Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чрезмерная забота о родителях.

Поиск

Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, от­казалась переехать в другой город, куда направля­ли ее мужа в связи с его значительным повышени­ем в должности. Она отказалась из-за того, что это­го не хотела ее мать, которая жила с ними. Хочу отметить, что трудностей, связанных с переездом, ни она, ни мать не испытали бы, так служебное и материальное положение мужа позволило бы ему организовать переезд так, что им просто надо было сесть в самолет, не имея при себе никакого багажа. Он не хотел ей перечить, и отказался от повыше­ния. Но вскоре запил, связался с другой женщи­ной, хотя раньше любовниц у него не было. У нее, конечно, развилось невротическое состояние. И хотя в конечном итоге он к ней вернулся, а она переста­ла противиться переезду, прежнего счастья уже не было.

Варианты роста «вбок»:

Страсть к накопительству.

Богатеть лучше постепенно, одновременно с лич­ностным ростом. Тогда богатство становится твоим спутником. Если наоборот, то ты становишься спут­ником богатства, и в дальнейшем все усилия тра­тятся на его сохранение, а личностный рост при­тормаживается.

Стремление к власти.

Мне очень понравилось одно интервью. Крупно­го ученого спросили, не хочет ли он пойти в поли­тику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что пло­хи те люди, которые хотят иметь власть ради влас­ти. Я знал одного фтизиатра, который мечтал стать главным врачом. Когда у него провалилась попыт­ка стать главным врачом туберкулезного диспансе­ра, он попытался стать главным врачом какой-либо другой больницы. В конце концов, это ему удалось. Кстати, он довольно хорошо укрепил материальную базу больницы, но не смог наладить лечебный про­цесс, так как многие квалифицированные врачи ухо­дили, не желая терпеть его грубость. Затем он стал бизнесменом, вообще уйдя из медицины, потом чи­новником в областной администрации. Наконец он даже стал депутатом Государственной Думы. Ду­маю, вы меня правильно поняли. Я не против уча­стия в политике. Но этим должны заниматься про­фессионалы высокого класса, им нужна государ­ственная власть, но как инструмент, а не как цель. Нужна так, как нужен физику синхрофазотрон.

Увлечения, хобби.

Относительно благоприятный вариант. Ведь хоб­би способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще ве­ликолепно. Так, мы знаем многих артистов, кото­рые начинали свой путь с художественной самоде­ятельности, а затем стали «звездами». Но многие так и сидят на двух стульях, не став ни тем, ни другим. Но все же хобби — социально очень удоб­ный способ удовлетворения чувства собственной зна­чительности. Во-первых, человек что-то делает, со­вершенствуясь, во-вторых, всем высокие должности не дашь, а чувствовать себя первым должен каж­дый. Хороший начальник знает это и создает при своих предприятиях клубы культуры, стадионы, бассейны, кружки и пр.

Значительно хуже удовлетворяют чувство соб­ственной значительности такие увлечения, как по­сещение спортивных состязаний, чтение детектив­ных и сентиментальных романов, просмотр «мыль­ных опер». В это время человек играет в футбол лучше, чем Марадонна или Беккенбауэр, чувствует себя умнее лучшего детектива и уж, конечно, прак­тичнее любого героя сериалов. А идентифицируя себя с героями сентиментальных романов, он ка­кое-то время живет, как и они, яркой жизнью. Нет, он пробовал реально изменить свою судьбу. Но ведь пока осваиваешь новое дело, чувствуешь себя нич­тожеством, глупцом, серятиной, и он все бросал, становясь из участника свидетелем. Но и это все-таки относительно приемлемо. Умные руководите­ли понимают это. И не жалеют вкладывать сред­ства, например, в футбольную команду. Ведь так можно помочь 100 тысячам неудачникам сбросить накопившуюся отрицательную эмоциональную энер­гию, а потом они опять будут неплохо работать, вы­полняя чужие распоряжения. Нужно только, что­бы любимая команда почаще побеждала. Тогда и они будут чувствовать себя создателями этой побе­ды. Известно, что у победы много отцов. Это пора­жение всегда сирота.

Противоправные поступки и преступления.

Это путь Герострата. Психологический анализ показывает, что правонарушителями и преступниками становились те люди, которые не могли удов­летворить чувство собственной значимости социаль­но приемлемым путем из-за скучного учебного про­цесса, неразберихи на производстве и оскорблений и унижений в семье. Многие дети совершают хули­ганские поступки с целью удовлетворения чувства собственной значительности.

 

5. Пристройка к кому-то (чему-то) значи­тельному (гению, «звезде», авторитету, секте).

Существует два варианта пристройки: пристрой­ка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтоже­ние. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благоговение. Я теперь понимаю, почему некото­рые люди рвутся на престижный спектакль или кон­церт, где выступают «звезды», футбольный матч с известными футболистами, встречи с известными людьми. Это делается для того, чтобы удовлетво­рить чувство собственной значительности. Те, кто удовлетворяет его путем личностного роста, обыч­но не имеют на это времени. Да и за границу многие ездят для того, чтобы невзначай сказать: «Когда я был в Париже, то... (остальное не имеет значения).

Пристройка может привести к явлению, кото­рое у нас называется «зомбирование», когда моло­дежь вовлекают в какую-нибудь секту фанатиков. В книге «Принцип сперматозоида» я подробно раз­виваю эту тему.

Часто один и тот же человек по отношению к одному и тому же выдающемуся лицу в разные пе­риоды времени может занимать разные позиции.

Так, почитатели знаменитого футболиста в за­висимости от его успехов или неудач готовы возне­сти его на небо или сбросить в бездну. В недавней истории футбола был случай, когда болельщики уби­ли футболиста за то, что тот забил гол в свои воро­та. Если он забил бы гол в ворота команды против­ника, его носили бы на руках. Уверен, что среди тех, кто сейчас восхищается В. Высоцким и хвас­тается тем, что оказывал ему те или иные услуги, во время его жизни был его ярым гонителем. Я на­писал статью «Психология предательства», где ре­комендую не подпускать к себе близко тех, кто вами восхищается. Гении и таланты, берегитесь! Помни­те, что у каждого Моцарта есть свой Сальери!

Сутяжничество.

Многие, наверное, помнят строптивого старика из повести К. Доила «Собака Баскервилей», кото­рый судился со всеми, с кем только можно, и в этом удовлетворял чувство собственной значитель­ности.

Болезнь.

Думаю, что многие больные больше любят ле­читься в клиниках институтов, чем в обычных ста­ционарах не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чув­ство собственной значительности. Одни обходы чего стоят! Во главе заведующий кафедрой, доктор наук, профессор, затем два или три доцента, куча орди­наторов, интернов и стажеров. И все это для него. И он с упоением рассказывает о своих ощущениях, о тех лекарствах, которые принимал и которых не знает лечащий врач. Да, это работа профессионала! А если он выздоровеет, что его ждет? Прозябание на работе, замечания начальника, презрение жены. Нет, выздоравливать никак нельзя! Только некото­рое улучшение и последующее обострение! (Хочу подчеркнуть, что сами больные этого не осознают.) А если это доходит до их сознания, то они быстро выздоравливают и начинают заниматься продуктив­ной деятельностью, которая позволяет им развить свои способности и удовлетворить чувство собствен­ной значительности. Многие видные психотерапев­ты говорили, что больные не хотят вылечиться от невроза. И когда возникает такая угроза, они не­редко покидают врача.

Дорогие наши читатели! Это не о вас. Вы побе­дители! А у победителей раны заживают быстрее. Когда у человека есть цель, ему некогда болеть, и свои недомогания он преодолевает с помощью вра­чей поликлиники. Если ложится в больницу, то не­надолго, и по месту жительства.

Итак, стать счастливым можно стать, только по­стоянно удовлетворяя чувство собственной значи­тельности, и единственный нормальный способ — это личностный рост.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАки ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕЗДОРОВЬЯ (НЕВРОТИЗМА)

Человек, как мы это выяснили, по своей сути хорош и стремится к самореализации и самоактуализации. Но развиться он может только в том слу­чае, если возьмет на себя ответственность за себя. Описывая невротика, я использую материалы К. Хорни, так как они имеют высокий научный уро­вень, написаны понятно, близки мне по духу и ока­зали мне большую практическую помощь.

Приведу рассказ одного из моих учеников, до­вольно квалифицированного врача-психотерапевта, которому в свое время очень помогали работы К. Хорни. К сожалению, сейчас он уже за рубежом.

Психотерапевтическая практика показала мне, что жизнь психологически нездорового человека идет под невротическим девизом, который управляет его поведением, и его нужно изменить. Этот девиз обыч­но начинается со слов: «Я обязательно должен...» или «Мне ни в коем случае нельзя...» Изменяет его часто одна беседа (а иногда даже одна фраза квали­фицированного психотерапевта). Она действует как динамит, взрывая невротические препятствия, унич­тожая невротический девиз и высвобождая здоро­вые силы организма для самоактуализации. Рань­ше они шли на построение этих ненужных препят­ствий.

Так вот, как-то я сам был в сценарии Сизифа. Вы знаете этого героя, который катил камень на гору. Почти у самой вершины камень срывался, и ему при­ходилось начинать все сначала. Есть много людей, живущих в таком сценарии. Они что-то начинают. У них все вроде бы получается, но перед самым кон­цом им не хватает последнего усилия для того, чтобы закатить камень на вершину и отдохнуть. У этих людей масса незавершенных дел, часто не законче­но образование, среднее или высшее. Они занима­ются многими видами спорта, но нигде не могут до­стичь вершины. Они никак не станут руководителя­ми. Свадьбы у них в самый последний момент срываются. И даже в сексе, хотя он может продол­жаться очень долго, они не могут достичь оргазма. Я брался за многое, но ничего не доводил до конца. Я пробовал себя в нескольких спортивных секциях, пробовал изучать языки. В институте посещал не­сколько кружков. В одном из них, хирургическом, даже почти набрал материал для диссертации. Но... после окончания был призван в армию. Там у меня неплохо все шло, но по административной линии. У меня была перспектива стать начальником госпита­ля. Но я сам отказался, как теперь понимаю, по глупости. От повышения отказываться нельзя. Даже если на большой высоте ничего не выйдет, спустив­шись ниже, жить будет легче. Затем занялся невро­логией и даже написал диссертацию. Но ВАК запре­тил защиты на эту тему. Затем я занялся психоте­рапией. Стало что-то получаться. Надо было дописать кандидатскую диссертацию по неврозам, дело уже шло к концу, но заниматься ею я уже просто не мог. Хотелось все бросить. В это время мне попались ра­боты К. Хорни. Я ими увлекся. В одной из работ К. Хорни писала, что невротиком движет одна фраза:

«Стоит мне только захотеть...». В качестве примера она рассказала об одном учителе школы, который, читая статью, написанную его одноклассником, учив­шемся в школе хуже него, критиковал ее и говорил сам себе: «Стоит мне только захотеть, и я напишу такую статью, что...». На самом деле педагог в свое время пытался это сделать, но у него ничего не по­лучилось, и он это дело забросил.

И я увидел себя со стороны. Ведь К. Хорни писала обо мне. Я был, можно сказать, первым учени­ком класса, но мои менее способные одноклассники достигли больших успехов, а я критиковал их дос­тижения. Тогда я принял решение или закончить работу, или умереть. С большим трудом и муками, я все же закончил работу, и мне вдруг стало легче. И даже когда ее провалили на двух советах, боль­ших внутренних переживаний у меня не было. На третьем совете я с успехом защитился, почти не из­менив работы. С тех пор я уже все свои дела стара­юсь довести до конца.

У невротика гигантские и фантастические пре­тензии.

Дело в том, что у невротика желания или по­требности, сами по себе понятные, превращаются в претензии. Я хотел бы, чтобы расписание автобу­са изменили и сделали более удобным. Но я не пре­тендую на это, а невротик претендует, т.е. его по­требности превращаются в претензию. «Мир должен быть у меня на службе, и я не должен ни о чем хлопотать», — вот один из девизов невротика. Мно­гие невротики накладывают ограничения на свои же­лания, чтобы избежать неудачи, претендуют на то, чтобы их никогда не критиковали и всегда им под­чинялись. Вот почему они часто ничего не делают. Критиковать невротика, конечно, не критикуют, но и в гору он не поднимается. Он хочет быть на вер­шине, но не хочет карабкаться в гору. У невротика есть претензии быть исключением из правил.

В общем, он претендует на роль помазанника Божьего.

Претензии к жизни не могут эффективно отста­иваться невротиком, и он впадает в две крайности. Первая — быть неосторожным. Жить так, словно он никогда не состарится и не умрет. Примерно как спящая красавица, которая в 116 лет вышла замуж за 18-летнего принца. Жизнь как сказка, только финал другой. Когда невротик просыпается, уже нет ни молодости, ни красоты. Вот мы и стараемся «раз­будить» невротика. Помочь ему увидеть реальный мир, услышать реальные голоса. Любое несчастье ввергает невротика в панику. Вторая крайность — быть сверхосторожным по отношению к жизни. Но отказа от претензий не происходит. Невротик стано­вится обидчиво завистливым.

Невротик не думает о том, возможно ли удов­летворение его претензий. Он эгоцентричен, как маленький ребенок. Нередко после разговора об этом он просто перестает посещать психотерапевта, ибо на большую работу над собой он не согласен.

Невротик ожидает, что все ему достанется без приложения адекватных усилий. Иногда он даже отказывается просить. Ему должны предлагать, а его дело отказываться или принимать что-либо. Хочу обратить ваше внимание на это положение: если вы не можете просить, то вы обречены. Ведь если вы претендуете на то, чтобы близкие угадыва­ли ваши желания, вы фактически порабощаете их, и все равно они не смогут угадать, что вам нужно. Как бы ни хотел я вам помочь, я не смогу это сде­лать. (Как я смогу догадаться, что у вас чешется под левой лопаткой?) И если мне удается научить человека просить, а не ждать, пока близкие догада­ются, что ему нужно, я считаю это большим дости­жением.

Невротик мстителен по своей природе. Нередко пациенты отказываются от лечения, срывают его, чтобы врач не мог испытать удовлетворения от сво­ей работы.

Претензии невротика часто скрыты от него са­мого и от наблюдателя. Но даже если он их и осоз­нает, то не осознает, что они не имеют никаких обо­снований. Для оправдания претензий идут в ход такие доводы: «Потому что я — твоя мать», «Пото­му что я мужчина», «Потому что я более тонкая личность», «Потому что я тебя люблю».

Наиболее интересным основанием для претензий является справедливость «Раз я верю в Бога со мной ничего не должно случиться плохого». Невротик никак не хочет понять, что поощрение необязательно следует за добродетелью. Кстати, невротик не по­нимает, что иногда блага он получает «несправед­ливо». Мне вспоминается один мой подопечный, который жаловался на несправедливое к нему отно­шение. Я выяснял, что попал он на очень престиж­ную работу по рекомендации друзей. Он, правда, оправдал все ожидания, а когда стал весьма компе­тентным, вступил в конфликт с начальником. На­чальник же, возмущенный его неблагодарностью, стал его преследовать, и мой подопечный начал жа­ловаться на несправедливость. Но ведь, когда его принимали на работу, это было несправедливо по отношению к тем, кто уже несколько лет ждал это­го места на тот момент, и может быть, больше был достоин его! Подумайте, а не было ли в вашей жиз­ни случая, когда вы получали что-то хорошее, и это в принципе было несправедливо? Все невроти­ки подозрительны, легко переходят от положительной оценки других людей к отрицательной. Вот и мой подопечный от восхищения своим начальни­ком перешел к ненависти по отношению к нему. Мой анализ его несколько успокоил.

Претензии невротика связаны с установкой на славу. Установка на славу напоминает головку со­литера, а претензии — его членики. От претензий можно отказаться только тогда, когда, у солитера будет удалена голова.

Претензии создают у человека диффузное чувство фрустрации и недовольства, которые становятся чер­той характера. Недовольство проявляется в любой жизненной ситуации. Маленькое неудобство в авто­бусе может испортить все впечатление от экскурси­онной поездки. Человек становится пессимистом. Он начинает от всего отказываться, что усложняет жизнь. Для невротика второстепенные происшествия превращаются в катастрофу. Он сосредоточивает свое внимание на успехах других и отравляют себе жизнь. Зависть забирает много энергии. Ее начинает не хва­тать на личностный рост.

У невротиков развивается эмоциональная сле­пота — они не могут видеть светлые стороны своей жизни. Ни квартира, ни дети, ни друзья, ни успе­хи по службе не радуют их, если они узнают, что кто-то в чем-то преуспел. Один из моих подопеч­ных рассказывал, как его приятель, помогавший ему в его несчастьях, сразу же изменил отношение к нему, как только узнал о его успехах в области науки. Причем сам приятель наукой в принципе не занимался, он занимался бизнесом и притом очень успешно.

Следствием этого является смесь зависти и не­чувствительности по отношению к другим, робость при отстаивании своих прав.

Несмотря на все неудачи, невротик считает, что рано или поздно его претензии будут удовлетворе­ны, и они являются гарантией будущей славы. И продолжает... ничего не делать. Вместо того чтобы тратить энергию на реальную жизнь, он тратит ее на отстаивание своих претензий. Так, один невро­тик, несправедливо уволенный из армии, 15 лет (!) продолжал отстаивать свои претензии быть восста­новленным на службе. Добился только того, чтобы его перевели на инвалидность, чтобы пенсия стала побольше. Так он не согласился с этим и продол­жал конфликтовать. Если бы затраченную энергию направил на личностный рост, то, наверное, решил бы все свои проблемы.

К. Хорни отмечает, что невротик работает над формированием из себя высшего существа собствен­ного изготовления. «Забудь о том, каким ты явля­ешься; вот каким ты должен быть. Ты должен быть в состоянии все вытерпеть, все понять, любить всех, всегда быть продуктивным».

Внутренние правила охватывают всю жизнь не­вротика. А. Бек дал их перечень:

1. Мне должен сопутствовать успех в любом деле.

2. Необходимо, чтобы меня принимали и люби­ли все люди и во все времена.

3. Если я не на вершине, то я в яме.

4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным, неизвестным.

5. Если я сделал ошибку, то значит, я ничто­жество.

6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.

7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.

8. Если кто-нибудь не согласен со мной, это зна­чит, что он не любит меня.

9. Если я не воспользуюсь каждым удобным слу­чаем, чтобы продвинуться, то буду потом раскаи­ваться.

Подобные правила ведут к несчастью. Так, не­возможно, чтобы личность все любили во все време­на. Степень любви постоянно колеблется. А при та­ких правилах любое уменьшение любви рассматри­вается как ее исчезновение. Ошибка в оценке любой информации приводит к тому, что психическая трав­ма бывает тяжелее, чем физическое повреждение.

Вышеназванные правила приводят к нереальным желаниям, которые сводятся к следующим:

1. Всегда быть пределом великодушия, рассуди­тельности, мужества, достоинства и бескорыстия.

2. Всегда быть совершенным любовником, дру­гом, отцом, учителем, студентом.

3. Уметь переживать любые лишения с хладнок­ровием.

4. Всегда быть способным быстро разрешать каж­дую проблему.

5. Никогда не болеть, всегда быть счастливым и безмятежным.

6. Всегда все знать, предвидеть и понимать.

7. Всегда быть непринужденным, а также конт­ролировать свои чувства.

8. Всегда уметь отстаивать свои права и никогда никому не повредить.

9. Никогда не уставать.

10. Всегда быть на пике продуктивности.

При этом игнорируется осуществимость данных желаний. В принципе их не может осуществить ни один человек. Невротик ждет от себя того, что не­возможно для другого. В психотерапевтической практике это проявляется желанием мгновенно выз­дороветь. И обходят невротики всех известных и неизвестных психотерапевтов, колдунов, знахарей, целителей, астрологов, биоэнергетиков, с гордостью заявляя потом, что им никто не смог помочь. Э. Берн в свое время отметил, что вылечиться не­вротик не хочет. Он просто хочет стать «хорошим невротиком», т.е. не иметь симптомов болезни и оставаться той же личностью, какой и был.

Внутренние диктаты точно так же, как полити­ческая тирания в полицейском государстве, действу­ют с полным игнорированием собственного физи­ческого состояния человека. Невротики исходят из предпосылки, что для них не должно быть ни­чего невозможного. Они принимают на себя ответ­ственность в абсурдных размерах, не могут удов­летвориться сознанием того, что он сделал все, что мог. Некоторые из них пытаются преодолеть труд­ности посредством одной лишь силы воли, не вни­кая в источник проблем. Ничего из этого не полу­чается. Все нарушения невротик хочет устранить немедленно.

В лучшем случае невротики могут достичь со­вершенства в поведении, без изменения внутреннего состояния. Но рано или поздно наступит ситуа­ция, с которой им не удастся справиться в обычной манере.

К. Хорни отмечает, что между невротическими долженствованиями и моральными стандартами имеются качественные различия.

Невротические долженствования проникнуты ду­хом высокомерия и нацелены на увековечивание славы невротика и его богоподобия. Они являются невротической подделкой нормальных моральных стремлений. Кроме того, для них характерен при­нудительный характер. В невротических долженствованиях примерно столько же свободы, сколько в овациях диктатору. Когда человеку не удается дей­ствовать в соответствии со своими невротическими долженствованиями, у него возникают бурные не­вротические реакции.

Часто долженствования противоречат друг дру­гу. Человека разрывает, но ему в голову не прихо­дит подумать, а чего хочет он сам. Невротик не осоз­нает этой тирании. Реакция на нее у одних — ус­тупка, у других — бунт. У уступчивого типа возникает чувство вины, у агрессивного — уверен­ность в своей правоте. Есть и промежуточные вари­анты.

К. Хорни указывает, что долженствования все­гда вызывают чувство напряжения и нарушают че­ловеческие отношения. Это проявляется в сверхчув­ствительности к критике. Не вздумайте критико­вать невротика! Вы приобретете врага.

Долженствования нарушают спонтанность чувств, желаний, мыслей и убеждений. Защитные механиз­мы делают незаметными на какое-то время тиранию долженствовании. Невротику кажется, что он посту­пает в соответствии со своими желаниями. Он встре­чает Новый год попойкой и бессонной ночью не по­тому, что он должен, а потому, что он хочет это де­лать. Даже если в это время у него обострение язвенной болезни желудка. Но он не может прислу­шаться к сигналам организма.

Невротики в принципе люди способные. Пожа­луй, уровень их способностей выше среднего. Не­редко они многого достигают в этой жизни, но не­смотря на это не получают того, в чем отчаянно нуждаются: уверенности в себе и самоуважения. Вы­сокое положение приводит невротика к высокоме­рию.

Отсюда постоянное стремление командовать, что­бы убедиться, что он еще при власти. Конечно, пока люди от него зависят, его не бросают. Но как толь­ко зависимость исчезает, его все бросают. Здоровье ухудшается, должность он теряет. И в конечном итоге остается у разбитого корыта. Вот если бы он обратился за помощью к психотерапевту раньше! Когда невротики прозревают, они нередко говорят мне: «Михаил Ефимович! Где вы были раньше? По­чему вы мне не предложили свои услуги?» А я им на это отвечаю: «А вы в тот момент меня приняли бы?» Должен вам признаться, что в первые годы моей психотерапевтической работы я оббивал поро­ги многих кабинетов медицинских и немедицинс­ких начальников. Я предлагал развернуть работу по лечению и профилактике неврозов и неизменно получал вежливый отказ и уверения, что никакой неприязни ко мне они не испытывают, но считают меня наивным человеком. Сейчас ситуация изменилась: в последние годы вышли приказы мини­стра здравоохранения РФ, обязывающие развивать психотерапевтическую службу на местах. Теперь только остается их выполнить, и все будет хорошо. Но вернемся к невротической личности. Для невротика характерно чувство гордости. А. Шопенгауэр называл гордость дешевым чувством. А самой дешевой гордостью он считал гордость на­циональную. Во-первых, ты ничего не сделал для того, чтобы быть представителем той или иной на­циональности. Во- вторых, что за радость гордить­ся теми качествами, которые имеются у несколь­ких миллионов людей? В-третьих, она показывает в зараженном ею субъекте отсутствие индивидуаль­ных качеств, которыми он мог бы гордиться. «Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего, под­метит в ней недостатки», — писал А. Шопенгауэр. Невротику абсолютно необходим престиж, связь с престижными группами или с видными института­ми. Погоня за престижем — опасная болезнь. Она делает человека оппортунистом. Стараясь быть как другие или стать таким, каким хотят тебя видеть другие, человек уничтожает себя

Невротик не гордится своими реальными досто­инствами, более того, он не ценит свои реальные до­стоинства. Он гордится тем, чем он не является, — своим идеальным «Я». Ему мало того, что он на­чальник цеха, заведующий хирургическим отделе­нием, мэр небольшого города. В мыслях своих он видит себя министром соответствующей области промышленности, директором крупного хирургичес­кого центра, президентом страны.

Гордый человек никак не может понять, что его способности никому не нужны, нужны знания, на­выки, дела. А приобретать знания, овладевать на­выками или делать что-то полезное он не решается, да часто и не умеет. Приобретайте навыки, дорогие наши читатели. И если ваши навыки окажутся по­лезными для кого-нибудь, то они и вас потерпят!

У невротика любая неожиданность вызывает страх. Поэтому он старается стереотипизировать свою жизнь, в том числе и любовь, и становится нудным. Если от проблемы уйти не удается, пер­вый вопрос, который он задает себе: «На какую про­блему, которую я раньше успешно решал, она по­хожа?». Т.е., на новую проблему он пытается на­клеить старый ярлык.

Еще об одной сугубо невротической черте я хотел бы поговорить — о застенчивости. Она формирует­ся, как и все невротические черты, в раннем дет­стве. Дети не отличаются застенчивостью. Но их постоянно стыдят. В конечном итоге сформировав­шись, она отравляет невротику всю жизнь. Вот два случая. Один комический. Рассказал его на лекции профессор С.С. Либих. После свадьбы в первую брач­ную ночь муж обнаружил, что его жена лежит в глу­хой ночной рубашке. Попытки снять ее не увенча­лись успехом. Но невеста взяла его руку и опустила ее пониже. Там, он обнаружил достаточно большой круглый вырез. Правда, смешно и напоминает анек­дот? А теперь трагический случай. Рак половых ор­ганов и прямой кишки неплохо лечится. Но застен­чивость мешает больному обратиться к врачу вовре­мя. И вот когда мой подопечный обратился наконец, к врачу, оказалось, что у него запущенный рак пря­мой кишки. Время было упущено...

А теперь хочу пригласить на помощь Ф. Перлса, великого немецкого психотерапевта, создателя гештальтпсихотерапии. Он указывал, что невроти­ческая личность просто психологически незрелая личность и дал ее основные признаки в сравнении с психологичечски зрелой:

1. Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их под себя. Зрелая личность пытается изменить себя, перейти на саморегуляцию.

2. Незрелая личность пытается изменить об­стоятельства, зрелая — приспособиться к ним.

3. Незрелая личность часто знает, но не уме­ет. Зрелая личность не только знает, но и уме­ет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.

4. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, а она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.

5. Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой лично­сти, увеличивая их размеры. (Вспомните потреб­ности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей.)

6. Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.

7. Незрелая личность хочет больше, чем име­ет и заслуживает, в результате нередко теря­ет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.

8. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.

9. Незрелая личность надеется, зрелая действу­ет.

10. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.

11. Незрелая личность — декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность — фигу­ра, которая не задумывается, как она выглядит.

12. Незрелая личность вначале принимает ре­шение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает ре­шение (отсюда открытость зрелой личности).

13. Незрелая личность хочет занять высокое положение, не заботясь личностным ростом. Зре­лая личность заботится о личностном росте, и в результате начинает занимать высокое поло­жение.

Дорогие наши читатели! А теперь думайте сами, есть у вас признаки невротизма или нет? Если вы нашли у себя хотя бы один маленький признак, прочтите и все остальное! Невротизм напоминает мне раковую опухоль, которая начнет с одной клет­ки, а потом захватит весь организм. И лучше не надеяться на спонтанное выздоровление, хотя в принципе оно возможно.

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИАТРИЯ И

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА (оглавление)

Прежде всего я хочу дать определение психоте­рапии.

Психотерапия — это комплексное лечебное воз­действие с помощью психических средств на пси­хику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изме­нения отношения к себе, своему состоянию и окру­жающей среде (В.Е. Рожнов, 1985). Так определя­ют психотерапию практически во всех отечествен­ных руководствах, но в более сокращенной форме. Хочу сосредоточить ваше внимание на второй час­ти определения — изменение отношения к себе, сво­ему состоянию и окружающей среде. Это основная задача психотерапии. Если удается ее выполнить, то человек не просто выздоравливает, он больше не заболевает. Если не удается, то обострения неиз­бежны.

Но конечной целью психотерапии А. Маслоу счи­тает самоактуализацию индивидуума. Поскольку свои базовые потребности человек удовлетворяет с помощью других людей, сама психотерапия долж­на быть переведена в плоскость межличностных от­ношений. И в этом можно с ним согласиться.

Индивидуальная психотерапия необходима толь­ко очень больным людям, которые не научились воспринимать действительность в ее реальном виде. В основном следует использовать групповую психо­терапию. И привлекать на занятия не столько тех, кто уже окончательно заболел, сколько тех, кто еще формально здоров. Я разработал такой реадаптационный комплекс.

Медицинские учреждения — поликлиника — дневной стационар — стационар.

В поликлинике пациенты могут обследоваться и получить помощь, продолжая работать и посещая КРОСС. Лица с легкими формами невроза сразу направляются в КРОСС. Преимущество такого под­хода заключается в том, что больной, приобретая тренинговую социокультурную среду, не теряет свя­зи со своей реальной проблемной ситуацией, что способствует коррекции личностного комплекса при­менительно к ней. При неэффективности ресоциализационньгх мер пациенты направляются в днев­ной стационар, не нарушая своих связей с семьей и друзьями. И только тогда, когда есть необходимость в сложных обследованиях или требуется полная изо­ляция больного от своей микросоциальной среды, его кладут в стационар, где функционирует группа коррекции малоадаптивных паттернов поведения. Такой подход позволил значительно минимизиро­вать прием медикаментов, что свидетельствует о воз­можности принципиально иного подхода по срав­нению с общепринятым в стране лечению невро­зов. Ценным является и то, что большую часть помощи пациенты получают в естественной социо-культурной среде — в КРОССе.

Основной контингент занимающихся в КРОССе — рабочие, служащие и студенты, имеющие проблемы на производстве и в семье. Привлекались они в этот психотерапевтический клуб средствами рекламы. Психологическое обследование показало, что у 85% членов клуба в начале занятий наблюдался повы­шенный уровень тревожности и внутреннего напря­жения. Пребывание в клубе благотворно сказыва­лось на них, ибо они находились в среде, способствующей их адаптации. В клубе благодаря актив­ной социальной коммуникации в ходе совместного решения жизненно важных задач у них повышал­ся уровень социокультурной компетентности и не возникало социальной детренированности, как это обычно бывает при долгом пребывании в больнич­ных условиях. Члены клуба овладевали основны­ми адаптационными формами социального взаимо­действия. Их действия становились продуктивны­ми и позволяли сводить к минимуму напряжение в межличностных контактах в проблемных ситуаци­ях. Это в конечном итоге приводило к коррекции социогена и повышению уровня реалистичности в конструировании отношений с социокультурным ок­ружением.

Занятия проводились по специально разработан­ной программе, состоящей из четырех блоков:

1. Самостоятельная работа (система «Я) по кор­рекции личностного комплекса с последующим ана­лизом ее результатов в группе с участием руково­дителя по программе «Сценарного перепрограммироваания».

2. Обучение конструктивному неконфликтному общению с партнером в семье и на производстве (система «Я и ТЫ») по программе специально раз­работанного тренинга общения один на один «Пси­хологическое айкидо».

3. Обучение общению в микросоциальной среде, в семье и на производстве — (система «Я и Вы») по программе «Стратегия управления».

4. Обучение публичному выступлению с основа­ми ораторского искусства (система «Я и ОНИ») по программе «Психология публичного выступления с основами ораторского искусства».

Детально вся техника этой работы изложена в моих книгах, и я здесь не буду повторяться. Хочу только заметить, что у меня уже появились учени­ки не только среди психотерапевтов, но и среди пси­хологов. Многие, позанимавшись в клубе, увлек­лись проблемой, поступили в соответствующие вузы и стали профессиональными психологами или пси­хотерапевтами. Филиалы клуба работают более чем в 20 городах России. Сейчас организовываются фи­лиалы в Германии, США и Израиле. Причем в их создании я не принимаю участия. Иногда только провожу те семинары, которые руководители клу­бов на местах еще не могут проводить.

Вас, дорогие наши читатели, может заинтересо­вать, конечно, не только КРОСС.

Говоря о психотерапии, А. Маслоу отмечал сле­дующие моменты:

1. Психотерапия существовала во все времена. Шаманы, колдуны, гуру, священники, а затем врачи добивались такого эффекта, который в то время считался чудом, а сегодня мы его называем психо­т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.019 с.)