Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства черноземов, каштановых почв и сопутствующих им интразональных – лугово-черноземных, лугово-каштановых и луговых.

Поиск

Вопросы для обсуждения:

1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям).

9. Основные и сопутствующие ЭПП в почвах лесо-лугово-степных областей.

10. Диагностические признаки автоморфных, полугидроморфных и гидроморфных почв изучаемых областей.

11. Классификация чернозёмов. Сходство и различия в строении и свойствах подтипов чернозёмов; подтипов каштановых почв.

12. Хозяйственное значение почв лесо-лугово-степных и степных областей

Задание 1. Сопоставить биоклиматические условия почвообразования в лесостепи, степи и сухой степи; выявить общие и специфические черты почвообразования. Для выполнения работы использовать физико-географический атлас и учебники.

Задание 2. Изучить по данным анализов, коробочным образцам и монолитам диагностические свойства изучаемых почв и их изменение в направлении с севера на юг и с запада на восток в пределах Центральной лесостепной и степной области.

Задание 3. Отобразить графически соотношение мощности слоев выщелачивания и аккумуляции солей в подтипах черноземов; подтипах каштановых почв.

Задание 4. Проследить изменение СПП в широтном направлении в пределах изучаемых зон.

Иллюстрации:

1. Схема водного режима (непромывной тип).

2. Изменение свойств в зональном ряду суббореальных лесных, лесостепных и степных почв.

3- 4. Схемы строения профиля чернозёма и каштановой почвы

5. Коробочные образцы почв (чернозёмов и каштановых почв).

6-9. Карты почв: СНГ, Украины, Крыма и мира.

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 80-110, 116-125. Крыма и мира.

2. Почвоведение, 1988, ч II, с. 117-140, 140-147, 172-180.

3. Глазовская М. А., 1981, с. 324-337, 373-377.

4. Добровольский В. В., 2001, с. 242 – 270.

5. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 259-295.

6. Добровольский В. В., 1982, с. 90-97.

Занятие № 13

Тема: Засоленные почвы

Цель занятия: Изучить происхождение, географическую приуроченность, морфологическое строение, свойства и способы мелиорации солончаков, солонцов, солодей и такыров.

Вопросы для обсуждения:

1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям).

9. ЭПП и типы почвообразования засоленных почв.

!0. Классификация засоленных почв.

11. Принципиальные различия и проявления их в профиле солончаков, солонцов и солодей.

12. Условия и степень проявления засоления осолонцевания и осолодения в зональных почвах. Меры профилактики этих процессов.

13. Экологические и хозяйственные аспекты использования засолённых почв.

Задание 1. Определить зоны наибольшего участия в ПП солончаков, солонцов, солодей, такыров. Выявить различия условий почвообразования. Работу выполнять по физико-географическому атласу.

Задание 2. Ознакомиться с морфологическими признаками изучаемых почв по атласу почв СССР и коробочным образцам. Выявить принципиальные различия между солончаками, солонцами и солодями. Объяснить различия в мелиорациях этих почв. При выполнении этого задания акцентируется внимание на диагностические горизонты АS – аккумулятивно-солевой у солончаков, ВtNa – иллювиально-глинисто-гумусовый «солонцовый» у солонцов, А2 (Е) – элювиальный оглеенный «осолоделый» - у солодей.

Задание 3. По данным анализа водной вытяжки определить тип и степень засоления почвы. При выполнении работы рекомендуется руководствоваться Приложениями 14 а и 14 б.

Задание 4. Сравнить строение профиля и свойства такыров с солончаками, солонцами и солодями. Выявить сходство и различия. Объяснить причины их формирования.

Иллюстрации:

1 – 2. Схемы водного режима (промывной, непромывной, выпотной).

3. Солевые профили почв.

4-6. Схемы строения профилей почв: солончака, солонца, солоди.

7. Таблица: Типы засоления почв по соотношению ионов.

8. Карты почв СНГ, Украины, Крыма и мира.

9. Коробочные образцы почв (солончаки, солонцы, солоди).

 

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974.

2. Глазовская М. А., 1981, с. 337-356.

3. Почвоведение, 1988, ч II. с. 148-171.

4. Добровольский В. В., 2001, с. 271-280.

 

Занятие № 14

Тема: Почвенный покров суббореальных и субтропических полупустынь и пустынь

Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных почв, сероземов предгорных полупустынь и СПП соответствующих зон.

Вопросы для обсуждения:

1 - 8. Общие вопросы (применительно к рассматриваемым территориям).

9. Экологические проблемы аридных территорий.

Иллюстрации:

1 - Схемы строения профилей почв: серо-бурой пустынной и серозёма.

7. Карта почв СНГ.

8. Коробочные образцы почв (серозёмы).

9. Карты почв СНГ и мира.

Задание 1. Выявить общие черты и специфические особенности строения и свойств почв: бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных и серозёмов предгорных полупустынь. Объяснить причины сходства и различия. При выполнении задании рекомендуется использовать схемы морфологического строения почв и данные химических анализов.

Задание 2. По картам проследить взаимосвязь СПП с литолого-геоморфологическими условиями изучаемых природных зон. Выявить особенности почвообразующих пород и рельефа. Работа выполняется с использованием физико-географических атласов и почвенных карт.

Задание 3. Составить генетический ряд ординации типов, подтипов и родов аридных известковых почв.Для выполнения этой работы следует сопоставить профильные характеристики каштановых, бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных, серо-коричневых почв и сероземов (Почвоведение, ч. II. с. 172-200).

Задание 4: Составить вероятностные модели почвенных катен для зон: сухих степей, полупустынь и пустынь.

Иллюстрации:

1. Схемы строения профилей почв: коричневая, желтозём, краснозём, слитозём.

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 126-136.

2. Глазовская М. А., 1981, с. 356-368.

3. Добровольский В.В., 2001, с. 283 – 284.

4. Почвоведение, 1988, ч II. с. 181-200

Занятие № 15

Тема: Почвенный покров субтропических и тропических лесных областей.

Цель занятия: Изучить генезис, географическое распространение, свойства коричневых почв, желтоземов, красноземов и их тропических аналогов.

Вопросы для обсуждения:

1. Типы почв субтропических и тропических областей.

Иллюстрации:

1. Схемы строения профилей почв: коричневых, желтозёмова, краснозёмов, слитозёмов.

2. Карты почв СНГ и мира.

Задание 1. Сопоставитьбиоклиматические условия почвообразования, выявить общие и специфические его черты под ксерофитными лесами, кустарниковыми степями и влажными лесами. Отметить особенности строения и свойств коричневых почв ксерофитных лесов, желтозёмов и краснозёмов. Для выполнения задания использовать Атласы почв, Физико-географические атласы и учебники.

Задание 2. Изучить распространение на суше Земли сиаллитных, ферсиаллитных и ферраллитных почв (используется Почвенная карта мира).

Задание 3. Составить вероятностные модели почвенных катен для ксерофитно-лесной и гумидно-лесной зон субтропиков и тропиков. Построение катен показано в учебнике (Почвоведение, ч. II. с. 104). При выполнении задания использовать Физико-географические атласы, почвенную карту мира (М 1: 15 000000).

 

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 138-153, 160-162.

2. Глазовская М. А., 1981, с. 368-373, 377-384.

3. Добровогльский В.В., 2001, с. 283-289, 303-307.

4. Почвоведение, 1988, ч II. с. 112-117, 201-224.

4. Добровольский, 1984, с. 341-354.

 

Занятие № 16 (семинар)

Тема: Земельные ресурсы снг и мира. Плодородие почв, его виды и способы воспроизводства и повышения. Бонитировка почв. Сравнительная оценка земель

Цель занятия: закрепить представления о почве и ее главной функции – плодородии, обеспечивающей жизнь на Земле и являющейся результатом жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий – почва - почвенный покров – земельные ресурсы.

2. Виды почвенного плодородия.

3. Бонитировка почв. Задачи и методы бонитировки почв

4. Сравнительная оценка земель.

5. Почвенный покров и земельные ресурсы СНГ.

6. Понятие о системах земледелия и зональных типах мелиорации почв.

7. Почвенный покров и земельные ресурсы мира.

8. Сельскохозяйственное использование почв мира.

9.География деградационных почвенных процессов и пути их устранения.

10. Проблемы почвенного мониторинга.

Задание 1. Рассмотреть сельскохозяйственное использование земель по карте «Земельные угодья мира», сопоставляя ее с Почвенной картой мира.

Литература

1. Глазовская М. А., 1981, с. 226-242.

2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 269-299.

3. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 391-402.

4. Добровольский В. В., 1989, с. 273-304.

5. Розанов Б. Г., 1977.

6. Карта «Земельные угодья мира».

7. Почвенная карта мира.


Литература

1. Атлас почв СССР. М., Колос, 1974.

2. Глазовская М. А. Общее почвоведение и география почв: Учебник для студентов-географов вузов. – М.: Высш. школа, 1981. – 400с.

3. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч. / Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. ч. 1. Почва и почвообразование. / Г. Д. Белицина, В. Д. Васильевская, Л. А. Гришина и др.) – М.: Высш. шк.:1988. – 400 с.

4. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч./ Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. ч. 2. Типы почв, их география и использование (Богатырев Л. Г., Васильевская В. Д., Владыченский А. С. и др.) – М.: Высш. шк.:1988. – 368 с.

5. Почвоведение. Учеб. для с.-х. вузов. /П. С. Кауричев, Л. Н., Александрова, Н. П. Панов и др./ Под ред. Кауричева. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Колос, 1982. – 492 с.

6. Добровольский В. В. География почв с основами почвоведения: Учеб. для геогр. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 320 с.

7. Добровольский Г. В., Урусевская М. С,. География почв: Учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 416 с.

8. Добровольский В. В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения. М., Просвещение, 1973.

9. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. М., Просвещение, 1982.

10. Розанов Б. Г. Почвенный покров земного шара. М.: МГУ, 1977.

11. Фридланд В. М. Проблемы географии, генезиса и классификации почв. М.: Наука, 1986.

Карты:

1. Почвенно-географическое районирование СССР. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г.В., Розев Н. Н., Урусевская М. С., 1984.

2. Почвенная карта СССР. Масштаб 1: 15000 000. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1977.

3. Почвенная карта СССР. Масштаб 1: 15 000000.Сост. М. А. Глазовская и В. М. Фридман, 1978.

4. Земельные угодья мира.

5. Почвенная карта. Масштаб 1: 25 000000. Географический атлас для учителей сред. шк. ГУГК при Совете Министров СССР. М.: 1981.

6. Физико-географический атлас мира. ГУГК СССР. М., 1964.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Почвоведение. Учеб. для ун-тов, в 2-х ч. Под ред. В.А.Ковды, Б.Г.Розанова. - М.: Высшая школа, 1988. - 400 с.

Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. Учеб для студ. высш. учеб. заведений.. – М. Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

Назаренко И.И., Польчина С.М., Никорич В.А. Грунтознавство. – Чернівці, 2003. - 399 с.

Почвоведение. Учеб. для с.-х. вузов. Под ред. И.С. Кауричева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1990. - 492 с.

Глазовская М.А. Общее почвоведение и география почв. Учеб. для студ. геогр. вузов. - М.: Высш. школа, 1981. - 400 с.

Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 415 с.

Добровольский В.В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения.- М.: Просвещение, 1972.

Добровольский В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. - М.: Просвещение, 1982.

Драган Н.А. Почвы Крыма. Учеб. пос. - Симферополь, СГУ, 1983. – 96 с.

Драган Н.А. Методические указания к проведению учебной практики, 1987, - 40 с.

Драган Н.А. Методическое руководство по курсу "Почвоведение". - Симферополь, СГУ, 1992, - 32 с.

Дополнительная

Агроэкологическая оценка земель Украины и размещение сельскохозяйственных культур. – К.: Аграрна наука, 1997. – 163 с.

Атлас почв СССР. - М.: Колос, 1974.

Атлас почв Украинской ССР. Под ред. Н.А.Крупского и П.И. Полупана. - Киев: Урожай, 1979, - 160 с.

Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Краткий толковый словарь/Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова, Н.И.Суханова, С.Я. Трофимов. – М.: Высшая школа, «))№. – 125 с.

Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. – М.: Наука, 1990. -261 с.

Драган Н.А. Почвенные ресурсы Крыма. Научная монография. – 2-е изд., доп. – Симферополь: ДОЛЯ. 2004, - 208 с.

Драган Н.А.Охрана почв. Уч. пособ. Симферополь, 2006. - 160.

Каштанов В.И. Концепция устойчивого развития земледелия в России в ХХ1 веке // Почвоведение. 2001. №3. С. 263-265.

Кирюшин В.И. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: Изд-во МСХ, 2009. 473 с.

. Ковда В.А. Почвенный покров, его улучшение, использование и охрана. М.: Наука, 1081. 179 с.

Микроорганизмы и охрана почв / Под ред. Д.Г. Звягинцева. М.: Изд..МГУ. 1999. 329 с.

Методика монiторингу земель, що перебувають в кризовому станi. Харькiв, 1998. – 88 с.

Почвы Украини и повышение их плодородия. В 2-х т. – Т. 1 – Эволюция, режимы и процессы, классификация и генетико-производственные аспекты / Под редакцией Н.И. Полупана. -- К.: Урожай, 1988а.—296 с.

Почвы Украини и повышение их плодородия. В 2-х т. – Т. 2. – Продуктивность почв, пути её повышения, мелиорация, защита почв от эрозии и управление плодородием / Под ред.Б.С. Носко, В.В. МедведеваР.С. Трускавецкого, Г.Я.. Чесняка. – К.: Уражай,. 1988б. –1176 с.

Орлов Д.С. Химия почв. – М.: Изд-во МГУ, 1985, - 376 с.

Полупан Н.И. Полевой определитель почв. - К.: Урожай, 1981. -320 с.

Розанов Б.Г. Почвенный покров земного шара. - М.: МГУ, 1977.

Фридман В.М. Проблемы географии, генезиса и классификации почв. - М.: Наука, 1986.

Карты:

Грунти Української РСР. Масштаб 1:750000. К.: Укрземпроект, 1972.

Грунти Кримскої області. Масштаб 1:200000. К.: Укрземпроект, 1968

Почвенно-географическое районирование СССР. Масштаб 1:8000000. Сост. Добровольский Г.В., Розов Н.Н., Урусевская И.С., 1984.

Почвенная карта СССР. Масштаб 1:5000000. ГУГК при Совете министров СССР. - М.: 1977.

Почвенная карта мира. М: 1:15000000. Сост. М.А. Глазовская и В.М. Фридланд, 1978.

Земельные угодья мира. М: 1: 15000000. Под. Ред. Н.А. Моргунова. – М.: Картография, 1982.

Почвенная карта. М:1:25000000. Географический атлас для учителей средней школы. ГУГК при Совете Министров СССР. М.:1981.

Негативные процессы в почвенном покрове Крыма. М 1:400000. Сост. Н.А. Драган.

Физико-географический атлас мира. ГУГК СССР. М.: 1964.

Приложение № 3 а Географическое распространение новообразований в почвах главных ландшафтов России Распространенние новообразования: 1 — вторичные силикаты, гидроксиды железа, гидроксиды марганца, фосфаты Fе2+ и Fе3+; 2 — карбонати кальция; 3 — карбонаты кальция, гипс; 4 — карбонати кальция; гипс; водорастворимые хлориды

 

       
 
   
 

 

 



Приложение № 4 а

 
 
       
   
 
 

 

 


Приложение № 5

Показатели определения механического состава почвы в поле методом раскатывания

(по Н.А. Качинскому)

Механический состав Вид образца после раскатывания
Шнур не образуется, ладонь не загрязняется ─ песок
Зачатки шнура, ладонь загрязняется ─ супесь
Шнур дробится при раскатывании ─ легкий суглинок
Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается, ладонь мажется ─ средний суглинок
Шнур сплошной, кольцо с трещинами ─ тяжелый суглинок
Шнур сплошной, кольцо цельное ─ глина

 
 

       
   
 
 

Приложение № 8

 

 


 

 
 
Схема строения почвенных коллоидов: а) коллоидной мицеллы; б) гуминовой кислоты; в) кремнезема; г) гидроокиси железа (по Н.И. Горбунову, 1957)

 

 

Приложение № 9 Геохимическое значение концентрации водопроводных ионов


Приложение № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.013 с.)