Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема свободы, ответственности и необходимости в жизни человека.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о свободе – один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории; на разных этапах истории, в различных типах социальности она по-своему осмысливается. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости (независимости), отчуждения, ответственности. Определения этих понятий видоизменяются в соответствии с конкретными социокультурными условиями исторического времени. Проблема свободы рассматривается во взаимосвязи с такими понятиями, как необходимость, зависимость (независимость), отчуждение, ответственность. Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование и обозначающая возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Свобода – способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков[6]. В классической философии свобода рассматривалась в двух основных вариантах: «свобода есть осознанная необходимость» и «свобода воли». Проблема свободы была предметом философских размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и др. Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, равенством и справедливостью. Б. Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого, по мнению Спинозы, человек должен познать свою собственную природу как разумного существа и избавиться от аффектов и пристрастий, искажающих его человеческую сущность. Спиноза назвал рабством бессилие человека в укрощении своих страстей, т.к. человек, им подверженный, уже не владеет собой и не может сам управлять своим поведением. Г. Гегель считал, что история человечества представляет собой прогресс в осознании свободы. В марксистской философии свобода понимается в двух вариантах: 1) как познанная необходимость (закономерность) и 2) как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решения на основе знаний вопроса). В данном случае свобода – это, прежде всего, свобода выбора. В марксизме не отрицается свобода воли человека, а признается, что она детерминирована системой реальных возможностей. Согласно марксистской концепции, все, что находится вне пределов реальных возможностей, не должно быть объектом притязаний человека, т.к. из-за реальной недостижимости желаемого человек погружается в бесперспективные мечты и фантазии. При наличии реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. Наиболее сложным является выбор, затрагивающий духовную и социальную сферы жизнедеятельности человека. Человек несет ответственность за свой выбор. Свобода мысли, слова, совести, вероисповедания, убеждений связана с реализацией человеком своих прав на эти ценности, предоставляемые человеку обществом. Право на жизнь, здоровье, качественную и своевременную медицинскую помощь гарантированы человеку и международными, и отечественными правовыми документами. Свобода человека проявляется в том, что он делает свой выбор – жить или не жить, сохранять здоровье или нет, обращаться за помощью к врачам или знахарям и т.д. Права теряют свою ценность, если человек не свободен в возможности воспользоваться ими. 25-я статья Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием воли и вольницы. Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Свобода, понимаемая как свобода воли, означает, что человек имеет возможность поступать так, как ему хочется. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли традиционно связывалось с ответственностью человека за свои действия, с исполнением им своего долга и осознанием предназначения. Самоопределяем ли человек или детерминирован в своем поведении и поступках какими-либо факторами, т.е. имеется ли причинная обусловленность поведения человека какими-либо обстоятельствами кроме его собственных желаний? В концепции детерминизма утверждается, что существует универсальная причинно-следственная связь, которая предопределяет мотивы, мысли, поступки людей. В концепции индетерминизма полностью отвергается причинная обусловленность всего сущего. Предполагается, что не существует однозначной причинно-следственной взаимосвязи между природными явлениями и сферой сознания. Поэтому мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека. Такое понимание свободы воли человека влечет за собой появление волюнтаризма, своеволия, произвола. Концепции детерминизма и индетерминизма, начав формироваться во времена Античности, развиваются до настоящего времени. Во все времена существовали сторонники и той, и другой концепции. Для человека индустриального общества свобода имеет, прежде всего, правовой и экономический смысл. Это свобода «распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания»[7]. В 20 веке свобода «становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство»[8]. Свобода часто вступает в конфликт, противоречие с элементарными нормами жизни. Абсолютной свободы для человека не существует. Свобода всегда относительна. Она соразмеряется с теми требованиями среды, в которых человек ее реализует. Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева[9]. Бердяев считал, что связь свободы с природной и/или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинно обусловлен, предопределен необходимостью. Подлинная свобода не связана ни с чем, не имеет причинной обусловленности. Свобода не сводится к выбору возможности, т.к. этот выбор принудителен, связан с необходимостью. Свобода- это творчество, созидание ранее не существовавшего. Свобода выбора – это один из моментов реализации свободы. Настоящая свобода, по мнению Н.А. Бердяева, проявляется тогда, когда выбор уже сделан. Свобода неотделима от творчества. Только свободный творит. В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода традиционно противопоставляется принуждению. Принуждение не тождественно необходимости. Необходимость – философская категория, которая выражает порядок, существующий в мире, объективные связи внутри материального мира. Реально или физически необходимым можно считать такой феномен, который неизбежно должен наступить, если для этого созрели определенные условия[10]. Случайность, по мнению Гегеля, - это форма выражения необходимости. В каждой случайности есть элемент необходимости. Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в ещё худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы. Свобода и ответственность. Ответственность – результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта. Только способность взять на себя ответственность делает человека свободным. Ответственность предполагает осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины. Работы по истории культуры подтверждают, что, только «овладев культурой воли, пройдя школу собственного достоинства, школу самоуважения, научившись отвечать за свои поступки», человек становится по-настоящему свободным. В античном языческом мире были люди, которые пользовались во внеслужебное время и в своем кругу полной «свободой» беспорядочного, не связанного никакими обязательствами удовлетворения своих физических импульсов. «Но люди эти были – рабы. Свободнорожденные жили иначе». Свободный выбирает, несвободный – подчиняется позыву. Свободный человек находится внутри «объективной смысловой связи ценностей», несвободный – за ее пределами. Свобода и необходимость. Свобода – возможность действовать в соответствии со своими идеалами, интересами и целями. Под лозунгами свободы формировалась буржуазная цивилизация. Свобода – действительная ценность и средство манипуляции. Имеет неопределенное содержание, что отмечали многие мыслители: «соблазнительное имя, вводящее в заблуждение» (Т. Гоббс), «странная вещь» (В. Гете), «многозначная, доступная величайшим недоразумениям идея» (Г. Гегель). Традиционно понятие свободы раскрывается через систему субординации ряда других понятий («свобода от», «свобода для», воля, произвол, необходимость, отчуждение, ответственность и ряд др.). Многими рассматривается как термин, обозначающий разное содержание, формировавшееся в разные эпохи (Гадамер). Проблема свободы разрабатывалась в двух основных вариантах: 1. гносеологическом, видящем основу свободы в познании (Спиноза, Гегель, Энгельс и др.), 2. гуманистически-натуралистическом, предполагающем возможность раскрытия природных или приобретенных в культуре задатков и способностей, творчества культуры и самого себя, формирования целостной, гармонически развитой личности (романтики, Маркс, Батищев и др.). Кроме того, свобода в одних случаях истолковывается как коренная характеристика бытия самого по себе, субстанциональный источник сущего (ранний Бердяев, немецкие мистики), в других – как «несубстанциональная основа» подлинности человека, «осужденного в каждый момент выбирать себя» (Сартр). В настоящее время проблема свободы исследуется с учетом новой реальности, возникающей в режиме цивилизационного поворота, прежде всего глобализации и информатизации общества. Необходимость – философская категория, обозначающая существенную связь явлений, то, что при определенных условиях обязательно должно произойти. Проблема отношения свободы и необходимости тщательно разрабатывалась, начиная с Нового времени. Предложено несколько вариантов ее решения: 1. необходимость как таковая не существует. Она есть фантом сознания. «Необходимость не факт, а интерпретация» (Ницше). Идея Ницше – это «идея каменной стены», предписывающей – «восставать нельзя». Но не примиряться ни с одной из невозможностей и каменных стен можно и нужно (Достоевский). Современные философы Камю и Сартр, определяли свободу как «разжатие бытия». 2. сфера свободы существует за пределами необходимости. Они плохо смешиваются, как плохо смешиваются вода и масло. Элементы этого подхода прослеживаются в марксизме, который, несмотря на следование традиции Спинозы и Гегеля, различал эпохи истории: «царство несвободы» и «царство свободы». 3. существует тождество несвободы и свободы, главный путь к которому – познание. Тезис «свобода есть познанная необходимость» отстаивали Спиноза, Гегель, Энгельс. Понимание свободы как познанной необходимости раскрывает важный, но не единственный аспект свободы. Оно не дает ответа на вопрос о том, для чего человеку свобода.
[1] Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1988. С. 74. [2] Швейцер А. Культура и этика / Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992, с. 218. [3] Кунин И. Римский-Корсаков. ЖЗЛ., 1964. С. 221. [4] Чехов А.П. Записные книжки. Собр. соч.: В 12 Т. – М., 1963. Т. 10. С. 490. [5] Мечников И.И. Собр. Соч. Т. 11. С. 29. [6] Социальная философия: Словарь /Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.К. Керимов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. С. 440. [7] Социальная философия: Словарь /Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.К. Керимов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. С. 440. [8] Социальная философия: Словарь /Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.К. Керимов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. С. 440 - 441. [9] Произведения: «Философия свободы», «О рабстве и свободе человека», «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «Царство духа и царство Кесаря» и др. [10] Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 320 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.01 с.) |