ТОП 10:

Культура России в начале XX в.



 

Просвещение. В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковно-приходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

Промышленный подъём, вызванный реформами С.Ю. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов ХIХ в. – 14 тыс., в 1907 г. – 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический институт в Санкт-Петербурге.

В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские учёные. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие ХХ в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет. Самым популярным журналом была «Нива». В 1905 г. правительство сняло предварительную цензуру периодических изданий. Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И.Д. Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали «Библиотеку для самообразования» и другие книги для народа. В первое десятилетие ХХ в. в Российской империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начинается развитие русского кинематографа. В период с 1908 по 1917 г. было создано 2 тыс. игровых фильмов отечественного производства. По замечанию многих современников, отличительной чертой начала века была тяга низших слоёв населения к знаниям.

Наука. К началу ХХ в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды учёных продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны. Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь» и др.). Ведущие учёные страны часто выступали с публичными лекциями. В России развивались новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро– и аэродинамика (Н.Е. Жуковский). В 1913 г. были построены первые русские самолёты. Продолжалась научная деятельность К.Э. Циолковского, который заложил теоретические основы будущих космических полётов. Русская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских учёных – физика П.Н. Лебедева, естествоиспытателя B. И. Вернадского, физиологов И.П. Павлова и И.И. Мечникова – были с интересом восприняты международной научной общественностью. Павлов и Мечников удостоены Нобелевских премий. Развитие естествознания привело к переоценке многих философских теорий. Материализм и марксизм теряли последователей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных учёных, центр философии переместился из Германии в Россию. В начале века публикуются труды религиозных философов-идеалистов В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, C. Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, в которых утверждался примат духовности. Новые имена появляются в экономической науке (М.И. Туган-Барановский) и в истории (С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский).

Художественная культура. Начало века считается временем «переоценки ценностей» в духовной сфере. Интеллектуалы и творцы бросают прежнее увлечение социальными проблемами и переходят к рассмотрению чувств и переживаний отдельной личности. Это явление в искусстве получило название «декадентства». Сторонники этого направления призывали в своих произведениях уйти от серой действительности в грёзы, мистику, в запредельные миры. Возникло такое течение, как модернизм, которое отображало жизнь через субъективное восприятие художника-творца.

В литературе продолжали творить такие корифеи русской словесности, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, молодые И.А. Бунин и А.И. Куприн. Среди революционно-демократических слоёв растёт популярность М. Горького (А.М. Пешкова). Рядом с реализмом в русской литературе на рубеже веков возникает новое, модернистское направление. Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить несколько направлений, преобладавших на разных этапах его развития. Это символизм, футуризм, акмеизм и т. п. Каждое из них выдвигало собственную эстетическую программу, но все они отрицали принципы реалистического искусства. Модернисты выступали за «чистое и свободное» творчество, отражающее чувственный мир индивидуальности, а не социальные проблемы. К символистам могут быть отнесены Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый (Б.Н. Бугаев). Другие направления модернизма (футуризм, акмеизм) представляли В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А. Кручёных.

В условиях «наэлектризованности» общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра. Новые подходы к этому виду творчества разрабатывали режиссёры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко (Московский Художественный театр). Также формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда. В 1904 г. в Санкт-Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, где с большим успехом шли пьесы М. Горького.

В музыке также происходят значительные перемены. Расширяется сфера музыкального образования, новые консерватории открыты в Саратове, Одессе, Киеве. В 1906 г. в Москве С.И. Танеевым созданы Народная консерватория и Дом песни. Как и в других видах искусства, в музыке повысился интерес к внутреннему миру человека. Усиливаются лирические начала в произведениях русских композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.И. Скрябина, С.В. Рахманинова. В начале ХХ в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, которым составляли конкуренцию многочисленные частные оперы. Именно в частной опере С.И. Мамонтова раскрылся талант известного певца и актёра Ф.И. Шаляпина, ставшего в один ряд со звёздами русского вокала Л.В. Собиновым и А.В. Неждановой.

В изобразительном искусстве наряду с творчеством передвижников появляются новые направления. Искания в русской живописи связаны с именами таких художников, как М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин. В творчестве последнего нашёл наиболее яркое выражение русский импрессионизм. Заметно возрождение интереса живописцев к культуре Древней Руси (В.М. Васнецов, Н.К. Рерих). В 1898 г. в Санкт-Петербурге под патронатом княгини М. Тенишевой возникли художественное объединение «Мир искусства» и журнал с таким же названием. Вокруг журнала объединились А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере. Главной целью «мирискусников» было преобразить жизнь «посредством прикосновения к прекрасному». Это движение, помимо живописи, охватило архитектуру, скульптуру, поэзию, оперное искусство и балет. Видным деятелем этого направления был С.П. Дягилев, который знакомил Европу с русскими талантами и устраивал с просветительской целью выставки в российских городах. Большой успех имели дягилевские «Русские сезоны» в Париже. С 1907 г. в изобразительном искусстве появляются новые объединения: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и т. п. Творчество художников, входивших в эти группы, несло отпечаток модернизма (М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов). К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего большую роль в развитии мировой живописи. Основателями этого направления считаются художники К.С. Малевич, В.В. Кандинский, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, П.Н. Филонов.

В скульптуре на смену эстетике классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения. Она отразилась в творчестве ваятелей П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной, С.Т. Конёнкова.

В целом культура и искусство начала ХХ в. отличались сложностью философских и художественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.

 

Культура в 1917–1928 гг.

 

В результате прихода к власти большевистской партии господствующей идеологией в России постепенно становится марксизм-ленинизм, вытеснивший из интеллектуальной и духовной сферы все другие мировоззренческие позиции. Созданные большевиками Наркомпрос, Главполитпросвет уделяли основное внимание просветительской деятельности, привнеся в неё свою идеологию. Поэтому «победа» большевистского мировоззрения на «культурном фронте» была предопределена изначально.

В годы Гражданской войны были закрыты все небольшевистские газеты, национализированы многие издательства, театры и кинодело. Эта политика оттолкнула от новой власти все сколько-нибудь значимые культурные силы страны. За некоторым исключением, большевиков отвергала вся творческая интеллигенция России. Для достижения своей цели – «создания нового социалистического человека» – большевистское руководство встало на путь унификации культурной жизни, признавая только марксизм и «революционное искусство» и уничтожая проявления духовности. Этот процесс активизировался после окончания Гражданской войны, когда на смену военным фронтам пришёл фронт идеологический. «Бойцов» этого фронта готовили специально созданные партией учебные центры: Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др. Используя пропагандистские и насильственные методы, большевики осуществили разгром православной церкви. В 1917–1922 гг. были расстреляны тысячи священников, проводились кампании глумления над православными святынями, взрывались храмы, монастыри превращались в концентрационные лагеря и тюрьмы. Массовыми тиражами издавались антирелигиозные журналы: «Революция и церковь», «Безбожник» и др. Были созданы атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников»).

С 1921 г. была взята под жёсткий административный контроль высшая школа. Постановлением Совнаркома ликвидировалась автономия университетов и других высших учебных заведений. Вводилось обязательное изучение в вузах марксистских дисциплин. Свобода преподавания, выборы профессоров и руководства отменялись. Программы обучения и тексты лекций подвергались цензурному контролю. Несогласных увольняли. Настроенные против большевиков крупные учёные были в 1922 г. насильно высланы из страны (Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский и др.).

Первые годы советской власти ознаменовались появлением массы литературно-художественных группировок. Только в Москве в 20-х годах их было более тридцати. Значительная их часть стояла на радикально-революционных позициях, требуя полного уничтожения старой культуры. Эти «ликвидаторы» – молодые художники-недоучки и второсортные литераторы – объединились вокруг организации «Пролетарская культура» (Пролеткульт) и первое время пользовались поддержкой властей. Позже организация была распущена.

В 1917–1918 гг. были национализированы крупные частные книжные собрания, создана единая библиотечная система. Одновременно по инициативе Н.К. Крупской проводилась «чистка» всех российских библиотек, из фондов которых изымались произведения мировых классиков, «чуждые пролетарскому сознанию». Часть книг была сожжена, часть – передана в отделы специального хранения.

Просвещение. «Безграмотный человек стоит вне политики» – эти слова В.И. Ленина раскрывают основную цель большевиков в борьбе с неграмотностью. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все граждане Республики в возрасте от 8 до 50 лет обязаны были обучаться. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В 1923 г. образовано общество «Долой неграмотность». Советская школа тогда разделялась на две ступени (первая – 5 лет, вторая – 4 года). Обучение носило утилитарный характер и сочеталось с производственным трудом. Все учебные заведения находились под государственным контролем и финансировались из госбюджета. В 1925 г. было введено всеобщее начальное обучение. К1926 г. примерно 70 % населения знали грамоту, и СССР по уровню грамотности вышел на 19-е место в Европе.

В 1918 г. был разрешён приём в вузы без экзаменов и без ограничений. Роль «пожарной лестницы» в вузы для рабочих стали играть созданные в 1919 г. специальные рабочие факультеты (рабфаки). С 1920 г. внешкольным образованием занимался Главполитпросвет, который наряду с распространением начатков грамоты проводил среди населения политическую пропаганду и агитацию. В его ведении находились агитпоезда и агитпароходы, «красные чумы», избы-читальни и другие пункты «ликбеза» (ликвидации безграмотности). Для внедрения в сознание масс новой идеологии проводились шумные кампании: монументальная пропаганда, «мистерии освобождённого труда», живые газеты и т. п.

В начале 20-х годов, в период восстановления экономики, большевистское руководство столкнулось с проблемой нехватки специалистов во всех отраслях знаний. Значительная часть старой интеллигенции либо погибла в Гражданской войне, либо оказалась в эмиграции. К оставшимся «буржуазным специалистам» власть относилась с подозрением. Для создания «советской интеллигенции» была расширена система высшего и специального образования. В 1927 г. в РСФСР насчитывалось 90 вузов и 672 техникума (в 1914 г. соответственно – 72 и 297). Правда, из-за недостатка материальных средств и низкой квалификации преподавательского состава уровень подготовки в этих учебных заведениях был на порядок ниже дореволюционного. Новая высшая школа формировалась по классовому принципу и находилась под жёстким государственным контролем.

Художественная культура. Большевистская революция внесла коренные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Искусство становилось зависимым от идеологии и политики. Такая зависимость не устраивала многих талантливых творческих людей. Эмигрировали И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, Е.И. Замятин, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова и другие. В Советской России остались в основном представители модернистских направлений, воспринявшие революцию как проявление «космических стихий» – поэты А.А. Блок, В.В. Маяковский, художники К.С. Петров-Водкин, режиссёры С.М. Эйзенштейн, А.Я. Таиров, В.Э. Мейерхольд. С 1920 по 1926 г. в советской литературе появилось 150 новых имён. Среди них Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, В.А. Каверин. Центральной фигурой в советской литературе стал А.М. Горький. Молодые творческие силы Советской республики начали свою деятельность с создания множества различных объединений: «Кузница», «Серапионовы братья», Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), «Перевал» и т. п. Эти организации делили писателей и художников на «своих» и «попутчиков», презрительно относились к дореволюционной культуре и искали новые формы самовыражения. Во время массовых агитационных кампаний они занимались оформлением улиц и площадей, рисовали пропагандистские плакаты. Каждая из этих групп отстаивала свою позицию, и между ними шла постоянная борьба. В первой половине 20-х годов государство в эту борьбу не вмешивалось. Из многочисленных произведений литературы, вышедших в этот период, испытание временем прошли лишь некоторые – стихотворения и поэмы В.В. Маяковского, С.А. Есенина, рассказы И.Э. Бабеля, романы и повести А.Н. Толстого, и И.Г. Эренбурга.

В сфере изобразительного искусства наблюдается та же картина. Принявшие революцию художники создают множество объединений: Ассоциацию художников революционной России (АХРР), Общество художников-станковистов (ОСТ), «4 искусства» и др. Свои произведения художники старались создавать в упрощённой манере, чтобы они были доступны массам. Тематика картин носила агитационный характер («Тачанка» М.Б. Грекова, «Заседание сельской ячейки» Е.М. Чепцова, «Оборона Петрограда» А.А. Дейнеки, «Тяжёлая индустрия» Ю.И. Пименова и др.).

Репертуар оперных и балетных театров по-прежнему состоял из классики. Это встречало противодействие молодых, революционно настроенных музыкантов, объединившихся в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов и отдававших предпочтение массовой песне. Кино, которое Ленин считал «важнейшим из всех искусств», было взято под государственный контроль. Среди режиссёров этого периода можно выделить Д. Вертова и С.М. Эйзенштейна, автора кинофильмов «Броненосец “Потёмкин”» и «Октябрь».

С конца 20-х годов в стране установилась диктатура Сталина, который, избавившись от оппозиции и свернув нэп, начал воплощать в жизнь ленинский план построения социализма – «индустриализация, коллективизация и культурная революция». В процессе этих преобразований были разрушены многие традиции русской культуры. Контроль государства над культурой принял тотальный характер. К уже существовавшим добавились новые структуры, проводившие унификацию в культурной сфере (Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Комитет по делам искусств, Всесоюзный комитет по радиовещанию и т. п.). В годы первых пятилеток финансирование просвещения и культуры велось по остаточному принципу. Бюджетные дотации в первую очередь получали те отрасли науки, результаты исследований в которых приносили в кратчайшие сроки практическую пользу. Постепенно исчезли существовавшие в 20-е годы съезды и конференции интеллигенции. В 1933 г. Академия наук СССР была подчинена правительству. Содержание общественных наук полностью определялось установками изданного в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП(б)». Все основные вопросы культуры решались лично Сталиным и Политбюро ЦК ВКП(б). Когда учёные отстаивали позицию, не сходную с «генеральной линией партии», они подвергались репрессиям. Так, были расстреляны видные русские экономисты Н.Д. Кондратьев и А.В. Чаянов за то, что они осмелились настаивать на продолжении новой экономической политики.

Просвещение. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял очередное постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» детей 8—10 лет. К 1934 г. в РСФСР работало 28 300 школ, 98 % детей были охвачены учёбой. К 1939 г. уровень грамотности населения всех возрастов поднялся до 89 %. Советская статистика включала в этот процент всех умевших расписываться и читать по слогам. Наряду со школами II ступени, где можно было получить среднее образование, создавались фабрично-заводские школы (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ). Были выпущены единые учебники по всем предметам. В стране действовала широкая сеть вечерних школ, кружков и курсов.

В сфере высшего образования продолжалось, в буквальном смысле слова, уничтожение дореволюционной интеллигенции. После «Шахтинского дела», дел Промышленной и Крестьянской партий, Союзного бюро меньшевиков десятки тысяч специалистов всех отраслей знаний были расстреляны или сгинули в лагерях. Их места занимали молодые, политически подкованные «выдвиженцы», прошедшие ускоренную подготовку. Система такой подготовки начала формироваться в 30-е годы. Общее число инженерно-технических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических вузов в РСФСР возросло с 90 в 1928 г. до 481 в 1940 г. Финансирование некоторых вузов было передано отраслевым наркоматам.

В годы коллективизации была окончательно разрушена православная церковь. Десятки тысяч храмов в деревнях и сёлах России были уничтожены или превращены в клубы и складские помещения. Многие священники оказались в лагерях. Оставшихся на свободе взял под свой контроль НКВД.

Художественная культура. К середине 30-х годов большинство творческих работников не только приняли новый общественный строй, но и активно восхваляли его в своих произведениях. Чтобы облегчить контроль партийных органов за деятельностью творческой интеллигенции, в 1925 г. был инициирован процесс слияния мелких объединений. Например, в Федерацию советских писателей вошли ВАПП, «Кузница», «Перевал», ЛЕФ и др. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял решение о создании единой писательской организации, естественно, под партийным контролем. Подобные союзы позже были созданы и в других сферах искусства. В 1934 г. на I съезде советских писателей «социалистический реализм» был провозглашён главным методом создания творческих произведений. Руководствуясь этим методом, писатели, художники, кинематографисты, по сути, должны были обращаться только к указанным партией темам и показывать не то, что было в действительности, а то, что должно существовать в идеале. Ведущими темами литературы 30-х годов были революция, коллективизация, индустриализация и борьба с «врагами народа». Наиболее заметными произведениями этого времени стали романы «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, выходившие массовыми тиражами. Произведения А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, вошедшие в классическое наследие русской литературы, имели значительно меньший объём распространения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.01 с.)