с. 181-200 Занятие № 15 Тема: Почвенный покров субтропических и тропических лесных областей. Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства коричневых почв, желтоземов, красноземов и их тропических аналогов. Вопросы для обсуждения: 1. Типы почв субтропических и тропических областей. Иллюстрации: 1. Схемы строения профилей почв: коричневых, желтозёмова, краснозёмов, слитозёмов. 2. Карты почв СНГ и мира. Задание 1. Сопоставитьбиоклиматические условия почвообразования, выявить общие и специфические его черты под ксерофитными лесами, кустарниковыми степями и влажными лесами. Отметить особенности строения и свойств коричневых почв ксерофитных лесов, желтозёмов и краснозёмов. Для выполнения задания использовать Атласы почв, Физико-географические атласы и учебники. Задание 2. Изучить распространение на суше Земли сиаллитных, ферсиаллитных и ферраллитных почв (используется Почвенная карта мира). Задание 3. Составить вероятностные модели почвенных катен для ксерофитно-лесной и гумидно-лесной зон субтропиков и тропиков. Построение катен показано в учебнике (Почвоведение, ч. II. с. 104). При выполнении задания использовать Физико-географические атласы, почвенную карту мира (М 1: 15 000000).
Литература 1. Атлас почв СССР, 1974, с. 138-153, 160-162. 2. Глазовская М. А., 1981, с. 368-373, 377-384. 3. Добровогльский В.В., 2001, с. 283-289, 303-307. 4. Почвоведение, 1988, ч II. с. 112-117, 201-224. 4. Добровольский, 1984, с. 341-354.
Занятие № 16 (семинар) Тема: Земельные ресурсы снг и мира. Плодородие почв, его виды и способы воспроизводства и повышения. Бонитировка почв. Сравнительная оценка земель Цель занятия: закрепить представления о почве и ее главной функции – плодородии, обеспечивающей жизнь на Земле и являющейся результатом жизни. Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение понятий – почва - почвенный покров – земельные ресурсы. 2. Виды почвенного плодородия. 3. Бонитировка почв. Задачи и методы бонитировки почв 4. Сравнительная оценка земель. 5. Почвенный покров и земельные ресурсы СНГ. 6. Понятие о системах земледелия и зональных типах мелиорации почв. 7. Почвенный покров и земельные ресурсы мира. 8. Сельскохозяйственное использование почв мира. 9.География деградационных почвенных процессов и пути их устранения. 10. Проблемы почвенного мониторинга. Задание 1. Рассмотреть сельскохозяйственное использование земель по карте «Земельные угодья мира», сопоставляя ее с Почвенной картой мира. Литература 1. Глазовская М. А., 1981, с. 226-242. 2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 269-299. 3. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 391-402. 4. Добровольский В. В., 1989, с. 273-304. 5. Розанов Б. Г., 1977. 6. Карта «Земельные угодья мира». 7. Почвенная карта мира. Литература 1. Атлас почв СССР. М., Колос, 1974. 2. Глазовская М. А. Общее почвоведение и география почв: Учебник для студентов-географов вузов. – М.: Высш. школа, 1981. – 400с. 3. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч. / Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. ч. 1. Почва и почвообразование. / Г. Д. Белицина, В. Д. Васильевская, Л. А. Гришина и др.) – М.: Высш. шк.:1988. – 400 с. 4. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч./ Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. ч. 2. Типы почв, их география и использование (Богатырев Л. Г., Васильевская В. Д., Владыченский А. С. и др.) – М.: Высш. шк.:1988. – 368 с. 5. Почвоведение. Учеб. для с.-х. вузов. /П. С. Кауричев, Л. Н., Александрова, Н. П. Панов и др./ Под ред. Кауричева. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Колос, 1982. – 492 с. 6. Добровольский В. В. География почв с основами почвоведения: Учеб. для геогр. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 320 с. 7. Добровольский Г. В., Урусевская М. С,. География почв: Учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 416 с. 8. Добровольский В. В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения. М., Просвещение, 1973. 9. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. М., Просвещение, 1982. 10. Розанов Б. Г. Почвенный покров земного шара. М.: МГУ, 1977. 11. Фридланд В. М. Проблемы географии, генезиса и классификации почв. М.: Наука, 1986. Карты: 1. Почвенно-географическое районирование СССР. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г.В., Розев Н. Н., Урусевская М. С., 1984. 2. Почвенная карта СССР. Масштаб 1: 15000 000. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1977. 3. Почвенная карта СССР. Масштаб 1: 15 000000.Сост. М. А. Глазовская и В. М. Фридман, 1978. 4. Земельные угодья мира. 5. Почвенная карта. Масштаб 1: 25 000000. Географический атлас для учителей сред. шк. ГУГК при Совете Министров СССР. М.: 1981. 6. Физико-географический атлас мира. ГУГК СССР. М., 1964.
ЛИТЕРАТУРА Основная Почвоведение. Учеб. для ун-тов, в 2-х ч. Под ред. В.А.Ковды, Б.Г.Розанова. - М.: Высшая школа, 1988. - 400 с. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. Учеб для студ. высш. учеб. заведений.. – М. Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с. Назаренко И.И., Польчина С.М., Никорич В.А. Грунтознавство. – Чернівці, 2003. - 399 с. Почвоведение. Учеб. для с.-х. вузов. Под ред. И.С. Кауричева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1990. - 492 с. Глазовская М.А. Общее почвоведение и география почв. Учеб. для студ. геогр. вузов. - М.: Высш. школа, 1981. - 400 с. Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 415 с. Добровольский В.В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения.- М.: Просвещение, 1972. Добровольский В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. - М.: Просвещение, 1982. Драган Н.А. Почвы Крыма. Учеб. пос. - Симферополь, СГУ, 1983. – 96 с. Драган Н.А. Методические указания к проведению учебной практики, 1987, - 40 с. Драган Н.А. Методическое руководство по курсу "Почвоведение". - Симферополь, СГУ, 1992, - 32 с. Дополнительная Агроэкологическая оценка земель Украины и размещение сельскохозяйственных культур. – К.: Аграрна наука, 1997. – 163 с. Атлас почв СССР. - М.: Колос, 1974. Атлас почв Украинской ССР. Под ред. Н.А.Крупского и П.И. Полупана. - Киев: Урожай, 1979, - 160 с. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Краткий толковый словарь/Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова, Н.И.Суханова, С.Я. Трофимов. – М.: Высшая школа, «))№. – 125 с. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. – М.: Наука, 1990. -261 с. Драган Н.А. Почвенные ресурсы Крыма. Научная монография. – 2-е изд., доп. – Симферополь: ДОЛЯ. 2004, - 208 с. Драган Н.А.Охрана почв. Уч. пособ. Симферополь, 2006. - 160. Каштанов В.И. Концепция устойчивого развития земледелия в России в ХХ1 веке // Почвоведение. 2001. №3. С. 263-265. Кирюшин В.И. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: Изд-во МСХ, 2009. 473 с. . Ковда В.А. Почвенный покров, его улучшение, использование и охрана. М.: Наука, 1081. 179 с. Микроорганизмы и охрана почв / Под ред. Д.Г. Звягинцева. М.: Изд..МГУ. 1999. 329 с. Методика монiторингу земель, що перебувають в кризовому станi. Харькiв, 1998. – 88 с. Почвы Украини и повышение их плодородия. В 2-х т. – Т. 1 – Эволюция, режимы и процессы, классификация и генетико-производственные аспекты / Под редакцией Н.И. Полупана. -- К.: Урожай, 1988а.—296 с. Почвы Украини и повышение их плодородия. В 2-х т. – Т. 2. – Продуктивность почв, пути её повышения, мелиорация, защита почв от эрозии и управление плодородием / Под ред.Б.С. Носко, В.В. МедведеваР.С. Трускавецкого, Г.Я.. Чесняка. – К.: Уражай,. 1988б. –1176 с. Орлов Д.С. Химия почв. – М.: Изд-во МГУ, 1985, - 376 с. Полупан Н.И. Полевой определитель почв. - К.: Урожай, 1981. -320 с. Розанов Б.Г. Почвенный покров земного шара. - М.: МГУ, 1977. Фридман В.М. Проблемы географии, генезиса и классификации почв. - М.: Наука, 1986. Карты: Грунти Української РСР. Масштаб 1:750000. К.: Укрземпроект, 1972. Грунти Кримскої області. Масштаб 1:200000. К.: Укрземпроект, 1968 Почвенно-географическое районирование СССР. Масштаб 1:8000000. Сост. Добровольский Г.В., Розов Н.Н., Урусевская И.С., 1984. Почвенная карта СССР. Масштаб 1:5000000. ГУГК при Совете министров СССР. - М.: 1977. Почвенная карта мира. М: 1:15000000. Сост. М.А. Глазовская и В.М. Фридланд, 1978. Земельные угодья мира. М: 1: 15000000. Под. Ред. Н.А. Моргунова. – М.: Картография, 1982. Почвенная карта. М:1:25000000. Географический атлас для учителей средней школы. ГУГК при Совете Министров СССР. М.:1981. Негативные процессы в почвенном покрове Крыма. М 1:400000. Сост. Н.А. Драган. Физико-географический атлас мира. ГУГК СССР. М.: 1964.
Приложение № 5 Показатели определения механического состава почвы в поле методом раскатывания (по Н.А. Качинскому)
Приложение № 8
Приложение № 9 Геохимическое значение концентрации водопроводных ионов Приложение № 10
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.72 (0.014 с.) |