ТОП 10:

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом ТНУ от протокол



Факультет географический

Кафедра геоэкологии

Драган Н.А.

Методическое руководство

по курсу «Почвоведение».

(для лабораторных занятий)

 

Для студентов 1 курса дневной и 2 3 курса ─ заочной форм обучения

специальности 6. 070800

«экология и охрана окружающей среды»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

Экология

 

 

Симферополь, 2011 г.
Рекомендовано к печати заседанием кафедры от 15.04.2011г., протокол № 14

 

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом ТНУ от протокол

Методическое руководство по курсу «Почвоведение» (для лабораторных занятий)

Автор-составитель Новелла Алексеевна Драган

 

 

Подписано к печати . Формат . Бумага

Объём п. л. Тираж . Заказ

______________________________________________________________________

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского

95007, г. Симяферополь, проспект В. И. Вернадского, 4.

 

ВВЕДЕНИЕ

«Почвоведение» изучается студентами ─ геоэкологами географических факультетов университетов во 2 семестре стационарной формы обучения и в 4-5 семестре ─ заочной. В соответствии с формами обучения объем курса занимает 64 и 20 часов, из которых на лабораторные занятия отводится, соответственно, 32 и 8 часов.

Для совершенствования подготовки и выполнения лабораторных работ, а также в связи с недостаточностью учебных пособий по лабораторным занятиям, существует необходимость издания методического руководства.

Настоящее руководство составлено в соответствии с утвержденной программой по курсу «Почвоведение». Темы занятий подобраны с таким расчетом, чтобы студенты могли закрепить теоретические представления по наиболее сложным разделам курса. Распределение занятий по разделам программы (для стационарной формы обучения) следующее: изучение морфологических признаков почв ─ 1 занятие, механического состава и физических свойств ─ 2 занятия, химического состава (органическое вещество, карбонатность, состав водной вытяжки) ─ 3 занятия и физико-химических свойств (поглотительная способность и реакция среды) ─ 2 занятия; изучению генезиса, классификации, диагностики и распределению почв в связи с факторами почвообразования отводится 9 практических занятий, из них ─ три семинарских.

Большое внимание в «Руководстве» уделяется вопросам организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лабораторным и семинарским занятиям, их реализации. С этой целью в «Руководстве» к каждому занятию даны вопросы, на которые студенты должны найти ответы с помощью рекомендуемой литературы. В начале каждого занятия выясняется уровень знаний студентов при обсуждении вопросов тематики занятия и путем опроса. Перед началом выполнения заданий излагается методика и порядок выполнения лабораторных работ, а также правила оформления результатов.

Работы выполняются студентами дневной формы обучения ─ преимущественно индивидуально (реже ─ по двое), а заочной ─ бригадами по 2-3 человека и по сокращенной программе.

Выполненные работы оформляются студентами в тетрадях по лабораторному практикуму. По каждому заданию делается вывод.

На лабораторных занятиях студенты должны приобрести следующие навыкииумение:

- давать характеристику морфологическим признакам почв (цвет, структура, включения, новообразования, сложение, наименование и индексация генетических горизонтов);

- диагностировать свойства почв по морфологическим признакам;

- готовить почвенные образцы к лабораторным анализам;

- выполнять анализы гранулометрического состава почв и пород, плотности почвы с ненарушенным сложением, влажности, карбонатности, качественное определение типа и степени засоления, изучение состава и свойств гумусовых кислот, видов поглотительной способности, актуальной и потенциальной кислотности и щелочности почв;

- проводить расчеты: пористости почв, запасов влаги в слоях, доз извести и гипса, необходимых для химической мелиорации;

- работы с почвенными картами различного масштаба.


Занятие №1

Тема: Изучение морфологических признаков почв

Цель занятия: научиться различать и характеризовать основные морфологические признаки почв: цвет, механический состав (изучается на занятие №2), структура, сложение, новообразования, включения, строения почвы, мощность генетических горизонтов и самой почвы.

По морфологическим (внешним) признакам можно приблизительно судить о направлении и степени выраженности почвообразовательного процесса, диагностировать почву, т.е. отнести ее к конкретным таксономическим единицам классификации. Знание морфологических признаков необходимо для полевого исследования почв.

Вопросы для обсуждения:

1. Факторы почвообразования (основные и локальные).

2. Определение почвы.

3. Генетические горизонты почвы, их индексация.

4. Генетический профиль почвы.

5. Особенности профиля почв автоморфных, полугидроморфных и

гидроморфных ландшафтов.

6. Типы строения почвенного профиля.

7. Морфологические элементы и признаки почв.

8. Информативность окраски почв и пород.

9. Новообразования и включения в почве.

10. Типы, роды, виды морфологической структуры почв.

11. Значение морфологии почв для их диагностики.

Задание 1. Изучить цвет почвы и факторы, его обусловливающие.

а) Изучить треугольник цветов С.А. Захарова (Приложение 1). Нарисовать треугольник в тетради (см. Добровольский В.В., 1973, с.89).

б) Определить цвет раздаточных образцов почв и материнских пород.

в) Определить цвет гумусового горизонта А и горизонта С почвы в одном из монолитов.

г) Определить степень неоднородности (пятнистости) окраски: однородная, слабо-, средне-, сильнопятнистая, пёстрая.

д) Привести примеры почв, имеющих различную окраску (например, гумусовый горизонт чернозема тучного имеет черный цвет, серой лесной почвы – серый, краснозема – красный и.т.д.).

Окраска почвы зависти от наличия и сочетания, следующих трех групп соединений: 1) гумус, 2) соединения железа и марганца, 3) кремнекислота, карбонаты, каолинит, легкорастворимые соли. На окраску влияет также структурность и влажность (структурные и влажные почвы темнее бесструктурных и сухих). Окраску почвы часто бывает трудно определить одним словом, поэтому пользуются сочетанием слов (например, темно-серая, светло-серая и.т.д.). Кроме цветового тона важными морфологическими элементами являются интенсивность, насыщенность окраски, степень ее неравномерности.

Задание 2. Изучить типы и виды почвенной структуры.

Под структурностью почвы подразумевают ее способность распадаться на отдельности, имеющие определенную величину и форму (Приложение 2). Эти отдельности называются структурными элементами почвы или педами. Структурность почвы зависит от состава почвообразующих пород, от типа почвообразования и содержания гумуса, поэтому отдельным типам почв соответствует определенная структура.

Для изучения структурных отдельностей используются коробочные образцы естественных почв с чётко выраженной структурой, которую следует определить в соответствие с существующей классификацией (табл. 1).

В тетради: зарисовать основные виды структурных отдельностей почв. Объяснить принцип их классификации.

 


Таблица 1

Литература

1. Почвоведение, 1988, ч.1, с. 5-10, 35-44, 49-56, 65-69.

2. Глазовская М.А., 1981, с. 32-34, 76-84.

3. Добровольский В.В., 1982, с. 69-73, 75-84.

4. Добровольский В.В. 1973, с. 88-89, 93-104.

 

Занятие № 2

Задание 1. Определить механический состав мелкозема визуальными методами

Существует несколько методов визуального определения механического состава почв (см. табл. 2).


Таблица 2

Способы визуального определения механического состава почв

Название почвы по механическому составу Состояние почвы Метод втирания слегка увлажненной почвы в ладонь Метод шнура
Песчаная Почва сыпучая Очень много песка; ладонь не загрязняется Шарик не скатывается
Супесчаная Почва дает непрочные комки; преобладают песчаные частицы Песка много, но ладонь слабо загрязняется Шарик скатывается, шнур не образуется
Легкосуглинис- тая   -------//-------- Песка довольно много, ладонь загрязняется сильно Шнур образуется, но распадается на дольки
Среднесуглинис тая Почва плотная, при растирании образуется неоднородный порошок (есть песчинки) Почва хорошо мажется, но ощущается много песчинок Шнур образуется сплошной, но при свертывании в колечко – разламывается
Тяжелосуглинис тая   -------//-------- Почва дает ощущение мела, загрязненного мелким песком Шнур образуется, свертывается в колечко, но колечко трескается
Глинистая Почва растирается в тонкий однородный порошок Почва дает ощущение мыла, песок не чувствуется Шнур сплошной, свернутое колечко не трескается

Приведенные в таблице 2 методы являются ориентировочными и применяются при изучении механического состава почвы в поле. Их следует освоить. Метод шнура наглядно показан в Приложении 5.

Задание 2. Определить гранулометрический состав почвы ситовым методом.

Этот метод широко применяется при изучении песчаных, супесчаных и скелетных почв.

Ход работы

1. Растереть почву в фарфоровой ступке пестиком;

2. Методом квартования отобрать среднюю пробу;

3. Проверить правильное расположение сит в наборе (в порядке уменьшения размера ячеек – 10, 5, 3, 2, 0,5, 0,25;

4. Заготовить пакетики с записью размера фракции и её массы;

5. Взвесить фракции;

6. Произвести расчет % фракции, записать в таблице;

7. Полученные данные гранулометрического состава исследуемого образца (методом сит) изобразить графически (дифференциальная и интегральная кривые). (В.В. Добровольский, 1982, с.5-11, 1973, с. 189-191).

Задание 3. Дать точное название механического состава почв и пород в соответствии с классификацией Н. А. Качинского (1965).

Для выполнения этого задания студенты получают карточки с данными механического анализа методом пипетки. Задание выполняется индивидуально. Название механического состава определяется по каждому горизонту почвы в соответствие с классификацией Качинского (табл. 3).

Для более детальной характеристики гранулометрического состава в название почвы, взятое в таблице 3, дополнительно вводится преобладающая фракция (одна из трёх основных − песок, пыль ил). Например, содержание физической глины в образце почвы степного типа почвообразования составляет 64 %, а преобладающей фракции, ила, 20 %. Механический состав этой почвы определяется как глина лёгкая иловатая.


Таблица 3

Литература

1. Почвоведение, 1988, ч.1, с. 69-78.

2. Глазовская М.А., 1981, с. 111-121.

3. Добровольский В.В. 2001, с. 38 -40.

4. Добровольский В.В., 1973, с. 19-26, 1982, с. 5-11.

 

Занятие № 3

Их карбонатность.

Вопросы для обсуждения

1. Основные генетические группы горных пород.

2. Породообразующие (первичные) минералы. Их характеристика.

3. Процессы и стадии выветривания минералов в условиях поверхности Земли.

4. Образование вторичных минералов. Их особенности.

5. Закономерности формирования коры выветривания.

6. Типы кор выветривания, их география.

7. Генетические типы почвообразующих пород.

8. Химический состав минеральной части почвы.

9. Значение кальция в процессах почвообразования.

10. Определение карбонатов в почве и породе.

11. Методы изучения минералогического состава твердой фазы почв.

Задание 1. Изучить распространение почвообразующих пород;

Почвообразующий породой называется исходная поверхностная толща горных пород охваченная процессами выветривания и являющаяся минеральной основной для почвообразования.

Для выполнения задания используются следующие карты: 1) Почвообразующие породы Европейской части СССР (1968) и 2) Почвенно-географическое районирование СССР (1984).

Задание 2. Визуально изучить предлагаемую коллекцию почвообразующих пород(лёсс; щебнистый элювий аргиллитов и песчаников; ферролитный элювий; щебнисто-галечниковый аллювий; желто-бурые элювиально-делювиальные отложения и др.).

Уровень карбонатности почвы

Содержание СаСО3, % Уровень карбонатности почвы
Менее 1 Бескарбонатная
1-10 Слабокарбонатная
11-19 Среднекарбонатная
20-30 Сильнокарбонатная
Более 30 Очень сильнокарботная

 

В заключение выполненной работы акцентируется внимание студентов на роли карбонатности в формировании положительных свойств почв и её плодородия: богатство важным биофилом − кальцием; нейтрализация гумусовых кислот; оструктуривание твёрдой фазы (образование зернистой и комковатой структуры), что в основном обусловливается слабой и средней карбонатностью почвообразующих пород.

Литература

1. Глазовская М.А., 1981, с. 85-88, 91-111.

2. Добровольский Г.В., Урусевская, 1984, с.76-84.

3. Почвоведение, 1988, ч.1, с. 79-81, 83-90, с.323-326, 329

4. Добровольский В.В., 1982, с.5-11.

 

Занятие № 4

Вопросы для обсуждения

1. Источники органических веществ в почве.

2. Разложение органических остатков в почве.

3. Особенности разложения различных групп органических соединений.

4. Образование специфических органических веществ в почве (гумификация).

5. Состав гумуса. Содержание основных биофильных элементов.

6. Свойства гумусовых веществ специфической природы.

7. Органоминеральные соединения в почвах.

8. Роль гумуса в почве и биосфере.

9. Гумусное состояние почв.

Задние 1. Определить (примерно) содержание гумуса в почве.

Общепринятым лабораторным методом определения гумуса является метод И.В. Тюрина (В.В. Добровольский, 1973, с. 15-68; 1982, с. 44-51).

Примерное содержание гумуса в почве можно определить по ее цвету и интенсивности окраски (табл. 5).

Таблица 5

Задание 3. Экспериментально познакомиться со свойствами гумусовых кислот.

Литература

1. Глазовская М.А., 1981, с. 121-144.

2. Почвоведение, 1988, ч.1, с. 102-126

3. Добровольский В.В 2001, с. 49 – 78.

4. Добровольский В.В 1973, с. 19-26, 1982, с.5-11.

 

Занятие № 5

Вопросы для обсуждения

1. Виды поглотительной способности почв.

2. Строение коллоидной мицеллы (Приложение 8).

3. Заряд почвенных коллоидов (ацидоиды, базоиды, амфолитоиды).

4. Почвенный поглощающий комплекс (ППК).

5. Обменная сорбция катионов.

6. Ряды поглощения ионов.

7. Понятия: энергия поглощения катионов и скорость катионного обмена.

8. Коагулирующая способность различных катионов.

9. Сорбция почвами анионов.

10. Физическое состояние почвенных коллоидов (влияние поглощённых ионов).

11. Экологическое значение поглотительной способности почв.

Опыт 1. Механическое поглощение почвой

На 2 колбы поместить большие воронки, в них насыпать – сначала гравий, а потом тонкий слой песка. В воронки с такими гравийно-песчаными фильтрами насыпать в одну – песок (или супесь), а в другую – суглинок (или глину). В отдельной колбе приготовить глинистую суспензию, перенести ее на каждую воронку. Фильтраты, полученные после прохождения через фильтры первой и второй воронки, будут различаться. Объяснить наблюдаемое.

Опыт 2. Физическое поглощение

На колбы поместить 2 большие воронки с гравийно-песчаными фильтрами. Сверху фильтров насыпать в одну воронку песок (супесь); в другую – суглинок (глину). Пропустить через эти почвы молекулярный раствор чернил. Отметить различия в интенсивности окраски фильтратов. Объяснить, в каком образце почвы и почему энергичнее проявляется сорбция молекул.

Литература

1. Почвоведение, 1988, ч.1, с. 176-194.

2. Глазовская М.А., 1981, с. 144 -160

3. Добровольский В.В. 2001, с. 81 – 94.

4. Добровольский В.В 1973, с. 74-79, 1982, с.55-68.

Занятие № 6

Задание 1. Определить полевую влажность (или гигроскопическую влагу) почвы.

Ход работы:

Из каждого генетического горизонта взять две почвенные пробы в 2 бюкса, записать глубину отбора и номера бюксов.

В лаборатории:

1. открыть крышку бюкса с сырой почвой;

2. взвесить бюкс с почвой на технических весах с точностью до 0,1 г;

3. бюкс с почвой поставить в сушильный шкаф на 8 часов и высушить при t = + 1050;

4. после высушивания бюкс закрыть крышкой и поместить в эксикатор;

5. взвесить бюкс с сухой почвой на технических весах;

6. рассчитать влажность почвы в % от массы сухой почвы.

7. Результаты записать в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты определения влажности почвы

Глубина взятия образца, см. № бюкса Вес бюкса, г W%= А – С _______ 100 А – В Кw= 100+W%
пустого (С) с сырой почвой (А) с сухой почвой (В)
             

 

где: А – В – масса влаги, г; В – С – масса сухой почвы, г; Kw – коэффициент пересчета результатов лабораторных анализов на абсолютно сухую почву.

Задание 2. Определить плотность почвы с ненарушенным сложением (синоним – объемная масса, объёмный вес почвы).

Цель работы: с помощью объемной массы определить сложение почвы исследуемого участка.

При определении объемной массы в поле в расчетах используют величину полевой влажности почвы, а при использовании монолита – гигроскопической влаги.

Ход работы:

1. Тщательно, не нарушая структуры, вырезать при помощи стального цилиндра из почвенного слоя определенный объем почвы. Верхняя и нижняя поверхность почвы в целиндре должна быть вровень с краями цилиндра. При отсутствии стального цилиндра вырезать почвенный куб. размером 10 х 10 х 10 см с помощью линейки, почвенного ножа и саперной лопатки. В поле образец берут на горизонтальном уступе отвесной стенки разреза, в лаборатории – при горизонтальном положении монолита. Предварительно определяют объем цилиндра. В любом случае следует измерить глубину отбора образца.

2. Определить влажность взятого образца почвы, используя его часть после взвешивания всей массы сырой почвы из цилиндра (или куба). Порядок определения влажности – см. задание 1 (пробу поместить в бюкс, взвесить, высушить и опять взвесить) Рассчитать влажность почвы (W%) и поправочный коэффициент на влажность(KW).

3. Вычислить массу сухой почвы, взятой цилиндром (кубом) – М:

М = М1* Кw,

где М1 –масса сырой почвы из цилиндра (куба).

4. Вычислить объемную массу почвы по формуле:

dv = г/см3 ,

где: М – масса абсолютно сухой почвы, г;

V – объем почвы (объем цилиндра), см3;

dv – плотность почвы с ненарушенным сложением (или объёмная масса почвы), г/см³

5. Результаты определения dv записать в таблицу 7.

Таблица 7

Результаты определения плотности почвы с ненарушенным сложением

Название почвы   Глубина взятия образца, см. Масса почвы,г Высота цилиндра, см h Радиус цилиндра, r,cм. Объем цилиндра,   V=Пr2 h dv = M V г/см³
сырой (М1 ─ М ц) сухой
               

Задание 3. Определение плотности твердой фазы почвы

Плотность твердой фазы почвы (удельный вес почвы) – масса сухого вещества почвы в единице его истинного объёма (в единице объёма твёрдой фазы), г/см³.

Пробу почвы, взятую квартованием, растеретьт в ступке и пропустить через сито с отверстием 1 мм.

1. Пикнометр, емкостью 100 см3 (или 50 см3), наполнить дистиллированной водой и взвеситьна технических весах. Из пикнометра отлить примерно половину воды в стакан.

2. На технических весах взять навеску почвы 10 г.

3. Поместить навеску в пикнометр, содержимое взболтать и кипятят в течение 30 минут.

4. Пикнометр охладить в кристаллизаторе, долить дистиллированной водой до черты и взвесить на весах.

5. Величину плотности твердой фазы почвы вычисляют по формуле:

 

 


Массу абсолютно сухой почвы находят по формуле:

 
 
M0 *100 100 + W %


М = или – М = М0·*Кw.

M0масса воздушно-сухой почвы;

W% - содержание гигроскопической воды в исследуемой почве, % .

В тетради должно быть:

а) методика определения удельной массы (d) почвы и значение этого показателя:

б) результаты определения d почвы записать в таблицу 8.

 

Таблица 8

Результаты определения плотности твёрдой фазы почвы

№ образца Глубина взятия образца см Навеска сухой почвы г (Р) =М Вес пикнометра(г) Р d = ─── (Р+Р1) ─ Р2
с водой (Р1) с водой и почвой (Р2)
           

Задание 4. Определить порозность (пористость или скважность) почвы.

Порозность почвы определяется на основании данных объемной массы и плотности твердой фазы почвы. Обычно для вычисления скважности почвы пользуются следующей

формулой:

Робщ.=(1 ─ dv /d)*100,

 


где Робщ. − порозность общая, % от объёма почвы;

dv − плотность почвы с ненарушенным сложением, г/см³;

d − плотность твердой фазы почвы, г/см³.

Задание 5. Определить запасы влаги (или м3/га) в исследованном слое почвы.

Для вычисления запасов влаги в каком-либо слое почвы применяется следующая формула:

Зw = W% . dv . h,

где: Зw - запасы влаги в почве, т/га или м3/га;

W% - полевая влажность почвы, % от массы сухой почвы;

dv – плотность почвы с ненарушенным сложением, г/см3;

h – толщина исследуемого слоя почвы, см.

Аналогично можно рассчитать запасы (т/га) гумуса или других веществ в почве. Для выражения запасов влаги в мм следует полученные запасы влаги в м3/га разделить на 10. Определив запасы влаги в отдельных слоях почвы, можно путем суммирования подсчитать запасы влаги во всей почвенной толще.

По результатам анализов составляется сводная таблица 9.

Таблица 9

Занятие № 7

Задание 2. Расчет степени насыщенности почв основаниями, емкости поглощения, содержания поглощённых катионов и доз извести и гипса для химической мелиорации почв.

Цель задания: научиться определять некоторые параметры, характеризующие почвенный поглощающий комплекс, выявлять необходимость химических мелиораций и производить расчёты доз мелиорантов.

Степенью насыщенности почв основаниями называется отношение суммы обменных оснований к емкости поглощения.

В состав обменных катионов кислых почв наряду с поглощенными основаниями (главным образом Са и Мg) входят поглощенные ионы водорода и алюминия. Степень насыщенности показывает, какую часть всех поглощенных катионов составляют поглощенные основания. При степени насыщенности меньше 100 % почвы относят к группе ненасыщенных основаниями. Степень насыщенности вычисляют по формуле:

S*100

V =————

S+H

где: V– степень насыщенности почвы основаниями, %;

S – сумма обменных оснований, мг-экв. на 100 г почвы;

H – гидролитическая кислотность, мг-экв. на 100 г почвы;

S+H – емкость поглощения кислых почв, в мг-экв. на 100 г почвы;

100 – коэффициент пересчета в проценты.

Степень насыщенности почв основаниями вычисляют для определения потребности почв в известковании.

Пользуясь основной формулой можно рассчитать также (при наличии необходимых данных) сумму обменных оснований (S = Ca2+ + Mg2+), гидролитическую кислотность +), емкость поглощения в мг-экв.Следуетпомнить, что формула Т = S+H используется для расчета только ненасыщенных почв, содержащих обменные Н и Аl. Емкость же поглощения насыщенных почв чаще всего может быть представлена суммой основных поглощенных катионов: Ca2+ + Mg2+ или Ca2+ + Mg2+ + Na+мг-экв.Часто бывает необходимо рассчитать содержание того или иного поглощенного катиона, выраженного в мг-экв. на 100 г почвыи в % от емкости поглощения. В этом случае поступают следующим образом:

Пример: Дано количество обменных катионов (в мг-экв): Са – 8;Мg2+ -5; Na+ - 3.

Найти долю Na в % отсуммы (S):

S = Ca2+ + Mg2+ + Na+ = 16 мг-экв. на 100 г почвы.

Принимаем S = 16 мг-экв.за 100 %, тогда содержание Na+ = 3 мг-экв.составит Х%

16 -100

3 – Х

Х = (3100)/16 = 18,7 %

Определение потребности почв в химических мелиорациях и вычисление норм извести и гипса выполняется студентами индивидуально (домашнее задание) по раздаточным материалам (Добровольский В. В., 1982. с. 69).

Дозу гипса для замены натрия на кальций в почвенном поглощающем комплексе [ППК] вычисляют по формуле:

Дг = 0,086∙Nа h d,

где Дг – доза гипса (СаSO4 2H20) в тоннах на 1 га;

0,086 миллиэквиваленты гипса (в г);

– содержание обменного натрия (мг-экв на 100 г почвы);

h– мощность мелиорируемого слоя почвы (в см);

d–объёмная масса мелиорируемого слоя почвы (в г / см³).

Для устранения вредного влияния обменного натрия доза гипса на почвах различной степени солонцеватости колеблется от 3 до 15 т на 1 га.

Расчёт норм извести для кислых почв требует следующих данных: 1) величина рН солевой вытяжки (КС1); 2) степень насыщенности основаниями; 3) механический состав. Кроме этих показателей следует учитывать и чувствительность к кислотности культурных растений (Приложение 10).

Литература

Почвоведение, 1988, ч.1, с. 91-101, 152-164, 194-205,

Глазовская М.А., 1981, с. 188 – 199;

Добровольский В. В., 1982, с. 37-42, 61-64, 67-69.

 

Литература

Почвоведение, 1988, ч.1, с.

Глазовская М.А., 1981, с. 36-37, 188-193, 197-199

Добровольский В. В., 1973, с. 32-39, 80-82, 86-87

Добровольский В. В., 1982, с. 37-42, 61-64, 67-69.

Занятие № 8 (семинарское)

Тема: Роль факторов почвообразования в развитии почвенных процессов и географическом распространении почв.

Цель занятия: усвоить современные представления о генезисе почв.

Тема имеет существенное методологическое значение, так как раскрывает сущность почвообразовательного процесса, его обусловленность взаимодействием факторов почвообразования и их значение в формировании почвенного покрова (ПП). Для изучения рекомендуются следующие вопросы:

1. Почвообразование как совокупность процессов различной степени сложности.

2. Гидротермические условия и режим почвообразования.

3. Географические закономерности биологического круговорота веществ.

4. Влияние минеральной основы на направление почвообразования в различных биоклиматических условиях.

5. Влияние рельефа на направление почвообразования и географическое распределение почв.

6. Возраст почв. Развитие и эволюция почв и почвенного покрова.

7. Взаимодействие факторов почвообразования и формирование почв.

8. Роль хозяйственной деятельности в почвообразовании и транфорации ПП.

9. Баланс почвообразования.

10. Первичное почвообразование.

11. Принципы генетической классификации почв.

12. Диагностика, номенклатура и таксономия современной классификации почв.

Подготовка доклада по каждому вопросу предусматривает самостоятельный анализ рекомендуемой литературы с выборкой для реферирования необходимого содержания.

Для выступления по каждому вопросу отводится на занятии в среднем 8 мин.

Иллюстрации к занятию:

1. Общая схема почвообразования (по Геннадиеву).

2. Биологическая продуктивность основных типов растительности (по Базилевич и Родину).

3. Основные и тапы процесса почвообразования.

4. Соотношение зональных почв и климата.

5. Схемы типов водного режима почв (промывной, непромывной, выпотной и др.)

6. Схема водной миграции и испарительной дифференциации продуктов выветривания и почвообразования.

7. Процесс гумусообразования в почве (по Л. Н. Александровой).

8. Принципиальная схема соотношения биогенной аккумуляции, выщелачивания и испарительной аккумуляции в почвах.

Литература

1. Глазовская М. А., 1981, сс. 29-76, 200-225.

2. Добровольский, Урусевская, 1984, с 16-118

3.Почвоведение, 1988, ч. 1, сс. 270-288, 293-316, ч II. с. 4 - 12, 241 - 252

4. Фридланд, 1986, с. 5 - 13, 113 - 118.

 

Занятие 9

Литература

1. Глазовская М. А., 1981, с. 243-245, 249-273

2. Добровольский и Урусевская, 1984, с 119-146, 371-374.

3. Почвоведение, 1988, ч. 1, с. 288-293,, ч II. с. 262-272.

4. Добровольский В.В., 2001, 339 - 357.

5. Добровольский В.В., 1982, с. 94-98.

6. Фридланд, 1986, с. 78-88.

Общие положения к занятиям №№ 10-15

Занятие № 10

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-11, 22-23, 54-57.

2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 42-72.

3. Глазовская М. А., 1981, с. 181-193, 322-324.

4. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 147-166, 211-222.

5. Добровольский В.В., 2001, с.185-200.

 

Занятие № 11

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 8-14-17, 24-30, 34-53.

2. Атлас почв Украинской ССР, 1979, с. 17 − 45.

3. Глазовская М. А., 1981, с. 293-321.

4. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 167-209, 235-241, 254-265.

5. Добровольский В. В., 2001, с. 201 − 229.

6. Почвоведение, 1988, ч II. С. 21-29, 73-112.

7. Добровольский В. В., 1982, с. 85-87.

 

Занятие № 12

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 80-110, 116-125. Крыма и мира.

2. Почвоведение, 1988, ч II, с. 117-140, 140-147, 172-180.

3. Глазовская М. А., 1981, с. 324-337, 373-377.

4. Добровольский В. В., 2001, с. 242 – 270.

5. Добровольский Г. В., Урусевская, 1984, с. 259-295.

6. Добровольский В. В., 1982, с. 90-97.

Занятие № 13

Тема: Засоленные почвы

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974.

2. Глазовская М. А., 1981, с. 337-356.

3. Почвоведение, 1988, ч II. с. 148-171.

4. Добровольский В. В., 2001, с. 271-280.

 

Занятие № 14

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 126-136.

2. Глазовская М. А., 1981, с. 356-368.

3. Добровольский В.В., 2001, с. 283 – 284.

4. Почвоведение, 1988, ч II. с. 181-200

Занятие № 15

Литература

1. Атлас почв СССР, 1974, с. 138-153, 160-162.

2. Глазовская М. А., 1981, с. 368-373, 377-384.

3. Добровогльский В.В., 2001, с. 283-289, 303-307.

4. Почвоведение, 1988, ч II. с. 112-117, 201-224.

4. Добровольский, 1984, с. 341-354.

 

Занятие № 16 (семинар)

Литература

1. Глазовская М. А., 1981, с. 226-242.

2. Почвоведение, 1988, ч II. с. 269-299.

3. Добровольский, Урусевская, 1984, с. 391-402.

4. Добровольский В. В., 1989, с. 273-304.

5. Розанов Б. Г., 1977.

6. Карта «Земельные угодья мира».

7. Почвенная карта мира.


Литература

1. Атлас почв СССР. М., Колос, 1974.

2. Глазовская М. А. Общее почвоведение и география почв: Учебник для студентов-географов вузов. – М.: Высш. школа, 1981. – 400с.

3. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч. / Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. ч. 1. Почва и почвообразование. / Г. Д. Белицина, В. Д. Васильевская, Л. А. Гришина и др.) – М.: Высш. шк.:1988. – 400 с.

4. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч./ Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. ч. 2. Типы почв, их география и использование (Богатырев Л. Г., Васильевская В. Д., Владыченский А. С. и др.) – М.: Высш. шк.:1988. – 368 с.

5. Почвоведение. Учеб. для с.-х. вузов. /П. С. Кауричев, Л. Н., Александрова, Н. П. Панов и др./ Под ред. Кауричева. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Колос, 1982. – 492 с.

6. Добровольский В. В. География почв с основами почвоведения: Учеб. для геогр. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 320 с.

7. Добровольский Г. В., Урусевская М. С,. География почв: Учебник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 416 с.

8. Добровольский В. В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения. М., Просвещение, 1973.

9. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. М., Просвещение, 1982.

10. Розанов Б. Г. Почвенный покров земного шара. М.: МГУ, 1977.

11. Фридланд В. М. Проблемы географии, генезиса и классификации почв. М.: Наука, 1986.

Карты:

1. Почвенно-географическое районирование СССР. Масштаб 1: 8000000. Сост. Добровольский Г.В., Розев Н. Н., Урусевская М. С., 1984.

2. Почвенная карта СССР. Масштаб 1: 15000 000. ГУГК при Совете Министров СССР. М., 1977.

3. Почвенная карта СССР. Масштаб 1: 15 000000.Сост. М. А. Глазовская и В. М. Фридман, 1978.

4. Земельные угодья мира.

5. Почвенная карта. Масштаб 1: 25 000000. Географический атлас для учителей сред. шк. ГУГК при Совете Министров СССР. М.: 1981.

6. Физико-географический атлас мира. ГУГК СССР. М., 1964.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Почвоведение. Учеб. для ун-тов, в 2-х ч. Под ред. В.А.Ковды, Б.Г.Розанова. - М.: Высшая школа, 1988. - 400 с.

Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. Учеб для студ. высш. учеб. заведений.. – М. Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

Назаренко И.И., Польчина С.М., Никорич В.А. Грунтознавство. – Чернівці, 2003. - 399 с.

Почвоведение. Учеб. для с.-х. вузов. Под ред. И.С. Кауричева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1990. - 492 с.

Глазовская М.А. Общее почвоведение и география почв. Учеб. для студ. геогр. вузов. - М.: Высш. школа, 1981. - 400 с.

Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 415 с.

Добровольский В.В. Лабораторные работы по географии почв с основами почвоведения.- М.: Просвещение, 1972.

Добровольский В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. - М.: Просвещение, 1982.

Драган Н.А. Почвы Крыма. Учеб. пос. - Симферополь, СГУ, 1983. – 96 с.

Драган Н.А. Методические указания к проведению учебной практики, 1987, - 40 с.

Драган Н.А. Методическое руководство по курсу "Почвоведение". - Симферополь, СГУ, 1992, - 32 с.

Дополнительная

Агроэкологическая оценка земель Украины и размещение сельскохозяйственных культур. – К.: Аграрна наука, 1997. – 163 с.

Атлас почв СССР. - М.: Колос, 1974.

Атлас почв Украинской ССР. Под ред. Н.А.Крупского и П.И. Полупана. - Киев: Урожай, 1979, - 160 с.

Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Краткий толковый словарь/Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова, Н.И.Суханова, С.Я. Трофимов. – М.: Высшая школа, «))№. – 125 с.

Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. – М.: Наука, 1990. -261 с.

Драган Н.А. Почвенные ресурсы Крыма. Научная монография. – 2-е изд., доп. – Симферополь: ДОЛЯ. 2004, - 208 с.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.081 с.)