Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственно морфологический подуровень

Поиск

1. Тексты ПС носят в основном именной характер. Употребление разрядов имен существительных различно по подстилям, жанрам. Тем не менее преобладают конкретные имена существительные, что обусловлено фактологией ПС (указываются конкретное место событий, время, участники).

2. Наряду с нарицательными, в целях достоверной передачи информации используются собственные имена, которые в хроникальных заметках обычно представлены в лиде - первом предложении, содержащем ответы на вопросы КОГДА, ГДЕ, ЧТО.

3. Форма единственного числа нередко употребляется вместо формы множественного в обобщенно-собирательном или дистрибутивном значении (синекдоха обобщающая и специфицирующая): Пятеро солдат награждены орденом Славы. Во всех вузах есть свой редакционно-издательский отдел.

4. Встречается форма множественного числа вещественных, отвлеченных существительных как отражение профессиональной или разговорной норм: радости жизни, южные широты, зимние холода, дорогие табаки, красные глины, сочные травы, вызревшие овсы.

5. Распространена форма родительного падежа: дело мира, День Победы.

6. Преобладают качественные прилагательные, содержащие сему оценки.

7. В отличие от строгих стилей встречаются притяжательные прилагательные.

8. Форма превосходной степени часто имеет элятивное значение: (значение предельной степени качества вне сравнения с другими предметами): жесточайший кризис, строжайший запрет, тягчайшее преступление, злейший враг, кратчайший срок, широчайшие массы, крупнейший деятель. Элятив относится к числу форм субъективной оценки. Он способствует экспрессивности текста.

9. Чаще используется аналитическая форма сравнительной степени как более книжная: более совершенные методы, менее активная группа…

10. Числительные имеют цифровое выражение. В официальных жанрах употребляются преимущественно количественные.

11. Речь в публицистическом тексте может вестись от 1-го лица, и тогда используется местоимение 1 лица (авторская речь), обозначающее не рассказчика или стилизованного героя, а именно автора со своей оценочностью. Если Я производителя речи (рассказчика) и автора совпадают, то используется местоимения III лица. Широко встречаются притяжательные местоимения, выражающие авторскую модальность.

12. Глагол используется во всех трех временах. Но каждое время имеет свое особое значение. Так, форма прошедшего времени совершенного вида часто имеет перфектное значение, т.е. значение действия, имеющего результат в настоящем, связанное с настоящим моментом. Часто перфект употребляется рядом с настоящим временем в значении настоящего репортажа. Настоящее репортажа отражает отрезок времени вокруг момента речи. Оно придает репортажу документализм, помогает выразить авторское присутствие. В этом заключается его отличие от настоящего исторического в художественном тексте. Настоящее репортажа – одна из форм проявления авторской модальности. Например: Над полигоном клубится низкий предрассветный туман… Солнце поднимается все выше.

Разновидность настоящего репортажа – театральные ремарки пьес. Настоящее репортажа используется часто в описательных фрагментах текста, зачинах, в пейзажных зарисовках, в чем состоит его композиционная роль. Настоящее репортажа служит выражению эмоций автора.

Форма настоящего времени в постоянном значении встречается чаще в информационных жанрах, в описаниях общего характера или в обобщающих фрагментах текста как средство выражения концептуального времени. Например: Как все в нашей нынешней жизни, номенклатура нуждается в трезвой, а не только эмоциональной оценке.

Обычно значение настоящего постоянного выражается вспомогательным глаголом в составном глагольном или именном сказуемом, а также в сложном сказуемом: Например: Он (радиотелескоп) способен принимать радиосигналы от источников радиоизлучения….

Формы прошедшего и настоящего времени преобладают над формой будущего времени, что связано с отражением в публицистике текущего момента.

13. Активно используется деепричастие и причастие, инфинитив в императивном значении.

14. Используется все многообразие предлогов, союзов, частиц. Естественно, что жанрам, тяготеющим к официальной тональности, будут больше свойственны книжные и нейтральные служебные слова.

Синтаксический ярус

Словосочетание

1. Как и в ОДС, в ПС обилие устойчивых словосочетаний, что является знаком выражения стандарта. Например, эстафета поколений, уровень жизни, положить конец, вести борьбу, бандитское нападение, грязная война, гражданский долг, нерушимая дружба, на мировой арене, пролить свет, встреча на высшем уровне, совещание в верхах, правительственный кризис, с позиции силы, проектные рубежи, люди доброй воли, на общественных началах, миролюбивые силы, желтая пресса, марионеточное правительство, добрая традиция, кровавый переворот.

2. Часто используются перифразы, многие из которых превратились в штамп: голубое топливо (газ), белое золото (хлопок), черное золото (нефть), ледовые бойцы (хоккеисты), воздушный мост (авиалиния), рукотворная река (канал).

3. Аналитические обороты в роли сказуемого: вести борьбу (бороться), принять участие ( участвовать ), возлагать надежды ( надеяться ), одержать победу ( победить ), принять решение ( решить ).

В состав сказуемого нередко вводится определение: возлагать большие надежды, принять единственно правильное решение.

4. В информативных жанрах преобладают именные словосочетания, во-первых, с согласованным определением: низкие трудовые показатели, сложная политическая обстановка, во-вторых, с несогласованным определением (при управлении): резервы повышения качества, расширение участия масс в руководстве делами государства.

Используются объектные, атрибутивные, обстоятельственные словосочетания.

5. Средствами синтаксической компрессии, как и в НС и ОДС, являются причастные и деепричастные обороты, предложно-падежные и инфинитивные конструкции.

Предложение

6. Синтаксис представляет собой синтез сложных и простых конструкций, книжных и разговорных, что обусловлено спецификой конкретного жанра, а также функцией подстиля: информативной или экспрессивной.

В передовой статье, международном обзоре, лекциях на общеполитические темы преобладают сложные конструкции. В очерках, репортажах, фельетонах – разговорные.

С информативной функцией связано употребление осложненных, распространённых, сложных предложений, в основном полных, двусоставных, односоставных, безличных неэмоциональных, пассивных конструкций со сказуемым, выраженным страдательным причастием прошедшего времени в краткой форме или формой возвратного глагола: открыт новый музей; строится химкомбинат. Такие формы служат средством объективизации, отражают коллективный характер речи.

7. С экспрессивной функцией связано употребление конструкций разговорного синтаксиса:

1) короткие простые предложения;

2) сложные мало осложненные;

3) характерны присоединительные конструкции, особенно с помощью союза и;

4) вопросно-ответное изложение;

5) риторические вопросы;

6) восклицания;

7) прямая речь.

8. Экспрессивные зачины в виде сегментированных конструкций с указанием темы, места, времени, обстановки действия: «Командный пункт центра дальней космической связи. Неоновые цифры мерно вспыхивают на его серебристой панели»;

9. Та же функция и у номинативных предложений, обычно оформляющих зачин очерка, репортажа, для которых характерна номинативность стиля;

10. Парцелляция – речевая презентация предложения в виде сегментов. Парцеллируются обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, обособленные члены предложения, обстоятельства и дополнения, повторная лексема, однородные члены, части сложного предложения и другие. При парцелляции придаточной части главная часть автосемантична: «Я никогда не забуду этого человека. Потому что он оказал мне большую услугу».

Одновременно с парцелляцией встречается интеграция синтаксических структур. Обычно интегрируются вводные предложения с дополнительной информацией; могут объединяться и несколько предложений в одно сложное.

Все вышеописанные средства синтаксиса типичны для жанра репортажа, очерка, а также широко представлены в художественной литературе. В этом в частности проявляется общность публицистического и художественного стиля.

11. Сложное синтаксическое целое (ССЦ, прозаическая строфа)

В публицистике наблюдаются строфы как с цепной, так и с параллельной связью. Первый тип встречается в основном в информативных жанрах; второй сближает экспрессивные жанры публицистики с художественной литературой и ораторским подстилем.

Г.Я. Солганик выделяет цепные строфы с зачинами, имеющими прямой порядок слов и способствующие лаконичному выражению мысли: (подлежащее – сказуемое - дополнение.); цепные строфы с зачинами, выраженными предложениями с именным составным сказуемым и служащими обобщению мысли; цепные строфы с зачинами, начинающимися дополнением или именной частью сказуемого; цепные строфы с повествовательными зачинами, которые обычно начинаются с обстоятельства времени или места (Время и место – важные композиционные части публицистического стиля, связанные с его информативной функцией. Обычно такой зачин содержит обобщающую мысль, сообщение); цепные строфы с модальными зачинами (Их формируют вводные слова, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, междометные обороты, диалог, слова категории состояния и инфинитив, 2-е лицо глагола в обобщенном значении, форма предложного и дательного падежа личного местоимения Я, форма возвратного глагола и форма глагола 1 лица); цепные строфы с временными зачинами с препозицией сказуемого и отсутствием второстепенных членов, которые употребляются в повествовании с изображением общего фона. В роли препозитивных сказуемых – глаголы бытия, становления, протекания действий.

По сравнению с цепными (нейтральными) параллельные строфы больше способствуют украшению речи, созданию её экспрессивности, эмоциональности. Один из способов связи в параллельной строфе – синтаксические стилистические фигуры.

В публицистике используются прозаическая строфа, основанная на синтаксическом параллелизме предложений.

Отдельно следует сказать о кольцевых строфах, состоящих из почти или полностью совпадающих зачина и концовки.

12. Композиционные блоки

Зачин должен удержать внимание, выразить авторскую целеустановку. Отсюда разнообразие видов зачина: зарисовка (сюжетная, портретная, пейзажная); художественный фрагмент (цитата, диалог, воспоминание) и другие виды нестандартного начала.

Начальные фрагменты публицистического текста оформляются одним из типов зачинов; финал - такими средствами, как:

· Открытое указание на финал.

· Заключительное вводное слово.

· Специальные языковые связки.

· Обобщающее слово.

· Смысловой повтор начальной фразы текста.

· Переход от одного типа изложения к другому.

Важным композиционным элементом публицистического текста является заголовок, который должен сочетать информативную, оценочную, экспрессивную функции. В качестве заголовков используются разговорные конструкции, фразеологизмы, риторические фигуры, парадокс, афоризмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.008 с.)