Применение различных теорий и методик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение различных теорий и методик.



Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выработанные в рамках разных теоретических под­ходов. Это можно назвать прагматическим эклекти­цизмом, синтетическим, интегративным или процес­суально ориентированным подходом. Суть, однако, в том, что каждая грань проблемы пациента может получить разрешение в таких формах и приемах, которые подходят именно для нее, хотя и созданы разными психотерапевтами с разными теоретичес­кими убеждениями.

Конструктивный диалог с пациентом может вклю­чать, к примеру, элементы классического психоана­лиза, трансактный анализ по Э. Берну, моменты рационально-эмотивной психотерапии или нейролингвистического программирования (НЛП). И если классический психоанализ призван выявить корни проблемы в детстве (если таковые имеются), то трансактный анализ укажет на сегодняшние зат­руднения, а НЛП поможет при помощи работы па­циента с собственным подсознанием избавиться от навязчивых состояний и мешающих жить фобий.

Эми Минделл пишет о множественных принци­пах и подходах, на которые опирается процессу­альная психотерапия: «Процессуальная работа основана на принципах даосизма, дзенской философии алхимии, работах К.Г. Юнга, шаманизме традици­ях коренного населения Америки и современной фи­зике». И далее она подчеркивает, сколь широко при­меним оказывается такой синтетический подход: «Процессуальная работа распространена во всем мире и применима к людям различного культурного и эт­нического происхождения. Центры процессуальной работы ныне созданы во многих странах, включая Австралию. Россию, Польшу, Японию, Англию» (Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М., 1997. С. 44.).

Психотерапия сегодняшнего дня включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу с па­циентами. С 30-х годов XX века в западных стра­нах существует множество психотерапевтических групп: группы тренинга, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной те­рапии, группы танцевальной терапии, группы те­рапии искусством, группы тренинга умений (См. об этом: Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.) и др.

Особый интерес представляют методы и приемы, практикуемые в группах телесной терапии и свя­занные с прикосновениями. Психотерапия порой не может решить проблемы пациента исключительно словесной беседой, диалогом, так как изменения психологии, характера вышли на психосоматичес­кий уровень. Например, пациент испытывает тя­желые эмоциональные переживания, которые свя­заны с зажимами определенных групп мышц, но мышцы эти он не контролирует. Они зажаты так давно, что человек не осознает ненормальности cитуации, а лишь чувствует постоянный эмоциональ­ный дискомфорт. В телесной терапии это называет­ся «мышечная броня». Для снятия «мышечной бро­ни» телесным психотерапевтом А. Лоуэном был использован целый ряд методов и упражнений.

Другой психосоматической проблемой оказыва­ется «отсутствие почвы под ногами», когда паци­ент не уверен в себе в силу того, что у него «потеря­на связь с землей». Восстановление «связи с зем­лей» означает обретение уверенности и опору на принцип реальности, а для этого необходимо при­бегнуть к целому ряду упражнений, имеющих не только физический, но и биоэнергетический харак­тер.

Процессуальная психотерапия Арнольда Минделла опирается уже не только на представление о «теле», но на целый комплекс эзотерических идей и концепцию «тонких тел». Информационно-энергети­ческие структуры, опосредующие духовную монаду и грубо-материальную плоть, А. Минделл называет «телом сновидений» и считает, что работа с этим телом — источником жизненности и движения, — может протекать по самым разным методикам, глав­ное, чтобы в результате был оздоровительный, гар­монизирующий эффект. Д. МакНили пишет об этом: «Психологи, обладающие достаточными навыками и гибкостью, чтобы следовать индивидуальным про­цессам тела сновидений, обнаружат, что такие тер­мины, как анализ, психотерапия и работа с телом, должны быть расширены до такой степени, чтобы позволить человеку соприкоснуться с любой извест­ной теорией и практикой. Тело сновидений может начать «говорить» в стиле гештальта, психодрамы или активного воображения, или оно может попро­сить, чтобы его «отрольфили» (Специальный массаж, созданный терапевтом Идой Рольф.) с помощью глубоко­го массажа. В другой раз или при других обстоя­тельствах тело может спонтанно принимать незна­комые позы, например, асаны Хатха-йоги или войти в глубокие состояния медитации, характерные для дзена... Западный психотерапевт, работающий со всем телесным спектром, должен понимать и при­нимать формы психики и психического поведения, совершенно нормального для йога, шамана или спе­циалиста по акупунктуре» (Мак-НилиД. Прикосновение. М., 1999. С. 65—66.).

Очень важно отметить, что для разных пациен­тов необходимы разные методы, приемы и виды пси­хотерапии. Люди, уверенные в себе, молодые и ам­бициозные требуют иного к себе подхода и иных лечебных методик, чем старые, больные и подав­ленные. Интроверты и экстраверты, мужчины и женщины, подростки и взрослые — все эти суще­ственно различные индивиды требуют от врача под­стройки под них, поиска особых подходов и средств воздействия. В то же время, если психотерапевт встречается со случаем явного психоза, погранич­ным состоянием или симптомами органических на­рушений, он должен не браться за лечение, а обя­зан передать своего пациента соответствующему специалисту, который имеет право ставить в этой ситуации диагноз и прописывать лекарства.

Последний момент, который необходимо отме­тить, говоря об условиях, при которых психотера­пия оказывается благом, а не злом, это заключе­ние, как на Западе, психотерапевтического кон­тракта. В контракте оговариваются характер и примерные сроки лечения, оплата и организацион­ные моменты: перенос времени сеансов, неявка в связи с болезнью и т.д. Контракт — документ, ко­торый фактически утверждает права и обязанности обеих сторон, что гарантирует участников от про­извола как со стороны психотерапевта, так и со сто­роны пациента.

Конечно, может показаться странным, что с «ан­гелом-хранителем» заключается юридический до­кумент, но это вполне нормально.

4. САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!(оглавление)

Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда.

Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенность, чрезмерно страстно привязывался к другому чело­веку или ощущал необузданную жажду господства.

Они существовали так же, как были сумасшед­шие и калеки, прокаженные и сифилитики, уроды и больные. Причем этих последних было так много и они столь явственно заполняли города, села и до­роги, что на тех, первых, никто попросту не обра­щал внимания. Фобии и депрессии переживались тихо, ибо пойти с ними было не к кому, ну разве что к приходскому священнику, который мог по-увещевать при помощи слова Божьего. Изгонять бесов брался при этом далеко не каждый святой отец. Кого тоска слишком заедала, бросался в омут головой. А сильная жажда власти и вовсе не рас­сматривалась как дефект.

Явленные миру физические и психические па­тологии заслоняли проблемы души — феномена тон­кого и эфемерного. Эти проблемы вышли на пер­вый план в XIX—XX веках, когда человечество до некоторой степени справилось с массовыми физи­ческими и тяжелыми психическими недугами и ус­тановило медицинский надзор. Зато теперь пришла очередь обратить внимание на миропереживание «среднего человека», и это миропереживание ока­залось также не очень здоровым и не очень прият­ным. Невротическая личность нашего времени — массовое явление: еще не больной, уже не здоро­вый, но в любом случае страдающий и неадекват­ный человек.

К тому же наша эпоха, окончательно сломавшая старые традиции, разрушившая ценности, которые складывались веками, поставила людей перед по­стоянным непрекращающимся выбором и вменила каждому полноту ответственности за всякий сде­ланный шаг. А это само по себе — большая психо­логическая нагрузка и серьезное испытание.

Итак, практически каждый из нас, где бы он ни жил, сталкивается, по крайней мере, с тремя трав­мирующими факторами:

• Социокультурные обстоятельства.

• Разрушительное воздействие средств массовой информации (СМИ).

• Трудности личной судьбы.

Первый фактор, мощно способствующий невротизации, это конкурентная система отношений в со­временном рыночном обществе (социокультурный фактор). Рынок, пронизывающий все социальные пласты, превращает жизнь в непрерывные бега, в соревновательность на износ. А там, где царит же­сткая соревновательность, венчающаяся слезами проигравшего и триумфом победителя, процветают подножки и подставки, интриги и наветы, ложь и очернительство.

Широко известно, что в процветающих США спо­койно работать нельзя, так как работа превращена в постоянный экзамен, где провалившихся отбра­ковывают, ставя на их место других сотрудников. Поэтому все вынуждены непрерывно трепетать. Для экономики это замечательно, но для людей очень вредно. Быть может, именно поэтому в США так процветает психотерапия и психоанализ. Их успех поддерживается еще тем, что конкурирующие меж­ду собой люди не станут откровенничать друг с дру­гом и плакаться друг другу в жилетку. Они пред­почитают платить деньги специалисту и рассказы­вать о своих бедах ему, зная, что он сохранит их секреты и не выдаст их слабости соперникам.

В нашей стране психологическому здоровью на­селения активно противодействует режим постоян­ных социальных потрясений, лихорадящих Россию на протяжении всего XX века. Жизненные и смыс­ловые кризисы, сокрушение одной системы ценно­стей и насильственное навязывание другой, развал условий воспроизводства крупных социальных групп, смена в последние десять лет патерналистского государства на криминально-анархическое — все это делает внутренний мир шатким и безопор­ным, людей — растерянными и сбитыми с толку. Они, быть может, и побежали бы толпами к психотерапевтам, но этих последних очень мало, зачас­тую они не профессионалы, и лечение стоит дорого в сравнении с зарплатой, которую, ко всему проче­му, порой не платят годами. Отечественные соци­альные условия не менее, а быть может, более травматичны для человеческой души, чем западные, к ним добавляется хаос и неразбериха, бездействие закона, что означает полную личностную незащи­щенность, которая выражается в тревожности, стра­хах, суицидальных тенденциях.

Второй фактор, способствующий в современных условиях невротизации, это работа средств массо­вой информации (СМИ). Здесь нам проще апелли­ровать к отечественному опыту, хотя деятельность российского телевидения является ничем иным, как калькой с телевидения западного.

В постперестроечной России, к сожалению, во­зобладали тенденции некритичного заимствования телевидением худших образцов построения работы западными СМИ. Способы и приемы воздействия на аудиторию, применяемые всеми каналами совре­менного отечественного телевидения, направлены на дестабилизацию и дегармонизацию и без того дос­таточно дисгармоничного и смятенного массового сознания. Как информационные, так и развлека­тельные передачи (прежде всего кинофильмы, пред­ставленные большим количеством боевиков, филь­мов-ужасов и фильмов, посвященных паранормальным явлениям) показывают такую картину мира, где, по существу, отсутствует нормальная челове­ческая жизнь. Она заменена «патологической повседневностью», в которой «эксперт по патологии» (следователь, полицейский, врач-психиатр, экстрасенс-оккультист, патологоанатом, комментатор про­исшествия или сама жертва) является главным и практически единственным персонажем.

Взглянем на некоторые модели, широко пред­ставленные как в информационной, так и в «худо­жественной» части деятельности ТВ.

Модель 1. Мир есть катастрофа.

О том, что мир есть катастрофа, несчастный слу­чай, смерть и увечье говорят нам с раннего утра все телепрограммы, ибо они начинают передачу не с общезначимых фактов экономического, политичес­кого и культурного порядка, а с радостного пове­ствования о случившихся в любом конце мира по­жарах, землетрясениях, взрывах и перевернувших­ся автомобилях.

Эти факты навязчиво повторяются в течение все­го дня, превращая действительность в жуткую и кровавую «хронику происшествий». Едва открыв глаза, бедный российский гражданин — вы да я — получает огромный заряд негативных эмоций: он видит растерзанные тела, подробно показанные опе­ратором, слышит стенания родственников погиб­ших, тревожно реагирует на число очередных жертв и, конечно, вольно-невольно прикидывает в уме, не станет ли он сам очередной жертвой непредсказуе­мого несчастья. Судьба видится как в стихотворе­нии Арсения Тарковского:

Когда судьба по следу шла за нами

Как сумасшедший с бритвою в руке.

Модель 2. Мир есть преступление.

Хроника всего скверного, что случилось как бы нечаянно и без злого умысла, дополняется востор­женным неумолчным рассказом тележурналистов о деяниях намеренных: телезвездами и главными персонажами становятся кровавые маньяки, рэке­тиры, международные террористы, солдаты-насиль­ники и т.д. А поскольку катастрофы и преступле­ния перемежаются на телеэкране и дополняют друг друга, то действительность предстает перед и без того удрученным российским зрителем совсем ужас­ной. В ней, в этой чудовищной действительности, не рождаются дети, не строятся дома, не делаются открытия, не растет хлеб. В ней только звучат уг­розы, громоздятся горы трупов и текут реки крови. Какое уж тут «светлое будущее»! Главное — не быть взорванным, застреленным или украденным. Наше телевидение тщательно сеет страх. Невротические отклонения, депрессии и суицид являются в нема­лой степени делом рук тех, кого народ неласково прозвал «журналюги». Это вполне инфернальные личности, хотя в непосредственном общении они могут выглядеть милейшими ребятами. Суть в том, что «милейшие ребята» делают вполне адово дело: настойчиво и целенаправленно расшатывают пси­хику своих сограждан.

Модель 3. Мир есть остросюжетное приключение.

Остросюжетные приключения, к которым сво­дится повседневность, представлены на экране уже не столько информационными передачами, сколь­ко кинофильмами определенного плана. Причем, презираемые снобами «мыльные сериалы» оказываются среди этих кинофильмов средоточием гуман­ности и реализма. Затопившие наши экраны боеви­ки редуцируют реальные человеческие отношения к примитивным желаниям, экстремальным действи­ям (бесконечные погони, стрельба и убийства), гру­бым чувствам (ненависти, зависти, мстительности) и дурным манерам (чего стоят крик и ругательства, сопровождающие каждый эпизод!). Поколения ма­леньких россиян вырастают в полной уверенности, что разнузданная агрессия — это нормальное чело­веческое состояние, никем не осуждаемое и даже весьма похвальное.

Агрессия на одной стороне подразумевает нена­висть, страх и злую мстительность — на другой. Патология рождает патологию.

Модель 4. Мир есть циничная клоунада.

К рассмотрению мира как циничной клоунады приглашают нас многочисленные политические ком­ментаторы, которые ернически издеваются над ли­дерами противоположной политической группиров­ки. Свой вклад в дело десакрализации всего на свете вносят многочисленные «юмористические передачи», печально павшие ниже балаганного уровня. Взаим­ные оплеухи Бима и Бома представляются по сравне­нию с «Городком» просто верхом эстетизма и интел­лектуальности. Стоит отметить, что крайне цинич­ной выступает и сегодняшняя пресса, печатающая издевательски-насмешливые заголовки над статья­ми о трагических событиях. Развенчание «всего свя­того» — типичная черта как электронных, так и обычных СМИ.

Крупные позитивные сдвиги в развитии совре­менной России не возможны, на наш взгляд, без радикальной переориентации работы телевидения, радио, газет. Если мир — это катастрофа и пре­ступление, если в нем нет ничего, кроме грубых страстей и злого ерничества, то в нем просто неза­чем жить. И это «незачем» тяготеет над нами уже сегодня, выливаясь в массовые детские самоубий­ства, в деградацию взрослых и ужас стариков.

У современного телевидения есть только один явный плюс — его всегда можно выключить.

И все же в начале XXI века жить без него нельзя. Поэтому прогрессивность власти, которая сейчас воз­никает и формируется в России, будет определять­ся не только успехом экономики и внешней поли­тики, не только отношениями с политическими эли­тами внутри страны, но и тем, насколько эта власть сможет создать позитивную духовную и психоло­гическую атмосферу, насколько она подвигнет СМИ к тому, чтобы они вернули нам обычную повсе­дневную жизнь — с ее радостями, успехами и про­стыми человеческими заботами.

Третий фактор невротизации современного че­ловека — это обстоятельства его индивидуальной судьбы. Личные катастрофы, потрясения детства, внезапные разочарования или крушение жизнен­ных планов — все это выбивает человека из колеи, обессмысливает его жизнь, погружает в негативное эмоциональное состояние на длительное время.

Нередко люди сами спонтанно выходят из тяже­лого эмоционального неблагополучия. Или пытают­ся это сделать, как умеют. В книге Ф. Василюка «Психология переживания» описывается четыре типа преодоления психологических кризисов, воз­никших по разным причинам. Следуя основным мотивам этой книги, рассмотрим возможные вари­анты такого выхода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.019 с.)