Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.Официально-деловой стильСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Понятие официально-делового стиля. Основные подстили и жанры ОДС. 2. Экстралингвистическая основа делового стиля 3. Лингвистические признаки ОДС по уровням языка Официально-деловой стиль – один из самых ранних стилей. Особенно интенсивно развивался в XIV-XV вв. в Московской Руси в результате быстрого развития торговли, судопроизводства. Выходила «Русская правда», которая представляла собой свод законов, различные судебники. Известны дошедшие до нас Договоры русских с греками, первый общерусский свод законов – Судебник 1497 г. составленный в Москве. В конце XV века наметилось взаимодействие делового языка с разговорным: в деловую речь нередко попадали бытовые слова: чердак, чулан, башмак, зипун, колпак, каблук, кушак и др. Усваиваются союзы – что, который, используются в основном простые синтаксические конструкции. Деловой язык Москвы, в отличие от Киева, почти не имел старославянских элементов, не было изукрашенности: метафор, эпитетов. В национальную эпоху XVII века продолжалось сближение делового и разговорного языков. В эту же эпоху формируются функциональные стили: публицистический, научный, появляются индивидуально-авторские стили художественной литературы, повествовательной литературы («Житие Протопопа Аввакума», анонимные произведения). Ещё раньше повествовательный стиль начал формироваться на основе живой русской речи в XIV-XV вв. в житийной литературе. Язык деловых документов XIX века отличает витиеватость слога, он утрачивает такие качества как точность, определённость, однозначность выражения… В начале XIX века делались попытки упрощения делового языка. 30 декабря 1919 г. Совет Народных Депутатов принял декрет «Об устранении волокиты» за подписью В.И. Ленина. «До сих пор официально-деловой стиль оказывает влияние на разговорную речи, засоряя ее «канцеляритом» (К.И.Чуковский). Официально-деловой стиль обслуживает правовую - законодательную, дипломатическую, административно-деловую - сферу общения. В зависимости от назначения текстов выделяют следующие подстили: 1) Собственно законодательный, который обслуживает правовые отношения между организациями и членами общества. (закон, указ, гражданские и уголовные акты, устав и др.); 2) Административно-канцелярский (акт, распоряжение, приказ, заявление, характеристика, автобиография, расписка, доверенность и др.); 3) Дипломатический (нота – дипломатическое обращение одного правительства к другому; меморандум – дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо документ; коммюнике – официальное сообщение; конвенция – международный договор по какому-либо вопросу и др.). Документы - это оформленные по установленным правилам и зафиксированные на разных носителях информации тексты, необходимые для реализации управляющих воздействий. Правила оформления текстов деловых документов регулируются следующими стандартами: · ГОСТ Р 6.30 - 2003. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов. · ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированная система документации. Требования к построению формуляра-образца. · ГОСТ ИСО 8601-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования. · ГОСТ ИСО 15489:2001. Information and Documentation. Records Management. Существуют пять типов записи для деловых документов: 1. Линейная - запись, обладающая самостоятельностью в оформлении мысли, с полностью оформленными предложениями, которые соответствуют требованиям официально-делового стиля (автобиографии, заявления, объяснительные записки, деловые письма, инструкции). 2. Запись в виде текстов-аналогов, отличающаяся от линейной большей стандартностью, совпадением целого ряда языковых и графических компонентов (приказы, решения, постановления). 3. Трафарет - традиционная линейная запись, но с пробелами, которые заполняются переменной информацией; используются в типичных ситуациях (справки, контракты, договоры). 4. Анкета - перечень заранее подобранных вопросов. Отличается от трафарета тем, что является более дробной, вопросы и ответы могут иметь как одинаковую, так и разную форму, вопросы и ответы располагаются по вертикали (личный листок по учёту кадров). 5. Таблица - совокупность данных, представленных в цифровой или словесной форме и занесённых в графы вертикальной и горизонтальной плоскостей (табели, расчётные ведомости, штатное расписание и др.). Форма, в соответствии с которой составляется документ, определяется требованиями ГОСТов и действующими правилами оформления документов. В случае отсутствия законодательно закреплённых рекомендаций по составлению документа прибегают к сложившейся практике их оформления. Составные части документа (его реквизиты) определяются рекомендациями ГОСТ Р 6.30 - 2003. «Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Для каждой разновидности документов набор реквизитов определяется отдельно в соответствии с требованиями ГОСТа, Гражданского или Налогового кодексов РФ, другими юридическими актами, а также сложившейся практикой делопроизводства. Отсутствие обязательных реквизитов документа может повлечь за собой признание его недействительным, а значит освободить партнёра от обязательств, зафиксированных в таком документе. Все виды документов 2-го подстиля составляются в соответствии с принятой традицией. Требования к оформлению документов документа определены ГОСТом 6.38 – 72. С 1.01.1991 вступила в силу Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), которая представляет собой совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах госуправления. Документы подразделяются на 3 группы: 1) Организационные: уставы, положения, инструкции, правила, штатные расписания. 2) Распорядительные: постановления, решения, распоряжения, указания, приказы. 3) Справочно-информационные: письма, телеграммы, телефонограммы, докладные и объяснительные записки, договоры, акты, справки, заключения. Кроме того, в составе 3-й группы выделяют документы по личному составу (кадровая документация): заявления, характеристики, личные карточки, автобиография. Существуют отдельные жанры, которые находятся на стыке двух стилей: научного и официально-делового. Так, например, М.П. Сенкевич отмечает, что равно к обоим стилям можно отнести жанры: технической инструкции, патентной литературы. Тогда в системе ОРД следует выделить еще и научно-техническую документацию. Следует различать жанр и вид служебного документа: жанр - протокол, вид - заседания, - собрания,- допроса, - разногласий; жанр- акт: вид- прием передачи дел,- инвентаризации, недостачи. Вся ОРД фиксирует управленческую деятельность, которая охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевую производственную работу, контроль, подбор и расстановку кадров и т. д. · по происхождению документы делятся на служебные и личные; · по месту составления на: исходящие и входящие; · по способу изготовления: обычно представлены линейными текстами, рукописные, машинописные, типографские. К типографским относятся формализованные документы: трафареты, анкеты, таблицы, которые не составляются, а заполняются на бланках, чаще отпечатанных типографским способом. · по форме изложения: типовые (для всех или для ряда учреждений) и индивидуальные (автобиография, характеристика, учетная карточка и проч.); · по количеству вопросов: простые - включающие один вопрос, сложные – несколько вопросов. Каждому документу присущ свой формуляр. Формуляр – это совокупность реквизитов, расположенных в определенном порядке. Реквизит – информационный элемент документа. Формуляр определяет жанровую и видовую принадлежность документа. В состав реквизитов входят:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.006 с.) |